itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Обращение к Президенту РФ Д.А. Медведеву по поводу законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»

Новости Москвы  Закон об Образовании в РФ  Основы православной культуры 
0
192
Время на чтение 7 минут

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Обращаюсь к Вам всвязи с Вашим поручением внести до сентября с.г. в Государственную Думу проектфедерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[1].

К сожалению, вуказанном законопроекте явно недостаточно отражены и надлежащим образом гарантированыинтересы Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений играждан. И к настоящему моменту уже во многом упущено время для того, чтобыисправить эту ситуацию.

Только благодарябуквально принципиальной позиции Комитета Государственной Думы по деламобщественных объединений и религиозных организаций удалось переломитьсопряженную с атеизмом и неприятием инициатив Президента России по расширениюотношений государства и традиционных религиозных конфессий позицию МинобрнаукиРоссии, обеспечив в разработанном законопроекте сохранение всех положений,касавшихся вопросов религии, и тех новаций, что были внесены в последние годыруководством страны (государственная аккредитация духовных школ в частиреализации государственных образовательных стандартов, и др.). Но разработчикизаконопроекта, исходя из позиции руководства Минобрнауки России, намеренноотказали в малейшем выходе за пределы того, по поводу чего уже былополитическое решение руководства страны и, как следствие, что уже принципиальнобыло закреплено в Законе РФ «Об образовании».

Этого явнонедостаточно. На сегодняшний день сложилась ситуация, угрожающая правам изаконным интересам Русской Православной Церкви, православных образовательныхучреждений и граждан. Эта ситуация серьезно усугубляется негласной позициейМинобрнауки России о необходимости воспрепятствования притязаниям традиционныхконфессий на закрепление в законодательстве дополнительных гарантий имеханизмов (в сравнении с действующим регулированием), направленных нарасширение государственно-конфессиональных отношений в области образования и наповышение гарантий защиты прав православных граждан в этой области.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,Ваши положительные инициативы по созданию правовой базы для расширения иуглубления партнерских отношений с Русской Православной Церковью и другимитрадиционными конфессиями России, выразившиеся в принятии крайне важногоФедерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросуподдержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и во внесении вГосударственную Думу проекта Федерального закона «О передаче религиозныморганизациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственнойили муниципальной собственности», в Вашей инициативе введения институтакапелланства, крайне нуждаются сегодня в достройке в виде создания современной,соответствующей существующим реалиям и социальным образовательным запросамверующей части населения России правовой базы взаимоотношений государства иконфессий в области образования. Без образовательной составляющей все Вашиусилия по обеспечению межрелигиозного мира в России и защиты прав верующих необеспечат необходимой эффективности выстраиваемой Вами системы мер.

Уже со всейочевидностью ясно, что исполнение Вашего решения от 21 июля 2009 года о введениив школах изучения основ религиозной культуры, поддержанного ПатриархомМосковским и всея Руси Кириллом и руководителями других религиозных организацийисторически представленных в России традиционных религий, встретило непреодолимыепрепятствия, целенаправленное противодействие его реализации со стороны рядапредставителей Минобрнауки России, которые, грубо игнорируя исполнительскуюдисциплину, подменили и извратили суть Вашей инициативы и механизмы еереализации. Вместо православной культуры школьники, семьи которых добровольно иосознанно избрали для изучения ими именно этот предмет, получатидеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучениюправославной культуры. Производится явная подмена содержания предметной области«Духовно-нравственная культура России» и предмета «Православная культура» навульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, смешанное ссомнительными идеологическими установками и пропагандой сект. В документах ипособиях, подготовленных в Минобрнауки России и по его поручениям,предусмотрено, что всем детям при изучении любого из предметов конкретнойрелигиозной культуры будут фактически насильно навязываться все религии сразу,совершенно не учитывая мнение родителей этих детей и их самих, грубо нарушая ихсвободу совести. В частности, православные дети будут обязаны в рамках изученияоснов православной культуры осваивать не только православную культуру (внамеренно примитивизированном, выхолощенном виде), но в обязательном порядке -также и элементы культуры иудаизма и других религий. А дети, семьи которыхвыбрали для изучения ими «Основ мировых религиозных культур», невзирая на ихжелание, даже вопреки их воле, и невзирая на мнение родителей и религиознуюпринадлежность их семей (или то, что семья является неверующей), должны будутвовлекаться учителями в «примерку на себя роли» иудаиста, буддиста,мусульманина, православного, индуиста и даже адепта зороастризма (!),«симулировать» их «роли», проживать их эмоциональные состояния, реконструироватьс помощью воображения их чувства[2].

Крайне актуальным иважным для избежания подобных ситуаций, для реализации Ваших конструктивных проектовпо созданию условий иммунизации населения против религиозного экстремизма ирадикализма, по расширению государственно-конфессионального партнерства вобласти образования является обеспечение разработки и принятия поправок куказанному законопроекту, закрепляющих развернутые правовые гарантии имеханизмы:

1) обеспечения продолжения преподавания православной культуры в школах ивне рамок «эксперимента» Минобрнауки России, в частности - посредствомотведения не менее 25-30 процентов общего объема времени занятий,предусмотренных стандартами школьного образования и соответствующими базиснымиучебными планами на вариативную часть (формируемую участниками образовательногопроцесса) основной образовательной программы, гарантируя при этом невозможностьзначительного сведения этой вариативной части к внеурочной форме. Это оченьважно в условиях существенного искажения в настоящее время первоначального замысла и целей преподавания«Основ православной культуры», произошедшего при организации Минобрнауки Россииапробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики»;

