Об отчаянной и неравной борьбе жителей Верхней Курьи против строительства мечети в их микрорайоне с преобладающе русским населением я узнала ещё в мае 2024 года, однако, в силу разного рода обстоятельств перестала постоянно следить за ней.
Обращение главного редактора портала «Русская народная линия», председателя Международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолия Степанова, размещённое на портале 06.02.2025 вновь обострило мой интерес к данной проблеме. Привожу его текст: «Начиная с мая 2024 года, в микрорайоне Верхняя Курья в Перми заинтересованными лицами, региональной и местной властью проталкивается строительство мечети. Огромная мечеть высотой 44 метра должна появиться всего в ста метрах от расположенного здесь православного Богоявленского монастыря. Вместительность мечети в посёлке с населением 2,5 тысячи человек, согласно представленному проекту, составляет тысячу (!) человек. Однако население посёлка – в массе своей русские люди, и они против возведения мечети в этом месте.
Совершенно очевидно, что мечеть предназначается для иностранных мигрантов и, судя по всему, станет центром кристаллизации нового мигрантского анклава. Уже на сегодня мигрантские диаспоры приняли активное участие в организованных мэрией общественных обсуждениях, порядок проведения которых вызвал у местного населения множество вопросов. Показательно, что немногочисленно проживающие в посёлке татары также единодушно выступают против постройки этой мечети, опасаясь создания среднеазиатского анклава. Также характеризует ситуацию то, что против строительства здесь мечети как против бестактного и провокационного замысла выступил Мухамедгали хазрат Хузин, бывший муфтий Пермского края.
Массу вопросов вызывает у жителей то, каким образом предназначаемая нынче под мечеть земля общего пользования из-под кинотеатра «Маяк» оказалась в частных руках, чистоплотность которых вызывает сомнения. Причём произошло это на фоне острого дефицита в посёлке муниципальной земли, по причине чего не могут построить новую школу, детский сад, пожарную станцию, полицейский участок. Однако правоохранители не желают заниматься этой странной приватизацией.
Пермская власть совершенно никак не заявляет своей позиции по конфликтному вопросу и на все коллективные обращения жителей посёлка отделывается формальными отписками. Ещё в августе 2024 года глава Следственного Комитета России Александр Бастрыкин объявил, что берёт проблему под свой контроль, однако, по сей день никаких последствий на уровне местной власти это не возымело, скандальный проект движется к своей реализации. В местных СМИ, начиная с июля прошлого года, тема мечети в Верхней Курье находится под запретом. На фоне возникшего напряжённого противостояния Общественная палата Пермского края вообще не прореагировала на обращение жителей с просьбой организовать полноценное общественное обсуждение по острому вопросу.
МОО «Русское Собрание» выражает озабоченность ситуацией, сложившейся вокруг непродуманных планов строительства самой большой в Пермском крае мечети в русском посёлке Верхняя Курья. Мы не против строительства мечетей для удовлетворения религиозных потребностей граждан России мусульманского вероисповедания. Однако в данном случае в результате неосторожных решений и бездействия пермских властей может образоваться зона социального напряжения и потенциальной конфликтности.
Просим федеральные органы государственной власти и Общественную палату России вмешаться в ситуацию и обеспечить учёт мнения жителей посёлка Верхняя Курья».
Каким было развитие событий после мая 2024-го года? Муфтий Пермского края Анвар хазрат Аблаев выступил за строительство мечети в Верхней Курье. Комиссия по ПЗЗ прислушалась к нему и одобрила изменения, которые позволяют возвести объект. С муфтием Анваром Аблаевым, жителем моего родного посёлка Юго-Камск, мне довелось пообщаться лишь по телефону, когда в 2021 году развернулась ожесточённая борьба за депутатские места в Законодательное собрание Пермского края. Одним из кандидатов был бывший глава Кунгура Амир Махмудов, член КПРФ и татарин по национальности, сделавший много добрых дел для своего города. Наш посёлок вошёл в Кунгурский избирательный округ, и я в телефонном разговоре попросила муфтия помочь достойному человеку – провести агитацию за него в татарских деревнях в окрестностях Кунгура. В ответ услышала, что его позиция нейтральна, и люди сами должны сделать правильный выбор. Велико было моё возмущение, когда узнала я, что хазрат Аблаев проехал по всем этим татарским деревням с кандидатом от «Единой России» Сергеем Клепциным и помог ему победить на выборах в Заксобрание в третий раз (2006-2021).
В 2024 году жители микрорайона в своём видеообращении к властям заявляли, что в Верхней Курье практически нет мусульман, поэтому мечеть – далеко не самый актуальный для местных жителей объект. По словам верхнекурьинцев, они и их соседи хотели бы, чтобы в микрорайоне построили образовательные и спортивные учреждения, которых здесь остро не хватает. Боятся пермяки и роста преступности. Они считают, что с появлением мечети в район начнут регулярно приезжать мигранты, которые в достаточной степени не знают российское законодательство и традиции.
После выплеснувшейся в Сеть волны возмущений глава Мотовилихинского района Игорь Сальников «порадовал» жителей Курьи тем, что строительство мечети – это частная инициатива бизнесмена Руслана Ибрагимова, и строить её он твёрдо намерен на купленном им участке земли.
