Однако звучат и сомнения. Надо ли копаться в судьбах ушедших
родственников? Что, если среди них обнаружатся, например, преступники
или палачи? Как тогда с этим жить?
А как с точки зрения веры? К священнику Владиславу Мишину, настоятелю
храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве, с этими
вопросами мы обратились не случайно. У него немалый опыт исторических
исследований. Он автор нескольких книг. Изучает и судьбы своих предков. А
недавно в его руках оказался удивительный документ - дневники
прабабушки из позапрошлого века.
Родословие как проповедь
- Так что же, отец Владислав, важно ли православному человеку знать о своих предках?
- Своими корнями, я убеждён, стоит интересоваться. Прежде всего потому,
что это может быть глубоко назидательно. Если в роду были праведники,
это внутренне нас поддерживает и налагает ответственность. Если же мы
встречаем в своей родне людей оступившихся, то это повод помолиться за
них, задуматься и о своей душе. Таким образом, и праведность, и
греховность наших родственников может послужить одной цели - нашему
спасению.
- Но многие рассуждают иначе: со своими бы грехами разобраться, зачем отягощать себя возможным грузом из прошлого?
- Может, так жить проще, но не думаю, что это правильно. Человек есть
то, что он помнит. Память составляет основу нашей личности. Чем богаче
память, тем лучше. Я за сложность.
У нас есть добрый пример: родословие Иисуса Христа, с которого
начинается Евангелие. Мы видим, что в родословии Господа упоминаются,
например, некоторые женщины, которые вели предосудительный образ жизни. И
ещё какие-то персонажи, которые, по нашим, человеческим представлениям,
вроде бы недостойны быть в родословии Богочеловека. Казалось бы,
зачем? Но в этом есть глубокий смысл. Христос не гнушался
родственниками. А родословие Господа нашего - это своего рода проповедь о
том, что Бог стал человеком и пришёл в мир для грешников, а не для
праведников. Именно родословие - одно из доказательств этого. И наша
личная родословная может многое нам открыть.
- А если открытия окажутся неприятными?
- Всё зависит от того, что вы знаете о человеке. Конечно, если он был
явным безбожником, глумился над верой, - это одна ситуация. Но чаще
всего мы ничего не знаем наверняка. Отдельный факт биографии ещё не
означает, что это была жизненная позиция. Важны сердечные намерения
человека. Важно, как он умирал и как каялся. Но разве это узнаешь?
Обычно нам известны лишь скупые факты, они не раскрывают жизнь души.
Поэтому наш долг - молиться за всех близких.
Кроме того, когда мы узнаём имена наших давних родственников, это
помогает установить особые отношения с их святыми покровителями. Знаю по
собственному опыту: святые, имена которых носили твои предки,
становятся тебе ближе.
Бумаги для растопки оказались дневником
- Ваш личный опыт в этом деле обогатился недавно очень интересной находкой. Как это случилось?
- Это всё благодаря моей тёте - Наталии Юрьевне Шевелиной. Она
обнаружила на даче в Екатеринбурге среди старых бумаг, приготовленных
для растопки, записки моей прабабушки - Зинаиды Титовой. Она вела
дневник в 1898-1899 годах, когда ей было 20 лет. Тётя расшифровала эти
записи, сейчас мы готовим издание книги под рабочим названием «Букет
левкоев».
- Откуда такое название?
- Это те цветы, которые мой прадедушка дарил моей прабабушке. Ведь в
дневнике описан очень важный период их жизни перед женитьбой. Записи
обрываются накануне свадьбы: на последних страницах говорится о пошиве
подвенечного платья.
- Что произвело на вас особое впечатление при чтении дневника?
- То, как органично вплеталась в жизнь людей христианская вера. Отец
моей прабабушки Зинаиды Титовой был управляющим у купцов
Губкиных-Кузнецовых, владельцев крупнейшей в России фирмы по оптовой
торговле чаем. Семья жила в Екатеринбурге вполне обеспеченно, хотя
иногда московские хозяева требовали урезать расходы, и тогда прапрадед
Степан Игнатьевич вводил режим строгой экономии. Так вот из записей
двадцатилетней девушки видно, что православие для этих людей было
естественной частью жизни в самых разных ситуациях. Каждое воскресенье
они посещали Максимилиановскую церковь (Большой Златоуст) и
Свято-Духовскую церковь (Малый Златоуст) - приходские храмы Титовых.
Перед праздником Рождества вечером ложились спать не раздеваясь, а в час
ночи шли на службу. А когда у прабабушки умер от чахотки брат Михаил,
она описывает, как приглашали священника, как вся семья молилась.
- А в истории её любви религиозные мотивы появляются?
- Ещё как! Зина описывает, как она познакомилась с Алексеем, моим
прадедом. Он торговал там же, в Екатеринбурге, фарфором. Она
рассказывает, как они встретились, как возникло и стало развиваться
взаимное чувство. Так вот Алексей был из семьи старообрядцев, но ради
невесты принял православие. Сказал ей: «Я тебя люблю, и теперь мы можем
венчаться». Это был серьёзный шаг, возможно, ему пришлось пойти против
воли родных.
О чём расскажут исповедные ведомости
- С чего начать тем, кто хочет заняться семейной генеалогией?
- Конечно, с разбора и систематизации семейных архивов, если они есть.
Много интересного можно узнать у старших родственников. Не надо
откладывать общение с ними: земная жизнь не вечна.
- А церковные источники могут помочь?
- Конечно. До революции Церковь регистрировала всех родившихся, усопших,
священники на приходах вели метрические книги. Сейчас в Центральном
историческом архиве Москвы есть фонд Московской духовной консистории,
там хранятся эти документы из разных храмов. Но далеко не все, потому
что многие церковные архивы были разорены. И всё же можно искать. Есть
ещё один источник - исповедные ведомости. Каждый православный в России
должен был ежегодно причащаться Святых Христовых Тайн. И в каждом
приходе составляли список всех членов семьи, которые шли на исповедь и к
причастию. Если вы знаете, в какой храм ходили ваши предки, то по этим
ведомостям можно проследить историю семьи.
Беседовали Валерий КОНОВАЛОВ и Михаил УСТЮГОВ