Отечественная школа в первое послевоенное десятилетие

Из воспоминаний старого человека

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Бывший СССР  Русская школа  Русская цивилизация 
0
345
Время на чтение 8 минут
Фото: из личного архива автора

Мы часто говорим сегодня о кризисе доброты и сострадания в обществе, о духовном его опустошении, но не обращаем внимания, что едва ли не ведущую роль в нашем нравственном одичании играют средства массовой информации – в первую очередь радио, телевидение, интернет. Именно теперь успешно реализуется тот план духовного растления нашего народа, который агрессивный Запад наметил сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Его называют «планом Даллеса». Говорят, что этот план – вымысел. Однако почему же он так очевиден и так настойчиво и нагло осуществляется до сих пор?

В 1940-50-е годы, которые нынче очень неумело и фальшиво пародируют журналисты, пытаясь к ним подстроиться, всё было иначе. Пройдя через трагический военный опыт, потеряв около 27 миллионов своих лучших сынов и дочерей, наша страна дала решительный и эффективный отпор подобным планам нашего духовного оскудения. В послевоенные годы отечественное радио взяло на себя миссию воспитания молодёжи на самых высоких образцах культуры. Утверждалась система ценностей, которая лежала в основе русского национального самосознания. Верховная власть нашей страны обязывала работников радио показывать лучшие театральные произведения русской и советской классики.

Вспоминаю, как долгими зимними вечерами мы собирались всем семейством вокруг радиоприёмника «Родина», чтобы послушать любимую передачу «Театр у микрофона». В первые послевоенные годы редакция записала и подарила слушателям 32 спектакля лучших московских театров по пьесам классиков отечественной драматургии. И я, деревенский мальчишка из глухого села, удалённого от больших городов непроезжими дорогами, болотами и лесами, получал возможность приобщиться к высотам отечественной культуры. Кроме «Театра у микрофона» мы любили слушать «Литературные чтения». Произведения русской и советской классики тут читали выдающиеся актёры – Качалов, Ильинский, Журавлёв, Яхонтов, Орлов, Абдулов, Бабанова.

В общем объёме художественных программ три четверти эфирного времени занимало тогда музыкальное вещание. Эти годы отмечены небывалым расцветом песенной культуры. И далеко не случайно, что информационная война за разрушение нашего отечества началась в постсоветское время с уничтожения русской песни. Как говорил древнекитайский император – чем громче в стране звучит чужая музыка, тем ближе эта страна к погибели.

С ностальгией вспоминаются мне теперь народные песни в исполнении Марии Петровны Максаковой: «Чернобровый, черноглазый», «Помню, я ещё молодушкой была», «То не ветер ветку клонит», «Цвели, цвели цветики»… «Какая чистота и неизбывная щедрость русской души раскрываются в её пении, какая целомудренность чувства и строгость манеры!» – писал о Максаковой Лемешев.

Очень часто звучал тогда на радио дуэт лирического баритона Владимира Бунчикова с лирическим тенором Владимира Нечаева. Их называли вокальными братьями. В исполнении дуэта обрели популярность такие произведения, как: «Вечер на рейде» Соловьёва-Седого, «Мы люди большого полета» Мокроусова.

Сёстры Фёдоровы исполняли русские народные песни: «А я по лугу», «Мыла Марусенька белые ноги», «При долине куст калины», «Неделька», «У нас нынче субботея», «Как по Морю», «При народе в хороводе», «Лирические псковские припевки», «Звёздочка» и др.

Постоянно звучали в эфире «Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого» и «Хор мальчиков имени А. В. Свешникова». Это были эталоны высокого хорового искусства. Навсегда вошли в музыкальную память моего послевоенного поколения народные песни в исполнении хора Пятницкого: «По диким степям Забайкалья», «Степь да степь кругом», «Коробейники». До сих пор звучит в ушах исполненная хором мальчиков песня «Родина слышит» (Шостакович – Долматовский) и осенённая солнцем весенняя песня «Скворцы прилетели» (Дунаевский – Матусовский)…

Появился тогда на радио цикл спектаклей под рубрикой «Научный радиотеатр». Инициатором его стал драматург Роман Глиер. В постановках участвовали мастера советского театра: Астангов, Грибов, Кторов, Плятт. Кроме драматургов, режиссёров и актёров в работе над популяризацией отечественной науки принимали участие ведущие учёные.

С декабря 1945 года Центральное радио стало выпускать детский радиожурнал «Клуб знаменитых капитанов». Капитаны рассказывали школьникам о великих путешественниках, о последних достижениях науки, о чудесных явлениях природы. Выходил на радио ежемесячный литературный журнал «Невидимка», адресованный школьникам среднего и старшего возраста. Передача знакомила с новинками отечественной и зарубежной литературы, расширяла и углубляла знания, которые давала школьная программа. Радиожурнал «По родной стране», рассчитанный на детей старшего и среднего школьного возраста, содержал большой познавательный материал об экономике, почвенно-климатических условиях, природных богатствах нашей страны. Звучала в эфире передача «Радиоклуб юных географов». На собраниях клуба географы, геологи, зоологи и ботаники рассказывали юным слушателям о своих научных работах и открытиях, отвечали на вопросы и давали полезные советы. На радио ежедневно звучала утренняя детская программа «Пионерская зорька». Она посылала в эфир позывные добра и света до тех пор, пока этот свет не иссяк в середине 90-х годов.

