Что такое историческая политика партий?

Бывший СССР 
0
596
Время на чтение 17 минут

Термин историческая политика возник в пережившей нацизм Германии в 1980-е гг. и после роспуска социалистического лагеря распространился на многие страны Восточной Европы. Наиболее ярко все её стороны раскрылись на примере Польши. В тот период под исторической политикой понимался набор методов и приемов, с помощью которых политические элиты стремятся утвердить определённые взгляды среди населения на историю страны. Сегодня понимание этого термина несколько расширилось и стало применяться также в отношении деятельности партий.

Историческая политика партий представляет собой сложенные воедино представления об истории страны. Этот феномен может рассматриваться двояко. С одной стороны, историческая политика - это фундамент или существенная часть идеологии, своеобразный способ манифестации взглядов. С другой стороны, историческая политика является инструментом привлечения электората, имеющего симпатии и идеалы, проецируемые на определённые вехи истории.

Как показывает практика, историческая политика применяется преимущественно партиями тех стран, чья недавняя история содержит спорные исторические периоды. Этот термин обозначает отрезок времени, деятели и события (в том числе второстепенные) которого получают разные оценки, зачастую диаметрально противоположные, и который имеет существенное влияние на современность. Так, ордынское иго, не влияющее на политическую ситуацию в современной России, не вызывает политических дебатов в отличие от личностей Николая Второго, Сталина или даже генерала Власова, если иметь в виду отдельные сюжеты Великой Отечественной войны. Любая переоценка этих и многих других деятелей, в том числе со стороны представителей власти, повлечёт за собой определённые последствия и повлияет на общественное мнение.

Феномен исторической политики партий не исследован западными политологическими школами. Во-первых, это обусловлено его новизной и быстрым развитием политических технологий. Никогда прежде партии не посвящали часть программы исторической жизни страны и народа. Во-вторых, отсутствие разработок в этом направлении связано с тем, что страны Западной Европы и США, в которых и расположены основные центры изучения политических процессов, не нуждаются в этом. Дело в том, что общественное мнение этих государств строится вокруг прочного компромисса, выраженного в приверженности демократическим ценностям и рыночной экономике. Именно по этой причине радикальные националисты или коммунисты воспринимаются на Западе как антисистемные элементы, т.е. стоящие «вне либерального консенсуса». Отмечу, что в связи с ростом евроскептицизма, особенно на правом фланге политического спектра, эта ситуация постепенно меняется, однако существенного сдвига по целому ряду причин до сих пор не произошло.

В отдельных странах к этому общественному фундаменту добавляются особенности, полученные из исторического опыта. Например, в Германии либеральная идеология дополняется отрицанием нацизма и признанием вины за развязывание Второй мировой войны, что составляет заметную часть германской идентичности сегодня. В Испании наряду с либеральной демократией почётное место занимаются судьбоносные Пакты Монклоа - исторические документы, способствовавшие преодолению трагического раскола общества после гражданской войны.

Бесспорно, недавняя история стран Запада в целом содержит намного меньше противоречий, чем история стран Восточной Европы и особенно России. Западные страны не имеют коммунистического прошлого, и у их правительств нет поводов считать часть истории «оккупацией».[1] В восточно-европейских странах ситуация принципиально иная. Кроме того, наличествуют нерешённые вопросы исторических границ и взаимных претензий. Однако наиболее наглядно весь букет проблем исторической политики можно проследить в нашей стране. Если на дебатах в западных странах политики и общественные деятели обсуждают налоги, кредиты или внешнюю политику, то в России почти любой вопрос превращает в прения на исторические темы. Постоянно звучат ссылки на исторических образцовых, с точки зрения говорящих, деятелей. Прибегают также к «полу-патриотизму», когда один исторический период безо всякой аналитического и научного исследования предстаёт в исключительно светлых, а другой - только в тёмных тонах.

