В четверг, 5 июня, опубликовано «Заявление Архиерейского Синода касательно возвращения идеологических подходов ХХ века в России».
Со времён воссоединения Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью в России в 2007 году это, пожалуй, первое публичное заявление, которое демонстрирует разницу в оценке событий настоящего и прошлого между потомками русской эмиграции и православными в Отечестве сущими. Такое впечатление, что вернулись времена противостояния РПЦ и РПЦЗ, когда зарубежники пытались поучать Московский Патриархат, как нужно правильно относиться к русской истории.
Если вещи называть своими именами, то заявление Архиерейского Синода РПЦЗ – беспомощный документ. И это очень показательно, поскольку мы имеем дело с официальным заявлением Русской Православной Церкви Заграницей. В документе всё свалено в одну кучу.
Например, в качестве доказательства тревожных тенденций ресоветизации в России приводится глупая фраза профессора Вяземского, сказанная им в интервью интернет-каналу. Какое отношение имеет Вяземский к позиции Российского государства или священноначалия Русской Православной Церкви?! Разве Вяземский что-то отражает, кроме собственного убогого понимания роли личности Царя-мученика Николая?! К сожалению, это обычный журнализм в дурном смысле слова, когда мнение частного лица выдаётся за позицию Государства или Церкви. Но разве может быть такое в официальном документе Церкви?!
Кроме того, в своём заявлении зарубежные архиереи в основном ссылаются на сомнительные иностранные источники, в публикациях которых невооружённым взглядом заметны предвзятость, русофобия и антироссийские нарративы. Но почему-то зарубежные владыки этого не видят.
В частности, в заявлении содержится ссылка на публикацию британской Би-Би-Cи, посвящённую пересмотру некоторых реабилитаций, проводимой сегодня Прокуратурой. Любой не ангажированный человек, живущий в России, понимает, что в 90-ые годы процесс реабилитации был «поставлен на поток» и шёл нередко в угоду конъюнктуре. В том числе, были случаи необоснованной реабилитации людей, которые сотрудничали с фашистами. Проверкой процесса реабилитации и занимается сейчас Прокуратура. Словом, наводится порядок. Что же в этом плохого?
Но журналисты Би-Би-Cи пытаются представить это как тенденцию «возвращения тоталитаризма» в России. При этом они ссылаются на оценки очень сомнительных «экспертов», таких как изгнанный из клира Русской Православной Церкви бывший иеромонах Иаков Воронцов, сектант Яков Кротов, представители запрещённой ныне в России организации «Мемориал», откровенно занимавшейся антироссийской деятельностью. И на основе мнений этих людей зарубежные архиереи делают вывод, что это новая тенденция в политике государства!
Много спекуляций вызывает отмена реабилитации митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова), который служил во время войны на территории, оккупированной фашистами, затем был арестован гестапо, приговорён к смерти, но чудом спасся. Но поскольку сотрудники НКВД в чудеса не верили, Владыка был арестован и репрессирован и только в 60-е годы вернулся к архиерейскому служению.
Если и правда отменена реабилитация в отношении митрополита Иосифа, как утверждает расстрига Воронцов, почему не озаботилась этим Казахстанская митрополия?! Почему на этой ситуации спекулирует расстрига, а митрополит Алма-Атинский Александр молчит? Ведь в любом большом государственном деле могут быть ошибки, которые должны быть при необходимости исправлены. И эта ошибка в отношении митрополита Иосифа может и должна быть исправлена властью по ходатайству Церкви. Странно, что наша церковная бюрократия столь неповоротлива, что даёт повод для антироссийских спекуляций…
Но ведь это не значит, что все те, кто сотрудничали с фашистами (в частности, бандеровцы), решения о реабилитации которых в спешке в условиях антисталинской истерии были приняты в 90-е годы и которые сейчас пересматривает Прокуратура, нужно ставить под сомнение. И выдавать их за «жертвы сталинского режима».
