Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле

К 95-летию со дня рождения

0
207
Время на чтение 14 минут

25 декабря 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения приснопамятного Высокопреосвященнейшего Максима (Крохи), архиепископа Могилевского и Мстиславского (27 февраля 2002 г.).

Владыка Максим служил в Ленинградской и Ярославской епархиях, в далекой Аргентине, холодной Сибири и Туле. А в Белоруссии он прослужил двадцать семь лет, из них — четырнадцать лет в Минской епархии и тринадцать в Могилевской. Его уважали священнослужители и любила его паства. Богом избранный и прославленный, наделенный от Него дарами Святого Духа Святитель Максим и после своей блаженной кончины принимает деятельное участие в жизни могилевской епархии, Свято-Никольского монастыря и тех людей, которые с верой обращаются к нему в молитвах.

По случаю дня рождения владыки Максима в Соборе Свято-Никольского монастыря состоялась Божественная литургия и панихида, которую совершили священнослужители епархии. Храм был полон молящихся, которые пришли почтить память дорогого архипастыря.

Продолжаем знакомить читателей с биографией архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима богатой скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и спасения душ православных христиан. В основу этой статьи, как и предыдущих, положены дневниковые записи и публикации игумении Евгении - основного биографа владыки и его верной помощницы около двадцати четырех лет, начиная с Сибири (ноябрь 1978 г.) и вплоть до его блаженной кончины в Могилеве (27.02.2002 г.). Биография владыки дополнена новыми материалами и новыми свидетельствами его благодатной помощи по молитвам к нему.

Служение святителя-исповедника Максима в Сибири

В статье, опубликованной в конце декабря прошлого года, к 94-летию со дня рождения владыки https://ruskline.ru/opp/2022/12/24/pamyati_svyatitelyaispovednika_maksima_mogilevskogo мы остановились на том, что епископ Максим 26 декабря 1974 года был назначен епископом Омским и Тюменским на место злодейски убитого два месяца перед тем 23 октября правящего архиерея архиепископа Мефодия (Мензака). Несколько архиереев, которым предлагали эту кафедру отказались. А епископ Максим смиренно согласился, во исполнение пророческого благословения его духовника архимандрита Петра: «Если будут назначать в Сибирь, в частности - в Тобольск, ты не отказывайся, будет помогать тебе Святитель Иоанн Тобольский».

В Омск епископ Максим прибыл 2 января 1975 года. В архиерейском доме, который был закрыт и опечатан он распорядился сделать ремонт. В комнате же, где было совершено убийство архиепископа Мефодия владыка Максим решил устроить крестовый храм, а престол установить на том месте где еще оставалась запекшаяся кровь мученика. Вскоре владыка освятил этот храм в честь Благовещения Божией Матери в котором почти ежедневно совершал богослужение.

Первый год пребывания в Омске епископ Максим получал ежедневно по почте угрозы: «Уходи отсюда, иначе будет то, что с твоим предшественником». Владыка молился, спокойно переносил всё это и через год угрозы прекратились. Церковный историк Николай Селищев в своей книге приводит важные факты по поводу убийства владыки Мефодия («Архиепископ Максим (Кроха) Могилевский и Мстиславский. Жизнеописание». М. 2008, стр. 134-146). Автор указывает, что милиция долго не ехала по вызову служителей епархии, заподозривших недоброе, что убийство архиепископа так и не было раскрыто, что в некрологе почему-то было написано - «скончался» (Журнал Московской Патриархии 1974, №12, с. 12-16). В книге со ссылкой на материалы следственного дела показано, что смерть владыки Мефодия была мученической. Убийца (или убийцы) сначала сломал владыке шею, затем нанес множество ударов бронзовой статуэткой и ножницами, а в завершение задушил шнуром от электролампы. Н. Селищев высказывает свою версию относительно заказчиков и исполнителей этого жестокого преступления и приводит убедительные аргументы в ее подтверждение. Более того, автор книги считает, что и покушение на владыку Максима (Кроха) в Аргентине было организовано теми же силами.