В этой статье мы рассмотрим один из наиболее показательных примеров применения исторической политики среди партий Восточной Европы - венгерскую партию «Йоббик», или «Движение за лучшую Венгрию».[2] Эта дунайская страна пережила немало потрясений в ХХ веке. К ним можно отнести:

1. участие в Первой мировой войне в составе Австро-Венгрии в рамках блока Центральных держав и раздел страны по Трианонскому мирному договору 1920 г., в результате чего венгры оказались раздроблены между несколькими сопредельными государствами, а Венгрия потеряла до 75% исторических земель;

2. участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии и поражение в 1945 г.;

3. включение в социалистический лагерь и восстание венгров против советского режима в 1956 г.;

4. падение коммунистического режима в 1989 г. и резкий поворот внешней политики в сторону евроатлантических структур (ЕС и НАТО).

Прежде всего, необходимо дать общую характеристику настроений в венгерском обществе, чтобы понять среду, в которой действует «Движение за лучшую Венгрию». После вступления в западные интеграционные объединения венгерское население стало всё более уверенно дрейфовать в сторону консерватизма. Если в 1994 г. только 20% граждан Венгрии называли себя консерваторами, то в 2009 г. этот показатель увеличился до 50%. Притом 24% населения заявили себя выраженными сторонниками правоконсервативных взглядов.[3] Поправки в конституцию страны, сделанные по инициативе правительства В.Орбана, зафиксировали итоги этого поворота юридически. Наиболее любопытные изменения венгерского законодательства рассматривались мной ранее.[4]

Результаты парламентских выборов 2014 г. также отразили изменение настроений в Венгрии в сторону национального консерватизма и идеологии суверенитета, подтвердили разочарованность населения в институтах ЕС как инструментах решения социально-экономических проблем. Правящую консервативную партию ФИДЕС, которая объединяет умеренных евроскептиков[5], поддержали 44,5% избирателей. Праворадикальная партия «Йоббик», выступающая за выход из ЕС[6], получила 20,5% голосов, заняв третье место.[7] Таким образом, еврокритики суммарно добились поддержки 67% электората, что позволяет сделать вывод о наличии запрос на правоконсервативное политическое представительство в Венгрии.

Одним из залогов успеха партии «Йоббик» на выборах стала успешная историческая политика с явным консервативным и ревизионистским уклоном. Среди направлений этой политики можно выделить:

1. Пропаганда идеи сильного этноцентричного венгерского государства в Дунайском регионе в границах до начала Первой мировой войны;

2. Культ сильного правителя на примере регента Венгрии Миклоша Хорти;

3. Отрицание коммунизма и осуждение советского режима в Венгрии;

4. Отрицание либерализма и осуждение постсоветской элиты.

Рассмотрим подробнее каждое из представленных направлений и начнём с сильного этноцентричного государства в Дунайском регионе. Оно образует своеобразную комбинацию истории и геополитики, т.е. политического позиционирования государства в пространстве, где исторические аргументы играют роль «подпорки» внешнеполитических идей и устремлений. О намерениях партии, которые сегодня воспринимаются как популизм, свидетельствует герб. На нём изображена Венгрия в границах до 1914 года.

Вопрос исторических границ Венгрии появился после окончания Первой мировой войны. Страна была вынуждена подписать унизительный Трианонский мирный договор, по которому потеряла больше половины своих территорий. Наибольшей потерей для венгров стала Трансильвания, с которой они связывают истоки государственности.  Как отмечает Б.Гогуев, «прото-венгры, как и многие другие племена, были кочевниками, пока не осели на территориях современной Венгрии, Румынии и Словакии. 896 г., когда венгры вступили на территорию Карпатского бассейна, чтобы осесть там, можно считать исторической датой обоснования венгерского народа на этой территории».[8]

 

Венгрия

Рис. 1. Синим цветом изображена Транслейтания - венгерская часть Австро-Венгрии; зелёным - Венгрия по итогам подписания Трианонского мирного договора

