С этой даты началось возрождение вдовствующей половину ХХ века Могилевской Могилевская епархия была учреждена в 1632 г. выделением из Полоцкой епархии. История ее хранит много скорбных и трагических событий, выпавших на долю её архиереев и православных христиан. В 1937 году Могилевская епархия была упразднена вскоре после того как 3 ноября этого года в Кемеровском лагере был расстрелян архиепископ Могилевский Павлин (Крошечкин). Могилевская кафедра пустовала практически 50 лет! Восстановление её началось лишь 6 июля 1989 года, когда управляющим епархией с титулом архиепископ Могилевский и Мстиславский был назначен архиепископ Максим (Кроха), бывший Тульский и Белевский. Св. Синод РПЦ решил выделить епархию из состава Минской, единственной в Беларуси на то время.
В то время в СССР набирала обороты т.н. перестройка, которая закончилась развалом страны в 1991 году. С уходом с политической арены КПСС, РПЦ получила возможность заниматься духовным просвещением народов бывшего Союза. Процесс возрождения в те годы охватил всю РПЦ – учреждались епархии, духовные школы и монастыри, восстанавливались разрушенные храмы и строились новые, прославлялись мученики за веру и подвижники благочестия. В православном народе ощущался духовный подъём. После многих десятилетий гонений на Церковь, насаждения атеизма народ потянулся в храмы, жертвовал на их ремонт и строительство, каялся в многочисленных грехах и искренне молился Богу. Впрочем и лже-церкви и секты, в т.ч. деструктивные, также получили доступ потчевать народ своей «духовной» отравой. Они активно совращали в свои ряды крещённых в православии, но не просвещённых в своей вере доверчивых людей. Это привело к появлению большого количества «духовных инвалидов» и далеко не всем из них удалось выпутаться из сетей этих духовных подделок.
«По приезде в Могилев в начале августа владыка нашёл свою архиерейскую кафедру в запустении, а паству в духовном невежестве», – писала игумения Евгения (Волощук), которая четверть века была его незаменимой помощницей (бухгалтером, секретарём, биографом и др.). Немногочисленное священство «не было готово» к принятию управляющего епархией. Не было даже места для проживания архиерея и для его служения. Владыке пришлось из своих скудных средств и взяв часть денег взаймы, купить полдома у железнодорожного вокзала, а в его подвальном помещении разместить канцелярию. В единственном тогда действующем в городе Борисо-Глебском храме архиепископ Максим был встречен недружелюбно. В епархии было всего 19 храмов, а духовенства и того меньше. В 23-х приходах должности священнослужителей были вакантными. А около 10 из этих приходов находились в зоне отселения (из-за высокого уровня радиации после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.).
Однако несмотря на эти трудности уже 6 декабря 1989 года архиепископом Максимом был освящен и начал действовать Александро-Невский кафедральный собор в г. Мстиславле. А вскоре, 25 декабря, в день своего рождения, владыка Максим освятил и Трехсвятительский собор г. Могилева как кафедральный. В нынешнем, 2024 году, исполняется 35 лет со дня второго рождения собора! С перерывами он действовал до 1959 года, а в хрущевские времена в 1961 году этот храм, построенный на народные деньги, был закрыт. С него снесли колокольню, купола, кресты и основали в нем клуб завода «Строммашина». В этом клубе проводились концерты, а потом была устроена дискотека. Благодаря стараниям архиепископа Максима, письмам и просьбам верующих без малого 30 лет спустя храм был освящён и начал действовать.
С приездом архиепископа Максима начался процесс возрождения всей Могилевской епархии, несмотря на трудное экономическое положение в стране, скромные материальные возможности простого народа, недостаток строительных материалов и явное вредительство со стороны врагов Христовых (об этом – ниже).
В рамках одной статьи невозможно охватить всё сделанное архиепископом Максимом за 12,5 лет управления епархией. И чтобы не утомить читателя изложим кратко лишь основные деяния архиепископа Максима на Могилёвщине с декабря 1989 г. по февраль 2002 г.
1989 г. Освящены Александро-Невский кафедральный собор в г. Мстиславле (6 декабря) и после срочного ремонта храм Трёх Святителей – в качестве кафедрального собора г. Могилева (25 декабря). Учреждено общество сестёр милосердия в честь святых Жен-мироносиц (26 августа).
