Именно Александр Невский, одолевший шведов на Неве и немцев в Ледовом побоище, стал надеждой Руси в трагическую эпоху. К моменту его рождения страна оказалась наиболее уязвима. Она могла запросто исчезнуть под натиском врагов, причём как внешних, так и внутренних. Впрочем, Ледовое побоище и битва на Неве далеко не единственные подвиги в биографии благочестивого князя. Он в целом сыграл для Руси роль стража, давшего ей передышку, столь необходимую для выживания и последовавшего позже развития. Давайте же познакомимся с ним поближе.
Детство и юность. Точная дата рождения великого князя неизвестна. Историки считают, что это событие произошло в период с 13 мая 1220 года до 9 июля 1221 года. В течение примерно ста лет до его рождения Русь проходила период тяжёлых междоусобиц. Страна была раздроблена. Это послужило причиной грабительских набегов иноплеменников – они происходили достаточно часто. Саша был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича, его мама – княжна Ростислава. Первые годы жизни Александра прошли в Переславле-Залесском. Князь Ярослав пользовался большим авторитетом в Великом Новгороде – его несколько раз приглашали княжить в этой богатой земле. В 1228 году маленький Саша был оставлен вместе со старшим братом Фёдором и опытными управленцами в Великом Новгороде в качестве официального представителя отца. В те годы в городе царил голод, вызвавший беспорядки, которые в свою очередь вылились в вооружённую бойню. По боярским дворам прокатилась волна грабежей. К счастью, княжичей успели вовремя вывезти из сотрясаемого разбоями города.
Уже в середине тридцатых годов XIII века отец стал брать Александра в походы. А с 1236 по 1240 год Александр Невский княжил в Новгороде. В этот период он женился на Александре Брячиславне Полоцкой, дочери полоцкого князя. Венчание состоялось в Торопце. Господь подарил семье четырёх детей – Василия, Дмитрия, Андрея и Даниила.
Невская битва. По широко распространённой версии летом 1240 года шведская флотилия во главе с ярлом (один из высших титулов в иерархии средневековой Скандинавии) Ульфом Фаси и Биргером Магнуссоном (ведущий шведский полководец на тот момент) вошла в устье Невы. Сам факт входа флотилии неопровержимо доказан, споры ходят лишь вокруг того, кто именно возглавлял поход. С ними было и католическое духовенство. К счастью, новгородский дозор оперативно сообщил о расположении врага. Молодой энергичный князь, не дожидаясь помощи от отца, устремился навстречу неприятелю со своими дружинниками, ладожанами (жителями территории в районе озера Ладога) и новгородской ратью. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра подробно описывает этот эпизод: «Александр … разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарём, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слёзы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».
Стоит отметить, что решение благоверного князя многое говорит о его личности. В стандартных жизненных ситуациях большинство людей, как правило, ведёт себя, пользуясь широко распространёнными шаблонами поведения. И лишь в критических ситуациях зачастую проявляется глубинная личность человека. Это и понятно: когда на кону жизнь – уже не до клише. Военного опыта у Александра Невского на тот момент было совсем немного, а навыки самостоятельных походов и сражений и вовсе отсутствовали. Проверенных людей он тоже мог по пальцам пересчитать – новгородская знать в любой момент могла восстать против князя, пойти на компромиссы со шведами, посчитай она такой вариант более предпочтительным с точки зрения своих личных выгод. Безопасных альтернатив у великого князя тоже хватало: можно было отправить гонцов к отцу и дождаться или его самого, или хотя бы его воевод, можно было запереться в городских стенах. Но он выбрал наиболее рискованный вариант, требующий проявления отваги и воли.
Новгородский князь сделал ставку на внезапность атаки, что полностью себя оправдало. Уже первый удар привёл к ощутимым потерям в рядах шведов. Житие князя Александра повествует о том, что он в личной схватке ранил предводителя шведов копьём в голову. Это дало серьёзное психологическое преимущество всему войску. В результате шведы не выдержали боя и начали отступать к своим кораблям. В ходе битвы Александр потерял своего близкого друга Ратмира, но общая победа была одержана. Она принесла князю громкую славу. Собственно, именно после неё его и прозвали «Невским».