В ходе переговоров с западными странами Венгрия пыталась отстоять этот регион, ссылаясь на исторические права и хозяйственную целостность этих земель. Румыния также прибегала к ретроспективному взгляду, напоминая о длительном проживании в Трансильвании латинской населения со времён Римской империи. Главным же аргументом Бухареста было численное преобладание румынского населения в этом крае. В конечном счёте, Антанта поддержала точку зрения Румынии, исходя из того, что сильная Венгрия как потенциальный союзник Германии не отвечала представлениям англо-французских политических кругов о балансе сил в Дунайском регионе.[9] Как справедливо замечает специалист по странам Восточной Европы А.Стыкалин, решение заложило мину замедленного действия под всю конструкцию мирного урегулирования в Дунайском бассейне, поскольку дискриминация румын сменилась притеснениями в отношении двухмиллионного мадьярского меньшинства.[10]

В рамках политической агитации «Йоббик» часто обращается к этой теме. Радикальные взгляды, в том числе и в сфере исторической политики, притягивают потенциальных избирателей.[11] По заявлению лидера партии Г.Вона, «не глубина венгеро-румынских отношений имеет значение для нас, но возможность представлять венгерское общество, венгерскую нацию и здесь (в Трансильвании - В.Г.) проживающих венгров. Если ситуация с правами меньшинств выльется в конфликт с Румынией, то Йоббик выберет этот путь, и Венгрия должна сделать тоже самое».[12] Позже он подчеркнул, что румынские политические круги хотят заткнуть всех, кто высказывается за создание секлерской[13] автономии. По данным партии, румынские власти преследуют за использование секлерского флага и налагают штраф за пение национального гимна Венгрии. В университете медицины и фармацевтики трансильванского города Тыргу-Муреш с преобладающим венгерским населением по-прежнему отсутствует независимый венгерский факультет.[14]

Активисты «Йоббик» поднимают вопрос о границах и на массовых мероприятиях, привлекая при этом симпатии многих избирателей. Так, на народном собрании в память о венгерской национальной трагедии 1920 г. депутат парламента Г.Штаудт заявил, что «венгерское общество никогда не принимало последствий Трианонского мирного договора». Он указал также, что одной из целей «Движения за лучшую Венгрию» является изменение итогов Трианона.[15] Позицию партии по вопросу границ находит поддержку также среди евроскептиков других стран. Депутат Европейского парламента от Национального фронта Франции, экс-председатель депутатской группы «Народность, Традиция, Суверенитет» Б.Гольниш заявил на праздновании 56-й годовщины венгерского национального восстания 1956 г., что «несправедливый и позорный Трианонский мирный договор хотя и разделил Венгрию, но не угасил дух венгерского народа».[16]

 

Культ сильного правителя (на примере регента Венгрии Миклоша Хорти)

Другим важным направлением исторической политики партии «Йоббик» является создание культа сильного и независимого национального правителя. В качестве ближайшего исторического примера на эту роль идеально подходит М.Хорти. Российскому обывателю этот крайне любопытный персонаж знаком только в самых общих чертах. В советской и современной российской историографии период правления венгерского регента (1920 - октябрь 1944) оставался и остаётся практически неизученным. Особенно мало внимания этой фигуре уделялось в советское время, поскольку тогдашние историки, отличавшиеся однобокостью изложения и чрезмерной идеологизированностью, представляли всех союзников нацистской Германии исключительно в образе «злых фашистов» и сдавали в архив со словами «всё и так понятно». Результатом такого подхода стало серьёзное отставание современной России в сфере политических и региональных исследований. Более того, многие правители Европы межвоенного периода по-прежнему рассматриваются исключительно в ракурсе войны против СССР, что мешает накопить достаточное количество знаний об истории ближайших соседей России, особенно это касается стран Восточной Европе, и, как следствие, понять разворачивающиеся ныне процессы.

