Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле

К 95-летию со дня рождения

0
139
Время на чтение 14 минут

25 декабря 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения приснопамятного Высокопреосвященнейшего Максима (Крохи), архиепископа Могилевского и Мстиславского (27 февраля 2002 г.).

Владыка Максим служил в Ленинградской и Ярославской епархиях, в далекой Аргентине, холодной Сибири и Туле. А в Белоруссии он прослужил двадцать семь лет, из них — четырнадцать лет в Минской епархии и тринадцать в Могилевской. Его уважали священнослужители и любила его паства. Богом избранный и прославленный, наделенный от Него дарами Святого Духа Святитель Максим и после своей блаженной кончины принимает деятельное участие в жизни могилевской епархии, Свято-Никольского монастыря и тех людей, которые с верой обращаются к нему в молитвах.

По случаю дня рождения владыки Максима в Соборе Свято-Никольского монастыря состоялась Божественная литургия и панихида, которую совершили священнослужители епархии. Храм был полон молящихся, которые пришли почтить память дорогого архипастыря.

Продолжаем знакомить читателей с биографией архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима богатой скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и спасения душ православных христиан. В основу этой статьи, как и предыдущих, положены дневниковые записи и публикации игумении Евгении - основного биографа владыки и его верной помощницы около двадцати четырех лет, начиная с Сибири (ноябрь 1978 г.) и вплоть до его блаженной кончины в Могилеве (27.02.2002 г.). Биография владыки дополнена новыми материалами и новыми свидетельствами его благодатной помощи по молитвам к нему.

Служение святителя-исповедника Максима в Сибири

В статье, опубликованной в конце декабря прошлого года, к 94-летию со дня рождения владыки https://ruskline.ru/opp/2022/12/24/pamyati_svyatitelyaispovednika_maksima_mogilevskogo мы остановились на том, что епископ Максим 26 декабря 1974 года был назначен епископом Омским и Тюменским на место злодейски убитого два месяца перед тем 23 октября правящего архиерея архиепископа Мефодия (Мензака). Несколько архиереев, которым предлагали эту кафедру отказались. А епископ Максим смиренно согласился, во исполнение пророческого благословения его духовника архимандрита Петра: «Если будут назначать в Сибирь, в частности - в Тобольск, ты не отказывайся, будет помогать тебе Святитель Иоанн Тобольский».

В Омск епископ Максим прибыл 2 января 1975 года. В архиерейском доме, который был закрыт и опечатан он распорядился сделать ремонт. В комнате же, где было совершено убийство архиепископа Мефодия владыка Максим решил устроить крестовый храм, а престол установить на том месте где еще оставалась запекшаяся кровь мученика. Вскоре владыка освятил этот храм в честь Благовещения Божией Матери в котором почти ежедневно совершал богослужение.

Первый год пребывания в Омске епископ Максим получал ежедневно по почте угрозы: «Уходи отсюда, иначе будет то, что с твоим предшественником». Владыка молился, спокойно переносил всё это и через год угрозы прекратились. Церковный историк Николай Селищев в своей книге приводит важные факты по поводу убийства владыки Мефодия («Архиепископ Максим (Кроха) Могилевский и Мстиславский. Жизнеописание». М. 2008, стр. 134-146). Автор указывает, что милиция долго не ехала по вызову служителей епархии, заподозривших недоброе, что убийство архиепископа так и не было раскрыто, что в некрологе почему-то было написано - «скончался» (Журнал Московской Патриархии 1974, №12, с. 12-16). В книге со ссылкой на материалы следственного дела показано, что смерть владыки Мефодия была мученической. Убийца (или убийцы) сначала сломал владыке шею, затем нанес множество ударов бронзовой статуэткой и ножницами, а в завершение задушил шнуром от электролампы. Н. Селищев высказывает свою версию относительно заказчиков и исполнителей этого жестокого преступления и приводит убедительные аргументы в ее подтверждение. Более того, автор книги считает, что и покушение на владыку Максима (Кроха) в Аргентине было организовано теми же силами.