Через некоторое время епископ Максим совершил поездку в Тобольск поклониться мощам Святителя Иоанна Тобольского. С прискорбием он обнаружил, что мощи Святителя находятся не в храме, а в кладовой в полном небрежении. По его просьбе Патриарх Пимен прислал комиссию для освидетельствования мощей, после чего мощи Святителя Иоанна с подобающей честью были уложены в раку и установлены в храме. Так в Тобольске было возрождено почитание Святителя Иоанна Тобольского и ежегодно в день его памяти 10/23 июня приезжали поклониться ему паломники со всей Сибири. Святые мощи обносили вокруг храма и проносили возле дома, где в 1917 году под арестом был наш Государь - святой мученик Царь Николай II.

Продолжалась работа по возрождению епархии. Владыка говорил: «Мне выпала доля чинить худые крыши храмов Божиих». И конечно же он «чинил худые души» верующих, призывая их к покаянию. Епископ Максим был действительно «волом, влекущим тяжёлый плуг, режущий сладкую борозду Божественного слова», как напутствовал его при рукоположении митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

В свое время Омск посещал Святой праведный Иоанн Кронштадтский и сибиряки помнили слова батюшки, сказанные когда он проезжал город Тару: «Тара спит, но придет время - проснётся».

Тара «проснулась» к концу Великой Отечественной войны. Первое заявление от верующих об открытии храма приходится на 22 декабря 1943 года. Борьба верующих за открытие православного прихода в г. Тара продолжалась свыше тридцати лет. Верующие куда только не обращались даже к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой ходатайствовать перед Правительством о возвращении для проведения Богослужения церкви, занятой под детскую спортивную школу и склад металлопроката. В г. Тара было шесть церквей, пять превратили в развалины, осталась одна. Не была удовлетворена и просьба верующих об открытии молитвенного дома.

Когда владыка Максим приехал в Тару (400 км. от Омска) она снова «спала», устав от бесплодных попыток обращения к властям. Сохранился всего один храм и то в нём стояли чучела зверей. Владыка Максим стал их пробуждать и тарчане «проснулись», начали хлопотать об открытии прихода. И наконец 14 августа 1978 года была зарегистрирована приходская община в г. Тара. Сибиряки быстро собрали пожертвования, но за деньги невозможно было купить кирпич и другие материалы. Тогда тарчане стали выписывать себе кирпич на печки и привозить его на место постройки храма. Кирпич забирали, а «виновных» привлекали к ответственности. Такое было отношение властей к нуждам Церкви. Владыка Максим обратился к митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию с просьбой помочь выписать кирпич на храм. И сибиряки отправились за кирпичом в далекую Эстонию. Владыка Максим советовался с народом во чье имя возводить храм и коленопреклонённо помолившись, решили возводить трёхпрестольный храм в честь Всемилостивого Спаса, Тихвинской иконы Божией Матери и Святителя Иннокентия - просветителя Сибири. За 1985 год храм был построен и освящён 15 января 1986 года.

Несмотря на послабления в отношении к Православной Церкви летом 1975 года был снесен храм Всех Святых в Омске. Его закрыли в феврале 1938 года, превратив в склад, затем здание пустовало, а в 1975 г. храм частично сгорел и затем был снесен.

Трудами архиепископа Максима начался новый этап почитания священномученика Сильвестра. Владыка Максим собрал фотопортреты всех Омских архиереев, управлявших епархией с момента её учреждения и эта фото галерея была размещена в бывшем здании епархиального управления.

В Омской епархии, подвизались в то время подвижники благочестия юродивые Геннадий из Тары и монахиня Манефа, ссыльная. Своими молитвами они много помогали владыке Максиму. Мать Манефа приходила предупредить Владыку при надвигающейся беде. Однажды во время торжеств в Тобольске на крестном ходе она, глядя на него говорила: «Видите, у владыки сияет крест на клобуке?». Слышавшие эти слова и ничего не видевшие люди недоумевали, а когда возвратились в Омск, там лежала телеграмма Святейшего Патриарха Пимена от 7 сентября 1984 года о награждении владыки саном Архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Значит, мать Манефа увидела это духовными очами. Матушка Манефа после прославления Собора Сибирских святых предсказала владыке предстоящий перевод в Тулу: «Святитель Иоанн и все наши святые, Вами прославленные, светят Вам путь в Московские края».

