Психология сектантства

Любое явление социального порядка берет начало в человеческой психике. Почему человек вообще уходит в секту или раскол?

Секты 
0
157
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

Откуда берутся сектанты? Почему человек вообще уходит в секту или раскол? Думается, чтобы ответить надо копнуть поглубже, чем идеологические или даже религиозные разногласия. Тем более, что современный человек ради идеи, особенно отвлеченной, свою жизнь менять не будет. Менять свою жизнь (а заодно и мировоззрение) он будет лишь в том случае, если его что-то не устраивает. Причем сильно не устраивает. Увы, человек не совершенен и очень склонен к нарушению Заповедей Божиих. А нарушает он Заповеди в зависимости от своего психологического склада. Кто-то одну, кто-то несколько. Человек склонный к сектантству в первую очередь нарушает Заповедь: «Не сотвори себе кумира». Мне даже иногда кажется, что без сотворения кумира такие люди жизнь себе просто не представляют. Им обязательно нужно кого-то возвести на пьедестал и начать ему истово и беспрекословно поклоняться и повиноваться.

Любое явление социального порядка берет начало в человеческой психике отдельной личности. Именно с этой позиции и надо взглянуть на многочисленные современные секты всевозможных направлений. Причем неважно, христианские они, эзотерические или неоязыческие. Суть остается одна и та же, меняется лишь внешняя оболочка. Бессмысленно бороться с явлением если внимание будет сосредоточено на внешних проявлениях, а не на сути. Оттого-то столь мало эффективны религиозные и научно- философские диспуты с сектантами. То, что для искреннего верующего в традиционной религии является основным, например вопрос о бытии Бога или таинствах, для сектанта лишь некая форма, которая легко может быть заменена на другую. Правда, многие сектанты этого и не осознают. Они искренне считают, что причиной их отпадения или неприятия Церкви стал вопрос религиозного, а не личного характера. В этом заключается еще одна трудность общения. Живо переживать отвлеченные идеи, пусть даже и философские, а тем более религиозные совсем не многим дано. Все остальные только вид делают, что из-за идеи переживают, а на самом деле на окружающих смотрят, как они отреагируют, да оценят. Очень важна видите-ли чужая оценка и мнения для повышения собственной значимости. Похвалят, по плечу потреплют – хорошо. Приободримся, еще раз в собственной правоте уверимся. Обругают – еще лучше. Ведь это явный знак того, что мы – избранные, всем прочим не дано высоту нашего полета понять, вот они и ругают нас из-за свой ограниченности и ничтожности.

Есть, конечно, и те, кому наплевать на то, что о нем говорят, но таких немного и в секты они обычно не попадают. Разве только в качестве основателя. А в основным они сами по себе, всегда уверенные в своей правоте и ничем их с этого мнения не собьешь Можно сказать, что они сами себе и секта, и религия, и папа римский, и Господь Бог. Но вернемся к обычным сектантам.

Именно психологический склад личности определяет склонность человека к сектантству. Причем практически независимо от религиозного наполнения. Не важно говорим мы о свидетелях Иеговы*, мунитах, сайентологах*, последователях бога Кузи или неоязычниках. А с виду человек может многие годы быть самым что ни на есть православнейшим прихожанином и даже, страшно сказать, священником, а то и монахом. Внешняя обрядовость и статус мало значат, если нет внутреннего устремления. Фарисейство – это не только про лицемерие, но и про сектантство.

Так какие же черты личности определяют склонность человека к сектантству? В основе лежат базовые потребности в безопасности, принадлежности и подчинении. В совокупности они образуют причудливый, но достаточно характерный набор качеств. Например, такое специфическое сочетание как легковерие и упрямство или, в другой плоскости, восторженность и фанатизм. Малограмотность или полуграмотность, во всяком случае, в вопросах касающихся религиозной сферы. Зачастую сектантство сопровождается общим невысоким уровнем интеллекта, но необязательно. Ибо образованность и интеллект не могут устоять перед напором внутренних побуждений. Более того, помогут завернуть чувства и потребности, вполне приземленные и простые, в красивую обертку возвышенности. Главное же – сознание собственной значимости, принадлежность к касте избранных. При этом налицо неумение критически и самостоятельно мыслить: анализировать обобщать, отделять главное от второстепенного.

