Прочитав материал военкора Юрия Котенка, посмотрев и послушав то, что говорил схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая) во время воскресной проповеди и как отреагировал на его слова генерал-лейтенант Герой России Апти Алаудинов, я, как христианин и священнослужитель, не смог остаться в стороне. Любой человек вообще, а уж если он священнослужитель и тем более монах, должен бережно, аккуратно относится к слову, ибо «…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), и «Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых врачует» (Притчи 12:18). Ведь этому мы учим и других.
Мы сегодня живём в такое время, когда человек особенно нуждается в мудром и добром слове. Собственно, дефицит мудрости и доброты в человеке и человечестве скорее всего и является главной причиной человеческих раздоров. И кто, как не мы, верующие и тем более церковные люди, должны это понимать.
В интернет-пространстве миллионы людей не стесняются провозглашать свою «правду», которая нередко является или полуправдой, или просто ложью. Безусловно, думающий человек найдёт для себя и что-то полезное, а полуправду или ложь легко отсеет.
Юрий Котенок озвучивает свою точку зрения и это его право. Но есть вещи, с которыми я позволил бы себе не согласиться и это касается слов как военкора, так и игумена Гавриила.
Юрий Котенок пишет, что отец Гавриил абсолютно прав в своей точке зрения. Глубоко убеждён, что ни один живущий на земле человек не может быть абсолютно правым. Носителем абсолютной Истины является Священное писание, написанное Творцом через очищенных сердцем людей. И чем более человек чист, тем он ближе к Богу и тем больше в нём любви и снисхождения к другим. К сожалению, я не заметил ни того, ни другого у отца Гавриила, который легко в один ряд поставил всех мусульман, представив их по сути ваххабитами и террористами, которых, если кто-то не в курсе, генерал-лейтенант Апти Аллаудинов считает вообще-то сатанистами. Человек, который воспитывался в семье офицера, потерявший и отца, и брата, убитых этими же самыми ваххабитами, которые лишили жизни ещё 20 его родственников, когда ему было 20 лет. Человек, который с тех пор не выпускает из своих рук оружие, очищая от этой сатанинской скверны нашу землю вместе со своими ребятами, каждую секунду рискую своей жизнью. И, кстати, он не один среди мусульман, кто живёт с такими убеждениями любви к Богу и Отечеству и плечом к плечу с православными, и не только, готовы отдать свою жизнь за Бога и за Россию. И это не высокие слова. Я имею честь нередко видеть этих людей на передовой и радуюсь лицезреть эту их братскую любовь друг к другу.
И как же ему, позвольте спросить, воспринять эти слова священнослужителя, который фактически провоцирует неукреплённых в вере православных, да и не только православных людей не на просто недружелюбие, а на нечто большее. Слова «перерезать горло всем москвичам по одному слову муллы», это горячая спичка у фитиля, который торчит из бочки с порохом. И мне почему-то кажется, что это не оговорка отца Гавриила. Наверное, к огромному сожалению, он сегодня так мыслит. Как-то это всё не по-монашески и совсем без любви. Хотелось бы спросить, а что для отца Гавриила Православие?
Могу рискнуть предположить, что он скажет: «Это чистота веры, неукоснительное соблюдение канонов и догматов и постановлений Вселенских соборов». Наверное, такой ответ был бы и неплохим. Но помнится, что иудеи, книжники и первосвященники 2000 лет назад наизусть цитировали Талмуд и искренне верили в свою правоту и праведность. Но увы, их вера потеряла свою силу, свою соль, а потому они потеряли любовь, и не узнали, не поняли и не приняли воплотившуюся Любовь, Сына Божьего, и даже пытались по безумию своему уничтожить эту Любовь. Я искренне рад за тех, кто Символ веры носит не в кармане, а в своём сердце. Это как раз те, которых этот наш главный «программный» догматический документ привёл к любви. По мне, это и есть настоящее Православие – способность любить и прощать. И я глубоко убеждён, что на Страшном суде канонами и догматами не прикрыться, а вот имея хоть толику любви (ни к себе, но к другим), шанс на спасение остаётся.
То, что говорит генерал Аллаудинов, это не попытка соединить Православие и Ислам, как некоторые ошибочно предполагают, а дать понять нашим людям, как православным, так и мусульманам, что наши различия в вере не должны быть камнем преткновения между нами, а любовь к Богу и к родной земле (России) должна нас объединять, как это было раньше и как это должно быть сейчас. Эмоции боевого генерала вполне понятны, он живой человек и не может быть равнодушным к происходящему вокруг него. Побольше бы таких, которые говорят то, во что верят и берегут своих солдат, как собственных детей.
А вот духовное лицо, как мне кажется, могло бы и должно было быть аккуратнее в выборе слов, при всём уважении к сану. И почему-то отец-игумен со страхом или осуждением говорит о том, что среди мусульман много крепких и спортивных мужчин и главное, что их объединяет, подчёркивает он, это вера. Но разве это плохо, когда нормальные люди не пьют, не курят, занимаются спортом и верят в Бога? А разве мы не хотели бы, чтобы наша православная молодёжь и мужчины были такими же?
И если уж он так радеет о земной правде и справедливости и опустился в своих суждениях на не вполне духовный уровень, говоря с амвона о человеческих страхах, то пусть придёт, к примеру, на Красную площадь и громко крикнет о проблемах миграции и поделится своими соображениями, откуда эти и не только эти проблемы у нас появились и пожирают нас изнутри. Может кто-то из чиновников услышит в открытые окна его опасения и пожелания и как-то отреагирует? Или пусть попросится на передовую в спецназ «Ахмат» и посмотрит как в мусульманские, так и в православные глаза поближе и, может быть, поймёт для себя что-то важное, что пока ещё ему не открылось, хотя он является игуменом, и говорит красивые проповеди, в которых наверно есть много полезного.
И ещё несколько слов. Кто-то скажет, что я говорю и понимаю так потому, что дружу с командиром и с ребятами спецназа «Ахмат». Да, по милости Божией они стали мне не просто не чужими, но даже и родными, и я не делю их ни по национальному, ни по конфессиональному признаку. Ведь Бог смотрит на человеческое сердце. Нередко вспоминаю слова пророка Исаии: «Не всякий глаголящий Господи, Господи внидет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца» и ещё «Устами своими, Господи, чтут Тебя, а сердца их находятся далеко от Тебя». И я благодарен Богу, что Он научил меня ценить людей не столько по внешности, сколько по их внутреннему достоинству. И я, человек грешный, радуюсь, что многие замечательные люди, встретившиеся на моём пути, наши небезызвестные учёные, философы, генералы, да и простые, от земли люди, и в том числе Апти Аронович Аллаудинов, не оттолкнули меня, и я имел и имею честь быть с ними и учиться у них. Ну а отцу Гавриилу желал бы искренне воспринять случившееся как прикосновение Божественной любви, которая зачастую малой кровью уводит нас от фатальных ошибок.
Ну и конечно всех с великим праздником Святой Троицы и с Днём Рождения Церкви Христовой!
Протоиерей Николай Германский, настоятель Свято-Никольского храма п. Ракитное, руководитель Регионального центра собирания русского опыта