Ссора с новгородцами. Удивительно, но спустя совсем немного времени после победы на Неве князь поссорился с новгородцами и вместе с семьёй и дружиной покинул город. Причины конфликта доподлинно не известны. Академик Михаил Тихомиров высказал предположение, что «бояре боялись усиления княжеской власти», поэтому и выгнали его. Эта версия выглядит вполне реальной, поскольку авторитет великого князя после одержанной победы действительно сильно вырос. В результате Александр Невский стал княжить в Переславле-Залесском. К сожалению, в этот период страна подверглась нашествиям немцев – они взяли Изборск, Псков и Тесов. Эти события создали угрозу и для Новгорода. Русские купцы стали жертвами немецкого разбоя буквально в тридцати километрах от Новгорода. В результате новгородская знать была вынуждена обратиться за помощью к Ярославу Всеволодовичу, хотя, конечно, этого им совсем и не хотелось. Александр Невский даже и видеть не желал новгородских послов, оно и понятно: совсем недавно его после блистательной победы бояре из-за личных амбиций выгнали из города. Поэтому на просьбу вернуться он ответил категоричным отказом. Ярослав Всеволодович прекрасно понимал чувства сына, ведь однажды новгородцы выгнали из города и его самого… В результате править в Новгород отправился младший брат Александра – Андрей. Его княжение не помогло городу: молодому человеку не хватило опыта. Новгородцы были вынуждены повторно звать на княжение Александра Невского, делегацию послов даже возглавил архиепископ. На этот раз благочестивый князь уступил мольбам и весной 1241 года вернулся в город. Стоит отметить, что ему было всего около двадцати лет.
Позволю себе предположить, что именно этот поступок является наиболее значимым подвигом Александра. Ни в коем случае не умоляю других его заслуг – он безусловно был выдающимся воином и дипломатом, а один человек очень редко обладает обоими этими качествами. Но это всё-таки светские навыки, которым правителей обучали сызмальства. Для того же, чтобы согласиться помочь людям, которые после того, как ты спас их жизни, грубо говоря, вытерли о тебя ноги и с позором выгнали, надо поистине быть человеком Божьим! Настолько смириться может далеко не каждый из рядовых людей, а тут так поступил великий князь, вольный распоряжаться не только своей жизнью, но и сотнями, а то и тысячи других! Конечно, он понимал, что новгородцы, как собственно и все люди, не сотканы из благодарности. Когда им выгодно, хвалят в глаза, превозносят, а уже на следующий день могут повернуться спиной. Чтобы согласиться в такой ситуации выручить новгородцев, непременно надо быть глубоко верующим человеком, отчётливо понимать, что есть Бог, Воздающий за всё. Только ради Господа и из любви к Нему можно забыть причинённые обиды, как это и сделал Александр Невский, подняться над своей страстностью и пожертвовать собой.
Ледовое побоище. Вернувшись в Новгород, Александр Ярославович стал готовить контрнаступление против немцев и их союзников. Действовал он весьма стремительно: Копорье и Псков были возвращены уже в самом начале похода. Немцы принялись собирать войско для ответного удара. Доподлинно неизвестно, кто командовал немецкими рыцарями. Предполагается, что это был либо Андреас фон Вельвен, либо Дитрих фон Грюнинген. Оба являлись опытными орденскими полководцами.
