День Русской цивилизации

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
212
Время на чтение 9 минут

5 апреля 1242 года состоялась знаменитая битва между православным воинством правителя Новгородского княжества Александра Невского и католическими рыцарями Ливонского ордена. Сражение вошло в историю России под названием Ледового Побоища, в котором русские войска одержали победу. Поход крестоносцев носил, прежде всего, религиозный характер. За несколько лет до битвы Папа Римский Иннокентий III отправил на Русь кардинала для проповеди католичества и переубеждения русских правителей. В булле римский понтифик указал на падение Византии как оплота Православного Христианства и посоветовал русским не сопротивляться и не отпадать от единой паствы Христовой.[1] Зная исторические события последовавших веков, сегодня мы вправе оценить поход войск Ливонского ордена как первую попытку Запада насильственно вовлечь Россию в орбиту своего влияния, в первую очередь, в культурной сфере.

С тех пор в отношениях между Россией и Западом едва ли что-то изменилось, разве что западные политики стали действовать более цинично, а высказываться более откровенно. Со временем состояние вечной холодной войны с Европой закрепилось в умах наших правителей как естественность, а теперь, когда Запад заправляет в первой русской столице, постепенно переходит и общегражданский уровень. Некоторые политологи, в том числе титулованные специалисты, ранее сводили холодную войну к отягощенному идеологией противоборству СССР и США в течение сорока пяти лет после окончания Второй мировой войны. Последние события заставили их изменить эту точку зрения.

В многовековом противостоянии с Западом Россия всегда ограничивалась обороной - активной, как в случае с Крымом, или пассивной, если вспомнить фиктивный гнев Ельцина по поводу натовских бомбардировок Белграда. В то же время страны заката (нем. das Abendland) проводят политику наступления и агрессии. Ведь именно Запад разворачивает против России систему перехвата ядерных ракет, что катастрофически подрывает стратегическую ядерную стабильность. Именно Запад наращивает в России разноцветную пятую колонну - от оранжевых либералов и красных радикалов до псевдопатриотических экстремистов под благородными знамёнами. Некоторые патриоты советуют Путину ввести зеркальные меры против Запада - создать в ЕС свои неправительственные структуры, финансировать противников европейской интеграции, а то и обложить США ракетными поясами по хрущёвскому сценарию, например, в дружественной Венесуэле. Эти идеи находят отражение в российском информационном поле, которое, к сожалению, сосредоточено исключительно на западных странах - их обсуждают, критикуют, предлагают пути отношений с ними. Мы очень много размышляем о них, думаем, «как догнать и перегнать Америку» вместо того, чтобы обратиться к собственной стране.

Последние сто лет мы живём без национальной идеи. В течение семидесяти лет нам навязывали т.н. советские ценности (атеизм и интернационализм), что закончилось крахом государства и урезанием России до границ XV века (если не считать Сибирь). Можно сколь угодно долго рассуждать о преимуществах советского строя, но его главным результатом стало превращение народа-богоносца в народ без истории и весьма смутным представлением о самом себе. Последние же двадцать пять лет вполне можно считать временем идейной пустоты. Либерализм как идея свободы человека вне Христа и без Христа в России не прижился, а сами либералов с течением времени русский народ отринул.

Место национальной идеи до сих пор вакантно, что и провоцирует столь жаркие споры о ценностях русского народа, об историческом пути России. Осью этих дебатов во многом являются традиционные разногласия между западниками и славянофилами. Не желая пускаться в долгие и, как правило, безрезультатные разговоры на тему «Россия есть Европа или нет», остановлюсь лишь на нескольких интересных и крайне показательных моментах.

