Глава Синодального информационно-просветительского отдела канонической Украинской Православной Церкви митрополит Климент (Вечеря) прокомментировал вопрос об анафеме гетману Ивану Мазепе. В интервью изданию ВВС архиерей отметил, что анафема гетману носит больше историко-политический, чем церковный характер, сообщает в тлг-канале «Союз православных журналистов».
«На бытовом уровне часто сам факт анафемы воспринимается очень ошибочно, я бы сказал, как суеверие. Анафема — это не проклятие, а констатация того, воспринимает ли себя человек частичкой Православной Церкви. Если человек не погрешил против той церкви и веры, в которой принял крещение, а в контексте биографии Мазепы — сам себя до самой смерти отождествлял верным сыном Русской Православной Церкви, то такой человек не находится под анафемой. Есть люди, которым никто конкретно не провозглашал поименных анафем, однако их позиция относительно церкви четко подпадает под так называемые анафематизмы, которые ежегодно провозглашаются в Константинопольском патриархате и во всех других поместных церквях. Как политик Мазепа в разные периоды жизни имел разные взгляды. Кстати, он был одним из тех представителей гетмана, кто настаивал, чтобы киевское духовенство соборно приняло решение, в результате которого Киевская митрополия была переподчинена Московскому патриарху. И о его личной жизни биографы рассказывают немало обстоятельств, которые уже никто не подтвердит и не опровергнет с течением времени», — заявил митрополит Климент.
«Однако бесспорным является факт, что Иван Мазепа был щедрым меценатом Православной церкви. А в церкви ежедневно в сакральные моменты богослужения возносится молитва за благотворителей и жертвователей. Поэтому сделанные им пожертвования, в том числе и на строительство храмов, стали залогом этой церковной молитвы, несмотря на все другие политические факторы», — далее сказал митрополит Климент.
«Сейчас есть только одно обстоятельство — большинство построенных на средства Ивана Мазепы храмов государство отобрало у церкви и превратило их в музеи. Молиться там прекратили, в том числе и за почивших жертвователей, а зайти в эти пожертвованные храмы можно только за деньги. Поэтому, размышляя о загробной судьбе этого гетмана, я бы больше беспокоился не о давно прошедших событиях, а о реальном отношении современников к этой исторической фигуре и его воле относительно церковной молитвы о его душе. Такая молитва пока прекращена не анафемой, а распоряжением Министерства культуры», — заявил митрополит Климент.
Митрополит Климент проявляет потрясающее лукавство, пытаясь изворачиваться в оценке Мазепы. Рассуждения архиерея напоминают логику католиков и экуменистов, которые говорят: а давайте не будем обсуждать догматические отступления Ватикана во втором тысячелетии, а будем обсуждать, каковы были отношения восточной и западной Церкви в первом тысячелетии, когда мы были едины. Таким лукавым путём оправдываются последующие отступления.
Эту логику и демонстрирует митрополит Климент, используя лукавый тезис, что анафема была историко-политической, а не церковной, де, анафематствование – это некая словесная эквилибристика, которая к сути, к отлучению человека от Церкви, не имеет отношения. Мол, Мазепа и после анафемы считал себя верным сыном Русской Православной Церкви, поэтому он никакой анафеме и не подвергался.
С таким же успехом можно сказать и про всех еретиков, которых анафематствовала Церковь за все эти годы. Митрополит Климент фактически ставит церковную анафему ни во что. Он считает, куда важнее самосознание анафематствованного человека: если он продолжает себя считать православным человеком – значит, никакая анафема на него не действует. Это очень опасный путь, который ведёт к разрушению канонических норм, на которых веками существовала Православная Церковь.
Видно, на Украине и впрямь очень тяжёлая психологическая ситуация, что даже православные митрополиты вступают на скользкий путь, пытаясь обосновать ничтожность анафемы в отношении одного из отцов нынешней украинской государственности – предателя Ивана Мазепы.
Редакция «Русской народной линии»