Трудовое воспитание прописано в образовательной программе школ России. Но как демонстрируют некоторые российские же школы, прописано далеко не для всех. Так, в Челябинске классный руководитель решила, что класс не будут мыть те, кто сдал деньги на горнолыжный курорт. Да, мир жесток, и если ты не ездишь на лыжах с горных склонов, то ездят на тебе.
«Ты учишься в 6-м классе. Школьный класс – это тоже социальная группа. Все ученики твоего класса знают друг друга, у вас есть взаимные обязанности и права. Вас объединяет учёба в школе. У каждой социальной группы есть общее дело и общая цель. Подумай и скажи, какое общее дело, например, у твоего школьного класса» (учебник Обществознание, 6 класс, ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).
Любишь кататься – плати, и санки не вози. Конец декабря в шестом классе одной из челябинских школ, как и во всех школах страны, проходил радостно и шумно. Учебное полугодие осталось позади, а впереди у детворы были ёлки, горки, подарки, и зимние каникулы. Развлечения ожидали их и в школе. Это очередной призрак «эпохи подражания» подарочная рулетка под названием «тайный Санта», весёлое чаепитие, и общественно полезное мытьё школьного класса. Который, как объявила классная дама, будет мыть далеко не весь класс. Учебное помещение будет мыть только та его половина, которая не сдала деньги на поездку на горнолыжный курорт. Так, 27 декабря, когда по расписанию у учеников должен быть классный час и уборка помещения, одну половину учеников ожидали горнолыжные трассы, мангальные зоны, тюбинг, снегоходы, коньки и кони. Другую, в то же самое время, ожидали затоптанные полы, грязные парты, и всех цветов и видов жвачка, залепленная во все интимные уголки класса. «Тайный Санта» оказался прежестоким стариком, и одарил детвору неравноценными подарками. Тем же, кому выпало трудиться, а не кататься, классный руководитель объявила «не игнорировать» обязанности, и напомнила, что: «Трудовое воспитание прописано в образовательной программе».
Ездят на том, кто везёт. Такое разделение на «драящих и загорающих», не вызвало у родителей учащихся никаких видимых в публичной сфере волнений. Для них, для людей взрослых, окружающая жизнь преподавала ещё и не такие уроки несправедливости. Но вот их дети, несправедливость почувствовали сразу. Что и вызвало тихий ропот среди некоторых из них. В уже вышеупомянутом учебнике Обществознание, такая ситуация называется конфликтом интересов, и предлагается способ его разрешения. Этим способом – «обсуждение», решил воспользоваться отец одной из учениц. Своё предложение не делить детский коллектив, а организовать общий «субботник», он опубликовал там, куда призывала писать свои предложения классная учительница – в общий чат. Неожиданно руководитель резко воспротивилась как этому предложению, так и всем прочим, поступившим от других родителей. Её решение этого вопроса нельзя назвать соломоновым. Классный руководитель перенесла мытьё полов на каникулы. И естественно тут же вызвала «восстание» родителей «с половины» уезжающих. Инициативному отцу было указано что: общий чат не место для дискуссий, что из-за него в чате базар, что если его дочь не хочет, то может и не мыть, и что если нападки не прекратятся, «поборника справедливости» удалят из чата. Классный руководитель, участвовавшая на первых порах в «базаре», в беседу более не вступала. Возможно, она уже готовилась сопровождать своих учеников. А точнее, ту их часть, что отправлялась на курорт.
Колхоз дело добровольное. Однако уже на следующий день, она изменила своё решение. После уроков детям было объявлено, что класс по-прежнему делится на две части – «драящих» и «загорающих», но только теперь мыть класс стало делом добровольным. Кто принимал такое решение, и с кем из родителей она советовалась, учителем озвучено не было. Но тем самым, вместо того, чтоб объединить свой класс, руководитель разделила его уже на три части. Кроме того, педагог отдельно выделила и дочь искателя справедливости. При всех, в классе, она заявила, что данная ученица освобождается от уборки. Тем самым, искусственно противопоставив ребёнка всему классу. Такое непрофессиональное поведение педагога можно объяснить и усталостью, и выгоранием, и даже случайностью. А можно, и личной местью.
Семеро и труд всё ототрут. Но несмотря на это, учебный класс был убран. «Стараниями» классного руководителя, заниматься общественным трудом пришли семеро смелых. Семеро, из тридцати с лишним учащихся. Трое мальчишек таскали вёдрами воду, мыли полы, стулья. Девочки переворачивали тяжеленые парты, отскабливали жвачку, мыли, драили. Среди них была и ученица, которой руководителем было отказано в коллективном труде. Едва ли не в первый раз в своей жизни, она не послушала учителя. В этот день, эта «великолепная семёрка» сделала всё, чтоб в новом году, наполненная впечатлениями от «горнолыжки», их учительница пришла в чистое помещение. А жаждущий справедливости родитель узнал, зачем нужен общий чат. Чтоб публиковать яркие и весёлые фотографии с горнолыжного курорта.