Культ знания успешно утверждался в советской школе послевоенного времени. Страна героев, только что победившая фашизм, освободившая от него народы Западной Европы, хотела быть страной мечтателей и страной учёных. Требования к учащимся стали очень строгими. С этой целью нарком просвещения Владимир Петрович Потёмкин отменил в школах социалистическое соревнование. Особым авторитетом и уважением стали пользоваться в школах строгие и требовательные педагоги. При Потёмкине были введены выпускные экзамены в 4-х, 7-х и 10-х, а также переводные экзамены по всем ключевым предметам в пятом, шестом, восьмом и девятом классах.

Начиная с четвёртого класса и до выпускного, десятого, каждый учебный год завершался у меня экзаменами по всем основным предметам, как это было принято в дореволюционной классической гимназии. В 6-м классе, например, в 1952-53 учебном году я сдавал переводные экзамены по арифметике, русскому языку, ботанике и географии. В следующем учебном году, по окончании седьмого класса, я держал выпускные испытания по конституции страны, русскому языку письменно и устно, физике, алгебре, географии, геометрии, истории.

Замечу также, что классический экзамен предполагал, что учащиеся и педагоги доверяют друг другу и не сомневаются во взаимной честности и добропорядочности. На устном экзамене, в общении с преподавателем, наглядно выявлялось умение соображать, рассуждать, творчески подходить к усвоению материала.

А что произошло с упразднением ежегодных экзаменов и с введением на выпускном классе единого государственного? «Многомудрые» чиновники XXI века видят ученика заведомым жуликом и проходимцем. Желая отсечь его «преступные» поползновения, несчастного ученика пропускают через специальные «гармошки» (в народе их называют «труба» или «кишка»), отбирают мобильные телефоны, «под конвоем» отводят даже в туалет.

В наше время всё было иначе. Ученику доверяли, в честности его никто не допускал никакого сомнения. Борьбе за прочные знания была починена сама методика преподнесения ученикам нового материала. Структура уроков по всем предметам была строгой и неизменной: опрос (проверка выполнения домашнего задания), объяснение нового материала, закрепление (проверка усвоения нового материала), домашнее задание. Никаких «поурочных баллов» не было и в помине. Ученик вызывался к доске, выкладывал на учительский стол дневник и перед всем классом излагал содержание домашнего задания: пересказывал параграф учебника, читал наизусть стихотворение или прозаический текст, вёл рассказ близкий к тексту или с изменением лица рассказчика. Принятая в послевоенной школе форма опроса развивала логическое мышление, совершенствовала устную речь, воспитывала навык общения с большой аудиторией, застраховывала нас от болезни «клипового мышления», которой страдают современные ученики. Когда ответ у доски завершался, учитель задавал дополнительные вопросы, призванные прояснить наиболее трудные моменты домашнего задания. Если ученик затруднялся с ответом, учитель привлекал к работе весь класс. Затем выставлялась оценка в дневник и классный журнал, сопровождавшаяся учительским комментарием.

Наша учительница русского языка и литературы много читала вслух, вела литературный кружок, поощряла ребяческое виршеплётство. При этом она ухитрялась приблизить к нам, сделать современными произведения Гоголя и Некрасова, Лермонтова и Пушкина. Поэму Некрасова «Мороз, Красный нос», например, она освещала на уроках так, что её высокий поэтический пафос лишался в наших глазах всякой архаики. Мы воспринимали эту поэму как современное произведение о нашей, послевоенной деревне. Мы понимали, что событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, как в капле воды отражает многовековые исторические бе­ды России, только что пережитые ещё раз всеми нами, что горе Дарьи неслучайно определяется в поэме как «великое горе вдовицы и матери малых сирот».

Мы узнавали тогда на уроках литературы, что в повести «Тарас Бульба» Гоголь говорит об особом родстве всех людей «по душе, а не по крови». Это духовное родство спасло и укрепило нашу страну в борьбе с проклятою фашистскою ордой. Мы понимали, что Тарас Бульба, приговаривая своего сына-изменника на смерть, возвышается над узами кровного родства и остаётся верен высокой заповеди духовного братства.

Замечательно, что речь Тараса Бульбы о товариществе мы заучивали наизусть. Эта речь вошла тогда даже в наши ребяческие игры.

В пятых-седьмых классах наша учительница настойчиво вовлекала нас в работу над сочинениями. Поскольку уроков литературы было тогда 6 часов в неделю, то чтение или выполнение домашних письменных работ становилось существенной частью не только изучения родной литературы, но и развития творческих возможностей ученика.