Через некоторое время епископ Максим совершил поездку в Тобольск поклониться мощам Святителя Иоанна Тобольского. С прискорбием он обнаружил, что мощи Святителя находятся не в храме, а в кладовой в полном небрежении. По его просьбе Патриарх Пимен прислал комиссию для освидетельствования мощей, после чего мощи Святителя Иоанна с подобающей честью были уложены в раку и установлены в храме. Так в Тобольске было возрождено почитание Святителя Иоанна Тобольского и ежегодно в день его памяти 10/23 июня приезжали поклониться ему паломники со всей Сибири. Святые мощи обносили вокруг храма и проносили возле дома, где в 1917 году под арестом был наш Государь - святой мученик Царь Николай II.

Продолжалась работа по возрождению епархии. Владыка говорил: «Мне выпала доля чинить худые крыши храмов Божиих». И конечно же он «чинил худые души» верующих, призывая их к покаянию. Епископ Максим был действительно «волом, влекущим тяжёлый плуг, режущий сладкую борозду Божественного слова», как напутствовал его при рукоположении митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

В свое время Омск посещал Святой праведный Иоанн Кронштадтский и сибиряки помнили слова батюшки, сказанные когда он проезжал город Тару: «Тара спит, но придет время - проснётся».

Тара «проснулась» к концу Великой Отечественной войны. Первое заявление от верующих об открытии храма приходится на 22 декабря 1943 года. Борьба верующих за открытие православного прихода в г. Тара продолжалась свыше тридцати лет. Верующие куда только не обращались даже к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой ходатайствовать перед Правительством о возвращении для проведения Богослужения церкви, занятой под детскую спортивную школу и склад металлопроката. В г. Тара было шесть церквей, пять превратили в развалины, осталась одна. Не была удовлетворена и просьба верующих об открытии молитвенного дома.

Когда владыка Максим приехал в Тару (400 км. от Омска) она снова «спала», устав от бесплодных попыток обращения к властям. Сохранился всего один храм и то в нём стояли чучела зверей. Владыка Максим стал их пробуждать и тарчане «проснулись», начали хлопотать об открытии прихода. И наконец 14 августа 1978 года была зарегистрирована приходская община в г. Тара. Сибиряки быстро собрали пожертвования, но за деньги невозможно было купить кирпич и другие материалы. Тогда тарчане стали выписывать себе кирпич на печки и привозить его на место постройки храма. Кирпич забирали, а «виновных» привлекали к ответственности. Такое было отношение властей к нуждам Церкви. Владыка Максим обратился к митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию с просьбой помочь выписать кирпич на храм. И сибиряки отправились за кирпичом в далекую Эстонию. Владыка Максим советовался с народом во чье имя возводить храм и коленопреклонённо помолившись, решили возводить трёхпрестольный храм в честь Всемилостивого Спаса, Тихвинской иконы Божией Матери и Святителя Иннокентия - просветителя Сибири. За 1985 год храм был построен и освящён 15 января 1986 года.

Несмотря на послабления в отношении к Православной Церкви летом 1975 года был снесен храм Всех Святых в Омске. Его закрыли в феврале 1938 года, превратив в склад, затем здание пустовало, а в 1975 г. храм частично сгорел и затем был снесен.

Трудами архиепископа Максима начался новый этап почитания священномученика Сильвестра. Владыка Максим собрал фотопортреты всех Омских архиереев, управлявших епархией с момента её учреждения и эта фото галерея была размещена в бывшем здании епархиального управления.