В подавляющем большинстве случаев сектантами становятся психологически неустойчивые, зависимые и внушаемые люди. Неуверенность в собственных силах и завтрашнем дне легко находит опору в фанатизме. Инфантилизм и нежелание нести ответственность за свои действия приводят к беспрекословному подчинению лидеру, который, таким образом, всю полноту ответственности берет на себя. Принадлежность к секте создает ложную уверенность в безопасности и освобождает от необходимости самостоятельно принимать решения.

Еще один отличительный признак зацикливание на формализме, внешних обрядах. Ритуализация жизни без внутреннего, сакрального наполнения. Либо же с наполнением поверхностным и ложным.

Характерно, что многие последователи запрещенных в России сект (свидетели Иеговы*, Аум-синрике* и т.д.), довольно легко и быстро меняли запрещенную секту на легальную. Причем зачастую, придерживающуюся противоположных взглядов. Переход осуществлялся на удивление легко и быстро. Недоумение объясняется просто, если обратить внимание не на учение секты, а на ее структуру. Структуры подавляющего большинства сект однотипны, поэтому от адептов и не требуются прилагать особых эмоциональных и умственных усилий по внутренней перестройке. Достаточно лишь сменить внешние атрибуты. Какая разница, какому идолу поклоняться? Главное – сам факт поклонения. Какая разница чему придается первостепенное значение: соблюдению субботы, чтению мантр, общим радениям или прыжкам через огонь. Благодатный контингент для финансовых пирамид и других бизнес-сект. Сущность остается неизменной – принадлежность к особой касте, подчинение лидеру, отказ от самостоятельности, а, следовательно, и от ответственности. Именно поэтому столь редки случаи перехода из секты в русло традиционной религии. Увы, обратные случаи ухода православных прихожан в секты встречаются гораздо чаще.

Если глубоко верующий православный христианин старается изменить свою жизнь ради исполнения заповедей, то сектант ради личной безопасности и самоутверждения. Пусть даже он и будет отрицать данные мотивы с пеной у рта. Склонность к самообману – еще одна отличительная черта сектанта. Именно это качество надежно закрывает глаза на все недостатки и даже преступления, творящиеся в секте. Иллюзия собственной праведности искажает восприятие окружающего мира. То, что изначально основано на лжи, никогда не приведет к истине. Ложь будет порождать только ложь, разрастаться и заполнять собой самые потаенные уголки души, подобно метастазам раковой опухоли. При этом сознание принадлежности к горстке избранных и уверенность в своей правоте питает гордыню в исключительной степени. Чувство превосходства над другими очень важная составляющая личности сектанта, невыносимо приятно сознавать свою избранность. Особенно когда никаких объективных причин для этого нет. Ни власти, ни богатства, ни ума, ни таланта. Осознание своей ущербности невыносимо, а тут секта предлагает такой простой и понятный выход из этого тупика. Да и вообще, с точки зрения адепта пребывание в секте – настоящий рай. Не надо ни о чем думать, волноваться и заботиться, за тебя все решат. Если будешь послушен и трудолюбив – будешь всегда сыт и одет. Плюс бонусом ко всему, в будущей жизни гарантированное место в раю, вместе с главарями. Это ли не счастье? Нам-то вот место в раю совсем не гарантированно.

Нет большего ужаса для сектантского мышления, чем осознание собственной неправоты. Ни за что на свете! Я всегда прав, я всегда хороший. Именно этим и объясняется фанатичное упрямство сектантов. А если случится разочароваться в секте, или ее запретят, то всегда будут виноваты другие сектанты и руководители. Это они обманули меня, такого доверчивого и хорошего. Порода людей, постоянно наступающих на грабли всегда их ругающая, проклинающая, ненавидящая, но неизменно снова наступающая. Виноват всегда будет кто-то другой: друг, сосед, почтальон – кто угодно, только не я сам. Бедный, несчастный, обиженный и горячо любимый самим собой, паче всего мира. А виноватые найдутся всегда, ибо они нужны не только для самооправдания, но и для самоутверждения.

