В эфире известной радиостанции на днях обсуждали события вокруг строительства собора Святой Екатерины в Екатеринбурге. Позвонил один из слушателей, который сказал, что противники храма допустили, на его взгляд, серьёзную тактическую ошибку.
- Не стоило спорить насчёт места строительства, - сказал он. - Когда предлагают новые и новые участки, аргументы противников собора выглядят уже не так убедительно. Надо было сразу прямо говорить: мы против храма в любом месте, нам не нужно больше в городе православных церквей!
Этот слушатель по-своему прав. В том смысле, что откровенно обозначил
позицию многих храмоборцев. Не всех, конечно. Среди тех, кто выходит с
протестами на стройплощадки, есть разные люди. Кто-то против любых
временных неудобств, даже, например, ремонта водопровода. Кто-то
действительно считает, что силуэт храма испортит пейзаж. Для кого-то
любой повод пошуметь привлекателен. И так далее.
Но есть наиболее яростная часть митингующих, для которой именно храм -
источник раздражения, где бы ни собирались его возводить. Чтобы
протестовать, они даже готовы ехать в другой район или город. Чувства их
искренни, но иррациональны, ведь их лично храм чаще всего никак не
касается, никто их туда за руку не тянет. Никакой агрессии из храма по
отношению к ним не исходит, как и ни к кому другому. Места отдыха с
появлением по соседству церквей становятся в подавляющем большинстве ещё
более комфортными, а пейзаж - привлекательнее. Даже вид из окна
квартиры на храм повышает её стоимость.
Но такие аргументы не принимаются. И не стоит рассчитывать на то, что
эту часть протестующих можно успокоить переносом места строительства или
ещё какими-либо компромиссами. Очевидно, что безотчётную тревогу у
таких людей вызывает сам православный храм. Ничего нового в таком
феномене нет, надо только видеть природу этого раздражения, чтобы
понимать, с кем имеет смысл вести рациональный диалог, а кому никакие
логические доводы не помогут. И это вовсе не диспут верующих с
атеистами. Известный музыкант Владимир Шахрин, например, неверующий, но
выступает за возведение собора в его родном Екатеринбурге. И таких
немало.
А вот иррациональное неприятие храмов - это другая история. И тревожна
она не столько для прихожан, которые найдут в конце концов место для
своего собора, сколько для их противников. Им бы обеспокоиться: почему
же так возбуждает их вид храма и креста, откуда этот странный трепет? Не
оказались ли они незаметно для себя во власти тех, кто хотя и верует,
но трепещет? Это ведь в Послании Иакова сказано: «И бесы веруют и
трепещут».
Валерий Коновалов, председатель редакционного совета газеты «Крестовский мост»