Поначалу не хотел об этом писать, считая, что не стоит подбрасывать поленья в костёр явно провокационного конфликта. Но вот уже и авторы РНЛ написали об этом: протоиерей Николай Германский, протодиакон Владимир Василик, Игорь Романов, Андрей Сошенко. Скандал не утихает. Поэтому сформулирую и я свою позицию.
Если взглянуть на логику развития событий, то возникает подозрение, что в этой истории действовала умелая рука профессионального провокатора. Судите сами. Популярный в сети проповедник схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), автор нескольких книг, записывающий регулярно свои порой острые проповеди на камеру и выкладывающий их в Интернет, произнёс проповедь. Причём, говорил он проповедь, судя по пасхальному облачению, ещё до праздника Вознесения Господня, т.е. не позже 28 мая. В этой проповеди отец Гавриил только мельком коснулся ислама, хотя и выразился, мягко говоря, антимиссионерски, зачем-то назвав ислам неправильной религией. Эти провокационные (для публичного пространства) слова он усугубил ещё более провокационным пассажем, заявив, что если мулла прикажет, то крепкие, спортивные, организованные и послушные мусульмане «вырежут» москвичей, да так, что МВД и пикнуть не успеет. Причем, он говорил о мусульманах, а вовсе не о мигрантах, как сейчас пытаются «отмазать» отца Гавриила его поклонники.
Конечно, эти слова не были главными в проповеди схиигумена Гавриила. Проповедь он говорил на тему недостаточной воцерковлённости русских. И этот пример с муллой, который прикажет мусульманам вырезать москвичей, он привёл как раз в пример, насколько у мусульман вера сильнее. Но как бы там ни было, отец Гавриил выразился, мягко говоря, некорректно, по большому счёту провокационно. Да, мы считаем Иисуса Христа истинным Богом, считаем Православие – единственно спасительной верой. Мусульмане верят иначе. Но называть их веру публично ошибочной, причём без всякой необходимости – серьёзная ошибка проповедника, по сути, провокация. Это первое.
Через недели две, как минимум, кто-то вырезал эти слова схиигумена Гавриила из контекста его проповеди и показал генералу Апти Алаудинову, который сегодня, в условиях болезни Рамзана Кадырова, является наиболее медийным представителем ислама и чеченского народа. Алаудинов отреагировал недопустимо грубо, обозвав священника Русской Православной Церкви «дебилом, натянувшим на себя рясу», намекнул, что к нему могут придти разобраться (после недавнего нарочитого похищения чеченскими силовиками на Ярославском вокзале армянского провокатора Арега Щетихина эта угроза выглядит вполне реальной). Это второй этап провокации.
Далее, на третьем этапе словно по команде появляется сообщение, что решением духовного собора Валаамского монастыря схиигумен Гавриил отстранён от должности настоятеля монастырского подворья в Сочи. Это выглядело так, что под давлением Алаутдинова, и вообще мусульман священноначалие снимает с должности священника Русской Православной Церкви. Ну разве нельзя было подождать?! Или, как сообщает архиепископ Савва (Тутунов), решение готовилось давно и просто так совпало? Очень плохо, что совпало.
Всё, пазлы сложились, провокация готова. И началась настоящая антиисламская и античеченская истерия, сначала на просторах Телеграмма, а затем уже выплеснулась и на улицы.
В тлг-каналах отписались очень многие авторы, позиционирующие себя как русские националисты. Главная мысль – чеченский генерал оскорбил русского священника (хотя, судя по фамилии, этнически отец Гавриил не вполне русский), под давлением мусульман Московская Патриархия увольняет схиигумена Гавриила за то, что он подверг критике незаконную миграцию.
Кстати о незаконных мигрантах. Я полностью прослушал проповедь о.Гавриила. Где там можно заметить слова о незаконной миграции – сложно сказать. Может быть, он подразумевал мигрантов, но это только догадки. Отец Гавриил говорил именно о мусульманах, которые находятся в Москве.
По этой теме отписались даже самые респектабельные представители русского национализма. Например, упомянутый архиепископ Савва (Тутунов), который, хотя и подверг критике схиигумена Гавриила за то, что он нередко «нёс полную чушь в своих проповедях», но только в других, а в этой проповеди, по мнению владыки Саввы, он сказал сущую правду, что ислам – ошибочное вероисповедание, а Православие – истинное. И что об этом стоит говорить в публичном пространстве, оскорбляя миллионы мусульман? Особенно в нынешнее время. Странное утверждение.
При этом владыка обвиняет генерала Алаудинова в том, что он склонен к синкретическому изложению взаимоотношений ислама и христианства. Действительно, генерал нередко касается в своих выступлениях вопроса совместной борьбы православных и правоверных против сатанинского войска Запада. Но причём тут синкретизм? Вместо того, чтобы бороться с синкретизмом Алаудинова, хорошо бы нашим владыкам направить свои усилия на борьбу против экуменизма, который является куда более серьёзной угрозой для Церкви. А то порой некоторые наши церковные деятели заявляют, что Русская Православная Церковь и Римо-католическая церковь являются «церквами-сёстрами», присутствуют на католических богослужениях, к нам в Россию приглашают как ни в чём ни бывало католических прелатов… И мы не слышим слов осуждения. А тут бросаемся искать синкретизм в высказываниях светского мусульманина.