Как известно, в 988 г. состоялось Святое Крещение Руси по византийскому образцу. Россия приняла Христианство в эпоху глубокого религиозного конфликта между Папой Римским и Патриархом Константинопольским, который касался не только обрядовых форм, но и догматики. Его суть сводилась к тому, что католические схизматики, несколько позже окончательно отколовшиеся от Церкви, измыслили целый ряд новшеств (догмат о Папе, догмат о филиокве, догмат о чистилище), которые не фигурируют в Священном Писании и не принимались ни одним Вселенским собором. Существует и множество других сущностных и символических различий. Русь же, принявшая Православие, а не католичество, стала фактически наследницей Византийской империи, которую Папы долгое время пытались подчинить своей воле. Ватикан предпринимал попытки перевоспитать «непослушный» Второй Рим силой оружия, о чём свидетельствует Четвёртый крестовый поход против Константинополя и создание Латинской империи на его руинах. Таким образом, миссия охранения и несения Апостольского Христианства, т.е. Христианства времён Иисуса Христа, не подвергнутого реформе Христианства, перешла к России. Недаром монах Филофей в письмах Василию Третьему будет свидетельствовать о России как о Третьем Риме.

Принятие Православия Русью, уже тогда весьма крупной страной, возмутило римских понтификов. К сожалению, вместо веры во Спасителя западная цивилизация предпочла традиционное для неё язычество с насилием, нетерпимостью и грабительскими походами в стиле викингов. Отличие от Римской империи теперь состояло в том, что объект почитания от размера пантеона богов сузился до одного грешного человека - Папы Римского, которого католики, по итогам Ватиканского собора 1870 г., возвели в ранг «божественного человека и человеческого Бога».[2] В этой связи справедливой представляется мысль русского философа Ивана Ильина о том, что «Европой искони владел Рим, - сначала языческий, потом католический, воспринявший основные традиции первого».[3]

Разница в религии, которая относится, как рассматривалось выше, далеко не только к обрядовой стороне Церкви, обусловила огромную массу различий России и Запада. Это проявилось, например, в форме строительства империи, классическим образцом которой всегда считалась Великобритания. Эта «тюрьма народов», в которой к концу XIX века томились сотни народностей Африки и Азии и племён Австралии, создавалась методами войны, унижения и подавления. В то время как на родных островах англичане говорили о правах человека, свободе и парламентаризме, в колониях они стравливали народы по религиозному и культурному признаку, применяли террор. Например, восстание сипаев в 1859 году оккупационная администрация в Индии подавила с применением изощрённой казни под названием «дьявольский ветер». Скупые англичане не жалели целых пушечных ядер, чтобы умертвить каждого повстанца отдельно.

британцы

Лакмусовой бумажкой, которая отразила всю глубину различий между западным и русским типами империи, стал референдум о независимости Шотландии. Хотя он и не привёл к независимости этой части Соединённого Королевства, бросается в глаза огромная общественная поддержка его проведения. Только после слезной речи британского главы кабинета министров перед активистами шотландских общественных организаций эту территорию удалось удержать. Обратите внимание, многие шотландцы, которые близки англичанам по вере, культуре и традициям, не хотят жить с ними в одной стране. В то же время народы России, многие из которых отличаются от русских разрезом глаз, цветом волос и кожи, религией, традициями и укладом жизни, не выказывают желание покинуть нашу страну, ведь их права не угнетаются в том государстве, которое основал и возвысил до мировой державы веротерпимый и радушный русский народ.

Немаловажным различием между Россией и Европой является язык. Речь идёт не только о том, что кириллический алфавит не используется европейскими народами. Сравните хотя бы слова в русском и европейском языках, которые обозначают важнейший общественно-политический термин - «государство». По-английски оно звучит как State, по-немецки - Staat, по-французски État, от которого и происходит политологический термин этатизм. Во всех перечисленных языках государство понимается как некое состояние вещей, которое может меняться под влиянием людей, превращаясь из монархии в демократическую республику или диктатуру. В русском языке слово «государство» происходит от слова «государь». Это обстоятельство позволяет говорить об авторитарной природе власти в России.

Интересно обратить внимание и на слово, обозначающее благодарность в русском языке - «спасибо». Едва ли можно передать на европейские языки истинный смысл этого слова, которое в русском языке означает надежду на Спасение Богом. Например, на английском языке такая молитвенная форма благодарности выражалась бы крайне не привычным для западного человека словосочетанием «God, save me». В целом русский язык более гармоничен в выражении чувств, что во многом определяет высокий эмоциональный уровень русского народа, тогда как западные языки лучше приспособлены для описания материалистических субстанций - политики, экономики и прочего.