В основательной статье доктора исторических наук Воробьевой Н.В. «Омская и тюменская епархия при архиепископе Максиме (Крохе)» https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46709805 (сведения из которой приводится в этой статье) на основании архивных документов реконструируется епархиальная история в Омской и Тюменской епархии, при его управлении. Наталия Владимировна пишет, что при владыке Максиме произошло значительное увеличение образованности духовенства епархии, выросло число православных приходов, были произведены реконструкции соборов и храмов. Был открыт архиерейский дом в Тюмени, капитально отремонтирован и получил статус памятника архитектуры Крестовоздвиженский кафедральный собор в г. Омске, сделаны пристройки к Свято-Никольской церкви, отреставрирован Софийско-Успенский собор в Тобольске, под видом ремонта построены новые храмы в г. Исилькуль и Тюкалинск Омской области. Архиепископ Максим составил патерик Сибирских святых, по благословению Патриарха установил празднование Собору Сибирских святых (10 / 23 июня) составил службы Московскому митр. свт. Иннокентию (Вениаминову) и Собору Сибирских святых. Число прихожан, количество крещений, отпеваний и доходов Русской Православной Церкви увеличилось почти втрое в сравнении с началом 1970-х гг.: На 1 июня 1985 г. в Омской епархии действовали 13 храмов (из них 3 собора), были зарегистрированы 21 священник и 3 диакона.

В своем отчете за 1985 год архиепископ Максим писал : «Принятая мною в 1975 году Омско-Тюменская епархия в бедственном материально-финансовом состоянии доведена до полной платежеспособности». Если в 1974 году епархиальные взносы составляли 87 831 руб., то в 1985 году – 261 600 руб. Обязательные взносы в фонд Московской патриархии за этот период увеличились в 10 раз.

Как и предсказывала владыке Максиму монахиня Манефа, Указом Святейшего Патриарха Пимена от 29 июля 1986 года он был назначен Архиепископом Тульским и Белевским. А 19 августа 1986 года владыка Максим простился со своей паствой. Многие из верующих плакали, благодарили его за труды, коленопреклоненно испрашивали прощения, а также благословения и его святых молитв.

Служение святителя-исповедника Максима в Туле

Архиепископ Максим прибыл в Тулу 23 августа 1986 года. «Тульская епархия - близко к Москве, престижная, но церковная жизнь (в то время — Н.Л.) оставляла желать лучшего» — писала в дневнике игумения Евгения. В первые же дни своего пребывания владыка посетил все храмы Тулы, Белева и пригорода. Служил, проповедовал. Посетил и могилки старцев в Оптиной Пустыни. Ознакомился с епархиальными делами, которые оказались не на высоте.

Архиепископу пришлось наводить порядок во всем, предъявлять требования, налаживать финансовую деятельность епархии, т. к. остались большие долги Патриархии и проч. Это вызвало непонимание со стороны подчиненных и даже противление.

Как отголосок был и такой случай. В храме Ясной Поляны надо было произвести реставрацию. Владыка созвонился с художниками из Софрино и ему сказали, что приедет Александр Вахромеев — племянник митрополита Филарета. Его владыка хорошо знал, он писал и привозил икону Сибирских Святых в Тобольск. Было оговорено и время приезда. Однако раньше этого времени в Светлую пятницу 1987 года раздался телефонный звонок, что прибыл художник Саша Вахромеев с передачей для владыки от митрополита Филарета. Когда «художник» позвонил у калитки, встречающие его поняли, что это другой человек. Старались преградить ему путь, но он оттолкнул сестру, ворвался в келью владыки и наставив на него пистолет сказал: «Я послан Вас убить». Архиепископ перекрестился и спокойно спросил: «Чем я пред Вами провинился?». «Саша» ответил: «Сами все знаете. Если я этого не исполню, меня уберут пославшие». Вместе с тем «Саша» медлил с исполнением угрозы. Владыка молился. Это продолжалось минут 15. Работница епархии позвала своего соседа — работника силовых органов и когда тот пришел «Саша» выбежал на улицу, где его ожидало такси. Номер автомобиля запомнили и позвонили в милицию, но в ответ услышали: «Что там еще попов разбирать». Тогда владыка позвонил в Москву и поехал в храм служить литургию. Из Москвы позвонили в канцелярию и сообщили, что «Саша» задержан. Состоялся суд, который признал «Сашу» психически больным и невменяемым, его не осудили даже на принудительное лечение (как это обычно делается) и отпустили «с миром».

