Как для всего христианского мира три шестёрки стали страшным проклятьем, так и другие три цифры – 322 – стали проклятьем для российского киберспорта. 322, количество сребреников, полученные игроком за предательство команды. 322 – число зверя, нанесённое на тело отечественного киберспорта, и теперь, несмываемым проклятьем преследующее его. (Число 322 – один из главных мемов в истории киберспорта. Он произошёл от выигравшей ставки в 322 доллара, сделанной игроком Алексеем «Solo» Березиным против своей команды. Киберспортсмен поставил против себя, а затем добровольно «слил», проиграл матч.)
В конце августа в российском киберспорте на свет вылез скандал. Один из игроков в Dota 2, Арслан «xannii» Шаджанов, публично покаялся в том, что принимал участие в подставных матчах. В своём письме-обращении, молодой человек объяснил свой проступок тем, что из-за ситуации в мире он не мог принимать участие в международных соревнованиях, это привело к отсутствию заработка, в результате чего, и возник крупный долг.
К сожалению, так называемый фиксинг (фиксированные матчи) не редкость в российском киберспорте. И скандалы на тему 322, буквально не выходят из новостей. Но стоит ли винить в этом одних лишь игроков? На поле русскоязычного киберспорта действуют не только одиночные черные капперы, но и настоящая мафия. С подкупом, предательством, шантажом, подставными аккаунтами, игроками и даже женщинами, ставками по всему миру, и конечно же, с миллионными оборотами не только в рублях, но и в валюте. В эту структуру входят не только отдельные киберспортсмены, но и целые команды. Которые разыгрывают не только отдельные матчи… но и целые чемпионаты. Здесь есть свои кланы и «разборки» между ними.
К счастью, пока без убийств. Но уже с угрозами.
То, что договорники, так называемые 322, в российском киберспорте не из-за спортсменов, а являются симптомом более масштабной проблемы, известно многим в этом сообществе. Прогеймеры – игроки профессионально занимающиеся киберспортом, а так же топовые российские киберспортивные эксперты, сходятся во-мнении, что причина 322 гораздо глубже, чем просто желание отдельных киберспортсменов нечестно заработать. А если быть точнее, причина гораздо выше.
Как считает директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко, на российский киберспорт негативным образом влияют профильные спортивные федерации. Это громкое заявление он сделал в рамках эксклюзивного интервью. Он пояснил, что игроки из России крайне нуждаются в деньгах, так как не могут найти источники финансирования своего занятия. Ведь профессиональный игрок живёт за счет своей основной работы. И если не считать топовых игроков и звёзд, для игроков второй и третьей лиги киберспорт – это хобби. И очень часто затратное. Как и признавшийся Арслан Шаджанов, киберспортсмены часто живут у родственников, влезают в долги, и, урезая время на тренировки, вынуждены искать дополнительную работу. Всё это не может длиться долго, и такой спортсмен либо уходит с «арены», либо соглашается на участие в договорных матчах. И происходит это, по указанию руководства их собственных команд.
Однако проклятье кроется и в самой системе распределения денежных средств. По закону киберспорт финансируют букмекерские организации. Но если до октября 2021 года букмекерские конторы самостоятельно заключали соглашения со спортивными федерациями и направляли часть прибыли молодёжным, любительским, профессиональным клубам и лигам, то теперь деньги букмекеров идут в данные организации не напрямую, а через профильные спортивные общественные организации – спортивные федерации, имеющие аккредитацию Минспорта России. В том числе, и в Федерацию компьютерного спорта России.
Как пояснил Александр Горбаченко, объём российского букмекерского рынка в прошлом году, согласно данным ЕРАИ (публично-правовая компания «Единый регулятор азартных игр»), составил более 870 миллиардов рублей. Выросли и поступления от букмекеров киберспортивным федерациям. И выросли они за последние пару лет примерно в 2-4 раза. Если по прежним правилам сумма перечислений доходила минимально до 15 млн., то теперь доходит до 30 млн. в квартал. То есть, до 120 млн. в год. Но это минимум, если оборот выше, то и сумма больше. И не с прибыли (после вычета налогов и необходимых расходов), а от оборота, то есть всех поступивших денег.