Безусловно, одна статья не может отразить всю разницу между русскими и европейцами, как и вычертить образ отдельной от Европы Русской цивилизации. Однако не будем забывать, что в пользу нашей «самостийности» говорит и огромная территория, и расположение на двух континентах. Говоря о России, Столыпин произнёс в 1908 году перед либералами следующее «...не забывайте, господа, что русский народ всегда сознавал, что он осел и окреп на грани двух частей света....<>Наш орёл наследие Византии - орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью».

На мой взгляд, мы вправе говорить о Русской цивилизации не только как географической единице, но и как нашем окончательном историческом выборе. Если же есть наша цивилизация, значит должен быть день её рождения, в качестве которого я предлагаю 5 апреля. Ошибочно считать, что эти мысли оказались навеяны на фоне нынешнего жёсткого противостояния Запада и России. Этот шаг необходим нам не в качестве пропагандистского выпада, но для нас самих, для понимания своей природы и самоопределения.

Согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы и памятных датах России» 18 апреля (по старому стилю 5 апреля) является одним из многочисленных дней воинской славы нашей страны. Однако нельзя не обратить внимания на совершенно особое значение этой даты, которая в духовном смысле разительно отличается от Бородинского сражения или победы русской эскадры под командованием адмирала Нахимова у мыса Синоп. Победа на Чудском озере есть не просто одно из выдающихся сражений в нашей истории, но и отражение первой в истории западной агрессии против России. Католические рыцари двигались на Русь не только для расширения собственного влияния, но и в целях переубедить, перевоспитать, наконец, «перепрограммировать» русский народ в духе западной цивилизации. Мы действительно отличны от Европы - и не только по вере, алфавиту и языку, но и по желанию русского народа нести миру собственную идею, собственное представление о добре, зле и стоящей меж ними свободе. Ещё Пушкин говорил, что «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер».[4]

Если посмотреть на постхристианскую Европу сегодня, с её грехами, возводимыми в ранг закона, отказом от национальных корней и абсолютно аморальной поддержкой нацизма на Украине в политических целях, трудно избавиться от мысли, что русские и европейцы похожи только тем, что и те, и другие внешне разительно отличаются от монголов. Воистину прав был молодой и мудрый князь Александр Невский, когда пошёл на временную дружбу с терпимыми к чужой религии азиатскими «варварами», отказавшись от выбора в пользу пусть и «цивилизованных», зато крайне нетолерантных к Православию европейцев.



[1] Н.Осокин. История альбигойцев и их времени. С.18

[2] Папство и его борьба с Православием. С.15

[3] И.Ильин. Наши задачи. Т.I. С.54

[4] А.Пушкин. Исторические замечания, 1822

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 1., Гусев:

Моим предкам их никто не навязывал,

Где ж они их приобрели?
Lucia / 06.04.2015, 10:33

6. Ответ на 5., Василий15:

Уже не первый обстоятельный и интересный комментарий от Вас. Спасибо, всё учту! Другой вопрос, что эти подробности очень трудно уложить в одну тематическую статью.

Василий! Буду рад, если мои рассуждения будут Вам полезны. С Праздником Вас! С уважением.

5. Ответ на 3., Владимир Иванович:

Уважаемый Василий Грибовский! Соглашаясь с Вами,, позволю несколько замечаний. Первое. Жизнь народов/этносов развивается по особым законам. Процесс этот называется этногенезом. Битва народов на Каталаунских полях Галлии разделила Европу и мир Северной Евразии к востоку на две части, наделив их разными народами, христианской религией, и разновременным этногенезом. 6 век начинался великой суперэтнизацией этносферы людей. После первых двух опытов греческого и римского европейское пространство затоплено племенами германцев. Они входят составными частями в этногенезы почти всех европейских народов. Разве что на Балканах не отметились. Германцами начинается обще европейский этногенез. Франки занимают Галлию и создают державу, включая территории будущих Франции, Италии, Германии. По факту занята территория местообитания будущего европейского суперэтноса, его этногенетическое ядро закладывается именно здесь. Короли франков для легитимизации своего положения на оккупированной территории идут на союз с римскими папами. Так закладывается основа светско-духовного симбиоза, власть Церкви освящает власть светскую, которая в ответ оказывает силовое обеспечение действиям Ватикана. Но и начинается борьба за людей, за ресурсы, за влияние. Раскол начался с окончательного падения Рима. На смену ему пришла новая цивилизация, продолжавшая римскую, но и охватившая к нашему времени практически всю Западную, Центральную и Северную Европу. Но Южная обособлялась по причине особого развития греческого этногенеза. Греки несколько веков были под властью Рима, его успешной и составной частью. Их возвышение и дальнейший отрыв от итало-римского суперэтнического поля и Римской империи начинается во 2 веке. Затем Римская империя разделяется на Западную (где италики остаются ведущими до поры) и Восточную (здесь на арену истории выходят греки. Пока Римская рушилась и исходила кровью, Империя ромеев крепла и мужала. Подобный этногенетический и политический раздел, как мне кажется повлёк за собой раскол Церкви. Со временем он увеличивался. То есть, мир европейский обособлялся не только этногенетически, цивилизационно, но и духовный его поиск обретал иные черты, направления. Европейский этногенез был заключительным аккордом индоевропейского западного. Вся мощь которого проявилась в эти полторы тысячи лет бесконечными войнами с их мировым окончанием в 20 в., великими открытиями и колонизацией мира, грандиозными достижениями науки и культуры, но и христианским подвигом. Не будем отказывать европейцам в этом. Второе. Если европейский этногенез начинал свою работу в 6 веке, то восточнее в Северной Евразии подобный процесс суперэтнизации начинается спустя 350-400 лет пассионарным толчком на Среднерусских возвышенностях. В течение нескольких веков сюда закачивались людские потоки со Среднего Днепра, от Вислы, из Волго-Камского региона. Разные по своему этногенетическому содержанию: индоевропейцы Северного Кавказа, индоевропейцы Европы, уральские племена. Русский народ/этнос родился. С него и началось объединение народов в русско-евразийское целое 20-го века. Европейский и русско-евразийский мир чётко разделялись с самого начала. Граница Советского Союза на западе это подтверждает. По эту сторону мир был наш, по ту - европейский (польский, венгерский, чешский, румынский, болгарский). Мы с ними и дружили, и торговали, и воевали. Но была эта определённая черта границы того чужого и нашего мира, через которую не могли перейти окончательно ни мы, ни европейцы. У нас и духовное окормление вроде бы одно, христианское, но наособицу. И людьми обменивались постоянно, только там европейцы, католики и протестанты, а тут мы - русские, православные. Даже православие не объединяло с румынами, болгарами, греками, сербами. Вера одна, но земное этническое своё. Третье. Пошёл по Вашим ссылкам и случайно наткнулся на опровержение приведённого Вами: "Папы Римского, которого католики, по итогам Ватиканского собора 1870 г., возвели в ранг «божественного человека и человеческого Бога» Кураев: "Приводя этот фантазм, составитель сборника ссылается на “Свободное слово Карпатской Руси” (№ 209-210, 1976 г.) и уверяет: “таково дословное постановление Первого Ватиканского Собора! Знают ли о таком постановлении все православные христиане? Знают ли полный текст его даже сами римокатолики?” И далее по тексту. http://www.wco.ru/bi...ooks/kur11/H01-T.htmЧетвёртое. Последние