2) реализациирелигиозно-культурного компонента образования в общеобразовательных учреждениях(школы, в т.ч. государственные и муниципальные, с религиозно-культурнымкомпонентом образования, создаваемые в школах классы с религиозно-культурнымкомпонентом образования[3]);

3) обеспечения прямого участия представителей Русской Православной Церкви в организацииподготовки и повышения квалификации учителей по предмету «Основы православнойкультуры», прямого и обязательного согласования с Русской Православной Церковьюучебных программ и пособий по этому предмету[4];аналогичного порядка и для других традиционных религиозных конфессий - в части,их касающейся;

4) особого правового статуса негосударственных общеобразовательных школ идошкольных учреждений различных форм (гимназий, лицеев, школ, интернатов ит.д.) с религиозно-культурным компонентом образования (православные,мусульманские и т.д.), финансовой поддержки, льготного обеспечения помещениямии иных форм государственной поддержки таких образовательных учреждений;

5) различных форм признания государством дипломов, выдаваемых духовнымиучебными заведениями и другими образовательными учреждениями (институтами,университетами) РусскойПравославной Церкви и других традиционных конфессий[5];

6) интеграции теологии вгосударственную систему аттестации научных работников, то есть введения ученыхстепеней кандидата и доктора теологии,не сводя их к находящимся ныне в стадии разработки параллельным профессионально-квалификационнымстепеням;

7) особого правового статуса образовательных учреждений кадетскогообразования.

Отметим, что всевышеперечисленные положения, гарантии и механизмы полностью отсутствуют взаконопроекте, а также в обсуждаемых разработчиками поправках, но они жизненноважны для современного этапа и будущего конструктивного развития государственно-конфессиональныхотношений в России.

Специфика этойобласти общественных отношений такова, что никакого консенсуса в обществе, гдеесть верующие и неверующие, достичь по этим вопросам невозможно в принципе.Юридически значимо, что указанные меры никак не дискриминируют неверующих иникоим образом их в принципе не касаются, но при этом вполне вписываются вправовое пространство России, корреспондируют европейскому опыту регулированияаналогичных отношений. Поэтому решение выше обозначенных задач возможно толькона политическом уровне - Вашим, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,решением, которое все сразу же расставит на свои места.

Прошу Вас датьпоручение незамедлительно закрепить вышеуказанные гарантии и механизмы в проектефедерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

С большим уважением,

Понкин Игорь Владиславович,

доктор юридических наук, заместительпредседателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и другихучастников образовательного процесса Общественной палаты по образованию вгороде Москве, директор Института государственно-конфессиональных отношений иправа



[1] РИА «Новости», 31.05.2010.

[2] Подробнеесм.: О существенном искажении первоначального замысла и целей преподавания«Основ православной культуры» при организации Министерством образовании и наукиРФ апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» // <http://www.moral-law.ru/library/ed/ex-experiment-5-6-2010.rtf>.

[3] Такиешколы длительное время успешно функционируют в Москве и в ряде других субъектовРоссийской Федерации. А классы с религиозно-культурным компонентом образованиянеобходимо ввести.

[4] Кпримеру, учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основыправославной культуры» (Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н.,Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособиедля учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов;Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2010) предусматривает изучениедетьми священных книгиудаизма и внутреннего убранства синагоги, явно реализуя интенцииспровоцировать конфликт между православными и иудаистами.

Пособие Б.Г. Якеменко«Основы православной культуры» (Часть 1. Конспект лекций, М.: Национальныйинститут «Высшая школа управления», 2008, 188 с.), цинично и грубо унижаетчеловеческое достоинство русских людей по признаку отношения к национальности,содержит нетерпимые оценки в адрес православных русских людей.

Учебное пособие дляобучающихся «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православнойкультуры. 4-5 классы» (М.: Просвещение, 2010, 95 с.) понуждает православныхдетей отсчитывать начало духовной истории России от Хазарского каганата.

[5] Кпримеру, по аналогии с Соглашением от18.12.2008 между Францией и Ватиканом о взаимном признании ученых степеней идипломов в высшем образовании (перевод с франц. см.:Понкин И.В. Правовые проблемы признания дипломов учрежденийпрофессионального религиозного образования // Юрист ВУЗа. - 2010. - № 4. - С.6-15).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Понкин
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
«Эта информационно-просветительская деятельность не является православной и миссионерской…»
Заключение по содержанию и направленности информационной деятельности священника Павла Островского среди детей и молодёжи
24.04.2023
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания
Заключение от 17.03.2023 по содержанию и направленности документа «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: Методические рекомендации» от 10.10.2022
21.03.2023
Все статьи Игорь Понкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Школьная форма – быть или не быть
О необходимом атрибуте в системе образования
13.02.2024
«Всё важно в совокупности: воспитание, знания, культура»
По словам Владимира Путина, молодое поколение необходимо воспитывать на основе традиционных ценностей
25.01.2024
«Покупкой нового оборудования пытаются заместить качество образования»
О необходимости воссоздания системы трудового воспитания детей и юношества
25.01.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Бедные богатые!
Евангелие пятницы (Мк, 46 зач., 10, 23—32)
02.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Лучше потратить жизнь на детей, чем на футбол и любовниц»
Новый комментарий от Русский Иван
20.02.2024 19:06
Россией пытаются напугать мягкотелых европейцев
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.02.2024 17:49
Мат, перемат или самодисциплина?
Новый комментарий от Константин В.
20.02.2024 17:05
Игра на повышение пунктов за Даванкова началась
Новый комментарий от АБС
20.02.2024 16:42
На Владыку Лонгина совершено нападение
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2024 16:22
«Вознеслась на небеса молитва»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2024 16:11