Ну а дальше провокация начала набирать обороты. И вот уже Правозащитный центр весьма популярного православного движения «Сорок сороков» призывает всех, «кто не готов терпеть поругание священника и его священного сана», обратиться в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело против Апти Алаудинова. А также обратиться в Министерство обороны с требованием лишить генерала Алаудинова должности. И это при том, что, как напомнил протоиерей Николай Германский, Апти Алаутдинов воюет с исламистами-ваххабитами с 20 лет, что на этой войне он потерял отца и около 20 родственников, убитых террористами. Если с таким пророссийски настроенным чеченским генералом мы не в состоянии выстроить диалог, как можно его выстраивать с другими?
Но вот группа православных активистов под стягом «Спаса Нерукотворного», видимо в Москве, зачитывает обращение с требованием к Патриархии восстановить отца Гавриила в должности настоятеля подворья Валаамского монастыря в Сочи. Причем, люди, требующие восстановить отца Гавриила в должности, очевидно, не являются прихожанами подворья, которым важно, чтобы любимый батюшка продолжал служить и их окормлять. Прихожан в этой ситуации понять еще можно, а вот людей, собравшихся на улице, знающих отца Гавриила, вероятнее всего только по интернет-проповедям, понять трудно. Это больше напоминает собрания украинских националистов, которые у храмов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата требуют от священников и мирян перейти в «единственно правильную» ПЦУ. По-моему, логика та же.
К сожалению, пока ситуация не исчерпана: страсти продолжают кипеть. Апти Алаудинов уже записал извинение, но его не принял … теперь уже лидер движения «Сорок Сороков» Андрей Кормухин. Андрей – хороший человек, у нас с ним добрые отношения, но разве кто-то уполномочил его говорить от имени русского народа? Никто. Может, он является официальным представителем отца Гавриила? Вряд ли. Просто, как уже опытный политик, создающий собственную партию, Кормухин пытается, как говорят «поймать хайп» и попиариться. Само по себе желание для политика неплохое. Только тему Андрей выбрал весьма опасную.
Сугубая опасность этой провокации состоит в том, что она направлена на то, чтобы столкнуть лбами православных и правоверных, христиан и мусульман. И это в условиях, когда России столь необходим союз православных и правоверных, вступивших в битву против сил глобализма на Украине. И очень понятно, кому это нужно – это нужно врагам России, которые и пытаются раскачать ситуацию внутри страны. Странно, что этого не видят искренние, надеюсь, православные люди, которые свой пыл борьбы с нелегальной миграцией как-то незаметно перенесли на борьбу против мусульман.
Что же касается решения об освобождении отца Гавриила от должности настоятеля подворья Валаамского монастыря в Сочи, то, на мой взгляд, священноначалие поступило совершенно правильно. Он не запрещён в служении, но, видимо, ему не благословят произносить публично проповеди и выкладывать их в Интернет.
Схиигумен Гавриил, действительно, очень талантливый проповедник, начитанный, с острым духовным взглядом. Его проповеди заслуженно снискали популярность у многих слушателей. Тем более, что отец Гавриил поднимал самые острые вопросы, которых многие проповедники избегают, например вопрос о Третьем Храме.
Но ведь мы помним недавнюю историю, когда другой схиигумен РПЦ Сергий Романов, не менее выдающийся и авторитетный, не менее талантливый проповедник, затрагивавший очень важные для жизни христианина проблемы (напр., связанные с электронным концлагерем, с попытками установить контроль над жизнью общества), как-то незаметно политизировался, дошёл до сомнительных и даже провокационных призывов. И закончил очень плачевно – сейчас сидит в тюрьме. А сколько духовных чад остались сиротами, сколько погублено прекрасных дел и начинаний...
Может быть, своим решением священноначалие уберегло отца Гавриила от такой участи. Внимательное прослушивание проповедей схиигумена Гавриила наводит на мысль, что они очень сильно политизированы. Так недолго и до беды. Талантливый проповедник всегда сильно увлекается и порой его заносит, как занесло и отца Гавриила.
А ведь он – схимник. А схимники, как правило, вовсе не появляются в публичном пространстве. Человек, принявший схиму, уходит в затвор и молится. А выходит на общественные деяния только по сугубому призыву священноначалия в критические моменты истории. У схимника есть куда более сильное оружие, чем проповедь, – это молитва. Поэтому я считаю, что священноначалие поступило мудро. Этим решением спасая отца Гавриила от чрезмерной политизации и возвращая его к тому деланию, на которое он вступил, приняв схиму.
Ну а что касается исчерпания конфликта, на мой взгляд, есть простой и стопроцентно успешный способ. Я не знаком лично ни с отцом Гавриилом, ни с генералом Алаутдиновым, поэтому изложу тут. Хорошо бы, чтобы Апти Аронович приехал в гости к схиигумену Гавриилу (чтобы кто-то организовал такую их встречу), они бы поговорили, попили чайку. Попросили друг у друга прощения и записали короткое видео обращение к православным и правоверным крепить единство и бороться вместе с сатанинской цивилизацией Запада. Вот это был бы настоящий русский ответ…
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России