Каждому своё. А что ещё может выучить ребёнок из преподанного классным руководителем урока? Эта цитата не единственная, приходящая на ум в данном случае. Слова Отто фон Бисмарка «Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя», не просто всплывают в памяти, а буквально лезут в глаза. Стучатся в сердце. То, что войну нельзя выиграть обществом, разделённым на «воюющих» и «загорающих», прекрасно понимает Владимир Владимирович Путин, В прошлом году, во время прямой линии, он особо цитировал вышеупомянутую мудрость про школьного учителя. Президент России уже «язык стёр», призывая к созданию гражданского общества. Общества, на сей день чрезвычайно разобщённого, не способного самоорганизоваться даже на уровне подъезда. Общества, где из тридцати человек, воюют только семеро. Это начинает понимать государство в лице своего правительства, и пока неумело, слепо блуждая в собственных ошибках, пытается собрать атомы общества в единый организм. И натыкается на полное противодействие уже в самом основании образовательной системы.
Что стучится в грудь ко мне. Дело не в зависти, не в «классовом пепле», не в том, что учитель предпочла отправиться на курорт, а не остаться с моющими класс. И как это не покажется странным, даже не в справедливости. Хотя, несомненно присутствует и всё это. Дело в будущем страны. Ведь «общество», от слова «общее», общее дело – Res publica! Но весь ужас заключается в том, что в тот день, когда классный руководитель делила детей на «драящих» и «загорающих», ученики проходили тему «Человек в обществе». Они узнавали о социуме, социальных группах, важности единства в коллективе, необходимости делать всё сообща, и о тех, кто ставит себя вне коллектива. Вне общества. Дабы закрепить полученные знания, домой детям было задано выучить «нормы поведения в социальных группах». И пока взрослые противопоставляли теорию школьных «прогонов» практике реальной жизни, и дробили одно маленькое общество под названием 6-й класс, их дети зубрили по учебнику: «Правила, по которым живёт группа, называют словом "нормы". Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться целей, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берётся. Тот, кто не выполняет групповые нормы, кто не дорожит мнением окружающих, кто ставит себя выше других, тот противопоставляет себя группе».
Единство разума, единство цели. А ведь класс, как социальный организм, уже подавал взрослым сигналы своей болезни. Но тогда, тёплым и солнечным весенним днём, последним днём пребывания в пятом классе, никто этого не заметил. А если заметил, то «прошёл мимо». Тогда, перед тем как уйти на летние каникулы, в классе было чаепитие, и романтическая забава – загадай желание. На красивых крыльях крупных бумажных бабочек, дети писали то, что им хотелось бы больше всего. И едва ли не в каждом таком послании, как призыв о помощи, как крик отчаяния, звучала мольба о дружбе. Дети, и как это ни странно особенно девочки, мечтали, чтоб их класс был дружным, желали больше доброты, загадывали всем детского счастья. Тогда, тёплый майский ветер трепетал крылья бабочек, залетая в школьный класс. И трепетали на ветру эти слова, обращённые к взрослым. Обращённые к школьному учителю. Слова, кричащие о потребности, жажде, необходимости в единстве и дружбе.
Где сейчас эти бабочки? Приколоты булавками в коллекции воспоминаний, зажаты и расплющены между пособием «Индивидуальный успех и личный рост» и томиком Солженицына? Или скомканы и отправлены в корзину с мусором? Туда же, куда были отправлены сигналы бедствия, поданные детьми в письменном виде? И куда предполагается отправить следующие постулаты, выученные школьниками из всё того же учебника Обществознание: «Главное – интересы, объединяющие всех, общая цель и доброе отношение друг к другу. Если человек ощущает внимание, сопереживание, чувство локтя, защищённость и поддержку, то и настроение у него хорошее, и дела идут на лад. Именно в такой группе ты чувствуешь, что тот, кто с тобой рядом, это твой товарищ, а не соперник.
Эффект бабочки. Здесь, в школьных классах, начинается будущее России. Здесь же рождается его гражданское общество. И в классах же оно способно превратиться в пепел. Простой школьный учитель способен создать из будущих граждан страны прочнейшую моноструктуру алмаза. А может и его противоположность – атомизированные песчинки жирного пепла. Может создать здоровое общество. Но вполне может и загубить наше общее дело. Убить Res publica Россия. Бабочки с детскими мечтами, порхающие по «последним звонкам» огромной страны, это пламенные посланники от наших детей. Это листы с диагнозом будущего России. Не жгите их, взрослые. Прочти их, школьный учитель. Пока не поздно. Пока чистые души ваших детей жаждут дружбы, пока их ещё горячие сердца требуют правды, и пока их светлые помыслы устремлены к справедливому будущему. Не лишайте их этого счастья, а Россию гражданского общества. В противном случае, зачем указания президента, потуги правительства, госпрограммы «формирование сообщества свободных, равных и активных граждан», единый (опять же) учебник истории, всё то же пресловутое Обществознание, фильмы о совместных победах, мультфильмы о дружбе? Зачем всё это?
И зачем тогда огромная страна, «с названьем кратким Русь»?!
Артемий Сергеевич Шишкин, журналист, Челябинск