Далёкие годы, счастливые дни…

Из юношеских воспоминаний

0
5
Время на чтение 5 минут
Фото: Редакции РНЛ

По окончании летней сессии 1958 года, нас, студентов первого курса историко-филологического факультета Костромского педагогического института им. Н. А. Некрасова вместо каникул отправили на целый месяц работать в колхоз. Поезд Кострома-Киров прибыл утром на станцию Николо-Полома, и в кузове автомашины нашу группу повезли в Аносовский сельсовет Парфеньевского района. В Аносове, изнывая от жары и валяясь на лугу возле конторы, мы долго ждали решения своей участи. Наконец, во второй половине дня приехал за нами трактор с санями и «поплыл» по размытой дождями и покрытой грязными лужами дороге в отдалённые деревни сельсовета – Марьино и Никоново.

Женскую часть группы поселили в Марьине, а меня с Борей Козловым, Володей Афоновым и Люсей Волоцкой отправили в Никоново за четыре километра от Марьина. Эту деревню окружали богатые лесные покосы, требовавшие мужской силы. Люсю приставили к нам домашней хозяйкой. А нас, ребят, откомандировали на косьбу и вручили каждому косу с бруском, вставленным  в берестяной кармашек – «подлопаточник».

Ранним утром наш хозяин Коля являлся в сенной сарай, где мы «почивали», не снимая одежды, и громким голосом командовал: «Подъём!» Козлов с Афоновым бодро вставали, а я, едва вернувшись с очередного ночного свидания, так крепко спал, зарывшись в сено с головой, что его крик разбудить меня не мог.

Тогда Коля брал в руки деревянные вилы и начинал ворошить ими сено до тех пор, пока с помощью этого «инженерного тыка» не обнаруживал меня где-нибудь в дальнем углу сарая. С руганью, полусонного, он выталкивал меня из сеновала на ранний завтрак, уже приготовленный Люсей.

По утренней росе мы шли на лесные поляны или на заросшие густой травой низины, вдоль протекающей близ деревни речки с языческим названием – Идол. Я косил, с трудом преодолевая сонную дрёму и с нетерпением дожидаясь команды Николая на перекур.

«Отбой!» – периодически командовал он. Тут я пластом падал в траву и крепко засыпал, сладко вдыхая пшеничный запах раскуренной хозяином махорки. Ни комары, ни строки не могли помешать моему вожделенному пятиминутному сну.

Часам к десяти мы возвращались с покоса домой. После трапезы я падал в прохладном коридоре на жёсткий топчан и вновь засыпал до очередного подъёма на ворошение скошенной травы или на уборку досохшего сена.

Только вечером я по-настоящему просыпался, широко раскрывал глаза и пускался в радостный путь, полный ожиданий того неземного блаженства и   нездешней радости, которые дарила мне любимая девочка.

Выйдя за околицу Никонова, я погружался в лес, через который петляла заросшая бархатной травкой тропинка. Садилось солнце, в лесу замолкали утомлённые за день голоса зябликов, пеночек и синиц, жалобно плакала иволга, и уже настраивал свои чудные трели неугомонный ночной певец – соловей. На середине пути открывалась поляна, покрытая душистыми фиалками. Пахучие их букеты я всякий раз приносил в Марьино.

При выходе из леса в глубокой лощине струился холодный, говорливый ручей, крутые берега которого приходили в зыбкое движение, когда на них вступала нога. Вероятно, берега ручья подтачивали изнутри ключевые подземные воды. В поле, справа от дороги, оставалась попутная деревенька Гашево, а через небольшой перелесок открывалось Марьино, и на пороге дома появлялась в ласковых лучах заходящего солнца моя лучезарная спасительница.

Мы бродили с ней по скошенным лугам, по притихшим улочкам деревни, погружающейся в сон. Наступала тёплая ночь. От рассыпанных на небе звёзд по-тургеневски «таинственно струилось голубое, мягкое мерцанье». Казалось, что они с тихим вниманьем глядели на нас. «Малые, тонкие облака, изредка налетая на луну, превращали на мгновение её спокойное сияние в неясный, но светлый туман... Всё дремало. Воздух, весь тёплый, весь пахучий, даже не колыхался; он только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущённая падением ветки».

В лунном сиянии от нас тянулись через скошенное гумно длинные тени. Мы садились на мостки старого амбара и, любуясь друг другом, рассказывали о своём детстве, вспоминали о доме, мечтали о нашей будущей жизни. И не могли наглядеться друг на друга.

