Оно и вправду незнакомое, не только для пожилых, но и для своих родителей. «Ну это автор явно загнул, – скажет скептик. – Уж родители-то своих детей знают, как облупленных!» Ой ли? Так уж и знают? У многих родителей волосы на голове встанут дыбом, если они увидят, что смотрит их чадо, тихо уткнувшееся в экран своего гаджета. Но нет, не смотрят родители, им некогда. Свои, взрослые проблемы одолевают, свой гаджет надо просмотреть. Не до ребенка тут. Сидит он притихнув с айпадом в обнимку, ну и пусть сидит, меня бы лишь не дёргал, так рассуждает большинство родителей. Ох, сколько сюрпризов ожидает их в ближайшем будущем! А между тем, изменения, происходящие сейчас в психике современного ребенка, а, следовательно, и в социальной сфере история еще не знала. Передовые цифровые технологии, понимаете, торжество прогресса и отсутствие разума, замененного искусственным интеллектом. Интернет и соцсети стали основным источником информации. Да и не только информации, чувств, стремлений, надежд, мечтаний – одним словом всего. Рушатся моральные устои, рушится прежняя жизнь.
Не раз я уже вкупе с другими донкихотами сражался с цифровыми мельницами, перемалывающими человеческую жизнь, но все напрасно. Да и что могут изменить статьи противников цифровизации в общем ходе истории, ежели у них нет ни власти, ни влияния? Ничего. Мудрые люди говорят надо принимать реальность такой, какова она есть. Что ж, придется. Для начала бы только уяснить какова она эта реальность. Вот, скажем, реальность школьной жизни. Каковы нынче учащиеся школ, которые через несколько лет начнут самостоятельную жизнь, а там, глядишь, возьмут в свои руки производство, финансы, культуру, политику – одним словом придут на смену старшему поколению. Итак, современная школа и дети, присмотримся к ним повнимательней. И что же мы видим? Сообщения новостей касающиеся школьной жизни напоминают сводки с фронта. У детей – своя война. Причем, порой не на жизнь, а насмерть, в прямом смысле этого слова. «Буллинг» – иностранное слово вытеснившее русское «травля». Оно и понятно; скажешь, что в школах травля стала массовым явлением, как-то не по себе становится. А «буллинг» – звучит заманчиво и красиво, на бублик похоже. Но суть не меняется.
Дети бьют друг друга, оскорбляют, унижают. Дети убивают детей. Нападают с ножами и стреляют. Дети унижают учителей, а то и избивают их. В Дзержинске, Нижегородской области, девочки-подростки залепили в лицо учительнице тортом, для верности еще и повторили это действо. А в другой школе ученик нос учительнице сломал, она еще и сотрясение мозга получила. А там учителя накачанный школьник избил. Это всё новости последних только недель. А что учителя? Они вынуждены терпеть.
Горе тому учителю, который посмеет дать распоясавшимся ученикам отпор! На него ополчатся единым фронтом и ученики, и родители, и психологи, и Рособрнадзор, и администрация. А то еще и уголовное дело заведут. Так что молчи педагог, утирайся от плевков и оскорблений, да еще улыбаться и благодарить не забывай, за свою нищенскую зарплату. Потому и увольняются учителя со стажем, а молодые такую заманчивую перспективу отвергают с хода. По данным аналитиков России сейчас не хватает почти полмиллиона учителей.
А вот подмосковные девчонки из Котельников избили сверстницу в школьном туалете, снимая происходящее на видео под нецензурные комментарии. Били до тех пор, пока бедняга не потеряла сознание. После выяснилось, что получила она сотрясение мозга. А потом, будучи на канале у Е. Мизулиной, юные бандитки страшно радовались факту своей популярности. Даже сняли видео для мамы, сопровождаемое нецензурными комментариями. Вот она, сила хайпа! Расхлебывать ситуацию придётся школе и родителям. Хотя, если для мамы пишется видео с нецензурщиной, то понятно, что у них в семье такое общение в порядке вещей.