Правые

Популярность М.Хорти возрастает на фоне целого ряда негативных факторов в жизни Венгрии. К ним можно отнести недовольство олигархической властью, отсутствие национальной элиты и сильного независимого лидера, продолжающаяся интеграция в либеральный западный мир, проблемы в социально-экономической сфере. Кульминацией этой ностальгии стало открытие памятника регенту в ноябре 2013 г. при активном участии партии «Йоббик». На церемонии один из видных экспертов партии «Йоббик», специалист в сфере международных отношений М.Дьёндьёши подвёл итог под деятельностью правителя. Он заявил, что М.Хорти «восстановил страну после смертоносного коммунистического буйства, начавшегося вслед за Первой мировой войной, и катастрофы Трианона, ставшего самой темной страницей в истории нашей страны». Другие ораторы выказали солидарность с М.Дьёндьёши, назвав венгерского регента «последним истинным государственником», а также посетовали, что определённые силы исказили роль М.Хорти в венгерской истории.[17]

Несколькими годами ранее роль М.Хорти оценил лидер «Йоббик» Г.Вона. Он сказал, что «сразу после трианонской трагедии, в период христианско-консервативного правления адмирала Миклоша Хорти, Венгрии удалось чрезвычайно быстро консолидироваться. Эпоха Хорти освободила созидательную энергию нации: в очень короткий срок Венгрия смогла восстановить свою инфраструктуру, промышленность, армию и полицию, стала процветающей экономикой с одной из наиболее стабильных валют Европы, создала сильную и конкурентоспособную систему образования; бурно развивалась культурная жизнь. Во времена Хорти Венгрией правила сильная и ... национальная элита, которая стремилась к ревизии несправедливого Трианонского мирного диктата и была готова защитить этнических венгров за рубежом как ... дипломатическими средствами, так и в случае необходимости военной силой. Был провозглашён курс на воссоединение нации, чего удалось частично достигнуть».[18]

Не будем забывать, что преодоление последствий Трианонского мирного договора потребовало тяжкой дани от Венгрии, которая после Второго Венского арбитража августа 1940 г. и возвращения северной Трансильвании превратилась в подконтрольного Германии сателлита. В этой связи в адрес М.Хорти нередко выдвигаются обвинения в недальновидной политике и пособничестве А.Гитлеру. Однако стоит отметить, что его политика собирания земель стала выражением общенациональной воли венгерского народа в тот исторический период. Обратим также внимание на то обстоятельство, что позицию «Йоббик» по реабилитации М.Хорти никак нельзя считать реабилитацией нацизма. Во времена правления регента в Венгрии не существовало лагерей смерти и преследований других наций, как то имело место в Германии. Кроме того, венгерские националисты отсчитывают время начало оккупации не с установления в стране советского режима, а с вторжения немецких войск в марте 1944 г., целью которого было удержание Венгрии в состоянии войны с СССР и недопущение переговоров с Западом. Это обстоятельство также явственно говорит в пользу отсутствия связи между реабилитацией М.Хорти как государственного деятеля и нацизма как идеологии.

 

Отрицание коммунизма и осуждение советского режима в Венгрии

Отрицание коммунистической идеологии и её производной - советского режима - лежит в основе идеологии и исторической политики венгерских консерваторов. Они считают, что советский строй не только антинациональной системой власти, но и формой подчинения страны со стороны другого государства. Лидеры партии многократно подчеркивали свои антикоммунистические взгляды. В одном из интервью Г.Вона назвал советский период «эпохой антиценностей».[19] В связи с этим венгерские консерваторы негативно относятся к многолетнему лидеру советской Венгрии Я.Кадару, который пришёл к власти после «подавления революции 1956 года».[20]

Стоит подчеркнуть, что в Венгрии подобная риторика не наталкивается на популистские возражения в стиле «отрицание коммунизма есть отрицание истории», «антисоветист значит венгрофоб» и прочее.

 

Отрицание либерализма и осуждение постсоветской элиты

Как говорилось выше, среди членов партии «Йоббик» господствует представление о том, что после ухода М.Хорти страна потеряла национальную элиту. Однако это распространяется не только на советской период в истории Венгрии, но и на постсоветское время. В одном из интервью Г.Вона негативно высказался о правительстве страны со времени окончания Второй мировой войны и фактически уравнял руководство Венгрии с того периода до настоящего времени, независимо от коммунистических или либеральных его предпочтений: «С тех пор (с 1945 г. - Г.В.) у нас нет национальной элиты. В течение пятидесятилетней коммунистической эпохи нами правила интернациональная, а теперь правит мондиалистская элита. Никто не был готов и не желал представлять национальные интересы. Эта элита оказала ужасное воздействие на самосознание венгерской нации».[21] Такое же мнение озвучил М.Дъёндьёши на упомянутой церемонии открытия бюста М.Хорти в Будапеште: «После краха коммунизма в 1989 г. политические наследники Б.Куна[22], М.Ракоши[23] и других коммунистических преступников продали страну иностранным колонизаторам».[24]