С приходом цифровой эры ситуация особенно усложнилась, ведь виртуальная реальность провоцирует развитие черт личности, столь характерных для сектантства. Напомню: инфантилизм, безответственность, малограмотность и самолюбие. Любая информация, которая нравится, – принимается безоговорочно, все что не нравится сразу отсеивается. Никаких поползновений, никакого желания выяснить правду и углубится в изучение вопроса. За или против, точка. Одни эмоции и упрямство. Мир в черно-белом цвете. Никаких других цветов, тем более полутонов и оттенков. Как-то не вяжется с образом думающего человека, не правда ли? Зато у каждого появилась возможность писать свои бесценные комментарии по любому поводу. В первую очередь этой возможностью пользуются лица с определенным складом личности, склонные либо к сектантству, либо к неадекватности. Впрочем, на мой взгляд, грань, разделяющая эти понятия, исчезающе тонка. Комментарии – прекрасный повод продемонстрировать свое превосходство и убежденность. Таков образ современного нового человека: невежественного, ограниченного, не имеющего ясных целей, будущее которого тонет в кромешной мгле. Благодатнейшая почва для сектантства разных мастей.

Положа руку на сердце, разве мало у нас таких знакомых? Итог выходит малоутешительный. По мере внедрения цифровых технологий число сект и сектантов самых различных направлений будет неуклонно расти. Что мы можем противопоставить этому мейнстриму? Вот вопрос. Сейчас уже все готово для возникновения всемирной секты, поклоняющейся искусственному интеллекту. Возможно даже, что число ее адептов превысит число верующих всех традиционных религий, вместе взятых.

Я помню нескольких прихожан, по большей части женщин, ходивших в храм как на работу, неукоснительно. Отстаивающих утренние, литургии, молебны и панихиды. Читающих Псалтырь и акафисты, исповедывающихся, причащающихся, соборующихся. Неотступно следующих за священником с просьбой-требованием благословения на каждый шаг. А потом в один момент уходящих в раскол или секту. То ли по причине ИНН, то ли штрих-кода, то ли убедившись, что священник не будет брать на себя ответственность за все их промахи и закидоны. И никто из них назад не вернулся. Хотя прошли годы, а то и десятилетия. «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Это страшная трагедия человека. Уходя из Матери-Церкви, он уходит и из вечной жизни, но не осознает глубину своего падения, пребывая в наивной уверенности в своей праведности. От такого помрачения да убережет нас Христос Бог.

Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России 

* Запрещены в России 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Зотикович Воробьев
Книги моего детства
Часть 2
27.05.2025
Книги моего детства
Часть 1
25.05.2025
80 лет Великой Победы!
У нас нет права на забвение подвига наших дедов и прадедов
07.05.2025
Всемирная палата номер шесть
Мир превратился в огромную психиатрическую больницу
30.04.2025
Глубинные государства России
Подспудно, но яростно идет смертельная схватка двух глубинных государств, невидимая постороннему глазу
17.04.2025
Все статьи Максим Зотикович Воробьев
Секты
«Здесь всегда чувствуешь, что ты свой среди своих»
По словам Патриарха Кирилла, за последние десятилетия под руководством Александра Лукашенко в Белоруссии произошли огромные положительные перемены
07.06.2025
«Попытка создать из науки идола – псевдорелигия»
Интересно, что признаки религиозности прорываются даже у тех, кто совсем не считают себя верующими
07.06.2025
«Новое язычество: вызовы современности»
При поддержке епархиальных отделов в Герценовском университете прошел круглый стол по проблемам неоязычества
26.04.2025
Неоязычество сращивается с оккультными и эзотерическими практиками
По словам Патриарха Кирилла, эта проблема требует как духовно-просветительских усилий Церкви, так и мер государственного реагирования
10.04.2025
«Не вылечим, а исцелим!.. И будет вам счастье»
России грозит узаконенное нашествие орды знахарей, колдунов, тарологов, астрологов, эзотериков, «психокоучей»
08.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Анатолий Степанов
10.06.2025 22:55
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от Анатолий Степанов
10.06.2025 22:00
Калейдоскоп истории. Можно ли в нём разобраться?
Новый комментарий от prot
10.06.2025 21:00
Женихи перевелись?
Новый комментарий от Владимир Петрович
10.06.2025 19:54
Призываем отменить решение относительно отца Гавриила
Новый комментарий от Бузина Олесь
10.06.2025 16:46
Роман о русской смуте
Новый комментарий от Русский Иван
10.06.2025 16:41
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»
Новый комментарий от учитель
10.06.2025 15:32