Дядя Ваня

Сельские учителя. Статья первая

0
280
Время на чтение 9 минут
Фото: И.А.Смирнов, В.В.Лебедев. Киев. 1940 г.

 

 Из шести отцовских и материнских братьев вернулся с фронта один-единственный – брат моей мамы Иван Андреевич Смирнов. Мы собираемся на встречу с ним в соседнюю деревню Осиновик, в дом дедушки Андрея и бабушки Марии. Мама учит меня: «Как увидишь дядю, подбеги к нему, обними и поцелуй».

И вот мы в Осиновике. Едва открыли дверь в сени, как он появился на пороге в военной форме зелёного цвета, штаны на нём смешные, раздутые по бокам вправо-влево (потом я узнал, что у них и название смешное – «галифе»), а сам он, напротив, какой-то суровый и строгий. Я, конечно, проделал всё, что мама мне приказывала. А дядюшка подкинул меня к потолку, а потом поставил на пол и сказал радостно и сокрушённо: «Вылитый Володя».

Сели за праздничный стол. Впервые в жизни я попробовал тогда мясные консервы. Это была банка американской тушёнки. Её выдавали солдатам на фронте. Уже с 1941 года в США был принят закон о ленд-лизе. Из всех заокеанских продуктов – яичного порошка, джема, муки – больше всего запомнилась русским американская тушёнка, потому что была вкусной. А ещё потому, что ей, в слишком уж затянувшемся ожидании высадки войск США в Европе, солдаты присвоили юмористическое название – «Второй фронт».

  Дяде Ваня сыграл благотворную роль и в моей судьбе, и в жизни нашей школы, нашей деревни. Человек он был мастеровитый, с деревом обращался запанибрата: делал бочки под огурцы, сколачивал домики для пчелиных ульев, правил тележные колёса. А ещё он чинил патефоны, ремонтировал старые велосипеды, возвращал к жизни поломанные часы – и ручные, и настенные, дореволюционные, с гирями вместо пружины. Ожил в его умелых руках, чтобы запечатлеть и прославить наши края, знаменитый на всю округу аппарат «Фотокор». Фотографии Ивана Андреевича Смирнова хранились в каждой избушке окрестных сёл и деревень. Иные люди снимались на память, семьями и поодиночке, другие – на документы.

В партизанском отряде он освоил радиотехнику – и одарил сельскую интеллигенцию детекторными радиоприёмниками. Они не нуждались в источниках питания, были очень дёшевы и собирались из подручных средств. В годы фашистской оккупации такие приёмники у партизан использовались постоянно, потому что их невозможно было обнаружить при помощи пеленгатора.

Сначала дядя Ваня устанавливал антенну – провод длиной от 30 до 100 метров, который прикреплялся к двум высоким деревьям. «Чем длиннее антенна и чем выше деревья, тем лучше, тем сильнее будет чувствительность приёмника», – говорил он. Концы антенны он прикреплял не напрямую, а через изоляторы: «При креплении напрямую приёмник будет работать  неустойчиво, особенно в плохую погоду».

Особенно увлекательной для меня была выплавка кристаллического детектора – сердца радиоприёмника. Кусок свинца с помощью ножа или крупного напильника превращался в опилки, которые смешивались с серой: один напёрсток свинца с одним напёрстком серы. Приготовленная смесь насыпалась в пробирку и слегка утрамбовывалась деревянной палочкой. К пробирке прикреплялась проволочная ручка, чтобы при нагревании не обжечь пальцы. Пробирка со смесью раскалялась на огне спиртовки.

Когда сера плавилась и смешивалась со свинцом, пробирка снималась с огня и держалась в вертикальном положении до полного охлаждения. Кристалл нельзя было достать, не разбивая пробирку. В итоге получалась освобождённая от пробирки изломанная, ноздреватая масса, похожая на шлак. В местах излома обнажалась блестящая зернистая поверхность.  

Покупать приходилось только электромагнитные наушники с вертикальной дужкой, которая соединяла две их чашечки. Если чашечки не прижмёшь к ушам, звука не услышишь, и приёмник покажется неработающим. Но изобретательный дядюшка и тут нашёл выход. Он снимал наушники с дужки и клал их лицевой стороной на  металлическую тарелку. Металлические стенки тарелки резонировали, и звук настолько усиливался, что радио можно было слушать всем, кто находился в комнате.

Я своим детским умишком никак не мог понять, почему нельзя вступить в общение с теми людьми, которые сидят в наушниках и ведут радиопередачу. Однажды дядюшка застал меня за курьёзным занятием. Я снял наушники и стал настойчиво кричать в них: «Эй, кто там говорит! Отзовитесь!» Сначала он посмеялся от души, а потом попробовал объяснить, почему «с теми, кто сидит в наушниках», нельзя разговаривать. Я кивал головой, но едва ли что-нибудь понял из его объяснения.