Далее события развивались по нарастающей. Местные жители решили выразить свое отношение к планам строительства мечети весьма необычным способом. На муниципальной земле, которую, по мнению жителей, «украли у поселка этно-бандиты», прошла акция под названием «Снежные бабы за мечеть». Участники мероприятия слепили снеговиков, замотали их в тряпки и установили рядом саркастические таблички. Это был целый социальный манифест, вылепленный из снега и негодования: «Согласна в гарем с холодильником!», «Дайте мне горячего муслима», «Жду снеговика с обрезанной морковкой», «Охлажу пыл любого мигранта!», «Белые бабы для черных гостей», «Всем снежным бабам по никабу». В социальных сетях разгорелись нешуточные споры. Один из пользователей написал: «Нам, женщинам, мигранты со своей мечетью здесь не нужны!» Другой комментатор добавил: «Это просто крик души! Люди устали от навязывания чуждых традиций». Акция со снежными бабами стала своеобразным зеркалом, отражающим настроения и переживания местных жителей. Сегодня это снеговики в никабах, а завтра? Будет ли услышан голос улицы, или останется только мокрый след от растаявшего протеста?
На участке планируется возвести двухэтажную мечеть с двумя минаретами на двести молящихся. С одной стороны разместится здание медресе на пятнадцать учеников, с другой – резиденция на двенадцать посетителей. На смежном участке организуют парковку на пятьдесят автомобилей и сквер. Не хило, не правда ли?!
Известный пермский журналист и публицист Роман Юшков – золотое перо Пермского края – написал по этому поводу острейшую статью: «Мечеть как 44-метровый привет из 90-х» (28 октября, «АиФ-Прикамье»): «Всем понятно, что строительство культового объекта это огромное событие в жизни любого поселения. Тем более, в жизни такого небольшого посёлка, как Верхняя Курья под Пермью. Кому бы не принадлежала земля, обсуждать этот вопрос надо всем миром, как водится на Руси. Как бы поступили всякие нормальные инициаторы постройки мечети, да ещё такой огромной, да ещё среди чисто русского населения, да ещё в сотне метров от православного Богоявленского монастыря? Они бы как минимум нашли возможность заранее рассказать о своих планах местным жителям и ответить на все встающие в связи с этим вопросы. Постарались бы дать хоть какое-то внятное объяснение тому, как они оказались хозяевами этой муниципальной земли под снесённым кинотеатром “Маяк”, подтвердить, действительно ли в этом будут участвовать арабские исламистские организации. Пояснить, кто станет прихожанами этого огромного мусульманского объекта, и, вообще, найти хоть какие-то аргументы, почему посёлку нужна ваша мечеть (если они, конечно же, у вас есть). Это можно было сделать в реальном времени и месте, и в интернете, было бы желание.
Но криминальные пацаны из 90-х не привыкли размениваться на разговоры со всякими там местными лохами, как они воспринимают окружающее население. Всерьёз говорить с лохами им не по понятиям. И пацаны не изменят своим пацанским привычкам, даже если вдруг станут хоть трижды почётными гражданами города. Пацаны привыкли идти к своей цели по головам и не оборачиваться на хруст чужих шей.
Однако, жители не самого дикого и пацанского, а довольно цивилизованного города Перми, хотят ответов на свои многочисленные вопросы. И поэтому, когда они случайно узнали, что курьинской жизни грозит грандиозное потрясение с двумя 44-метровыми минаретами, то на протяжении трёх последних недель упорно пытались связаться с теми людьми, которые за этим стоят. Они по всем возможным каналам писали и директору фонда по строительству мечети Руслану Ибрагимову, и его печально знаменитому в Перми папе, реальному рулевому этого процесса Рифхату Ибрагимову. Дозвонились они также и до помощников их подельника по этому богоугодному делу, депутата Пермской городской думы Владимира Плотникова. И нигде, ни от кого из них мы так и не получили согласия на встречу и общение.
Помимо вышеназванных, мы также писали и звонили пермскому муфтию, представителю одной из действующих в Перми исламских структур, управляемой из Уфы Анвару Аблаеву. Именно этот имам духовно окормляет этот циклопический проект мечети с лёгким бандитским шармом. Мы просили Анвара хазрата либо дать интервью журналисту из инициативной группы, либо выйти на открытый разговор с местными жителями на любой удобной ему площадке и опять же ответить на волнующие нас вопросы. Но муфтий не унизился до ответа на эти обращения. А когда до него дозванивались, он грубо отбрехивался и швырял трубку, не дослушав…
Стройка не началась, разрешение на неё не получено, а хозяева земли уже выворотили и свалили несколько вековых сосен по периметру своего участка. И местных жителей на всём этом фоне мучит навязчивый вопрос: что же будет дальше, и что за новую яркую и необычную жизнь готовит нам в Верхней Курье вся эта бригада».
Председатель СК РФ Александр Бастрыкин ждёт проверки по ситуации со строительством мечети в Верхней Курье в Перми. Сообщение об этом люди разместили в комментариях на странице приёмной Александра Бастрыкина. Также сообщается, что на территории района отсутствуют медицинские учреждения, отмечается нехватка мест в детских садах и секциях, однако мер к строительству объектов социальной инфраструктуры не принимается. Решение СК РФ остаётся последней надеждой жителей Верхней Курьи.
Печальные новости услышала я от настоятеля старообрядческого Храма во имя Святителя Стефана Пермского, когда восьмого и девятого февраля была на службе в нашей церкви. На мои вопросы батюшка ответил, что территория находится в частном владении, и – по существующему ныне закону – владелец вправе построить на своём участке хоть баню, хоть дом или дворец, хоть мечеть, и закон будет на его стороне. Владельцы участка намерены начать строительство мечети уже весной нынешнего года, и им не вправе запретить это ни губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, ни митрополит Пермский и Соликамский Мефодий, ни Законодательное собрание края. Так чьи же интересы защищает закон Российской Федерации? Чьи угодно. Только не народные. Поле битвы с криминальным капитализмом остаётся почти не паханным, где, образно говоря, конь не валялся, но верю, что главные наши сражение с вопиющим беззаконием ещё впереди.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край