Вспоминая уроки учителей в сельской школе 1940-1950-х годов, я не могу не признать, что наши добрые наставники воспитывали детей, опираясь на заветы тысячелетней национальной духовности. Вслед за Достоевским, не называя его имени, они основывали свой взгляд на социализм, «свои убеждения, надежды и идеалы на нравственном чувстве человека, на духовной жажде человечества, на стремлении его к чистоте, а не к муравьиной необходимости». Они убеждали нас, что смысл жизни не в материальном преуспеянии, что «не хлебом единым жив человек». По своей внутренней сути советский человек ничто же сумняшеся утверждал себя на вечных евангельских принципах.

Вспомним, кстати, и Павку Корчагина, видящего смысл своей жизни в жертвенном служении человечеству: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не была мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

Было бы хорошо и полезно постоянно помещать эту статью на первое место в ленте РНЛ. Потому здесь говорится об образовании, о Душе нашей страны. А это главное!
РОНОЛ / 09.02.2025, 05:49

2. Ответ на 1, Павел Тихомиров:

«Ни одна заграничная тварь меня не учила» (министр просвещения Уваров).


Вроде мелочь и не в тему, но не удержусь от комментария. Хорошо бы Владимир Николаевич поведал, откуда происходит эта цитата. Она встречается только в его произведениях. Между тем известно, что Уваров учился у аббата Мангеня. Чтобы меня ни в чем не обвинили, сошлюсь на дореволюционный справочник (Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете, 1811-1911. М., 1911. С. 292).

Пишу это вовсе не для того, чтобы унизить Уварова. Современные почвенники знают его исключительно по известной "триаде". Хотя у него были более удачные начинания - взять хотя бы Азиатский музей (будущий Институт востоковедения АН СССР).

Константин В. / 06.02.2025, 10:55

1. Отзыв Владимира Крупина:

Юрий Владимирович, как мне всё близко, будто мы сидели за одной партой. И так убийственна сейчас школа. Как бедные учителя, как мухи, завязли в паутине отчётов, в этих бабах-егэ, в том, что родители не не помощники им, а враги, а дети только и стерегут, на чём бы учителя подловить. Ужасно всё.
Все эти ливановы-фурсенки-кравцовы — безликие, бездарные исполнители воли разрушителей России.
«Ни одна заграничная тварь меня не учила» (министр просвещения Уваров). Да, пока в российской школе всё под откос. Выпускное сочинение писать в декабре? Ну не дикость? Да и то формальное: считают ученики кол-во слов, и только.
Какая-то злобная кора ненависти к Русскому слову покрыла нашу школу. Но, честно сказать, школа-то наша, да не в наших руках. Отсюда огромная горечь и тревога за будущее страны.
Ваш Владимир Крупин
Павел Тихомиров / 06.02.2025, 10:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
Я нахожу отца
Из детских воспоминаний
02.04.2025
«И засуху победим…»
Из детских воспоминаний
05.03.2025
Сказки моего военного детства
Поколение современных детей упорно отлучается от мудрости русских народных сказок
17.01.2025
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Смерть наших деревень обернулась непоправимыми, необратимыми утратами
16.01.2025
Что происходит с народом нашим?
Письмо Владимиру Крупину
13.06.2020
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Национальная доктрина образования
«Молодогвардейцы» закатного цезаризма
Почему «Движение первых» превращается в «патриотизм за бабки»?
02.04.2025
Учитель не нужен
Его заменят на цифровые технологии
19.03.2025
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Советский опыт – это не просто так возникшее духовное состояние общества
12.02.2025
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
«Движение первых» должно быть везде
Владимир Путин предложил создать при АП рабочую группу по вопросам развития системы воспитания
27.03.2025
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики Правительства планирует вместо роста сокращение русского населения на 5 миллионов человек!
25.03.2025
«Нам нужны игрушки, которые воспитывают детей в наших традициях»
Министр Сергей Кравцов предложил законодательно закрепить процедуру экспертизы игрушек
11.03.2025
Почему русские не рожают?
Часть 3. Гендерные войны
25.02.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Литературный процесс как созидание народной памяти
Доклад на Межрегиональной научно-практической библиотечной конференции «Сохранение исторической памяти и преемственность поколений»
05.04.2025
История как поле идеологической битвы
Выступление на конференции «Историко-археологическое наследие Мещерского края»
05.04.2025
«Новая индустриализация и умножение народа»
I Пленарная дискуссия в рамках МЭФ, 2025
05.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
1935: Приезжал ли Гитлер в СССР?
Новый комментарий от Elenaelena
06.04.2025 20:12
«Западники уничтожают школьное образование и воспитание»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.04.2025 19:04
Главная беда, что учащихся оберегают от Христианизации
Новый комментарий от Человек
06.04.2025 19:04
«Наступает последний момент мировой гибридной войны»
Новый комментарий от Человек
06.04.2025 18:59
Как изводят наш народ, или дьявольское лицемерие лицемеров
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.04.2025 16:51
История как поле идеологической битвы
Новый комментарий от Zakatov
06.04.2025 16:26
Апология трех Иванов
Новый комментарий от Наблюдатель
06.04.2025 13:41