Дядя Ваня был первым мужчиной, который принял самое живое участие в моём воспитании. Он ремонтирует часы, извлекая из их корпуса маленькие колёсики специальным пинцетом, а я глаз с него не свожу – так это всё интересно. Или разбирает он патефон, чтобы вставить в пазы лопнувшую пружину, – я в восторге от разгадки той тайны, которую скрывает внутренность аппарата.

Или сижу я с ним в затемнённой комнате с фонарём красного цвета. Мы печатаем фотографии: прижимаем фотобумагу к негативу, засвечиваем её, опускаем в проявитель и наблюдаем за чудом появления на белом листе бумаги чёткого изображения. Потом достаём готовую фотографию из проявителя, промываем её в воде и опускаем в закрепитель. А на другой день закреплённые и промытые фотографии «глянцуем»: специальным валиком накатываем на большое стекло и ставим на просушку. Когда они высохнут, то со звоном отскакивают от стекла, заимствуя у него блеск и глянец.

Вот дядюшка ремонтирует на почте старый радиоприёмник, который заведующая, тётя Лиза Иванова, достала из сейфа. Он лежал там опечатанным до окончания войны. Извлекаются с помощью отвёртки детали, выкручиваются лампочки, проверяется напряжение в пролежавших четыре года батареях. Я с интересом наблюдаю за его работой.

«Юра, – обращается он ко мне. – Сбегай в магазин, попроси Нину Александровну налить мне воды», – и протягивает офицерскую фляжку. Я охотно исполняю поручение, бегу к Нине Александровне, которая с лукавой улыбкой наполняет фляжку «водой» и передаёт мне. Иван Андреевич благодарит меня за услугу и весело улыбается.

Именно он разбудил во мне техническую жилку. Я увлекался изготовлением детекторных приёмников, конструировал электромоторы, придумывал реактивные двигатели, занимался авиамоделированием, строил игрушечные морские парусники, подводные лодки с резиновым мотором, модели колёсных пароходов и винтовых кораблей, игрушечные глиссеры.

По окончании средней школы я, как буриданов осёл, оказался перед выбором: Московский авиационный институт или филфак Костромского педагогического института. Техника или книга? Любопытно, что выбор гуманитарного поприща был связан у меня не только с очевидными литературными пристрастиями, но ещё и с твёрдым желанием жить в деревне, в своём родном селе, работать в любимой школе. Потерять «родное гнездо» было для меня равносильно потере смысла жизни.

  Дядюшка не любит нежностей. Я его стыжусь и немножко побаиваюсь. По утрам не люблю умываться. Спросонок вода в умывальнике бывает холодной, в ней даже льдинки плавают, а зубной порошок – такой противный! И мама насильно ведёт меня к умывальнику, а я капризничаю, плачу. Однажды после такой процедуры я вбегаю в комнату с полотенцем – и застываю в оцепенении. Там на стуле сидит дядя Ваня! Он смотрит на меня с укоризной и говорит: «Какой срам! Неужели тебе не стыдно?» И я соглашаюсь с ним внутренне – и срам, и стыд! С этого момента мои капризы при умывании заканчиваются. И так бывает часто: он не щадит моих слабостей и тем самым помогает мне преодолевать их.

Дядя Ваня был моим учителем в начальных классах. Напомню, что в сороковые-пятидесятые годы обучение в сельских начальных школах проходило в классах-комплектах. В одной классной комнате сидели два – первый и третий, а потом второй и четвёртый. Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два урока в одном одновременно. Учитель вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом из них.

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Хотя для некоторых ребят появляется уникальная возможность самореализации. В таком сдвоенном классе постоянно зарождается напряжённая атмосфера соревнования. Вот задаёт учитель вопрос третьеклассникам, а они молчат, не знают ответа. И тогда он обращается к «первышам». И среди них вдруг находится ученик, дающий правильный ответ. Третьеклассникам обидно. И в следующий раз они попытаются не ударить лицом в грязь. А у первоклассников – гордость: мы-де не лыком шиты.

В послевоенной школе в первом и втором классах, как при «старом режиме», существовало чистописание (бывшая каллиграфия), издавались образцовые «прописи» – тетради, в которых типографским способом были запечатлены идеально написанные значки и буквы, а проведенные в них жирные и волосяные линии были предметом изучения и подражания. Обязательным орудием труда первоклассника стало перо № 86. Перо «лягушка» поощрялось меньше, а перо «солдатик» кое-где было запрещено вовсе за неспособность проводить волосяные линии.