1990 г. Из состава Могилевской епархии выделена Гомельская епархия (20 июля). Освящены: Свято-Покровский храм в г. Кричеве, после его 27-летнего закрытия (7 августа), храм Великомученика Георгия Победоносца г. Бобруйска (19 декабря). Верующим г. Бобруйска передано здание храма Великомученика Георгия Победоносца (август). Епархии возвращён комплекс бывшего Свято-Никольского женского монастыря (правильнее сказать, его руины) – памятник архитектуры XVII в., внесённый в списки ЮНЕСКО (5 ноября).
1991 г. Святейший Патриарх Алексий II, в ответ на прошение владыки Максима, благословил открыть и возродить жизнь Свято-Никольского монастыря (9 февраля). Настоятельницей назначена игумения Евгения (Волощук). Освящён храм Преподобного Онуфрия Великого (зимняя церковь) Свято-Никольского женского монастыря г. Могилева (28 марта). На могилевскую землю совершил первосвятительский визит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (18 июня). Возрождён официальный печатный орган епархии – «Могилевские епархиальные ведомости» (начальный тираж - 999 экз.).
1992 г. Освящён храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» у источника Проща около г. Осиповичи (29 августа).
1993 г. Зарегистрирован приход храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Осиповичи (29 марта) и в этом же году была совершена закладка храма. В Свято-Онуфриевском храме Свято-Никольского женского монастыря г. Могилёва 5 августа состоялось заседание Свящ. Синода БПЦ на котором было принято решение причислить к лику местночтимых святых Святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского и Белорусского. Вечером того же дня в Трехсвятительском кафедральном соборе был совершён чин канонизации Святителя Георгия. Службу с акафистом ко дню прославления святителя составил архиепископ Максим. Назавтра после Божественной литургии был совершён крестный ход к дому Святителя Георгия, где накануне был установлен памятный крест. А 7 августа проведён вечер, посвящённый Святителю. По просьбе верующих 18 августа валу Красной звезды было возвращено историческое название – Архиерейский вал Конисского.
1994 г. Архиепископ Максим освятил место для строительства трехпрестольного Свято-Троицкого храма в с. Мышковичи Кировского района (17 мая). Освящены храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Мокрое Быховского района (27 мая) и в честь Святой Мученицы Параскевы Пятницы в с. Павловичи Кировского района (6 октября).
1995 г. Архиепископ Максим совершил чин великого освящения и первую литургию в Никольском соборе Свято-Никольского женского монастыря (20 мая). Незадолго до этого исторического события злоумышленники устроили пожар в практически готовом к освящению соборе – бросили бутылку с горючей смесью через окно. Огонь повредил временный иконостас, продукты горения закоптили стены. К счастью, монахини своевременно заметили пожар и потушили его своими силами. Владыка Максим, много повидавший в своем нелегком житии, не просто сокрушался, но даже не смог удержать слез. Господь вскоре послал утешение и владыке, и нам, прихожанам монастырского Свято-Никольского собора. Когда работы по устройству системы отопления в соборе завершались, а денег на их оплату не было (все они ушли на ремонт и отделку), владыка призывал всех молиться и помощь пришла «откуда и не ждали» – из далёкой Аргентины, где архиепископ Максим служил больше 20 лет назад. Владыку приехал навестить один из его почитателей и передал ему лепту от православных Южной Америки, которые помнят и любят своего владыку. В конверте, вручённом владыке Максиму гостем, была ровно та сумма, которая была нужна для расчёта за работы по монтажу отопительной системы в соборе. Освящены храмы: в честь Тупичевской иконы Божией Матери в г. Мстиславле (2 февраля), крестильный храм в честь Святителя Георгия (Конисского) при Трехсвятительском кафедральном соборе г. Могилева (5 августа). Это событие явилось началом торжеств в связи с 200-летием кончины Святителя Георгия (Конисского). После Божественной литургии в ДК состоялся торжественный акт, посвящённый этой дате.
1996 г. Освящён придел в честь святого Иоанна Крестителя в Никольском соборе Свято-Никольского женского монастыря г. Могилева (20 января). Учреждено сестричество при Свято-Никольском женском монастыре (30 сентября).
1997 г. Освящены храмы в честь: иконы Божией Матери Живоносный Источник в г. Хотимске (10 мая) и святителя Николая в с. Телуша Бобруйского района (9 декабря). 22 марта состоялось учредительное собрание братства во имя Святителя Георгия (Конисского). В братство вступили 32 человека, председателем был избран врач Лайша Н.А. Братством была собрана библиотека (3610 экз.), оказывалась духовная и психологическая помощь лицам с алкогольной зависимостью и членам их семей, проводились конференции, издавался журнал «Столп Православия» и др. 5 декабря состоялся торжественный вечер, посвящённый 280-летию со дня рождения Святителя Георгия, архиепископа Могилевского и Белорусского.