сто лет с русской национальной идеей, было и вправду не всё понятно. Отказавшись от её высокодуховной стратегической православной сути, большевики принизили её значение до тактического земного "свобода, равенство, братство". Духовный подвиг откладывался вообще, началась идеологическая мифология советского времени. Нынешние споры меж разными точками зрения на дальнейшее социально-экономическое развитие не имеют никакого отношения к высокому назначению национальной идеи. Снова идёт её принижение. Сказываются десятилетия советского времени. Потеря духовных ориентиров Богочеловеческого. Пятое. Вряд ли найдётся конкретная формулировка для империи. Тем более нет её классического варианта. Поскольку нет понимания почему возникают государства такого типа и чем они отличаются от других. На наш взгляд, имерии возникают в силу развития этногенеза определённого этноса в периоде его зрелости, имперских амбиций, высокой пассионарности, обеспечивающих стремление к расширению территории обитания за счёт рядом живущих народов и включение их в общий этногенез и историю. Подобное состояние испытывали кельты в 7-3 вв. до н.э. Персы создавшие державу Ахеменидов, греки, римляне, китайцы и древние хакасы Саяно-Алтайского нагорья, арабы. Позже монголы, испанцы, турки, австрийцы, англичане. Последней была Российская Империя-СССР. Этногенез - процесс естественный. Несмотря на всю нашу интеллектуальную продвинутость, он всё ещё обходится естественным отбором. Войны и эпидемии его неотъемлемые спутники. Борьба за выживание диктует определённую численность населения в регионах и вообще. Что такое цивилизация? Философская энциклопедия даёт следующее определение: "(от лат. civilis — гражданский, государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам. Вслед за А. Тойнби можно сказать, что каждая Ц. проходит стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели)." Казалось бы, всё учтено. И состояние, и процесс это, и испытывает взлёты и падения... Главного нет, содержания. Цивилизация не может существовать в отрыве от человека. То есть, их создают сообщества людей. И не какие-то там, а конкретные народы/этносы. Вот с них и следовало бы начинать. Рождается этнос, китайский, например, в начале 5 тыс. до н.э. Сегодня ему около 7 тыс. лет. За свою долгую историю китайцы испытали немало взлётов и падений. Если мы попробуем рассмотреть китайский этногенез, то с удивлением обнаружим сочетание подъёмов и спадов с витками и периодами этногенеза. Судите сами, первые полторы тысячи лет китайцы осваивали долину Хуанхэ, создали пять очагов культуры, взаимосвязанных между собой. В конце спад. Следующий виток начинается с приходом неких людей с запада, они привносят в китайскую цивилизацию начатки земледелия и скотоводства, элементы новой культуры. В это время расселялись протодравиды Иранского нагорья. Они создали Индскую цивилизацию, пришли в Южную Сибирь и низовья Междуречья, в евразийские степи. И снова спад в начале 2 тыс. до н.э. Спад заканчивается в 18 в. до н.э. и совпадает с приходом ариев на северо-западные окраины китайской ойкумены. Арии смешиваются с тибетскими жунами и епод именем "ди" входят в китайский этногенез, придавая ему мощное ускорение. А также культурное своеобразие. Арии научили китайцев делать боевые колесницы, воевать на них и разводить специальную породу лошадей. Но и новые технологии металлургии, навыки боя. Спад наступил в 6-4 вв. до н.э. - период "Весны и Осени". Война всех против всех. И снова подъём! Циньцы во главе с Цинь Ши-хуанди объединяют китайцев в одном государстве, но это не империя как думают некоторые. Империя состоится в 6-9 вв. и назовётся Тан. Мощный подъём, расцвет науки и культуры. И опять вслед спад, китайский суперэтнос распадается на многие части, воюющие меж собой. Завоевание Китая монголами в 13 в. прекратило неурядицы, государство собирается в одно целое. Спустя почти 800 лет Китай на очередном подъёме. Самое большое население, развитая наука и культура, мощное государство и экономика. А что дальше? Обратите внимание, китайцы вышли к границам своего местообитания, вобрав аустроазиатский юг, алтайский север и тибетский запад. Китайцы входят в период зрелости, имперских амбиций, по логике этногенеза они должны пойти просторами Евразии до максимально возможных пределов - Иранское нагорье, Приморье и Сибирь, Средняя Азия. Такое вот логическое объяснение через развитие этногенеза.