Почему же начинающие профессиональные киберспортсмены стали жить только беднее?
«Причина в том, что централизованное распределение денег сейчас идёт на уровне руководящих верхушек профильных спортивных объединений и высокопоставленных спортивных функционеров. И те сами решают, сколько оставить себе, а сколько пустить на реальные нужды спортсменов. Судя по бедственном финансовому положению рядовых игроков, распределение явно не в их пользу», – объясняет Горбаченко.
Как считает Александр Горбаченко, ФКС России не заинтересована решать проблему 322 в отечественном киберспорте, и перечисляет целый ряд скандалов, связанных с этой федерацией. Например, в апреле 2022 года главная судейская коллегия ФКС России удивительным образом не заметила нарушений в возможной подмене нескольких игроков. И это несмотря на то, что их чётко зафиксировали киберспортсмены РТУ МИРЭА, и свидетельствовали о них. Или скандал со «случайной» утратой результатов жеребьёвки, с последующей пережеребьёвкой. Что больше было похоже на перебор экзаменационных билетов учеником-двоечником, в попытке вытянуть себе удачный вариант. Или же неожиданную дисквалификацию сильной московской сборной Mcast, в августе этого года. В своё оправдание ФКС России заявила, что имеет право интерпретировать ситуацию так, как они ее понимают, апеллируя к духу, а не букве закона.
«ФКС России стабильно входит в первую десятку по объёму средств, полученных от букмекеров. Речь о сотнях миллионов рублей ежегодно. В стране при этом не развивается система клубных соревнований, а у отечественных киберспортсменов нет ни легального правового статуса, ни стабильных источников дохода от киберспорта. И ФКС России это, видимо, мало заботит», – подводит итог Горбаченко.
С ним согласны не только сами игроки, но и менеджеры команд, и даже специалисты в киберспортивной сфере. То, что деньги, идущие от букмекеров, не доходят до киберспортсменов, а оседают в карманах федераций, подтверждают самые разные спортивные эксперты.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию, в эксклюзивном интервью согласилась руководитель программы магистратуры «Менеджмент в киберспорте и фиджитал-спорте» Университета «Синергия» Марала Чарыева.
И по её мнению, то, что деньги от букмекеров не всегда доходят до киберспортсменов, а оседают в карманах федераций, это сложившаяся конъюнктура.
«Вообще сама логика существования любой спортивной федерации, необязательно киберспортивной, это прежде всего спортсмены, команды, тренеры – вид спорта. А вид спорта, как и федерации, без спортсмена существовать не могут. Поэтому федерация конечно должна создавать максимально благоприятные условия. Чтобы спортсмену было комфортно. Чтобы он этот спорт продвигал, прославлял федерацию, приносил все мыслимые и немыслимые достижения. Федерация должна стоять на защите своего спортсмена», – полагает эксперт.
Однако сейчас взаимодействия участников на киберспортивном рынке сложились таким образом, что интересы спортсмена не всегда учитываются в полном объёме. Но, в этих бедах, Марала Чарыева видит вину и самих спортсменов. Дело, прежде всего, в их юридической безграмотности, из-за которой киберспортсмены допускают, что они остаются за пределами получаемых федерацией доходов. Сами киберспортсмены не спешат защитить себя правильно составленными контрактами. Если у игроков есть претензии к федерации, необходимо составлять транспарентные контракты, в которых были бы прописаны все условия и всевозможные выплаты. Так, чтоб спортсмена нельзя было игнорировать, а без его желания, ничего не могло происходить. Так, как это сейчас устроено в большом спорте.