1998 г. Освящён Крестовоздвиженский храм г. Костюковичи (5 сентября). В Свято-Никольский собор монастыря в июне, после письменных обращений архиепископа Максима к министру культуры и Президенту Беларуси Лукашенко А.Г., был, наконец, возвращён резной позолоченный иконостас, на протяжении многих лет находившийся в запасниках Художественного музея г. Минска. Зарегистрирован Спасо-Преображенский приход г. Могилева, а 27 декабря этого же года освящено временное молитвенное помещение (ж-д вагон).
1999 г. В Могилеве проведён семинар «Семья, Церковь, школа, дети» по проблемам воспитания нравственности у детей (28 мая). Освящён Свято-Троицкий храм в г. Хотимске (7 октября).
2000 г. Освящены храмы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Осиповичи (3 июня), правый придел Никольского собора Свято-Никольского женского монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества и Усекновения главы Иоанна Крестителя (8 августа). Также освящено место под строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора (10 июня). 13-16 августа в Москве на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ был канонизирован Собор новомучеников и исповедников Российских, и в нём – священномученик Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский и Мстиславский. Материалы к канонизации и служба святому были подготовлены владыкой Максимом.
2001 г. Состоялось заседание жюри, которое подвело итоги конкурса на лучший макет будущего храма-памятника в честь Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и исповедников XX века (20 января). Жюри утвердило макет храма, и было определено место для его строительства – Парк Горького. За это место приходу храма пришлось затем немало побороться. Владыка Максим из личных сбережений оплатил приобретение для этого храма дарохранительницу, запрестольные крест и икону, Евхаристический прибор и напрестольный крест. Позже, уже после своей кончины, 19 декабря 2002 года, владыка, в ответ на усиленную молитву сестёр монастыря, обеспокоенных тем, что власти города настаивали на том, чтобы приход строил храм «где угодно, только не здесь» (т.е. не в Парке Горького), успокоил сестёр. Игумения Евгения, задремав в кресле перед полунощницей, ясно услышала голос владыки, который повелел скорее закончить левый придел монастырского собора, освятить его в честь Святых Царственных Мучеников и взять для него богослужебные принадлежности, заготовленные для храма Святых Царственных Мучеников. Кроме того, владыка Максим утешил сестёр, сказав, что храм этот будет построен, «несмотря на долгие препятствия». Создан детский патриотический клуб «Пересвет» при школе №1 г. Могилева под духовным руководством протоиерея Сергия Лободы (21 февраля). Освящён фундамент Спасо-Преображенского кафедрального собора (26 июня). Мемориальный комплекс в честь победы над шведами в д. Лесная 24 июля посетил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. В храме-памятнике в честь святых апостолов Петра и Павла были отслужены благодарственный молебен Господу о даровании победы и лития об усопших воинах. Затем владыка Максим обсудил с главой государства строительство в Могилеве храма-памятника в честь всех пострадавших в годы гонений на Церковь в ХХ столетии. В День белорусской письменности 1-2 сентября из Александро-Невского кафедрального собора г. Мстиславля отправился крестный ход к кургану Славы для встречи республиканской научно-творческой экспедиции «Дарога да Святыняў – 2001» с Благодатным огнём от Гроба Господня.
2002 г. 27 февраля архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха) преставился ко Господу на 74-м году жизни. Согласно завещанию, его отпевали и погребали по монашескому чину. Похоронен владыка Максим у монастырской стены, рядом со Свято-Никольским Собором в том месте, которое он сам указал, установив здесь ранее крест.
Архиепископ Максим управлял Могилевской епархией 12,5 лет. За это время было освящено 23 построенных и восстановленных храмов и три придела (придел — это, по сути, «храм в храме»). Всего к концу жизни владыки Максима в Могилёвской епархии насчитывалось 84 прихода (из некролога Свящ. Синода БПЦ). Были открыты 23 воскресные школы, в которых обучались сотни детей и подростков.
