В церковном календаре появились имена новых святых - это Николай и Варвара Чернышёвы
В семье их осталось двое
Когда красноармейцы пришли за 65-летним отцом Николаем, он находился
дома вместе с дочерью. А больше в этой семье к 1918 году никого и не
было.
Жена священника, Юлия Ивановна, скончалась давно, когда ей ещё и 40 лет
не исполнилось. Отец Николай остался тогда с четырьмя детьми - младшей
дочери было всего шесть лет. Детей он вырастил. А осталась с ним одна
Варя. Это был её сознательный выбор. Она решила не выходить замуж, а
посвятить себя воспитанию детей в школе, помощи отцу в его пастырском
служении и уходу за ним.
Так и жили. Дочь после окончания гимназии и Высших женских курсов
работала учительницей в здешней школе. Отец служил в Благовещенском
храме Воткинска и был благочинным Воткинской и Галевской волостей. Его в
Воткинске знали все. Он ведь не только слыл ярким проповедником, но и в
общественных делах проявлял себя заметно. Читал лекции в Общественном
собрании, учредил местное Общество трезвости и стал его председателем.
Избрали его и почётным членом Воткинского общества любителей
музыкального и драматического искусства.
В годы русско-японской войны отец Николай активно участвовал в работе
комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной
медалью. А во время Первой мировой оказался активным организатором
движения по снабжению армии. И конечно же, когда в 1918 году в Воткинске
начались драматические события, он не мог отсидеться дома, был всё
время на виду.
Неизвестная война
В августе здесь вспыхнуло восстание против советской власти. Рабочие и
служащие единственного воткинского завода, крестьяне окрестных деревень,
офицеры, вернувшиеся с фронта, сумели организовать многочисленную и
боеспособную Воткинскую народную армию. Эта удивительная история долгое
время замалчивалась и только недавно стала известной во всех деталях.
Народная армия освободила Воткинск и одерживала одну победу за другой.
Её эпопея продолжалась 100 дней.
На подавление восстания были брошены крупные силы Красной армии.
Кровопролитные бои шли в предместьях и в самом Воткинске. Отец Николай
не оставлял своих прихожан, участвовавших в восстании, - исповедовал,
причащал и напутствовал раненых, умирающих, уходящих в бой. И даже
участвовал в сборе средств для восставших. А Варвара самоотверженно
исполняла служение сестры милосердия.
Когда части Красной армии уже вступали в Воткинск, священнику с дочерью
предлагали уйти вместе с отступавшей Народной армией. Но Чернышёвы
предпочли остаться.
«Умру - тогда и снимете крест»
На Воткинск обрушились массовые репрессии. За несколько дней были
расстреляны и вырезаны тысячи людей. Добрались, конечно, и до отца
Николая. По свидетельству очевидцев, во время его ареста Варвара
бросилась к нему и крепко обхватила руками. Ни сам священник, ни
красноармейцы не смогли оторвать её от отца. Так и увели их вместе.
В тюрьме они держались спокойно и с достоинством. Отец Николай просил
передать ему облачение для совершения богослужений и для исповеди
заключённых. До последнего часа он оставался пастырем для своих
прихожан.
На казнь их тоже вывели вместе 2 января 1919 года. Расстрел устроили на
берегу пруда - напротив нынешнего Музея П.И.Чайковского, который был
уроженцем Воткинска. Первой расстреляли Варвару. У отца Николая
потребовали снять крест. Он сказал: «Когда умру - тогда и снимете».
Один из красноармейцев, участников расстрела, зашёл потом в соседний дом
погреться и, по свидетельству очевидцев, рассказывал: «Расстреливали
длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё
до последнего что-то шептал».
Это, конечно, были последние молитвы священника.
От Воткинска до Беркли
А через три месяца красных вновь выбили из Воткинска. Теперь уже армия
Колчака. Это было ненадолго. Но люди успели отыскать тела священника и
его дочери. Устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание.
Память об этом событии передавалась из поколения в поколение, несмотря
на атеистические времена. Вот только место захоронения считалось
неизвестным. Люди, видимо, утаивали его. И только в 1990‑х годах одна
жительница указала, где захоронены Чернышёвы - у стен Преображенской
церкви, рядом с их родственниками. Теперь там установлен православный
крест.
Но есть и ещё одно место, совсем на другом конце планеты - в США, где
память о казнённых сохранялась многие годы. Дело в том, что некоторые
уцелевшие участники Воткинского восстания, прихожане отца Николая,
добрались в 1920-х годах до Калифорнии и там образовали свою общину,
которая существует и по сей день. Сейчас она называется «Объединение
ижевцев и воткинцев в Сан-Франциско». Эти люди участвовали в создании
русского православного храма Иоанна Крестителя в городе Беркли
неподалёку от Сан-Франциско. И здесь установлена специальная неугасимая
лампада, возле которой совершаются молебны в память о Николае и Варваре
Чернышёвых. По свидетельству старосты храма, зафиксированы факты
чудесной помощи молящимся после таких молитв.
Валерий КОНОВАЛОВ
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html