Уважаемый Владимир Иванович! Уже не первый обстоятельный и интересный комментарий от Вас. Спасибо, всё учту! Другой вопрос, что эти подробности очень трудно уложить в одну тематическую статью. Что касается Папы Римского, то о его якобы божественной сущности писали и другие, например, знаменитый Иоанн Кронштадтский.
Василий15 / 05.04.2015, 18:13

4. Re: День Русской цивилизации

О чем эта статья?..
рудовский / 05.04.2015, 14:36

3. Re: День Русской цивилизации

Уважаемый Василий Грибовский! Соглашаясь с Вами,, позволю несколько замечаний. Первое. Жизнь народов/этносов развивается по особым законам. Процесс этот называется этногенезом. Битва народов на Каталаунских полях Галлии разделила Европу и мир Северной Евразии к востоку на две части, наделив их разными народами, христианской религией, и разновременным этногенезом. 6 век начинался великой суперэтнизацией этносферы людей. После первых двух опытов греческого и римского европейское пространство затоплено племенами германцев. Они входят составными частями в этногенезы почти всех европейских народов. Разве что на Балканах не отметились. Германцами начинается обще европейский этногенез. Франки занимают Галлию и создают державу, включая территории будущих Франции, Италии, Германии. По факту занята территория местообитания будущего европейского суперэтноса, его этногенетическое ядро закладывается именно здесь. Короли франков для легитимизации своего положения на оккупированной территории идут на союз с римскими папами. Так закладывается основа светско-духовного симбиоза, власть Церкви освящает власть светскую, которая в ответ оказывает силовое обеспечение действиям Ватикана. Но и начинается борьба за людей, за ресурсы, за влияние. Раскол начался с окончательного падения Рима. На смену ему пришла новая цивилизация, продолжавшая римскую, но и охватившая к нашему времени практически всю Западную, Центральную и Северную Европу. Но Южная обособлялась по причине особого развития греческого этногенеза. Греки несколько веков были под властью Рима, его успешной и составной частью. Их возвышение и дальнейший отрыв от итало-римского суперэтнического поля и Римской империи начинается во 2 веке. Затем Римская империя разделяется на Западную (где италики остаются ведущими до поры) и Восточную (здесь на арену истории выходят греки. Пока Римская рушилась и исходила кровью, Империя ромеев крепла и мужала. Подобный этногенетический и политический раздел, как мне кажется повлёк за собой раскол Церкви. Со временем он увеличивался. То есть, мир европейский обособлялся не только этногенетически, цивилизационно, но и духовный его поиск обретал иные черты, направления. Европейский этногенез был заключительным аккордом индоевропейского западного. Вся мощь которого проявилась в эти полторы тысячи лет бесконечными войнами с их мировым окончанием в 20 в., великими открытиями и колонизацией мира, грандиозными достижениями науки и культуры, но и христианским подвигом. Не будем отказывать европейцам в этом. Второе. Если европейский этногенез начинал свою работу в 6 веке, то восточнее в Северной Евразии подобный процесс суперэтнизации начинается спустя 350-400 лет пассионарным толчком на Среднерусских возвышенностях. В течение нескольких веков сюда закачивались людские потоки со Среднего Днепра, от Вислы, из Волго-Камского региона. Разные по своему этногенетическому содержанию: индоевропейцы Северного Кавказа, индоевропейцы Европы, уральские племена. Русский народ/этнос родился. С него и началось объединение народов в русско-евразийское целое 20-го века. Европейский и русско-евразийский мир чётко разделялись с самого начала. Граница Советского Союза на западе это подтверждает. По эту сторону мир был наш, по ту - европейский (польский, венгерский, чешский, румынский, болгарский). Мы с ними и дружили, и торговали, и воевали. Но была эта определённая черта границы того чужого и нашего мира, через которую не могли перейти окончательно ни мы, ни европейцы. У нас и духовное окормление вроде бы одно, христианское, но наособицу. И людьми обменивались постоянно, только там европейцы, католики и протестанты, а тут мы - русские, православные. Даже православие не объединяло с румынами, болгарами, греками, сербами. Вера одна, но земное этническое своё. Третье. Пошёл по Вашим ссылкам и случайно наткнулся на опровержение приведённого Вами: "Папы Римского, которого католики, по итогам Ватиканского собора 1870 г., возвели в ранг «божественного человека и человеческого Бога» Кураев: "Приводя этот фантазм, составитель сборника ссылается на “Свободное слово Карпатской Руси” (№ 209-210, 1976 г.) и уверяет: “таково дословное