Архиепископ Максим рукоположил более 50 священнослужителей и постриг в монашество около двадцати человек. Кандидатов в священники владыка готовил очень тщательно, призывал их и паству почитать память архиереев, трудившихся на могилевской земле. Он собрал доступные на то время фотографии 27 архиереев из 45, возглавлявших могилевскую епархию со дня ее учреждения в ноябре 1632 года, и поместил на стенде в монастыре. Владыка благословил игумению Евгению подготовить к изданию «Годовой диптих родителей святых угодников Божиих Православной Церкви», который она издала уже после кончины владыки.
Владыка Максим скрепил своей подписью ходатайство киевских архимандритов о прославлении в лике святых священномученика Иоасафа (князя Жевахова). Владыка очень радовался, когда в 2000 году состоялась канонизация Святых Царственных Мучеников, Новомучеников и исповедников XX века. Священномученик Иоасаф (Жевахов) был канонизирован уже после кончины архиепископа Максима. Владыка составил эскиз иконы Собора Могилевских святых (61 лик), которая ныне находится в Свято-Никольском соборе.
Наш архипастырь призывал паству почитать память подвижников благочестия Могилевского края. Он составил список из 37 священнослужителей, расстрелянных за веру, сосланных в концлагеря, запросил справки об их реабилитации и передал документы в комиссию по канонизации (после кончины владыки это дело, увы, приостановилось).
Владыка установил добрые отношения с рядом руководителей Могилева и области, директорами предприятий, которые как могли и чем могли помогали в восстановлении и строительстве храмов. Владыка много читал, причём не только духовную, но и светскую литературу, чтобы быть в курсе событий в стране и мире. Он собрал большую библиотеку, которую завещал монастырю.
За без малого тридцать лет архиерейского служения архиепископ Максим дважды был членом Священного Синода Русской Православной Церкви (в 1985 и 1995 гг.), был награждён церковными орденами – св. кн. Владимира 2-й степени (1988), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1992), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1997).
Архиепископ Максим служил в России 22,5 лет (с 1950 по 1958 и с 1974 по 1989 год), начав иеродиаконом в семинарском храме и окончив архиепископом Тульским и Белевским. Из них в Ленинградской и Ярославской епархиях – 8 лет, в Омской – 11,5 лет и в Тульской - 3 года.
В Беларуси архиепископ Максим служил 27,5 лет (с 1958 по 1972 год и с 1973 по 2002 год). Из них в Минской епархии – 15 лет и в Могилевской епархии – 12,5 лет. Начинал он свое служение в Беларуси преподавателем Минской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Успенского Жировицкого монастыря. Затем, по закрытии Минской Духовной Семинарии, служил священником и настоятелем Свято-Духова Кафедрального собора г. Минска, был председателем Епархиального совета. После епископского служения в Аргентине (1972-1973 гг.) в течении года пребывал в Жировичском монастыре в ожидании назначения на новое место служения. С 1989 года (6 июля) по 2002 год (27 февраля) – архиепископ Могилевский и Мстиславский.
Свидетельства духовных даров архиепископа Максима и его благодатной помощи
Ирина Чечко, д. Чечевичи: 9 октября 1993 года владыка Максим освящал престол в домовой церкви деревни Чечевичи. После литургии мы пошли показывать ему территорию бывшего полуразрушенного костно-туберкулезного санатория площадью около четырёх гектаров, которая была передана в пользование Могилевской епархии. Мне посчастливилось быть рядом с владыкой и слушать его разговор с моей мамой, бывшей тогда старостой нашего прихода (она была старостой — 17 лет). Владыка Максим, проходя мимо бывшего фонтана сказал: «Здесь будет храм» (храм построили и освятили – 9 октября 2018 года). Проходя мимо разрушенной кухни, владыка произнёс: «А здесь будет трапезная» (сейчас там действительно все восстановили и по плану там будет трапезная. Мы пошли дальше и когда дошли до стен бывшей прачечной владыка сказал: «А здесь будут печь просфору, а там, – он показал рукой на сад, – будут кельи монахов… и здесь, со временем, будет монастырь, потому, что здесь земля мучеников».
После прогулки мы пригласили владыку Максима на трапезу к себе домой. Он очень интересный собеседник и рассказчик, много историй нам рассказывал о себе и из жизни. Жаль, что нам не пришло на ум тогда все это записать. Когда мы вышли его провожать, он нас всех благословил, а когда благословлял моего мужа Игоря, сказал ему: «Давай мы тебя подучим на священника и рукоположим». А Игорь ему в ответ: «Так я же неверующий, батюшка!». На это владыка Максим улыбнулся и сказал: «Ничего, сын мой, зато дела твои праведные!». Игорь, потом, стал после мамы старостой прихода восемь лет последних и, слава Богу, верующим человеком.
