В апреле 2005 года в 953-й школе района Бибирево Москвы произошли события, заставившие вздрогнуть весь северо-восточный округ столицы.
Дело в том, что в школе действовала группа сотрудников отделения "ноосферного образования" Российской Академии Естественных Наук.
Как показало следствие, некоторые лица из этой группы были приняты директором школы Орловой Н.А. (депутат муниципального собрания района Бибирево) на должности педагогов-психологов. Далее цитата из ответа родителям Департамента Образования г. Москвы: "Опыта и стажа практической работы в образовательных учреждениях до поступления в ЦО N 953 они не имели. Психологи проводили занятия с использованием компьютерной диагностики, методов психологической коррекции, обучали детей приемам релаксации, разработанными ими, без разъяснений их смысла родителям и учащимся и без согласия на это родителей..." Вот так, дорогой читатель, ты отдаешь своего ребенка в школу, куда тебе самому вход закрыт, а в эти же двери на законном основании входят шарлатаны от науки для "обучения детей приемам релаксации, разработанными ими". Что было дальше, можно узнать на сайте www.za-detey.narod.ru.
Директор в результате всех событий уволилась по собственному желанию, психологи куда-то исчезли, не оставив следов и не ответив ни на один из вопросов, поставленных разгневанными родителями.
Вопросы же остались, и на некоторые из них хочется попробовать дать ответы. Ведь для наших "героев" самое страшное - правда, рассказ о том, как все было на самом деле.
Итак, пункт первый: что по сути своей представляет "ноосферное образование"?
Н.В.Маслова, являющаяся руководителем "Отделения ноосферного образования" РАЕН и, как ни странно, одним из "специалистов", принятых в 953-й школу на должность педагога-психолога, в одном из своих трудов дает четкий ответ: "Целью ноосферного образования является научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов". Иначе в терминологии приверженцев ноосферного образования эти мыслеобразы именуются "холодайнами". Холодайны в описании Масловой не поддаются никакому рационалистическому осмыслению. Это просто оккультно-религиозная категория. Позволю утомить читателя несколькими выдержками из нетленных трудов ноосферитов:
"Холодайн - "единица памяти, трехмерная мыслеформа, находящаяся в движении"; оказывается, холодайны "живут в белковых волокнах нашего мозга, обладают цветом, формой, могут двигаться и говорить"; холодайн - "голографический аналог Вселенной"; холодайны способны "трансформироваться либо в нисходящем, либо в восходящем гармоническом потоке" и прочая и прочая...
Понятно, что весь этот лженаучный бред совершенно никакого отношения к науке не имеет. И если отдельные толкования "холодайна" по Н.В.Масловой еще как-то можно выдать за иносказания, за художественные описания, то вместе вся совокупность свойств "холодайнов" определенно свидетельствует о религиозно-мистическом характере данного понятия и полной невозможности отнесения этого понятия к любому направлению науки, кроме, разве что, религиоведения как части философии.
Если читатель еще не утомился, перейдем ко второму пункту. Что означает появление на главной странице сайта отделения "ноосферное образование" РАЕН информации о благословении книги Н.В. Масловой "Ноосферное образование" митрополитом Волоколамским Питиримом?
К Православной Церкви, к православной вере эти шарлатаны от науки не имеют никакого отношения. Хитростью ли, лукавством или еще как добились того, чтобы престарелый уважаемый иерарх Русской Православной Церкви оставил свой автограф с пожеланиями на обложке псевдонаучной книги. Теперь этим автографом как броней, как щитом они прикрываются. А что у них есть еще за душой?
Интересная деталь - автограф митрополита датирован 14 июля 1999 года, события в 953-й школе стали известны общественности в апреле 2005-го, на сайте автограф выложен 1 апреля 2005 г. Сопоставление дат ни о чем не говорит вдумчивому читателю? Конечно, дорогой друг, запылившуюся книжку лихорадочно находят и достают из небытия, чтобы за сим автографом прикрыть свои грязные делишки. Они хотят прикрыться авторитетом уважаемого иерарха. Как некрасиво...
Налицо лихорадочное желание оправдать себя перед обществом, повысить свой статус. Митрополит Питирим умер, и его уже не спросишь, как все было на самом деле. Если же мы зададимся вопросом, реагировали ли как-то люди Церкви на "ноосферное образование", то, изучив вопрос внимательнее, найдем экспертное заключение священника Олега Стеняева, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, адресованное председателю Московского комитета образования Л.П.Кезиной по оккультно-педагогической инициативе Н.Масловой. Экспертное заключение датировано 3 мая 2001 г. Думаю, заголовка достаточно. Кому интересно подробнее ознакомиться, найдите в Интернете.
Пункт третий: Извечные русские вопросы - кто виноват и что делать?
Никто не получил ответ на вопрос: как такое могло произойти в школе? Родителями писались многочисленные письма по инстанциям, к этим письмам прикладывались материалы о деятельности ноосферного отделения РАЕН... Ни в одном из ответов не прозвучало, что "специалистов", которых приняли на работу в школу N 953, объединяло членство в одной организации, которая исповедует оккультную идеологию, в основании которой лежит учение о "холодайнах". Открытая информация об этих людях есть на сайте отделения "ноосферное образование" РАЕН. Создается впечатление, что родители столкнулись с хорошо организованной системой, имеющей много денег и прикрытие у нужных людей в нужных местах. Что они затеяли в перспективе, уж не ноосферизацию ли всей страны?
А в приложении к газете "Тверская 13" дописались до того, что во всем, мол, виноваты родители, они подняли шум из-за пустяка, и тем самым травмировали своих детей.
Общество наше скорее мертво, чем живо. Мы давно ни на что не реагируем, но когда речь заходит о наших детях - дальше терять уже нечего и некого. Страна должна знать своих "героев". Родители хотят посмотреть в глаза людям, калечившим их детей.
Священник Владислав Мишин, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Бибиреве, и.о. зав. кафедрой Теологии Российского Государственного Социального Университета