В Омской епархии, подвизались в то время подвижники благочестия юродивые Геннадий из Тары и монахиня Манефа, ссыльная. Своими молитвами они много помогали владыке Максиму. Мать Манефа приходила предупредить Владыку при надвигающейся беде. Однажды во время торжеств в Тобольске на крестном ходе она, глядя на него говорила: «Видите, у владыки сияет крест на клобуке?». Слышавшие эти слова и ничего не видевшие люди недоумевали, а когда возвратились в Омск, там лежала телеграмма Святейшего Патриарха Пимена от 7 сентября 1984 года о награждении владыки саном Архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Значит, мать Манефа увидела это духовными очами. Матушка Манефа после прославления Собора Сибирских святых предсказала владыке предстоящий перевод в Тулу: «Святитель Иоанн и все наши святые, Вами прославленные, светят Вам путь в Московские края».

В основательной статье доктора исторических наук Воробьевой Н.В. «Омская и тюменская епархия при архиепископе Максиме (Крохе)» https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46709805 (сведения из которой приводится в этой статье) на основании архивных документов реконструируется епархиальная история в Омской и Тюменской епархии, при его управлении. Наталия Владимировна пишет, что при владыке Максиме произошло значительное увеличение образованности духовенства епархии, выросло число православных приходов, были произведены реконструкции соборов и храмов. Был открыт архиерейский дом в Тюмени, капитально отремонтирован и получил статус памятника архитектуры Крестовоздвиженский кафедральный собор в г. Омске, сделаны пристройки к Свято-Никольской церкви, отреставрирован Софийско-Успенский собор в Тобольске, под видом ремонта построены новые храмы в г. Исилькуль и Тюкалинск Омской области. Архиепископ Максим составил патерик Сибирских святых, по благословению Патриарха установил празднование Собору Сибирских святых (10 / 23 июня) составил службы Московскому митр. свт. Иннокентию (Вениаминову) и Собору Сибирских святых. Число прихожан, количество крещений, отпеваний и доходов Русской Православной Церкви увеличилось почти втрое в сравнении с началом 1970-х гг.: На 1 июня 1985 г. в Омской епархии действовали 13 храмов (из них 3 собора), были зарегистрированы 21 священник и 3 диакона.

В своем отчете за 1985 год архиепископ Максим писал : «Принятая мною в 1975 году Омско-Тюменская епархия в бедственном материально-финансовом состоянии доведена до полной платежеспособности». Если в 1974 году епархиальные взносы составляли 87 831 руб., то в 1985 году – 261 600 руб. Обязательные взносы в фонд Московской патриархии за этот период увеличились в 10 раз.

Как и предсказывала владыке Максиму монахиня Манефа, Указом Святейшего Патриарха Пимена от 29 июля 1986 года он был назначен Архиепископом Тульским и Белевским. А 19 августа 1986 года владыка Максим простился со своей паствой. Многие из верующих плакали, благодарили его за труды, коленопреклоненно испрашивали прощения, а также благословения и его святых молитв.

Служение святителя-исповедника Максима в Туле

Архиепископ Максим прибыл в Тулу 23 августа 1986 года. «Тульская епархия - близко к Москве, престижная, но церковная жизнь (в то время — Н.Л.) оставляла желать лучшего» — писала в дневнике игумения Евгения. В первые же дни своего пребывания владыка посетил все храмы Тулы, Белева и пригорода. Служил, проповедовал. Посетил и могилки старцев в Оптиной Пустыни. Ознакомился с епархиальными делами, которые оказались не на высоте.

Архиепископу пришлось наводить порядок во всем, предъявлять требования, налаживать финансовую деятельность епархии, т. к. остались большие долги Патриархии и проч. Это вызвало непонимание со стороны подчиненных и даже противление.