Итак, можно сделать вывод о том, что национал-ревизионистская, антиэлитарная и антизападная риторика находят в консервативном венгерском обществе благодатную почву. Четыре вышерассмотренных положения представляют собой несущий каркас исторической политики «Йоббик», а их умелое применение является важным компонентом успеха партии на многочисленных выборах - от муниципальных до парламентских.

[1] Большинство стран бывшего социалистического лагеря и некоторые страны бывшего СССР рассматриваются советский период как «оккупацию» и «русскую агрессию». Такие оценки противоречат историческим фактам и имеют явный антинаучный и идеологический характер.

[2] Йоббик переводится с венгерского языка как правый или лучший. Партия выступает за суверенитет Венгрии, за выход из ЕС и НАТО, за традиционализм и союз с Россией, Ираном, Турцией и арабским миром, против американского глобализма и либерализма, осуждает коммунистическую идеологию.

[3] Bíró Nagy A., Boros T., Varga Á. Rechtsextremismus in Ungarn. Eine politische Analyse und Vorschläge des Instituts Policy Solutions im Auftrag der Friedrich Ebert Stiftung, 2012. - S.6

[4] Грибовский В. Конституция по венгерскому рецепту. Электронный ресурс: http://ruskline.ru/special_opinion/2015/05/konstituciya_po_vengerskomu_receptu/

[5] По мнению авторитетных британских политологов П.Таггарта и А.Щербяка, мягкий евроскептицизм можно определить как «непринципиальную оппозицию передаче полномочий наднациональным органам, таким как ЕС, но в то же время оппозицию текущей или будущей интеграции, основанной на дальнейшем расширении полномочий». (Szczerbiak A., Taggart P. Theorising Party-Based Euroscepticism: Problems of Definition, Measurement and Causality. P.12)

[6] По мнению авторитетных британских политологов П.Таггарта и А.Щербяка, жёсткий евроскептицизм можно определить как «принципиальную оппозицию проекту европейской интеграции, основанной на уступке и передаче полномочий наднациональным органам, таким как ЕС». (Szczerbiak A., Taggart P. Theorising Party-Based Euroscepticism: Problems of Definition, Measurement and Causality. P.12)

[7] Parlamentswahlen in Ungarn. Politischer Hintergrundbericht. Hanns Siedel Stiftung. Institut für Internationale Zusammenarbeit. S.1

[8] Гогуев Б. Трансильвания в политическом пространстве Венгрии: исторический аспект// Проблемы всеобщей истории/ С.137

[9] Стыкалин А.С. Территориальный спор двух дунайских государств и советско-германское противостояние в регионе. К истории раздела Трансильвании в августе 1940 года// Вестник МГИМО, специальный выпуск, 2009. - С.292

[10] Там же. С.293

[11] Márton Gyöngyösi: „Der Radikalismus der Jobbik ist ansteckend": http://freies-oesterreich.net/2014/07/09/marton-gyoengyoesi-der-radikalismus-der-jobbik-ist-ansteckend/

[12] Ein ungarisches Protektorat als Ziel: http://www.deutschlandfunk.de/ein-ungarisches-protektorat-als-ziel.795.de.html?dram:article_id=258771

[13] Секлеры, или Секеи - название венгерского населения ныне румынской Трансильвании.