Андрей Б., Могилев: По жизни я страдал «беспричинной» (эндогенной) депрессией. После обращения к Святой блаженной Ксении Петербургской в 2005 году весенние обострения прекратились. Постепенно исчезли и другие проявления этой болезни. В марте 2022 года депрессия возобновилась. На третий день этого болезненного состояния я, по примеру моего знакомого стал перед фотографией владыки Максима (она у меня висит на стене в рабочем кабинете у моего стола) и попросил его: «Владыка, ты помогал многим людям. Помоги и мне избавиться от этого состояния». С утра и до обеда обратился с этой просьбой три раза. В обед, опустив голову на стол, полежал с закрытыми глазами 15 минут. Когда встал, почувствовал, что болезнь ушла и с тех пор не возобновлялась.
Лет десять назад один мой сослуживец, спросил: «Кто это у тебя на фотографии?». Я сказал, что это архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим. Тогда он попросил меня: «Сделай мне его фото. Когда я на него смотрю, то успокаиваюсь».
Сирюлёв Владимир, певчий архиерейского хора, выполнял различные работы в Свято-Никольском монастыре: Перед монастырём за автомобильной парковкой стояли два старых засохших дерева со спиленными верхушками, на которых ежегодно вили гнезда буслы (аисты). Однажды, подходя к монастырю, я увидел, как два работника поправляли разрушившееся от ветра гнездо. Владыка Максим наблюдал, стоя неподалёку. Я подошёл к Владыке взять благословение и справился о том, что делают эти ребята с гнёздами. На что Владыка сказал: «Думаю спилить эти стволы. Не прилетят в этом году сюда буслы…». На самом деле, буслы не прилетели. И летом того же года стволы были спилены.
Хорошо помню, как при освящении часовни Владыкой Максимом в Полыковичах с ясного неба капали капли святого мира (в купели на воде появились маслянистые пятна).
Владыку Максима и Матушку Евгению считаю своими духовными родителями и при жизни считал их Святыми. В своей жизни я не встречал таких мудрых и прозорливых людей.
Воспоминание, записанное со слов Сергия Конобаса, рукоположенного владыкой Максимом в сан дьякона (ныне - протоиерея) во время управления им Тульской епархии (1986-1989 год): По благословению ныне блаженной монахини Алипии (жившей в Киеве) он поехал в Москву, а на обратном пути заехал в Тулу к владыке Максиму, и тот предложил ему рукоположение во диаконы. Тогда Сергий ответил, что он должен поехать к матушке Алипии в Киев. Владыка согласился и дал ему 100 рублей для неё. Сергий поехал к матушке и первым делом зашёл в келию и передал от владыки Максима благословение и деньги. Матушка на благословение земно поклонилась, а деньги возвратила и сказала: «Забери эти деньги», а когда он уезжал, сказала: «Возьми эти деньги своим детям», – и поинтересовалась. – Когда владыка будет рукополагать тебя?».
Когда Сергий возвратился в Тулу, владыка Максим спрашивает: «Как съездил, был ли у матушки? Что, деньги мои она не взяла?». «Владыка, а как Вы знаете?». «Не переживай, святые люди мои деньги никогда не берут». Сергий вспоминает, что положил эти деньги на кушетку перед владыкой, но тот сказал: «Возьми эти деньги детям». И как бы в ответ на матушкин вопрос сказал: «Скоро тебя рукоположу».
ПОСЛЕСЛОВИЕ. При написании этой статьи были использованы материалы «Могилевских епархиальных ведомостей», Сети Интернет, а также статья А.М. Бабушкина, студента 1 курса аспирантуры Минской духовной академии, ныне священника Полоцкой епархии «Хроника церковной жизни могилевской епархии» (1989-2002 гг.). Автор благодарит о. Андрея Бабушкина и его научного руководителя профессора иерея Гордея Щеглова за их труд.
Ревнители памяти владыки Максима города Могилева покорнейше просят знавших его архиереев, священнослужителей и мирян Омской и Тульской митрополий, Минской и Могилевской епархий БПЦ, в возрождении которых он трудился, присылать свои воспоминания о нашем дорогом архипастыре. Мы будем благодарны за любые материалы, копии документов, фотографии. Адрес электронной почты: kroha-son52@murena.io
Николай Александрович Лайша, врач-психотерапевт, пенсионер, Могилев, Беларусь