Как отголосок был и такой случай. В храме Ясной Поляны надо было произвести реставрацию. Владыка созвонился с художниками из Софрино и ему сказали, что приедет Александр Вахромеев — племянник митрополита Филарета. Его владыка хорошо знал, он писал и привозил икону Сибирских Святых в Тобольск. Было оговорено и время приезда. Однако раньше этого времени в Светлую пятницу 1987 года раздался телефонный звонок, что прибыл художник Саша Вахромеев с передачей для владыки от митрополита Филарета. Когда «художник» позвонил у калитки, встречающие его поняли, что это другой человек. Старались преградить ему путь, но он оттолкнул сестру, ворвался в келью владыки и наставив на него пистолет сказал: «Я послан Вас убить». Архиепископ перекрестился и спокойно спросил: «Чем я пред Вами провинился?». «Саша» ответил: «Сами все знаете. Если я этого не исполню, меня уберут пославшие». Вместе с тем «Саша» медлил с исполнением угрозы. Владыка молился. Это продолжалось минут 15. Работница епархии позвала своего соседа — работника силовых органов и когда тот пришел «Саша» выбежал на улицу, где его ожидало такси. Номер автомобиля запомнили и позвонили в милицию, но в ответ услышали: «Что там еще попов разбирать». Тогда владыка позвонил в Москву и поехал в храм служить литургию. Из Москвы позвонили в канцелярию и сообщили, что «Саша» задержан. Состоялся суд, который признал «Сашу» психически больным и невменяемым, его не осудили даже на принудительное лечение (как это обычно делается) и отпустили «с миром».

Но не только скорби были у владыки, были и духовные радости. Он служил вместе со схиигуменом Кукшей Одесским, схиигуменом Амфилохием Почаевским, исповедовался у старца Серафима Вырицкого (будучи в духовной Академии) - все они канонизированы ныне Русской православной Церковью. Такое молитвенное общение укрепляло веру и мужество в исповедании Православия.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена Архиепископ Максим возглавил торжество прославления преподобного Амвросия Оптинского. Он участвовал в Поместных Соборах 1971 и 1988 годов. При владыке Максиме торжественно отмечалось 600-летие со дня праведной кончины князя Димитрия Донского (19 мая/1 июня 1389 г.) и 609 лет победы на Куликовом поле. Владыка ходатайствовал об открытии храма на Куликовом поле в память преподобного Сергия Радонежского и получил на это разрешение.

Владыка Максим подготовил материалы для канонизации Собора Тульских святых, представил их Святейшему Патриарху Пимену и в Комиссию по канонизации, написал им службу и заказал икону Собора Тульских святых. 3 июня 1987 года Святейший Патриарх дал разрешение праздновать Собор Тульских святых, что и произошло впервые в Кафедральном соборе города Тулы 5 октября (нов. ст.) 1987 года.

Окончив свои дела в Тульской епархии, владыка Максим был переведен в июле 1989 года в Белоруссию восстанавливать Могилевскую епархию. Об этом речь пойдет в следующей статье.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ДУХОВНЫХ ДАРОВ АРХИЕПИСКОПА МАКСИМА И ЕГО БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ

Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский (из письма на годовщину кончины владыки Максима. 2003 год): «Святые мощи к нам попали чудным образом. У меня в кабинете шло совещание по Троицкому собору. Говорим о стенописи и иконах только-что восстановленного храма. Я предложил нашим художникам подумать о такой иконе, на которой были бы размещены самые видные и почитаемые святые Руси, не только центральной части ее, но и самой отдаленной, скажем, Сибири. Все поняли, что я, как сибиряк, сказал о своих святых. Наступила небольшая пауза и вдруг раздается стук в дверь и входит Сибирский владыка - епископ Омский и Тюменский Максим. Нашему удивлению не было конца. Он просит меня подойти к нему и говорит, что намерен передать частицу святых мощей Святителя Иоанна Тобольского, просветителя Сибири. Я был сильно поражен таким бесценным даром для Данилова монастыря... Мои художники были очарованы таким проявлением любви владыки Максима».

Наталья Теплякова, православная: Во время работы в спецучилище для трудновоспитуемых, где я работала психологом меня хотели уволить за то, что я давала детям читать православные книги, дарила иконки и крестики. Пошла к Владыке Максиму за советом и он сказал: «Работайте. Пока потерпите». Потом заместитель училища по воспитательной работе меня хотел уволить за то, что я водила некрещеных подростков в Церковь крестить. Я хотела уволиться сама, но Владыка не благословил. Зам. по воспитательной работе давал мне прямо на совещании чистый лист бумаги и велел писать заявление об увольнении по собственному желанию. Но я, помня благословение Владыки, отказалась. И твердо сказала: «Сами увольняйте». А вскоре зам. по воспитательной работе уволился сам. Потом и священник начал посещать наше спецучилище. Я верю, что Владыка святой, прозорливый. Он принял большое участие в моей судьбе.