[14] Jobbik condemns Romanian authoritarianism:

http://www.jobbik.com/jobbik_condemns_romanian_authoritarianism

[15] Jobbik remembered the Trianon Tragedy at the eternal flame of the Batthyány monument: http://www.hungarianambiance.com/2011/06/jobbik-remembered-trianon-tragedy-at.html

[16]Bruno Gollnisch: Trianon is unjust - Speech on Jobbik's October 23 commemoration:

http://www.jobbik.com/bruno_gollnisch_trianon_unjust_-_speech_jobbik%E2%80%99s_october_23_commemoration

[17] Horthy's statue was unveiled in Budapest city center: http://www.jobbik.com/horthys_statue_was_unveiled_budapest_city_center

[18] Europe kept silent. Interview with Gabor Vona: http://www.jobbik.com/gabor_vona_europe_kept_silent_-_interview

[19] Gábor Vona: Euro-Atlanticism must be replaced by Eurasianism:

http://www.jobbik.com/g%C3%A1bor_vona_euro-atlanticism_must_be_replaced_eurasianism

[20] Gábor Vona reacts to the liberal-Bolsevick plan to desecrate the national holiday:

http://www.hungarianambiance.com/2013/10/gabor-vona-reacts-to-liberal-bolsevick.html

[21] Europe kept silent. Interview with Gabor Vona: http://www.jobbik.com/gabor_vona_europe_kept_silent_-_interview

[22] Бела Кун - венгерский коммунист еврейского происхождения, революционер, руководитель Венгерской советской республики в 1919 году, один из главных проводников массового красного террора в Крыму, убит во время сталинских чисток в 1937 году.

[23] Матьяш Ракоши - венгерский коммунист еврейского происхождения, первый секретарь ЦК Венгерской трудовой партии, в период правления М.Хорти неоднократно подвергался аресту и заключению, выменян правительством СССР у Венгрии на захваченные Россией венгерские знамёна при подавлении революции 1848-1849 гг., после событий 1956 г. вывезен в СССР.

[24] Horthy's statue was unveiled in Budapest city center: http://www.jobbik.com/horthys_statue_was_unveiled_budapest_city_center
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., Василий15:

Уважаемый Василий, читать статью начинаю с её названия. Напрасно было напоминать: Уважаемая вода! Прочитайте, пожалуйста, название статьи. В ней речь идёт только об исторической политике партий (!), в частности, на примере партии Йоббик, которая использует историческую политику как средство борьбы за симпатии электората. Такая историческая политика на Западе не исследована

. Вообще-то все партии, что "удивительно", во всем мире использовали, используют и будут использовать историческую политику своей страны, а также использовать её в контексте исторической и современной геополитики в интересах своей партийной линии и в партийной пропаганде, и как это "не странно" делают это в борьбе за симпатии электората. Так что, уважаемый Василий, ни Вы (лично) ни партия Йоббик в этом смысле далеко не ... первооткрыватели ни в Венгрии, ни в России, ни на Западе. Простите, Василий больше не буду Вам говорить подобное: Вы мне говорите про историческую политику государств и режимов (!), манипуляции с электоратом

. Куда уж, нам уж - разным там тётям и дядям говорит чего-то Василию. Да, Вы правильно заметили: Не очень понял, к чему Ваш комментарий про Версаль. Вы с чём-то не согласны?

. Не согласна. Например - вот с этим: В ходе переговоров с западными странами Венгрия пыталась отстоять этот регион, ссылаясь на исторические права и хозяйственную целостность этих земель. Румыния также прибегала к ретроспективному взгляду, напоминая о длительном проживании в Трансильвании латинской населения со времён Римской империи. Главным же аргументом Бухареста было численное преобладание румынского населения в этом крае.

. и не только я, поверьте, не согласятся все те люди, которые, хотя бы, неплохо знакомы с историей Трансильвании и конкретно с историей подписания Версальского Мира (мирного договора), а так же с историей подписания договора, подписанного в 1920 году в Большом Трианонском дворце в Версале. Василий, Трансильвания для венгров - это как для сербов Косово. Все города в Трансильвании исконно венгерские, которые резко отличаются в архитектурном стиле от исконно румынских городов, а преобладание румынского населения в Трансильвании не было, тем более в 1920 году. Правда, тов. Чаушеску насильно пробовал выселять этнических венгров и вселять в венгерские города и сёла румын, но и этого, до задуманного конца, не получилось. Сплочённость венгров в Трансильвании заслуживает уважения. P.S. Ещё раз напомню. Срок на пользование территориями Венгрии по Трианоскому мирному договору был на 50 лет. Но об этом ... почему-то все основные геополитические лидеры в мире давно забыли. Да и Вы об этом, по видимому, вообще не знали.
вода / 23.07.2015, 13:59