Уроки чистописания Иван Андреевич превращал в обучение искусству красивого, каллиграфического письма, которым он владел в совершенстве и которое передал мне. Даже Виктор Петрович Астафьев на мой почерк обратил однажды внимание: «А с костромским профессором Лебедевым я когда-то перебросился несколькими письмами, не помню повод. По-моему, я писал предисловие к книге Максимова “Крылатые слова”, и мне понадобились какие-то сведения об этом замечательном русском человеке и писателе, но меня не это поразило, не сведения, а почерк профессора. Я такого красивого почерка почти не встречал, а если и достигал он меня, в совершенстве владеющего каракулями, то, как правило, от людей истинно русской культуры, в совершенстве владеющих словом, учившихся не “где-нибудь и как-нибудь”, а у родителей своих, у истинной российской словесности».  

Иван Андреевич вёл уроки очень интересно. К тому же все ребята   смотрели на него как на героя Великой Отечественной войны. Его не просто любили, как любят дети начальной школы своих учителей. Его уважали и по-ребячески боготворили: «Иван Андреич говорил! Иван Андреич запретил!»

Мне очень запомнился один его урок-экскурсия по старой Исаковской дороге в глухой лес, на ключ с хрустально-чистой водой. Вода его сочилась и сбегала с крутого берега в речку Касютинку, которая брала своё начало из клюквенного Печурского болота. И бежала эта Касютинка сквозь таёжный лесной массив на встречу с Осиновской Магазейкой, чтобы при слиянии их образовать новую речку – Инежку.

Это был сентябрьский день ранней золотой осени. Ласковое солнце пригревало. Голубое небо манило в свою бездонную глубину. Серебристые нити паутин проблёскивали над свежим жнивьём. Деревья горели на солнце яркими, пёстрыми красками. Под ногами в лесу ласково шуршали разноцветные, опавшие листья осин.

Иван Андреевич рассказывал нам, что исток речки Касютинка находится в Печурском болоте. По дороге в Печуры мы пересекаем его в низине, которая называется «Тинка». «Помните, ребята?» – «Конечно, помним!» Касютинка набирает силу в лесных дебрях. Она рассекает пополам Барский куст, где растут в изобилии белые грибы. Потом Касютинка огибает в дремучем лесу Маурину гору, с которой в летние ненастья струятся в неё говорливые ручьи. Наконец, она выбегает из леса к деревне Займище, где в неё впадает ручей Натальин Клин. Потом Касютинка несётся вниз по полю на встречу с речкой Магазейкой, берущей своё начало из Сальниковского болота.

От Каменной горы, через Осиновик, мимо Мешкова бежит Магазейка к Белому Врагу. Соединившись с Касютинкой, две эти речки образуют новую, полноводную и широкую, под названием Инежка. Она впадает у Красной Поляны в реку Меру, которая под Кинешмой сливается с Волгой.

Учитель рассказывает нам, что в районе Каменной горы и лесного массива Козловка, который тянется от Каменной горы к Пиногорову, проходит в нашей местности водораздел. У деревни Пиногорово из Сальниковского болота вытекает другая речка, Суздаль, которая бежит в направлении, противоположном Магазейке и Касютинке. За деревней Леонково Суздаль сливается с Тёбзой, а Тёбза, за Борком, – с Костромкой, впадающей в Волгу. Так наши реки, вытекая из одного места, разбегаются в разные стороны и питают одни в Костроме, другие под Кинешмой, великую русскую реку.

Иван Андреевич спрашивает нас, не объясним ли мы, почему речка, бегущая в сторону Галича, называется Суздаль? И тут проясняется, что в Древней Руси существовало два больших княжества – Галичское и Суздальское. Наша речка Суздаль была естественной границей двух этих княжеств. Наши деревни находились в Суздальском княжестве, а Пиногорово, Лом, Усад – в Галичском. Границу между ними прокладывала география – водораздел. Выходит, что мы с Сашкой Бугровым – жители Суздальского княжества, а Васька Ольнёв с Нинкой Смирновой из Лома и Усада – Галичане.

Вот так мы и проходили под руководством Ивана Андреевича живые уроки истории с географией!

 

На фото:

     Слева направо: Мой дядя Иван Андреевич Смирнов, мой отец Владимир Владимирович Лебедев. Киев. 1940 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
У истоков русской Одиссеи
О поэме-эпопее Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
25.09.2025
О духовных корнях драматургии А.Н.Островского
Православный драматург возвращает в свои пьесы феномен жизни
18.09.2025
Мой друг Павел Фадеев
Сельские учителя. Статья четвертая
10.09.2025
Сельские учителя
Статья третья
02.09.2025
Сельские учителя
Статья вторая
28.08.2025
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Последние комментарии
Страхи и страшилки
Новый комментарий от С. Югов
26.09.2025 22:42
Шок трампонистов
Новый комментарий от Vladislav
26.09.2025 21:03
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Vladislav
26.09.2025 20:31
Зачем подданным государство?
Новый комментарий от ОСт
26.09.2025 20:27
Даже сейчас можно найти общие интересы у России и США
Новый комментарий от Андрей Карпов
26.09.2025 14:09