Главное столкновение с немцами произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Дружина князя была максимально мотивированной, ведь за ледовой гладью виднелись родные земли, а это означало, что в случае поражения враг войдёт в твой дом, убьёт родителей, увезёт жену… Противники сошлись на восходе. Немцы выстроились глубокой колонной, начинавшейся клином. В первом ряду в бой шли три – пять бойцов, во втором – семь, в третьем – девять и так далее. Расчёт делался на разделение вражеского построения с целью дальнейшего уничтожения раздробленных частей. Такая стратегия не раз приносила успех, но в этот раз она сыграла против самих немцев. Впрочем, первый удар рыцарской колонны оказался эффективным, но это объясняется тем, что Александр Ярославович подставил под удар немецкого строя новгородское ополчение – лучников и копейщиков. Стоит отметить, что подобный род войск в те времена представлял из себя далеко не самую сильную его часть, элитой являлась конница. Русские отступали, неся весомые потери, но, как считают историки, это было частью плана Александра Невского. За ополченцами стояла дружина князя (та самая элитная конница), готовая в нужный момент вступить в сражение. Подобное решение было жестоким по отношению к ополченцам, но тактически оправданным: конные силы вступили в бой не уставшими, когда ядро боевых сил неприятеля оказалось измотанным. Благодаря этому атака русской конницы переломила ход сражения, когда немцы уже чувствовали себя победителями.
В Пскове победившего князя встретили с почестями. Вот что сообщает его житие: «И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: “Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою”».
Ледовое побоище решило серьёзный вопрос, ведь немецкий орден стал вынужден пойти на переговоры, благодаря чему был заключён мир. Одним из условий соглашения для рыцарей стал отказ от завоёванных ранее новгородских и псковских земель. Психологическое значение и вовсе сложно переоценить, ведь ледовое побоище стало своеобразным гарантом безопасности, поскольку показало: несмотря на раздробленность, страна не является лёгкой добычей.
Распределение власти. В 1246 году на обратном пути из Каракорума (столица Монгольской империи в 1235–1260 годах) умер папа Александра Невского – великий князь Ярослав Всеволодович. Подозревают, что его отравили, но ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию в наши дни не представляется возможным. Александр Ярославович вместе с семьёй отправился во Владимир, чтобы проститься с родителем. В наследство он получил правление Новгородом и Тверью. Его родной брат Андрей оказался недоволен разделом земель и отправился решать вопрос в Орду, поскольку хан в то время мог назначать правителей русских земель. В 1248 году ехать в Орду пришлось и Александру. Именно там он провёл два года. Странствуя по громадной территории, он осознал, что Руси противостоит государство с невероятнейшим военным потенциалом. В результате поездки Александр Невский получил от монголов ярлык на княжение в Киеве и Новгороде. Князь провёл в Новгороде большую часть времени с 1250 по 1252 год.
Переговоры с папой Римским. Папа Римский Иннокентий IV дважды писал Александру Невскому в надежде уговорить его подчиниться папскому престолу – 22 января и 15 сентября 1248 года. В первом послании великому князю обещали помощь в отражении потенциальных татарских набегов. Второе же письмо составлено так, что из него можно сделать вывод: первоначальные предложения Иннокентия IV приняты! Получается, великий святой согласился сделать Русь католической?! Давайте не будем спешить с выводами, а разберёмся в событиях 1248 года. В этот период Александр Ярославович находился в ставке Батыя, из которой вернулся лишь к концу 1249 года. Не надо быть чемпионом мира по логике, чтобы умозаключить: первое послание римского первосвященника он мог получить только в Орде. В такой ситуации ответить жёстким отказом означало бы пойти против своей страны – князь понимал, что вернётся нескоро, а в его отсутствие разочарованные отказом католики могут отправиться на Новгород. Поэтому вполне разумно, что ответ оказался расплывчатым, ведь уверенному в благополучном исходе своей затеи папе Римскому нет резона идти на вооружённый конфликт. А уже после возвращения домой Александр ответил Риму категорическим отказом. Получается, Александр Невский проявил себя как верный своей стране и вере правитель.
Житийная повесть рассказывает об отказе католикам следующее: «Однажды пришли к нему (Александру Ярославичу) послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и до Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого собора и Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси».
Великое княжение. В 1251 году Александр Невский серьёзно заболел, речь даже шла о летальном исходе. К счастью, обошлось. После выздоровления он отправился к хану добиваться великого княжения на всей Руси. Его целью было преодоление раскола в стране. Орда доверила Александру титул – в 1252 году он стал великим князем. Он правил Северо-Восточной Русью одиннадцать лет, до самой смерти. В этот период он активно занимался восстановлением храмов, разрушенных во время ордынских набегов. Много времени пришлось тратить на выстраивание дипломатических отношений с Ордой, ведь без них новых нашествий было не избежать. Православная вера игра важную роль в жизни Александра Ярославовича, поэтому, несмотря на огромное количество дел, он выделял время и на паломничество. Например, в 1259 году в Страстную неделю он посетил святыни Ростова.
