В семье их осталось двое
Когда красноармейцы пришли за 65-летним отцом Николаем, он находился
дома вместе с дочерью. А больше в этой семье к 1918 году никого и не
было.
Жена священника, Юлия Ивановна, скончалась давно, когда ей ещё и 40 лет
не исполнилось. Отец Николай остался тогда с четырьмя детьми - младшей
дочери было всего шесть лет. Детей он вырастил. А осталась с ним одна
Варя. Это был её сознательный выбор. Она решила не выходить замуж, а
посвятить себя воспитанию детей в школе, помощи отцу в его пастырском
служении и уходу за ним.
Так и жили. Дочь после окончания гимназии и Высших женских курсов
работала учительницей в здешней школе. Отец служил в Благовещенском
храме Воткинска и был благочинным Воткинской и Галевской волостей. Его в
Воткинске знали все. Он ведь не только слыл ярким проповедником, но и в
общественных делах проявлял себя заметно. Читал лекции в Общественном
собрании, учредил местное Общество трезвости и стал его председателем.
Избрали его и почётным членом Воткинского общества любителей
музыкального и драматического искусства.
В годы русско-японской войны отец Николай активно участвовал в работе
комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной
медалью. А во время Первой мировой оказался активным организатором
движения по снабжению армии. И конечно же, когда в 1918 году в Воткинске
начались драматические события, он не мог отсидеться дома, был всё
время на виду.
Неизвестная война
В августе здесь вспыхнуло восстание против советской власти. Рабочие и
служащие единственного воткинского завода, крестьяне окрестных деревень,
офицеры, вернувшиеся с фронта, сумели организовать многочисленную и
боеспособную Воткинскую народную армию. Эта удивительная история долгое
время замалчивалась и только недавно стала известной во всех деталях.
Народная армия освободила Воткинск и одерживала одну победу за другой.
Её эпопея продолжалась 100 дней.
На подавление восстания были брошены крупные силы Красной армии.
Кровопролитные бои шли в предместьях и в самом Воткинске. Отец Николай
не оставлял своих прихожан, участвовавших в восстании, - исповедовал,
причащал и напутствовал раненых, умирающих, уходящих в бой. И даже
участвовал в сборе средств для восставших. А Варвара самоотверженно
исполняла служение сестры милосердия.
Когда части Красной армии уже вступали в Воткинск, священнику с дочерью
предлагали уйти вместе с отступавшей Народной армией. Но Чернышёвы
предпочли остаться.
«Умру - тогда и снимете крест»
На Воткинск обрушились массовые репрессии. За несколько дней были
расстреляны и вырезаны тысячи людей. Добрались, конечно, и до отца
Николая. По свидетельству очевидцев, во время его ареста Варвара
бросилась к нему и крепко обхватила руками. Ни сам священник, ни
красноармейцы не смогли оторвать её от отца. Так и увели их вместе.
В тюрьме они держались спокойно и с достоинством. Отец Николай просил
передать ему облачение для совершения богослужений и для исповеди
заключённых. До последнего часа он оставался пастырем для своих
прихожан.
На казнь их тоже вывели вместе 2 января 1919 года. Расстрел устроили на
берегу пруда - напротив нынешнего Музея П.И.Чайковского, который был
уроженцем Воткинска. Первой расстреляли Варвару. У отца Николая
потребовали снять крест. Он сказал: «Когда умру - тогда и снимете».
Один из красноармейцев, участников расстрела, зашёл потом в соседний дом
погреться и, по свидетельству очевидцев, рассказывал: «Расстреливали
длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё
до последнего что-то шептал».
Это, конечно, были последние молитвы священника.
От Воткинска до Беркли
А через три месяца красных вновь выбили из Воткинска. Теперь уже армия
Колчака. Это было ненадолго. Но люди успели отыскать тела священника и
его дочери. Устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание.
Память об этом событии передавалась из поколения в поколение, несмотря
на атеистические времена. Вот только место захоронения считалось
неизвестным. Люди, видимо, утаивали его. И только в 1990‑х годах одна
жительница указала, где захоронены Чернышёвы - у стен Преображенской
церкви, рядом с их родственниками. Теперь там установлен православный
крест.
Но есть и ещё одно место, совсем на другом конце планеты - в США, где
память о казнённых сохранялась многие годы. Дело в том, что некоторые
уцелевшие участники Воткинского восстания, прихожане отца Николая,
добрались в 1920-х годах до Калифорнии и там образовали свою общину,
которая существует и по сей день. Сейчас она называется «Объединение
ижевцев и воткинцев в Сан-Франциско». Эти люди участвовали в создании
русского православного храма Иоанна Крестителя в городе Беркли
неподалёку от Сан-Франциско. И здесь установлена специальная неугасимая
лампада, возле которой совершаются молебны в память о Николае и Варваре
Чернышёвых. По свидетельству старосты храма, зафиксированы факты
чудесной помощи молящимся после таких молитв.
Валерий КОНОВАЛОВ