Ах, эти современные родители. Яжматери и яжбати, готовые защитить и оправдать свое чадо вопреки всему, в том числе совести и здравому смыслу. Они, горой стоящие за своих отпрысков, скоро, очень скоро, получат от них позор и унижение. «Разве сейчас нет нормальных, хороших детей?» – спросите вы. Есть, конечно, глядя на них, душа радуется, но их мало. Думаю, даже трети не наберётся, а то и четверти от общего количества учащихся.
Девиантное поведение начинает восприниматься как норма. Вот и квадроберы многим продвинутым родителям кажутся вполне обычным делом. Покупают детям хвосты, маски и прочие атрибуты животного мира, столь щедро предлагаемые торговлей.
Невоспитанность, эгоизм, хамство, капризность, изнеженность и неприспособленность к реальной жизни – типичные черты нынешних школьников. Между собой современные дети общаются на невообразимой смеси жаргонизмов, англицизмов и нецензурщины. Из нормальных русских слов у них преобладают словосочетания: «иди ты на...» и: «пошел в…». Но не стоит расстраиваться, нынешние дети общаются всё меньше. Все внимание и свободное время целиком поглощено интернетом. Современный школьник смотрит на окружающий мир как на продолжение виртуального, и воспринимает окружающих людей как некие объекты, либо мешающие, либо помогающие добиться своей цели. Либо просто мешающие жить, как он хочет. Недаром претензии к родителям, педагогам и вообще взрослым сводятся к двум вопросам: «Почему ограничивают мое право на: игры, алкоголь, курение, битье баклуш, головой о стенку…» – и далее по списку на 10 листов.
Вторая претензия обращена исключительно к родителям и звучит так: «Почему вы не миллионеры? Я хочу жить и наслаждаться, ничего не делая, а вы мне этого не обеспечиваете».
Такая вот позиция, вполне сформированная и осознанная. Принцип жизни, за который дитятко готово само продаться и продать что угодно.
При этом детишки не горят желаниям учиться и получать профессию от слова совсем. Зачем, если можно быть блогером и получать деньги за публичное валяние дурака? И это всё, заметьте, русские дети. Проблему детей мигрантов в школе я здесь и не затрагиваю, потому как она лишь усугубляет имеющиеся язвы.
Я уже не говорю о многократно выросшем в последнее десятилетие проценте неадекватных детей с разными психическими отклонениями. Как вишенка на торте – система образования, составленная таким образом, чтобы вызывать отупение.
В итоге разум школьников по большей части представляет собой девственно чистое полотно, «табула раса» не замутненное никакими образовательными знаниями. Что было выучено – будет навсегда забыто сразу же после получения оценки. Сложно поверить, но многие современные школьники, даже в старших классах читают с трудом. Особенно тексты длиннее одного предложения. Зато буллинг – это веселое развлечение, ну если он не против тебя направлен. А чем же еще в школе заняться, если учиться не хочешь?
Как бороться с этими явлениями? Хотят ввести отметки за поведение. Почему бы и нет? Только, чтобы они реально действовали надо их учитывать в ОГЭ и ЕГЭ плюс или минус баллов этак 30-40 к сдаваемым предметам. Вот тогда и будет толк. А пока всё идет по накатанной колее, ведущей в бездну.
Вот мы все волнуемся за демографию, но пусть у нас каждый год хоть по миллиону населения прибавляется, какой смысл от численности, если не будет качества? Пусть даже две трети нормальными вырастут, в чём есть большие сомнения. Если у нас ежегодно будет добавляться хотя бы по 300 тысяч малолетник преступников, девиантов и недоучек, нам что, сильно легче будет? Но, как говорится, мечтать не вредно, а пока реальность такова, что количество детей даже несколько сокращается, а неадекватов среди них становится все больше.
Очнитесь, милые родители, дедушки и бабушки. На вулкане живём. Обратите внимание на своих деток и внуков, а то поздно будет. Им сейчас нужно повышенное внимание и помощь старших. Иначе произойдёт катастрофа. Не дай Бог, чтобы на нас сбылись слова Писания: «И восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мф. 10:21).
Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России