Ещё одной заслугой Александра Невского является то, что он никогда не использовал вооружённой силы в междоусобных войнах. Это особенно ценно, учитывая, что в период XII – XIV веков, когда Русь была раздроблена, подобная практика была чуть ли не обычным делом. Да, внутренние конфликты порой случались, и в их результате великий князь собирал войска, но до активных действий ни разу не доходило! Вопрос всегда решала именно угроза применения силы, а не сама сила. Это позволяет выдвинуть обоснованное предложение, что не идти на междоусобицы было сознательной политикой Александра Невского.
Орда. Ордынские дела отнимали у великого князя огромное количество времени и сил. По подсчётам историка Юрия Селезнёва Александр Ярославович провёл в Орде 10.5% своей жизни – четыре с половиной года. Это 41.7% от времени его правления на уделе и 18.2% от времени правления на великом княжестве Владимирском. А ведь каждая поездка несла в себе реальную угрозу смерти!
Одной из наиболее сложных задач было обеспечить налогообложение городов в пользу Орды – только так можно было избежать войны, в которой не было и малейшего шанса на успех. Великий Новгород, который был многим обязан князю, не осознавая опасности, был ярым противником таких налогов. Рязань, Владимир, Суздаль и Муром проявили в данном вопросе куда больше благоразумия, согласившись пойти на уступки. Скорее всего, это объясняется тем, что благополучный Новгород ранее не сталкивался с ужасом ордынских набегов. Горожане даже убили верного слугу князя, когда он уговаривал их пойти на благоразумные уступки. Это вынудило Александра Невского лично выдвинуться на Новгород. Он неоднократно видел, как гибли города под татарскими мечами. Если бы он не вмешался, то Орда непременно покарала бы своенравный город, не оставив камня на камне. Смирив город, Александр Ярославович спас его. Под нажимом князя Новгород превратился в данника Орды, оставшись благодаря этому целым. Головешки Новгорода – куда более печальный вариант, нежели Новгород, согласившийся платить дань. Конечно, великий князь и сам не хотел подчиняться татарам, но понимал, что другого выхода на тот момент не было. Его решения объясняются в первую очередь любовью к Родине и Православию, трезвым пониманием сил. Именно этот путь подарил стране историческую перспективу, ведущую к избавлению от ига.
Кончина и посмертное прославление. Александр Невский скончался в сорок два года, возвращаясь из очередной выматывающей ордынской поездки. Существует версия, что его отравили, но доподлинно это не доказано. 14 ноября 1263 года, приняв схиму, Александр Ярославович окончил свой земной путь в Городце. Перед этим он успел принять монашеский постриг с именем Алексей. На смертном одре великий князь мог испытывать чувство до конца выполненного долга: он честно трудился на благо Родины и Православия и на бранном поле, и за дипломатическим столом. Тело князя доставили во Владимир, где оно и было погребено в Богородице-Рождественском монастыре, в церемонии участвовал митрополит Кирилл, глубоко ценивший Александра Невского. Он даже сказал на церемонии прощания: «Зашло солнце земли Русской!»
Великий князь Александр Невский канонизирован Русской Православной Церковью в лике чудотворцев в 1547 году, при этом его почитание началось уже в конце XIII века: в 1280-х годах была создана Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра. В конце XV века храм, в котором хранились мощи Александра Ярославовича, пострадал от пожара, но они уцелели. Пётр I велел перевезти мощи в Санкт-Петербург. В 1723 и 1724 годах они хранились в Шлиссельбурге, а 30 августа 1724 года были перенесены в Александро-Невскую обитель, где и хранятся по сей день. Главные дни его памяти приходятся на 12 сентября (день перенесения мощей в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга) и 6 декабря (день погребения во Владимире) по новому стилю.
Александр Александрович Рогов, православный публицист