Вопрос старения, смерти и что будет после неё – трудные и вечные вопросы, волнующих всё человечество. Почему человек стареет, болеет и умирает? Что ждёт нас после? Почему умирать порой страшно? Эти и многие другие вопросы, так или иначе, люди всегда пытаются разрешить, найти им объяснение. Попробуем ответить на некоторые из них.
В христианстве в отношении конца земной жизни человека имеются два понятия – смерть и успение. Это не совсем одно и то же. Смерть может коснуться и тела, и духа, может стать окончательной гибелью. Успение, т.е. – засыпание, сон, кончина, предполагает, что это лишь временное состояние: человек уснул, а не умер навеки, его дух жив. После успения нам подобает пробуждение. Ведь после сна я должен встать. Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Эти слова Спасителя относятся к пониманию кончины не как смерти, но как успения.
К периоду зрелости и старения каждому человеку следует готовиться. Очень важно в самый момент смерти, момент перехода из ограниченности временем в безграничность вечности, не потерять себя, своё лицо.
Умение умирать – это искусство. Очень значимы последние минуты моей жизни. Церковь призывает нас всегда готовиться к переходу в мир иной. За каждым богослужением мы слышим мольбу о благополучном исходе из земной жизни: «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим».
Священное Писание свидетельствует, что «Бог смерти не сотворил» (Прем. Солом. 1, 13). Смерть вошла в мир вместе с грехом падшего Адама, после того как он неразумно распорядился собственной свободой.
Духовный опыт христианства свидетельствует также, что смерть не всегда наступает с окончанием земного бытия человека. Когда душа разлучается с телом, наступает телесная смерть. Но случается так, что грех человека встает между ним и Богом, разлучает душу от Него. Тогда человек, будучи жив телом, умирает духом. Это смерть духовная. За ней следует и телесная. Об этом говорит и Священное Писание. Бог говорил Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2, 16-17). После грехопадения Адам не сразу телесно умер, смерть коснулась его духа.
Смерть грешных и кончина праведных. Удивительное лицо после смерти видим у праведника. И, напротив, бывает трудно смотреть на умершего в грехах человека. Лицо почившего свидетельствует, каким он был, как провёл свою жизнь. Подтверждение тому мы видим в Священном Писании, где говорится, как изменилось лицо Каина после убийства Авеля (Быт. 4, 3-15).
Важно всегда помнить слова Христа, которые сохранили для нас Его святые последователи, засвидетельствовавшие веру своей жизнью: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (Диалог с Трифоном иудеем, 47). Эта мысль состоит в полном согласии со словами Евангелия: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42).
Необходимо помнить о своём смертном часе, чтобы мы не были беспечны и нерадивы, вели добродетельную жизнь и всегда были готовы встретить Господа, предстать пред Ним.
Трудно даже нести гроб неверующего человека, атеиста или великого грешника, имеющего те или иные проступки и не успевшего принести покаяние. Однажды от тлевшего окурка в своём же доме погиб пастух, человек несдержанный, часто ругавшийся матом и много куривший. Он буквально сгорел. Его нашли только через несколько дней. Было очень тяжело нести его гроб с небольшими останками.
«Прими, Господи, мою смерть…». Телесная смерть может настигнуть нас в любой момент. К переходу в иной мир нужно быть готовым каждый день и час. К этому моменту нужно заранее готовиться.
Если что-то делаю, то делаю это, как нечто последнее в жизни. Ложась отдыхать и перед сном – не осуждаю никого, прощаю всех, а Богу говорю: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми».
Вспоминается очень поучительная притча.
В одном монастыре жил монах, который стал тяготиться духовным трудом, даже задумался уйти из обители. Но куда? Родственников, друзей или знакомых у него не было, не к кому было идти. Он невольно оставался в монастыре, живя в нерадении, которое рождалось от этой душевной тяготы. Однажды он отправился к реке за водой и, поскользнувшись, так сильно ударился, что от боли и потери крови умер на месте. Рядом не оказалось никого из людей, чтобы ему могли помочь.
Тогда за душу монаха началась борьба тёмного и светлого ангелов. Нечистый дух утверждал: «Он перестал быть монахом, жил в полном нерадении, бездумно, не заботясь о душе – он мой!» Светлый ангел возражал: «Он должен быть в Царстве Небесном! Хоть он и плохой монах, но пролил свою кровь на этом камне ради Христа».
Притча заставляет задуматься – разве за Христа монах пролил свою кровь? Ведь кровь, пролитая ради Христа – это кровь мученика. Этот же монах умирает, проливая кровь не потому, что на него кто-то напал, кто-то его убил. Он не исповедовал свою веру в Бога перед гонителями, а просто упал, разбился по неосторожности. Однако ангел утверждал, что человек «пролил кровь свою за Христа».
Умирать можно по-разному. Например, принимать со смирением свою боль, повторяя за благоразумным разбойником: «По делам нашим принимаем» (Лк. 23,41). А можно проклинать болезни, от которых страдаешь, обвиняя окружающих в своей беде.
Монах в притче достойно принял страдания и смерть. Он видел в этом возможность очищения своих грехов. Пустынник в момент болезни не впал в отчаяние, в последние минуты своей жизни творил молитву, просил прощения у Бога и людей, никого не осудил и не обвинил, а только говорил: «Принимаю по моим делам. Господи, не оставь меня!»
Погибший монах не смог в земной жизни принести Богу саму свою жизнь, свои труды, но при кончине он принес Богу свою смерть. «Я не смог отдать Тебе свою жизнь, как должен был. Прими, Господи, мою смерть, прости меня!» Это и есть смерть праведника, смерть мученика за Христа. Человек осознает: этими страданиями Ты, Господи, даешь мне возможность спасти себя; благодарю Тебя, Боже, за Твою милость ко мне!
