На заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России Владимир Путин назвал русофобию, то есть неприязненное отношение к русскому этносу, главным инструментом геополитических противников нашего государства: «Идеология агрессивной русофобии направлена против всех народов нашей страны, потому что без русского народа, без русского этноса, без этого фактора нет и не может быть самой России, поэтому именно русофобия в целом в центре внимания наших противников. Русская самобытность, традиция, культура, язык государствообразующего нашего народа нуждаются в самом бережном отношении и защите».
Слово Путина, сказанное им о русском народе на Совете, событие более чем знаменательное. Помнится, когда в самом начале ВОВ, когда немецкие нацисты вплотную подошли к Москве, И.В.Сталин в своем выступлении по радио 3 июля 1941 года обратился к народу со словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!»
Этим обращением он открыто признал важнейшую роль русского народа в становлении и развитии нашего государства (братья и сестры, так называют друг друга православные люди, т.е. русские), и оказался прав. Народ откликнулся на призыв вождя. Кроме всего прочего были открыты Православные храмы, начали совершаться молебны и собираться средства для нужд фронта. Страна выжила и победила врага.
Похоже, этот исторический урок пошел нам на пользу. Сейчас Президент России, по сути, сделал тоже самое. И хотя он сказал об этом на Совете в Кремле, смысл сказанного никак не изменился. Ведь сказано это в такое время, когда Россия оказалась на острие военного противостояния с Западом. Ничего не меняется. Как только смерть усиливает своё противостояние жизни, защиту, каким-то невероятным чутьем, просят у русских.
Но не всё так просто. Объявить о государствообразующей роли русских недостаточно. Чтобы русские люди всей общностью встали на защиту своей государственности (речь не о внешней агрессии противника, здесь все понятно), нужно говорить о целях и смыслах того, что именно требуется защищать внутри своего государственного организма. А защищать нужно Правду.
По некоторым историческим данным русофобия возникла давно, пожалуй, с того времени, когда Христианская Церковь разделилась в 1054 году на католическую и православную. На эту тему есть хорошая статья, в которой подробно описывается то, как возникала и усиливалась в мире русофобия. Двести лет организованной ненависти: как русофобия стала осью мировой геополитики.
Вот только сама сердцевина и суть этого явления остается в тени и скрыта от глаз внешнего наблюдателя. Несмотря на то, что явление русофобии возникло на почве религиозной, а значит лежит вне пределов мира материального и является сущностью запредельного, рассматривается она, в основном, как явление объективного характера, заслоняя собой мир субъективный. Именно поэтому изжить из своей среды ненависть к русским, никак не получается. Ведь говорят же: «Ну, это мой субъективный взгляд», - как будто этот взгляд ничего не значит. А значит он очень многое. В этом субъективном взгляде может быть зарыта скрытая русофобия, в основе которой лежит неприятие Христа и Его Церкви.
Просматривается такое неприятие и в национальных проектах, хотя разрабатываются они для укрепления национального единства в России и даже для усиления роли русского народа в этом единстве. Здесь показательным может стать доклад на заседании Совета, Заместителя Председателя Правительства Татьяны Голиковой.
Доклад хороший, всё в русле намеченных Президентом России путей развития и укрепления межнационального единства. Вот только из всего доклада, слова о государствообразующей роли русского народа, прозвучали лишь в конце, без указания на какие-либо конкретные программы, направленные на сохранение культуры и традиций русской нации. Больше всего в докладе говорилось о малых народах, о развитии их культуры, языка, укреплении и сохранности культурных автономий.
Слово о русской нации сказано, но, как о новации (то есть раньше о ней вообще не думали) проекта, который направлен на усиление внимания к вопросам сохранения и развития культуры русского народа как государствообразующего.
Вот только мысли и слова, высказанные в проекте, как-то не очень согласованы друг с другом. В одном случае, это укрепление традиций и культуры русского народа, а в другом, целью является – укрепление единства российской нации и общероссийской гражданской идентичности. О чём идёт речь не понятно вообще.
Российская нация, понятие, которое до сих пор не имеет своего определения, а гражданская идентичность, это просто наличие у человека российского паспорта, который может оказаться в руках людей, не имеющих к русской культуре никакого отношения. И как в таком случае можно укреплять единство народов России, если каждый живёт по своим культурным традициям и со своим идентификационным кодом. Кстати, в основе кода каждой национальной общности находится религиозное начало, на основе которого и осуществляется духовное – нравственное становление личности.
И если уж мы говорим о духовном развитии народов нашей страны и при этом отмечаем объединяющую роль русских, считая их государствообразующим этносом, то и питать изначально нужно именно этот корень. Как сказал Президент, «русская самобытность, традиция, культура, язык государствообразующего нашего народа нуждаются в самом бережном отношении и защите».
Если кому-то не очень понятно, какую роль играет русский народ в укреплении и сохранении единства народов России, то это вполне можно сделать, представив перед своими глазами образ раскидистого дерева, которое имеет многовековой ствол, с расположенными на нем мощной кроной из ветвей и листвы. Из доклада Т. Голиковой видно, что новая Стратегия национальной безопасности ставит своей задачей активную подпитку ветвей и листьев, забывая при этом, что жизнеспособность древа зависит от питания его корней, погруженных в родную почву и удерживающих мощный ствол. Этот ствол и есть русский государствообразующий народ, но его приоритета в Стратегии не видно.
Такое отношение к русскому народу показывает нам, либо не понимание его роли в государственном развитии и укреплении суверенитета, либо содержит в себе скрытую русофобию. Даже если она и не видна со стороны, как русофобия внешняя или внутренняя, идущие по линии информационной атаки на русских, тем не менее, является точно таким же разрушительным явлением для нашей страны, поскольку находится в ряду антихристианских настроений, являясь частным элементом единой мировой русофобской системы.
Изжить русофобию, полностью избавиться от неё невозможно, поскольку слишком велик духовный раскол в русском народе, пережившим атеизм советского модерна и попавшим в кипящий котел постмодерна многоконфессиональности.
Пока не будет приоритетного начала в духовном вопросе, русская ойкумена, некогда скрепленная Православным Христианством, будет продолжать расползаться по швам. Если эта тенденция продолжится, то ослабнет и связь малых народов с русским, поскольку крепкие русские плечи уже не смогут их поддержать. И уж тем более не смогут их поддержать временные государственные программы. Сегодня посредством них укрепляется культура и язык малых народов, а завтра придут другие управляющие процессом и создадут иные программы, в которых приоритетным станет независимость национальных культурных автономий от русских. Чем не глобальный проект?
И ведь этот глобальный проект отчётливо виден по тем формулировкам и смыслам, которые используются властью и СМИ, продолжая брать их из лексикона модернистов и постмодернистов. Россия ошеломлена ложью, которую выливают на нашу голову русофобы всех мастей, начиная от заграничных и заканчивая собственными. И всё это не прекратится до тех пор, пока мы не вернёмся к своим вечным традиционным истокам, в которых главным Словом является Истина.
«Если с нами Бог, то никто же на ны!»
Надежда Ивановна Юдина, главный редактор интернет-портала «Национальный медиа-союз»

