Русская литература о труде и собственности

Без высшей духовной санкции труд в России теряет красоту и высокий смысл

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
143
Время на чтение 16 минут
Фото: Худ. Григорий Мясоедов

«Я не осуждаю тех, которые имеют дома, поля, деньги, слуг; а только хочу, чтобы они владели всем этим осмотрительно и надлежащим образом, – поучает святитель Иоанн Златоуст. – Каким надлежащим образом? – Как следует господам, а не рабам; т. е. владеть богатством, а не так, чтобы оно владело нами, употреблять его, а не злоупотреблять».

Н.В.Гоголь писал: «Человек рождён, чтобы трудиться. "В поте лица снеси хлеб свой", – сказал Бог по изгнании человека за непослушание из рая. И с тех пор это стало заповедью человеку. Кто уклоняется от труда, тот грешит перед Богом. Всякую работу делай так, как бы её заказал тебе Бог, а не человек».

Лишь тем откроются в будущей жизни небесные блага, кто здесь, на земле, проводит время не в праздности, а в праведных трудах. «Работа великая» самый надежный способ духов­ного спасения. В легенде «О двух великих грешниках» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Господь открывает Кудеяру-разбойнику такой путь спасения. Он предлагает срезать ножом, орудием его кровавых бесчинств, вековой дуб:

Будет работа великая,

Будет награда за труд,

Только что рухнется дерево

Цепи греха упадут.

Здесь отсутствует материальная цель труда: никакой корысти «работа великая» Кудеяру не принесёт. Труд пред­ставлен тут как молитвенное служение, как путь к спасе­нию.

Тема христианской трудовой этики стала одной из ведущих в лирике и поэмах Некрасова. На неё указывает поэт в стихотворении «Крестьянские дети». Он призывает хранить в чистоте духовные ценности, освящающие труд крестьянина на его скудной земле:

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните своё вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

«Скудное русское поле» не обещает нашему крестьянину материального изобилия. Это поле взывает к любви, далёкой от утилитарных чаяний.

На той же христианской духовной основе вырастает у Ю.В.Жадовской знаменитая «Нива», в которой передаётся крестьянское отношение к земле-кормилице как к живому существу. Здесь и восхищение красотою созревающей нивы, и сострадательная любовь к ней от сознания её незащищённости. Одновременно это и стихи о ниве человеческой жизни, такой же беззащитной перед капризами сурового русского климата. Как нива в северных наших краях, в зоне «рискованного земледелия», всегда под угрозой гибели, так и жизнь человека слишком незащищена на холодных общественных ветрах. Именно сознание этой незащищённости и развивает в русском человеке любовь-жалость, любовь-сострадание. Когда слабы надежды на силы человеческие, на помощь приходит вера в силу Божию:

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая,

По тебе от ветру,

Словно в синем море,

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Жаворонок вьётся;

Над тобою и туча

Грозно пронесётся.

Зреешь ты и спеешь,

Колос наливая,

О людских заботах

Ничего не зная.

Уноси ты ветер,

Тучу градовую;

Сбереги нам, Боже,

Ниву трудовую!..

Песнь строителей в «Железной дороге» у Некрасова тоже не сводится к обличению эксплуататоров. Пафос её ещё и в другом. Страдания только укрепляют в народном сознании величие трудового подвижничества:

... В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Строителям железной дороги, «божьим ратникам», «любо» видеть свой труд. Такую привычку к труду поэт рекомендует перенять и господскому мальчику Ване. Как памятник трудовому подвижничеству – образ белоруса:

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь ещё: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мёрзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать. 

Светом православного отношения к труду окрашен и финал «Железной дороги». Обычно обращают внимание на фигуру «красного, как медь» лабазника и говорят о «рабской психологии» народа, помчавшего с криком «ура!» притеснителя-купчину. Но дело-то в том, что строители железной дороги не рабы подрядчиков, не рабы графа Клейнмихеля. Свой подвижнический труд строители отдавали не подрядчикам, не Клейнмихелю, а самому Богу («Божии ратники»). А потому они не были слишком озабочены материальными результатами труда:

Всё заносили десятники в книжку

Брал ли на баню, лежал ли больной:

"Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот поди ты!.." Махнули рукой...

«Лучше быть бедняком, чем работать со грехом», говорит русская пословица. Строители железной дороги работали без греха. Грех остался на Клейнмихеле, на подрядчиках и на «красных как медь» лабазниках.

Трудничество – характерная примета всех народных героев Некрасова. В основе стихотворения «Дума», например, – житейский сюжет. Мужик, лишённый земли, идёт наниматься к хозяину: «Эй! возьми меня в работники!». Лукавая логика подскажет, что сейчас случится трудовой договор: мужик будет добиваться работы полегче, а платы побольше. Но ничего подобного не происходит! Русский труженик, у которого «поработать руки чешутся», мечтает совсем о другом:

Повели ты в лето жаркое

Мне пахать пески сыпучие,

Повели ты в зиму лютую

Вырубать леса дремучие,

Только треск стоял бы до неба,

Как деревья бы валилися;

Вместо шапки белым инеем

Волоса бы серебрилися!

Некрасов знает, что крестьянский труд в суровом северном краю на скудном поле России в лучшем случае даст мужику то, о чём он просит в молитве Господней, «хлеб насущный». Он даст ему столько, сколько нужно для скромного достатка. Суровая природа приглушает в русском человеке материальные стимулы труда, но зато сполна мобилизует другие духовные. Без высшей духовной санкции труд в России теряет свою красоту, свой высокий смысл.

