В этом году Торжество Православия отмечается 9 марта. Согласно канонам, в этот день все правящие епископы должны читать анафемы, наложенные Церковью как старым, так и новым богоборцам. В том числе, анафему гетману Мазепе. Но если прочитать текст этой анафемы, то мы увидим, что она наложена не только на самого гетмана, но и на всех его последователей, в том числе современных. Включая и Зеленского, и всех «легитимных залужно–арестовичей», которых продвигает на его место Дональд Трамп, ибо само украинство является униатским, иезуитским в прямом и переносном смысле проектом. Причем, более опасным в его «пророссийской» версии – тот же Мазепа много лет выдавал себя за самого преданного друга императора Петра Первого.
В тексте анафемы прямо сказано, что она наложена на всех, кто пытается малороссийскую землю от благочестивой и великороссийской державы отторгнути.
О том, что анафема Мазепе направлена и против его последователей, написал публикуемую ниже работу один достойный протоиерей, просивший меня не раскрывать его имя.
«О церковной анафеме на современных мазепинцев». Как известно святитель Иоанн (Максимович), тогда еще архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, один из первых малороссийских архиереев, кто предал проклятию Мазепу и его приверженцев:
«Божиею Милостию, Преосвященный Иоанн Максимович Православный Архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера. Всем, кому сие писание явлено будет, всякаго духовнаго и мирскаго чина людем, благопослушливым нам в Дусе Святе сыном благословение Архиерейское, известно творим. Благочестивейшему Монарсе Нашему, Его Царскому Пресветлому Величеству, быший Гетман, Иоан Мазепа, изменил и пристал к еретическому Королю Шведскому, Малороссийския отчизны отчуждился, хотя оную под иго работы Лядской поддати, и храмы Божия на проклятую обратити Унию. Сего ради Духу Святому и нам, Малороссийским Архиереом, тако изволившим, чужд стался Церкви Святыя Православнокафолическия и общения Правоверных, и все его единомышленники с ним, самоизволне от Его Царского Пресветлаго Величества до противныя части Шведския удалившиися, от Матери Нашея Церкви, Святыя Восточныя, суть отвержены и прокляты. К сему же ис позосталых домов их (!), аще кто либо, соизволяя измене той и предаяйся до их части, будет таковый всяк не токмо от Церкви Святыя Восточныя , от общения Таин Святых, но и от сопребывания Православных извержется, и всем чужд будет, Архиерейско повелеваем... Дан в Глухове 1708, Ноября 12 дня» (Бантыш-Каменский Д.Н. Источники малороссийской истории // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1859. Кн.I. Отд.II.– С. 184-185).
Эта грамота святителя Иоанна положила начало всецерковной анафеме на «Ивашку Мазепу» с его «единомысленниками», которым вменялось в вину не только клятвопреступление (нарушение крестоцелования), измена православному Государю и переход на службу к «проклятому еретику» шведскому королю Карлу XII, но и желание «малороссийскую землю аки прегордый люцыфер хоботом своим изменническим, и разбойническим, от благочестивой и великороссийской державы отторгнути» (Анафема. История и XXв. М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. – С. 255-256).
Как известно эта анафема на мазепинцев провозглашалась за богослужением в чине Торжества Православия в первую Неделю Великого Поста вплоть до 1869г. Она звучала из уст великих святителей Русской Православной Церкви, в том числе и малороссийского происхождения, когда уже более столетия не было в живых современников тех событий. С какой целью Православная Церковь в течение 160 лет настойчиво осуждала предательство Мазепы? Не было ли это посланием с предостережением к последующим поколениям? И не подпадают ли под эту церковную анафему современные «единомысленники» Мазепы, которые сегодня не только политическим и вооруженным путем, но и церковным расколом, вновь отторгают «малороссийскую землю от благочестивой и великороссийской державы»?
Современные мазепинцы, доказывая, что вышеназванная церковная анафема была политическим актом против борца за независимость Украины, тем самым отвечают утвердительно на последний вопрос.
Не случайно, осознавая свою незаконность пред Богом и Церковью, власти Украины в начале XXI века стали требовать от Русской Православной Церкви снять анафему с Мазепы. Но их потуги не увенчались успехом. Ибо суд Церкви - это суд Божий как на земле, так и на Небе. Поэтому невозможно найти ни одного православного святого, которого можно было бы записать в «украинцы» за его сочувствие отделению Украины от России. Все святые малороссийской земли в след за святителем Иоанном (Максимовичем) едиными устами исповедали себя русскими сынами единого Российского Отечества».
Полный текст пространной анафемы на Мазепу из книги «Анафема: История и XX в.» (Сост. П. Паламарчук; Псково-Печер. Успен. монастырь, Моск. Сретен. монастырь. М.: Изд. Сретенского мон., 1998):
«Новый изменник нарицаемый Ивашка Мазепа, бывый Гетман Украинский, или паче антихристов предтеча, лютый волк овчею покрытый кожею, и потаенный вор, сосуд змиин, вне златом блестящийся, честию и благолепием красящийся, внутрь же всякия нечистоты, коварства, злобы диавольския, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролитна и убийства исполненный. Ехиднино порождение, иже аки змий вселукавый, яд свой злаго умышления на православное государство чрез долгое время начальства своего потаенный, изблева прошлаго 1708 года в месяце Декемврии презрев толикая благодеяния Божия, и крайнюю неизреченную к себе Государеву милость и любовь, ковалерством превысоким от Него почтенный. Сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную. И аки вторый Иуда предатель отвержеся Христа Господня и благочестивыя державы Благочестивейшаго Государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца. И привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадил его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил. И бысть ему шведцкому королю помощник и поборник в брани, и на благодетеля своего и Государя, разбойническую воздвиже руку, хотя малороссийскую землю аки прегордый люцыфер хоботом своим изменническим, и разбойническим, от благочестивой и великороссийской державы отторгнута. Но не поможе ему Господь сил тое свое диавольское умышление и злобу совершити; ибо силою Божиею, мужеством же и храбростию, непреодоленнаго монарха нашего: Благочестивейшаго Государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержца; и Его победоноснаго воинства побеждены суть вся полки неприятельския, под городом Полтавою, в прошлом в 1709 году, месяца И уния в 27 день, тако преславно, яко едва сам король свейский и оный изменник Мазепа убеже к Турскому порту под защищение. И тамо окаянный по немногих днех злобу свою, и житие сконча, и хотя взыйти на небо, и быти подобен вышнему, до ада низведеся. Темже яко сын погибели за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и Государя, со всеми своими единомысленники (!), скопники и изменники, да будет проклят».
Скачать всю книгу «Анафема: История и XX в.» можно по ссылке; скачать Анафема свят. Иоанна (Максимовича) в кн. Бантыш-Каменский Д.Н. Источники малороссийской истории можно по ссылке.
Кирилл Александрович Фролов, глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