С криком утренних петухов мы с трудом расставались. Я отправлялся назад. Небо светлело. Какие-то чудеса творились там, в клублении белых облаков. Открывались дальние страны, синие моря, острова и уютные деревеньки на берегах голубых лиманов. А тут, на земле, из придорожных кустов не то испуганно, не то радостно вылетали птицы, и пронзительно, и высоко над моей головой уже разносили свои звонкие трели проснувшиеся жаворонки…

Весною 1966 года, уже аспирантом ЛГПИ, вспоминая об этом, я писал моей любимой из Ленинграда.

Как хочется дожить до лета, такого, какое было в Марьине, помнишь? Как оно тогда сдружило и связало нас! Все дни, проведённые там, и все ночи превратились в сплошной поток, который объединяло одно большое чувство любви.

До сих пор во мне живёт это странное ощущение слияния закатов с восходами в моём хождении туда и обратно: туда – с зарёй вечерней, обратно – с зарёй утренней, с восходом солнца, с загадочными утренними облаками, которые будили в душе всё мечтательно-прекрасное, что можно было тогда в ней разбудить. И над всем царила ты. Ты была и в тёплой росистой поляне с фиалками, и в пахучем сене, и в звёздном небе, и в сказочном лунном сиянии последнего нашего вечера в Марьине.

Помнишь, как перед отъездом я пришёл к тебе из Никоновки со всеми своими пожитками, с охапкой душистых фиалок? Вечером мы долго гуляли. Хотелось, чтобы он никогда не кончался.  Но пришла ночь, июньская, светлая, лунная. Когда на луну набежало облачко, и её таинственный свет погас, подошло время спать. И ты повела меня в сараюшку, где я прикорнул до утра на сеновале.

Когда ты прибежала будить меня, улыбчивая, весёлая, от тебя пахло утренней росой и тонким ароматом душистого сена. Мы чистили зубы на берегу пруда, умывались. Уже стояла у дома машина, и мы тронулись в путь. Дорога была длинной, долгой. Ехали всей группой в кузове. Я спас тебя тогда от веток, нависших над дорогой. Машина ехала быстро, ветки неслись нам навстречу. Я отклонил их и глубоко поцарапался. До сих пор, ложась спать, ищу эту старую заметку на сгибе руки, восемь лет назад посаженную, и, вроде бы, нахожу до сих пор.

Все пели песни, а от пыли накрывались наглухо плащом… и под ним целовались потихоньку. Песни пели про глобус, про девушку, которая с ума свела, про сиреневый туман, проплывающий над нами, про дальние дороги…

Когда ты уезжала, помнишь, я не мог сдержать слёз…

Так хочу, чтобы необыкновенное лето повторилось, мой милый, родной человек.  Сижу я в Ленинском зале, окружённый книгами. Но если поднять голову, то в высокие окна можно увидеть клочок голубого бездонного неба. А если спуститься на первый этаж, то оглушает сплошной поток звонкой весенней воды, хлынувшей сегодня с Ленинградских крыш. Сквозь солнце всё это превращается в искрящуюся серебристую пыль.

Это была удивительная в своей красоте и чистоте любовная пора. Именно она показала, что идеальная мечта, кото­рая окрыляет душу влюбленного человека, хотя и не осуществима в преде­лах земного круга, но является, тем не менее, убедительным подтверждением богатых и ещё не реализованных возможностей человека на пути духовного преображения. Свет истинной любви путеводная звезда к торжеству красоты и бессмертия.  

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
Лев Толстой на пути к «Войне и миру»
К 170-летию падения Севастополя
29.07.2025
Уроки истории
О последствиях Костромских пожаров 1847 года
23.07.2025
Аграрная реформа Столыпина
Судьбы русской деревни. Статья вторая
18.07.2025
Общинное владение землей
Судьбы русской деревни. Статья первая
16.07.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Последние комментарии
Намазано мёдом в Ватикане?
Новый комментарий от Алекс
31.07.2025 19:15
У России есть шанс быстро занять Покровск
Новый комментарий от Русский танкист
31.07.2025 18:51
Иначе нам грозит полный развал образования
Новый комментарий от Константин В.
31.07.2025 16:22
Новая традиция крещения на реке Чусовой
Новый комментарий от Павел Тихомиров
31.07.2025 15:36
Что может Россия в готовящейся войне на Тихом океане?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
31.07.2025 15:29
Протодиакон с добрым сердцем
Новый комментарий от Андрей Костерин
31.07.2025 13:24