постановление Первого Ватиканского Собора! Знают ли о таком постановлении все православные христиане? Знают ли полный текст его даже сами римокатолики?” И далее по тексту. http://www.wco.ru/biblio/books/kur11/H01-T.htm Четвёртое. Последние сто лет с русской национальной идеей, было и вправду не всё понятно. Отказавшись от её высокодуховной стратегической православной сути, большевики принизили её значение до тактического земного "свобода, равенство, братство". Духовный подвиг откладывался вообще, началась идеологическая мифология советского времени. Нынешние споры меж разными точками зрения на дальнейшее социально-экономическое развитие не имеют никакого отношения к высокому назначению национальной идеи. Снова идёт её принижение. Сказываются десятилетия советского времени. Потеря духовных ориентиров Богочеловеческого. Пятое. Вряд ли найдётся конкретная формулировка для империи. Тем более нет её классического варианта. Поскольку нет понимания почему возникают государства такого типа и чем они отличаются от других. На наш взгляд, имерии возникают в силу развития этногенеза определённого этноса в периоде его зрелости, имперских амбиций, высокой пассионарности, обеспечивающих стремление к расширению территории обитания за счёт рядом живущих народов и включение их в общий этногенез и историю. Подобное состояние испытывали кельты в 7-3 вв. до н.э. Персы создавшие державу Ахеменидов, греки, римляне, китайцы и древние хакасы Саяно-Алтайского нагорья, арабы. Позже монголы, испанцы, турки, австрийцы, англичане. Последней была Российская Империя-СССР. Этногенез - процесс естественный. Несмотря на всю нашу интеллектуальную продвинутость, он всё ещё обходится естественным отбором. Войны и эпидемии его неотъемлемые спутники. Борьба за выживание диктует определённую численность населения в регионах и вообще. Что такое цивилизация? Философская энциклопедия даёт следующее определение: "(от лат. civilis — гражданский, государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам. Вслед за А. Тойнби можно сказать, что каждая Ц. проходит стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели)." Казалось бы, всё учтено. И состояние, и процесс это, и испытывает взлёты и падения... Главного нет, содержания. Цивилизация не может существовать в отрыве от человека. То есть, их создают сообщества людей. И не какие-то там, а конкретные народы/этносы. Вот с них и следовало бы начинать. Рождается этнос, китайский, например, в начале 5 тыс. до н.э. Сегодня ему около 7 тыс. лет. За свою долгую историю китайцы испытали немало взлётов и падений. Если мы попробуем рассмотреть китайский этногенез, то с удивлением обнаружим сочетание подъёмов и спадов с витками и периодами этногенеза. Судите сами, первые полторы тысячи лет китайцы осваивали долину Хуанхэ, создали пять очагов культуры, взаимосвязанных между собой. В конце спад. Следующий виток начинается с приходом неких людей с запада, они привносят в китайскую цивилизацию начатки земледелия и скотоводства, элементы новой культуры. В это время расселялись протодравиды Иранского нагорья. Они создали Индскую цивилизацию, пришли в Южную Сибирь и низовья Междуречья, в евразийские степи. И снова спад в начале 2 тыс. до н.э. Спад заканчивается в 18 в. до н.э. и совпадает с приходом ариев на северо-западные окраины китайской ойкумены. Арии смешиваются с тибетскими жунами и епод именем "ди" входят в китайский этногенез, придавая ему мощное ускорение. А также культурное своеобразие. Арии научили китайцев делать боевые колесницы, воевать на них и разводить специальную породу лошадей. Но и новые технологии металлургии, навыки боя. Спад наступил в 6-4 вв. до н.э. - период "Весны и Осени". Война всех против всех. И снова подъём! Циньцы во главе с Цинь Ши-хуанди объединяют китайцев в одном государстве, но это не империя как думают некоторые. Империя состоится в 6-9 вв. и назовётся Тан. Мощный подъём, расцвет науки и культуры. И опять вслед спад, китайский суперэтнос распадается на многие части, воюющие меж собой. Завоевание Китая монголами в 13 в. прекратило неурядицы, государство собирается в одно целое. Спустя почти 800 лет Китай на очередном подъёме. Самое большое население, развитая наука и культура, мощное государство и экономика. А что дальше? Обратите внимание, китайцы вышли к границам своего местообитания, вобрав аустроазиатский юг, алтайский север и тибетский запад. Китайцы входят в период зрелости, имперских амбиций, по логике этногенеза они должны пойти просторами Евразии до максимально возможных пределов - Иранское нагорье, Приморье и Сибирь, Средняя Азия. Такое вот логическое объяснение через развитие этногенеза.