«Необходимо быть ответственными по отношении к себе. Если спортсмен желает быть состоятельным финансово, он обязан позаботиться о юридической части дела», – уверена М.Чарыева.
Решение проблемы защиты киберспортсменов, Марала Чарыева видит также в использовании международного опыта – создании профильной профсоюзной организации. Такая организация могла бы не только взять на себя защиту интересов спортсменов, но и была бы способна «диктовать» свои условия федерациям, букмекерам, и даже курирующим ведомствам, вступать во взаимодействие, искать и находить компромиссы.
То, что выход есть, уверен и Александр Горбаченко. Киберспортивный деятель с многолетним опытом, экс-президент Федераций компьютерного спорта России и Москвы, для успешной борьбы с заказными матчами, он предлагает максимально «расшить» порочную связку киберспортсменов с букмекерами и профильными спортивными федерациями. И один из выходов он видит в спонсорстве.
«В контексте разговора важно остановиться на проблеме лёгких денег от букмекеров и отсутствии спонсоров. Вот какая профессиональная команда в стране сейчас имеет спонсора? А ведь это элемент серьезного позиционирования вида спорта в целом. Например, автомобильный бренд BMW и киберспортивная организация Nigma Galaxy объявили о партнёрстве. Этот клуб принципиально не ищет поддержки у букмекерских контор, а работает с крупными брендами – арабской авиакомпанией Etihad Airways с 2021 года.
То есть, чтобы молодой человек мог стать профессиональным киберспортсменом, он должен получать достойную зарплату, которой бы хватало на жизнь.
Однако спонсорство – это необходимо, но не достаточно. Александр Горбаченко предлагает развивать киберспорт в нашей стране, а не деградировать в загоне. Не проводить турнир ради турнира. А вместо этого, помочь создать устойчивую основу для функционирования регионального профессионального киберспортивного клуба. Он считает необходимым развивать киберспорт в стране именно как клубный вид спорта. Так, как он развивается на профессиональной сцене. И так, как он предлагал, начиная с 2015 года. По разработанной им программе, Чемпионат России должен быть чемпионатом сильных региональных киберспортивных клубов. Которых уже к 2022 году должно было быть создано 32, а турниры проводиться по лигам (или дивизионам). Тогда и регионам было бы легко привлекать локальных спонсоров. Сейчас же, из протоколов соревнований, совершенно непонятно, кто и за кого играет.
О том, что киберспортсменам как минимум необходимы свои региональные лиги, клубные и индивидуальные, говорят и все опрошенные прогеймеры – им просто негде играть внутри региона.
«Важно также понять, где и в какой системе все эти клубы будут играть. Пока в нашей стране нет и намека на «систему». У нас до сих пор нет даже устоявшейся системы спортивной подготовки киберспортсменов. В наших реалиях никак не оформлен юридически и переход из разряда любителей в профессионалы, – говорит Горбаченко. – Потому что до сих пор нет базы в виде развитой клубной системы, спортивных школ и методически обоснованной системы подготовки спортсменов».
Для исправления ситуации в российском киберспорте, должно появиться ещё много чего. Грамотное управление, открытость и компетентность, спортивные сооружения для киберспорта, а так же юридическая подкованность игроков. Деньги же поступающие от букмекеров, должны распределяться прозрачно, как на спорт высших достижений, так и на детско-юношеский спорт.
Но есть и такое условие, без которого не случится ничего. По словам Маралы Чарыевой, необходимо чтобы сам спортсмен приходил в киберспорт не за призовым фондом, а с желанием демонстрировать высокие достижения. Не для того, чтобы только заработать и получить призовой фонд, а для того, чтоб стать лучшим, и остаться в истории. И ради этого претерпеть. Положить на это всю жизнь.
Артемий Сергеевич Шишкин, журналист, Челябинск
1.
Делать киберспорт профессиональным, платить "спортсменам" зарплату... Я в растерянности. Пусть лучше Андрей Карпов прокомментирует.