2. Ответ на 1., вода:

Уважаемый Василий.В Вашей статье "Что такое историческая политика партий?":Феномен исторической политики партий не исследован западными политологическими школами. Во-первых, это обусловлено его новизной и быстрым развитием политических технологий.замечание про феномен, который не исследован западными политологическими школами, мягко говоря, не совсем верно.Если можно так выразиться, то партийные "игры" + партийные манипуляции электоратом - это, как раз, западные политические технологии, разработанные полит. технологами и прекрасно изученные западными политологами. Уважаемая вода! Прочитайте, пожалуйста, название статьи. В ней речь идёт только об исторической политике партий (!), в частности, на примере партии Йоббик, которая использует историческую политику как средство борьбы за симпатии электората. Такая историческая политика на Западе не исследована вообще. Вы мне говорите про историческую политику государств и режимов (!), манипуляции с электоратом. Эта тема исследована очень хорошо. Взять хотя бы раскрутку Катыни в Польше или тему преодоления прошлого в Германии. Не очень понял, к чему Ваш комментарий про Версаль. Вы с чём-то не согласны?
Василий15 / 23.07.2015, 10:18

1. Что такое историческая политика партий?

Уважаемый Василий. В Вашей статье "Что такое историческая политика партий?":Феномен исторической политики партий не исследован западными политологическими школами. Во-первых, это обусловлено его новизной и быстрым развитием политических технологий

. замечание про феномен, который не исследован западными политологическими школами, мягко говоря, не совсем верно. Если можно так выразиться, то партийные "игры" + партийные манипуляции электоратом - это, как раз, западные политические технологии, разработанные полит. технологами и прекрасно изученные западными политологами. Ваше замечание, вернее, то, что Вы используете для него, что отметил некий Б. Гогуев про "прото-венгров" и даты 896г. нашей эры не совсем точные, всё немного сложней. Ещё касаясь исторических фактов. После окончания Первой Мировой войны Трианонский мирный договор, кстати, названный в контексте Версальского мирного договора потому, что был подписан в 1920 году в Большом Трианонском дворце Версаля и касался именно Венгрии, подписанный после всех тех метаморфоз, которые произошли со странами, входящими в состав Австро-Венгерской монархии к 1920 году. Это было юридически закономерно, так как в Австро-Венгерской монархии были две столицы - это Вена и Будапешт. Проигравшая сторона военного конфликта - блок Тройственный Союз до 1915 года, так как в 1915 году Италия вышла из Союза и присоединилась к Антанте, далее - Блок Австро-Венгрия, Германия, Болгария, Турция расплачивались со странами блока Антанты (кроме России) территориями, контрибуциями, репарациями. Самые весомые расплаты коснулись Германии и Венгрии. На Германию были наложены огромные финансовые контрибуции и репарации, а Венгрию заставили отдать свои территории в пользование сопредельным, граничащим с ней странам вместо контрибуций и репараций, но мало кто из историков вспоминает, что по Трианонскому договору эти территории были даны в использования только на 50 лет. После Второй Мировой войны вопрос об этом, конкретно - вопрос о возврате в состав Венгрии Трансильвании поднимался Сталиным, но Черчилль категорически был против, вообще, о каком либо обсуждении этой темы и вопроса. В 1970 году по Трианонскому мирному договору закончилось пятидесятилетие и эти территории должны были снова войти в состав Венгрии, но тогдашнее руководство Венгрии во главе с Яношем Кадаром запрещали, вообще, даже вспоминать о Трианоне.
вода / 22.07.2015, 21:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Грибовский
Евроскептицизм в современной Европе
Предлагаемая статья посвящена краткому рассмотрению определения, источников и основных концепций евроскептицизма
07.07.2015
Все статьи Василий Грибовский
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12