Заявление Архиерейского Синода РПЦЗ является выражением того печального факта, что современные архиереи и священники Русской Зарубежной Церкви, многие из которых родились и живут в США и европейских странах, плохо понимают те процессы, которые происходят в России.
Вероятно также, что это заявление – результат того, что архиереи Русской Зарубежной Церкви становятся жертвами информационной антироссийской вакханалии, которым сейчас просто заражён Запад. Если получать информацию из западных изданий, сохранить трезвость ума, противостоять пропаганде очень сложно. Но всё это нисколько не оправдывает такое заявление, которое составили зарубежные архиереи.
Заявление Архиерейского Синода напомнило мне ситуацию начала 90-ых годов, когда РПЦЗ попыталась самочинно вернуться в Россию. И вместо того, чтобы искать точки соприкосновения и вести переговоры с законным священноначалием Русской Православной Церкви, зарубежники начали создавать в России параллельные приходы, принимая к себе тех священников, которые, как они считали, были гонимы «просоветской Церковью». Всё это закончилось позором и скандалами, поскольку, не понимая ситуации внутри России, зарубежники принимали в сущем сане в свой состав священнослужителей изгнанных из РПЦ за преступления нравственного характера – пьянство и супружеские измены, либо за резкие неуместные выступления против своего правящего архиерея.
Наиболее известным скандалом стало принятие в состав РПЦЗ и даже архиерейская хиротония бывшего архимандрита РПЦ Валентина Русанцова («Суздальский раскол»), обвинённого впоследствии в педофилии. Потом опомнились, но было уже поздно, Русанцов создал собственную структуру РПАЦ, с которой пришлось потом долго бороться.
Череда подобных скандалов привела к тому, что РПЦЗ просто перестала реагировать на события в церковной жизни России, боясь наступить на эти грабли.
Но ныне, похоже, в РПЦЗ забыли эту историю и не боятся уже наступить на те грабли, доверяя лицам, изверженным из сана, сектантам, людям, которые ведут в России политику в интересах других государств. На основании их мнения РПЦЗ пытается поучать священноначалие Русской Православной Церкви и руководство Российского государства, как нужно поступать в вопросах идеологии.
К сожалению, сегодня в РПЦЗ уже практически не осталось архиереев и священников, которые хотя бы имеют какое-то представление о том, что происходит в духовной и идейной жизни России. Старшее поколение архиереев, которые и привели РПЦЗ к воссоединению с Матерью-Церковью, ушло. И это, похоже, становится серьёзной проблемой для РПЦЗ.
Замаячила угроза разрыва с исторической Родиной и даже возможной денонсации Договора о воссоединения с Русской Православной Церковью. Пока об этом не идёт речи, но тот поучительный тон, который выбрал Архиерейский Синод РПЦЗ, такую возможность не исключает.
Кстати, у нас печальный опыт возвращения с Московский Патриархат и ухода из него еще одного церковного осколка русской эмиграции Архиепископии русской традиции (наследников структуры митрополита Евлогия (Георгиевского), который не успел воссоединить ее с Матерью-Церковью до своей кончины). Сначала у нас кидали чепчики вверх по поводу перехода Архиепископии из Константинопольского патриархата в Московский, но вскоре выяснилось, что это породило только новые проблемы. Люди, выросшие и воспитанные на Западе, Россию совсем не понимают…
Справедливости ради надо заметить, что новое обострение в отношениях РПЦ и РПЦЗ – следствие того, что наше Священноначалие совсем бросило Русскую Зарубежную Церковь после воссоединения. Статус РПЦЗ внутри Московского Патриархата не понятен. В Москве нет представительства РПЦЗ. Архиереи РПЦЗ практически не вызываются для работы в составе Священного Синода, не участвуют в работе общецерковных структур. Практически прекратились поездки зарубежных архиереев в Россию, где они могли бы напрямую общаться с духовенством и верующими Русской Церкви и могли бы составлять впечатление о духовной жизни России, об идейных исканиях русской интеллектуальной элиты. И вот результат. Печальный результат…
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России