Людям Западной Европы такая трудовая этика кажется странной. В «Сценах из лирической комедии "Медвежья охота"» барон фон дер Гребен смотрит на русского крестьянина так:

Здесь мужику, что вышел за ворота,

Кровавый труд, кровавая борьба:

За крошку хлеба капля пота

Вот в двух словах его судьба!

Его сама природа осудила

На грубый труд, неблагодарный бой

И от отчаянья разумно оградила

Невежества спасительной броней.

То, что инородцам кажется «бронёй невежества», в действительности является спасительной христианской одухотворенностью. Не случайно «Сцены из лирической комедии "Медвежья охота"» Некрасов завершает «Песней о труде». Эта песня опровергает русофобский взгляд на крестьянский труд тех сословий нашего общества, которые оказались оторванными от национальных корней:

Кому бросаются в глаза

В труде одни мозоли,

Тот глуп, не смыслит ни аза!

Страдает праздность боле.

Труд как форма духовного делания был близок и самому Некрасову, глубоко усвоившему народную мораль, крестьянскую трудовую этику. Уже на смертном одре, обращаясь к своему другу, он сказал:

Пододвинь перо, бумагу, книги!

Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,

И подвижник мертвый пал!

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил…

Мечтая о народном счастье, Некрасов не впадает в соблазн искушения «хлебом земным». Неспроста Ф.М.Достоевский утверждал: «И вообще, все понятия нравственные и цели русских – выше европейского мира. У нас больше непосредственной и благородной веры в добро как в христианство, а не как в буржуазное разрешение задачи о комфорте. Всему миру готовится великое обновление через русскую мысль, которая плотно спаяна с Православием, и это совершится в какое-нибудь столетие – вот моя страстная вера».

Идеал Некрасова народное довольство. Этот идеал в разных вариациях проходит через всё творчество поэта. В поэме «Мороз, Красный нос» он говорит о крестьянской семье:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несет воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде,

Всегда у них тёплая хата,

Хлеб выпечен, вкусен квасок,

Здоровы и сыты ребята,

На праздник есть лишний кусок.

Именно о таком счастье мечтают некрасовские народные заступники: «И по сердцу эта картина всем любящим русский народ!».

Обращаясь к наследию святителя Тихона Задонского, к его труду «Сокровище духовное, от мира собираемое», открываешь для себя далёкую от протестантской этики и находящуюся ныне в полном небрежении трудовую этику Православия. «Употребляй богатство не на прихоти мирские, но со страхом и смирением, смотри на него не как на своё, но как на Божие добро. Помни, что за расход его дашь ответ Богу: расходчик ты, а не хозяин, строитель, а не господин». Даётся нам богатство не ради нас единых, но и ради ближних наших. Видишь, как неправедно делают люди, когда добро, которое дано на общую пользу, на свои прихоти расточают. Так они воле Божией противятся» (курсив мой – Ю.Л.).

Православное отношение к собственности порождает и особое отношение русского христианина к труду. Именно в предпринимателях с русской православно-христианской душой видел спасение России от бесконечных «обрывов», от разрушительных революционных потрясений И.А.Гончаров. Его Тушины в романе «Обрыв» – это строители и созидатели, опирающиеся в своей работе на тысячелетний опыт русского хозяйствования. Артель его мужиков напоминает крепкую дружину, а Тушин среди них кажется первым работником. «В этой простой русской, практической натуре, исполняющей призвание хозяина земли и леса, первого, самого дюжего работника между своими работниками и вместе распорядителя и руководителя их судеб и благосостояния», Гончаров видел «какого-то заволжского Роберта Овена!».

Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
Дядя Ваня
Сельские учителя. Статья первая
11.08.2025
Далёкие годы, счастливые дни…
Из юношеских воспоминаний
31.07.2025
Лев Толстой на пути к «Войне и миру»
К 170-летию падения Севастополя
29.07.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Бог наш генерал, Он нас и водит»
Размышления А.В.Суворова во многом сопоставимы с трудами святых отцов
15.08.2025
15 августа — память мч. Афанасия Жуланова,
преподобномученика Платона (Колегова)
15.08.2025
Испытание духа и воли
Кому не дают покоя благие деяния народного подвижника, Главы Калязинского округа Константина Ильина?
14.08.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Запад как ересь, идеал и угроза: русский опыт
Три основные позиции России по отношению к Западу
13.08.2025
Европа готовится к войне: Перевооружение
исторического масштаба?
13.08.2025
Аляска – Америка русская
Многое будет зависеть от «повестки дня» встречи Путина и Трампа
13.08.2025
«Россию будут искушать, очаровывать иллюзиями»
Трамп и Путин встречаются на Аляске
13.08.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Принятие Божией воли о нашей истории
Грань между церковностью и партийностью
15.08.2025
Странная сказка Виктора Цоя
Почему зумеры поют Цоя?
15.08.2025
Самородная краса
Отрадно снова и вновь пережить дни и ночи фестиваля «Играй, гармонь!»
14.08.2025
Всероссийская святыня с реки Великой
К 470-летию принесения водным путем Великорецкого образа в Москву в 1555 году
14.08.2025
Конец иллюзий, возвращение права силы
От Беловежской аферы к Евразийской Империи: сценарии постукраинского возрождения России
14.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Славянское единство
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
16.08.2025 14:40
Принятие Божией воли о нашей истории
Новый комментарий от Алексей Ощепков
16.08.2025 14:36
Впечатления от просмотра фильма «Вызов»
Новый комментарий от Апографъ
16.08.2025 14:33
О книге Анатолия Иванова «Вечно державная Россия»
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.08.2025 14:02
«О! Сколько нам событий чудных готовит Просвещенья дух...»
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.08.2025 13:52
Не «красный» и не «белый» – я русский!
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
16.08.2025 10:11
Куда ж вы прётесь, чада антихристовы?
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.08.2025 09:17