2. Ответ на 1., Гусев:

Видите ли, господин Грибовский, именно при советском строе Россия достигла наибольшего могущества , из периферийной империи Романовых превратившись в сверхдержаву.Это во-первых.Во-вторых,не думаю, что советские ценности "нам навязывали". Во всяком случае не говорите от имени всего русского народа ,вы никем не уполномочены. Моим предкам их никто не навязывал, более того, они за них сражались и в Гражданскую и Отечественную войну.В-третьих, кого вы представляете ? О каких русских вы все время говорите ?Реального русского народа вы, как и другие, исходящие соплями по "России, которую вы потеряли", не знаете,от народа вы страшно далеки ( В.И.Ленин),за душой кроме звериного антисоветизма у вас нет ничего. Вы маргиналы и идейные импотенты . Это не оскорбление ,просто я указываю вам то место , которое вы занимаете под солнцем.

Не хотел отвечать на ваш комментарий ввиду вашего недостойного поведения, но потом подумал, что историческая правда дороже собственной антипатии к вашим словам. Кроме того, вы показываете пример человека с типично советским мышлением, что я как сторонник преодоление коммунизма и советизма просто физически не могу оставить без внимания. Что касается Царской России и СССР. Уважаемый, статья вообще о другом, и автор подробное мнение на счет двух государств не высказывал. Рекомендую вам прочитать книгу П.Мультатули "Внешняя политика императора Николая Второго". Это для избавления от советского мифотворчества в сфере истории до 1917 года. Что касается навязывания ценностей, которые прививали там голодоморами и красным террором. Читаем книги: В.Шамбаров "Оккультные корни октябрьской революции", Б.Сенников "Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России 1929-1933гг." или С.Мельгунов "Красный террор в России". Это вам лекарство от советизма. Что касается русских, о которых "я все время говорю". И правильно делаю, ибо 70 лет разговоров о советских и 20 лет о россиянах привели к слому идентичности, что лично вы явственно показывали в комментарии, когда процитировали Ленина о русском народе. Может быть, вы не в курсе, когда Николай Второй прославлял Серафима Саровского и был с народом, пораженец и ренегат Ленин проводил съезд партии в Брюсселе. Это был 1903 год. Да и ещё: перед ответом советую всё же не полениться открыть хотя бы одну из вышеуказанных книг...
Василий15 / 05.04.2015, 09:25

1. Профессиональные демагоги не унимаются.

Видите ли, господин Грибовский, именно при советском строе Россия достигла наибольшего могущества , из периферийной империи Романовых превратившись в сверхдержаву.Это во-первых. Во-вторых,не думаю, что советские ценности "нам навязывали". Во всяком случае не говорите от имени всего русского народа ,вы никем не уполномочены. Моим предкам их никто не навязывал, более того, они за них сражались и в Гражданскую и Отечественную войну. В-третьих, кого вы представляете ? О каких русских вы все время говорите ? Реального русского народа вы, как и другие, исходящие соплями по "России, которую вы потеряли", не знаете,от народа вы страшно далеки ( В.И.Ленин),за душой кроме звериного антисоветизма у вас нет ничего. Вы маргиналы и идейные импотенты . Это не оскорбление ,просто я указываю вам то место , которое вы занимаете под солнцем.
Гусев / 05.04.2015, 00:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Грибовский
Евроскептицизм в современной Европе
Предлагаемая статья посвящена краткому рассмотрению определения, источников и основных концепций евроскептицизма
07.07.2015
Все статьи Василий Грибовский
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07