Пример этого монаха важен и для каждого человека. Мы видим, как подобает принимать свою кончину, в каком расположении духа её встречать.
О Суде Божием. Суд – это разделение. Иисус Христос воскрес из мертвых. И мы воскреснем, чтобы дать ответ Богу на Страшном суде за наши поступки. Наше воскресение может быть разным, по слову Спасителя: «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5,29). Воскреснет каждый человек либо для радости, либо для осуждения. После общего воскресения все люди вместе быть уже просто не смогут, поскольку среди нас есть те, кто сами не желали бы такой любви и единения даже и во временной жизни.
Суд совершается Сыном Божиим. Сам Христос говорит, что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22). Возможность судить даётся Тому, Кто жил на земле, Кто знает трудности и искушения этого мира, пройдя через них и победив их. Мы уповаем на милость Иисуса Христа.
Мессия родился и стал Человеком, чтобы спасти человечество от проклятия, греха и смерти. Христос – Спаситель и Спасатель. В притче о потерянной овце Он уподобляет Себя пастуху. Пастух находит потерявшуюся овцу, берет её на плечи и приносит к остальным овцам (Лк. 15, 4-5). Так и при кончине мира Христос пойдет искать каждую Свою потерянную овцу, чтобы найти и спасти её. Каждой душе будет дарована возможность спастись.
Иисус Христос будет судить нас по нашим же законам: «Каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7, 2). Если мы знали, что нельзя что-то делать и осуждали за такой грех кого-то, но сами оступились, то за это и понесём ответ. Ведь мы знали и грешили. Спаситель предупреждал, говоря: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк. 15, 5).
Очень трудно не реагировать на откровенные ужасные и греховные поступки людей. Если обращаем на это внимание, то порой и осуждаем согрешившего. Как же быть? В Патерике находим такой пример.
«Однажды к авве Дорофею пришел послушник и спросил:
– Отче, как я могу исполнить заповедь "не суди"? Если я вижу, что мой брат солгал, должен ли я считать, что всё равно он поступил правильно?
В ответ услышал он от старца:
– Если скажешь: "Мой брат солгал" – ты скажешь правду. Но если скажешь: "Мой брат лжец", то осудил его. Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни. Грех осуждения, по сравнению с любым иным грехом, – "бревно и сучок" по притче Христовой».
Итак, важно помнить, что есть человек и есть его поступок. Это необходимо разделять. Действие не определяет человека в его полноте, оно открывает лишь только часть его внутреннего мира, его личности.
Как сам я отношусь к людям, так и Бог ко мне будет относиться. Чтобы победить грех важно уметь каяться. Покаяться, значит – изгнать, отстраниться от прошлого, которое противоположно добродетельной жизни. Покаяние – это понимание, что я уже живу для другой жизни, я всеми силами стараюсь не повторять того, что совершал раньше. Чувствуя свою немощь в этом, всегда обращаюсь к Господу: «Укрепи, дай мне силы стать иным человеком!» (Притча дня).
Покаяние – очень радостный момент моей жизни. И призыв покаяться – это всегда призыв к радости, призыв к переходу от того, что вело в смерть к тому, что дарует жизнь.
Я рад, что стал другим человеком, что не живу теми поступками, мыслями, чувствами, которые тяготят и становятся чужды мне. Не живу теми тягостными состояниями, которые преследовали меня и отнимали силы. Покаялся – стал другим человеком. В этой перемене, в этой деятельной устремленности стать лучше, чище, выше, чем ты есть – суть нашей духовной борьбы в земной жизни.
Вечное осуждение и ад. Об аде Церковь говорит с педагогической и богословской точек зрения.
В первом случае в церковной педагогике приоритет даётся чувственной стороне – душевным, эмоциональным, переживаниям человека. Так, на западной стене храма изображается картина Страшного суда. Изображается, чтобы при выходе из храма человек понимал, куда он идёт – в мир, в падшее мироздание, во многом подобное аду. И, выходя, люди обращаются на восток, видят иконостас и, взывая к Богу, Его святым угодникам, просят укрепления, сил преодолеть искушения, которые ожидают их за порогом храма.
Церковь непреложно свидетельствует о том, что ад – место, где человек не должен быть.
Богословие Церкви в учении об аде основано на Священном Писании, которое говорит в образах, доступных и известных тем, к кому было обращено его слово. Так, в Писании ад уподобляется Геенне Огненной. Так называлась долина в окрестностях Иерусалима, за городской стеной, где сжигался мусор. Здесь никогда не угасал огонь, даже при обильных дождях он продолжал тлеть. До прихода евреев в обетованную землю, местные племена язычников, имели в этом месте капище с жертвенником, где совершали жертвоприношения своим божествам.
Упоминание об аде находим и в словах Самого Христа. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25, 41). В этом слове содержится явное указание, что ад уготован не для человека, а для диавола. Весь ужас в том, что человека может ждать определение к тому состоянию, тому «месту» в духовной реальности, в котором он никак не должен быть. У ада нет конца и нет смысла и потому он воистину страшен.
Рай как призвание человека. Истинное призвание человека – это Райское жительство. Но мы настолько порабощены грехам, страстям и смерти, что даже малейшего представления о Рае не можем иметь, ибо никакие человеческие понятия не могут вместить этого. Апостол Павел свидетельствует: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Для того, чтобы быть с Богом нужно добродетельно проводить нашу земную жизнь, заранее приготовляя себя и к старению, и к самой смерти. Окончание нашей жизни, переход из времени в вечность. Конец может наступить в любой момент. Значит, каждый день нужно быть готовым к своей кончине и к суду Божию.
Епископ Орский и Гайский Ириней