Константин Стороженко, строитель: Крестился я уже взрослым, но на протяжении шести месяцев пребывал в заблуждении о том, что креститься якобы не обязательно. Одним из доказательств тому (так внушил мне враг рода человеческого) был следующий помысел: «Иоанн Креститель крестил Господа, но нигде не написано, что он сам был крещен». И вот летом 2001 года я пришел в храм - был праздник рождества Иоанна Крестителя. Служил Владыка Максим и начал говорить проповедь об Иоанне. Он подробно рассказывает о том, как Иоанн крестил Господа, затем поворачивается ко мне, глядит на меня в упор и говорит: «А потом Иоанна крестил Господь, о чем пишет Святой преподобный Иоанн Дамаскин». Я понял, что Владыка знает мои мысли и потом всеми силами души старался не возражать ему даже в мыслях.

Николай Лайша, врач-психотерапевт, пенсионер: Когда Владыка Максим преставился ко Господу, я был на курсах усовершенствования в Минске. Срочно выехав, прибыл, однако когда отпевание уже началось. Подойти к телу покойного Владыки и приложиться к нему я не смог, и потом сильно скорбел об этом. Через некоторое время Владыка Максим благословляет меня во сне и я целую его руку, как делал это многократно, за время десятилетнего общения с ним. Рука Владыки была теплая, что меня сильно удивило и ярко запечатлелось в моей памяти.

Иван Жучков (ныне покойный), со слов жены Светланы Андреевны: Обычно я с большой радостью трудился на разных работах во славу Божию. В декабре 2005 г. во сне Владыка Максим с большой тревогой предупреждал меня о каком-то предстоящем большом испытании, связанном с деньгами. Мы с женой недоумевали, к чему этот сон. А через 4,5 года мы удостоверились в том, что слова Владыки Максима были пророческими. Его предупреждение как знак отеческой заботы о нас, грешных, до сих пор утешает и укрепляет нас.

Николай Лайша

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Настоящая статья является продолжением статьи «Богом избранный и прославленный. К 20-летию праведной кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима» и статьи «Ревнители памяти владыки Максима г. Могилева. Памяти святителя-исповедника Максима Могилевского»

Ревнители памяти владыки Максима города Могилева покорнейше просят знавших его архиереев, священнослужителей и мирян Омской и Тульской митрополий, Минской и Могилевской епархий Белорусского Экзархата, в возрождение которых он внес немалый вклад, присылать свои воспоминания о нашем дорогом архипастыре. Мы будем очень благодарны за любые материалы, документы (копии), фотографии. Адрес электронной почты (новый): kroha-son52@murena.io

Мы просим всех кто удостоился благодатной помощи владыки Максима присылать свои свидетельства о ней по тому же адресу электронной почты или выслать обычным письмом по адресу: 212030 Республика Беларусь г. Могилёв, ул. Первомайская, 77А-1 (главному редактору газеты «Вечерний Могилев»).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Лайша
Балет «Распутин»
Старая ложь на человека Божия и хула на Святых Царственных мучеников
07.03.2023
Балет «Распутин» — очернение Друга семьи Русского Царя Николая II
Защитим веру православную и Отечество наше
22.02.2023
Памяти святителя-исповедника Максима Могилевского
Помогает он пастве своей  до сих пор
24.12.2022
Богом избранный и прославленный
К 20-летию праведной кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима
27.02.2022
Архиепископ Максим (Кроха): Богом избранный и прославленный
К 20-летию праведной кончины архиепископа  Могилевского и Мстиславского Максима
26.02.2022
Все статьи Николай Лайша
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28