Кремль подтвердил, что глава российского государства будет в Китае с четырехдневным визитом. Там пройдет саммит ШОС и празднование 80-летней годовщины завершения Второй мировой войны. Некоторые политологи говорят, что реальная международная повестка, политика будет делаться именно в эти дни в Китае, а не в соцсетях или Брюсселе. Мол Запад свою позицию уже более-менее определил, а теперь очередь за четкой позицией Глобального Юга и Китая в первую очередь. Якобы Пекин может если не перехватить инициативу у Вашингтона, то сказать свое веское слово. Официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь заявил, что «Китай не планирует отправлять воинский контингент на Украину в рамках гарантий безопасности. Позиция Китая по украинскому вопросу ясна и последовательна».
Комментируя данное сообщение в эфире программы «Железная логика» на радиостанции ВестиФМ, известный политолог и общественный деятель Сергей Александрович Михеев сказал: «Насчет того, кто что и где будет определять. Я бы отстранился от хлестких газетных заголовков. Реальность следующая: игнорировать Китай как мировую державу никто не может. Когда-то всё было по-другому, а сейчас ситуация такая, что ни Запад, ни Восток, ни Юг, ни США, ни Россия не могут игнорировать тот факт, что Китай стал мировой державой. Китай – это №1 с точки зрения производительной экономики – я имею в виду не финансовые показатели, а, в первую очередь, производство товаров. Китай серьезно продвинулся в развитии и укрепил свое положение. Он стал тем местом, где развиваются современные технологии. Китай серьезно укрепляет свою армию и развивает космическую программу, обладает ядерным оружием. Всё это делает его крайне значимым игроком на нашей планете. Это первое».
«Второе: отношения между Китаем и Россией очень неплохие, и этот факт игнорировать тоже никто не может. Ни Европа, ни США не могут закрывать глаза на то, что наши отношения за последние годы стали близкими, несмотря на все усилия Запада изолировать Россию и вбить клин между Россией и Китаем. Это тоже говорит о том, что у Китая есть принципиальная позиция. Еще более она окрепла в связи с такими организациями, как ШОС и БРИКС, которые стали фактором мирового политического процесса, и это не учитывать невозможно. Делать вид, что по-прежнему весь мир – это Запад, а всё остальное – “имя прилагательное”, не получится», – добавил он.
«На мой взгляд, это одна из стратегических ошибок Запада. Они очень часто любят говорить о наших проблемах – мы знаем, что у нас достаточно проблем – но Запад проиграл несколько раз в последние годы, и один из проигрышей – это Китай и отношения между Китаем и Россией. Западники всё время твердят, что такое сближение плохо, но сами делают всё, чтобы оно продолжалось. Визит Владимира Путина в Китай на празднование 80-летия победы над милитаристской Японией и на саммит ШОС этот факт подтверждает. Понятно, что, с одной стороны, Путин и Си Цзиньпин будут говорить в том числе и об обустройстве мира, о большой геополитике. С другой стороны, ждать, что сейчас в Китае что-то произойдет, кто-то что-то такое скажет – это примерно тоже самое, когда западная пресса раскручивала по поводу встречи Путина и Трампа на Аляске. Сначала завышали ожидания, что “сейчас всё разрешится”, а потом стали говорить, что “ну вот – ничего не разрешилось!” Такое впечатление, что где-то это умышленно, а где-то штампованная форма описания действительности, чтобы привлекать читателей, зрителей и т.д.», – отметил Сергей Александрович.
«Есть факты, которые я только что изложил. Влияют ли они на ситуацию в мире, в том числе на нынешний кризис в отношениях России и Запада? Да, влияют. Можно ли найти какие-то формы воздействия на ситуацию вокруг Украины? Наверное, можно. Будут ли лидеры это обсуждать? Скорее всего, будут. Но ждать того, что “сейчас весь мир поменяется”, точно не стоит», – подчеркнул политолог.
«Что касается китайских миротворцев, то я об этом говорил как о предположении, что, если Китай хочет поучаствовать, то теоретически можно найти формы. Понятно, что Китай не будет никуда торопиться и ни о каких серьезных решениях до заключения мирного соглашения никто сообщать не будет. Это европейцы начали “делить шкуру неубитого медведя”: ничего еще нет, а они друг с другом спорят, “чья рота поедет, а чья не поедет; кто будет обеспечивать, а кто не будет”. Китайцам здесь спешить некуда, это не в их интересах. Хотя не исключаю, что о чём-то подобном лидеры России и Китая могут разговаривать, но пока об этом рассуждать рано и бессмысленно», – заключил Сергей Михеев.