Но не только скорби были у владыки, были и духовные радости. Он служил вместе со схиигуменом Кукшей Одесским, схиигуменом Амфилохием Почаевским, исповедовался у старца Серафима Вырицкого (будучи в духовной Академии) - все они канонизированы ныне Русской православной Церковью. Такое молитвенное общение укрепляло веру и мужество в исповедании Православия.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена Архиепископ Максим возглавил торжество прославления преподобного Амвросия Оптинского. Он участвовал в Поместных Соборах 1971 и 1988 годов. При владыке Максиме торжественно отмечалось 600-летие со дня праведной кончины князя Димитрия Донского (19 мая/1 июня 1389 г.) и 609 лет победы на Куликовом поле. Владыка ходатайствовал об открытии храма на Куликовом поле в память преподобного Сергия Радонежского и получил на это разрешение.

Владыка Максим подготовил материалы для канонизации Собора Тульских святых, представил их Святейшему Патриарху Пимену и в Комиссию по канонизации, написал им службу и заказал икону Собора Тульских святых. 3 июня 1987 года Святейший Патриарх дал разрешение праздновать Собор Тульских святых, что и произошло впервые в Кафедральном соборе города Тулы 5 октября (нов. ст.) 1987 года.

Окончив свои дела в Тульской епархии, владыка Максим был переведен в июле 1989 года в Белоруссию восстанавливать Могилевскую епархию. Об этом речь пойдет в следующей статье.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ДУХОВНЫХ ДАРОВ АРХИЕПИСКОПА МАКСИМА И ЕГО БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ

Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский (из письма на годовщину кончины владыки Максима. 2003 год): «Святые мощи к нам попали чудным образом. У меня в кабинете шло совещание по Троицкому собору. Говорим о стенописи и иконах только-что восстановленного храма. Я предложил нашим художникам подумать о такой иконе, на которой были бы размещены самые видные и почитаемые святые Руси, не только центральной части ее, но и самой отдаленной, скажем, Сибири. Все поняли, что я, как сибиряк, сказал о своих святых. Наступила небольшая пауза и вдруг раздается стук в дверь и входит Сибирский владыка - епископ Омский и Тюменский Максим. Нашему удивлению не было конца. Он просит меня подойти к нему и говорит, что намерен передать частицу святых мощей Святителя Иоанна Тобольского, просветителя Сибири. Я был сильно поражен таким бесценным даром для Данилова монастыря... Мои художники были очарованы таким проявлением любви владыки Максима».

Наталья Теплякова, православная: Во время работы в спецучилище для трудновоспитуемых, где я работала психологом меня хотели уволить за то, что я давала детям читать православные книги, дарила иконки и крестики. Пошла к Владыке Максиму за советом и он сказал: «Работайте. Пока потерпите». Потом заместитель училища по воспитательной работе меня хотел уволить за то, что я водила некрещеных подростков в Церковь крестить. Я хотела уволиться сама, но Владыка не благословил. Зам. по воспитательной работе давал мне прямо на совещании чистый лист бумаги и велел писать заявление об увольнении по собственному желанию. Но я, помня благословение Владыки, отказалась. И твердо сказала: «Сами увольняйте». А вскоре зам. по воспитательной работе уволился сам. Потом и священник начал посещать наше спецучилище. Я верю, что Владыка святой, прозорливый. Он принял большое участие в моей судьбе.

Константин Стороженко, строитель: Крестился я уже взрослым, но на протяжении шести месяцев пребывал в заблуждении о том, что креститься якобы не обязательно. Одним из доказательств тому (так внушил мне враг рода человеческого) был следующий помысел: «Иоанн Креститель крестил Господа, но нигде не написано, что он сам был крещен». И вот летом 2001 года я пришел в храм - был праздник рождества Иоанна Крестителя. Служил Владыка Максим и начал говорить проповедь об Иоанне. Он подробно рассказывает о том, как Иоанн крестил Господа, затем поворачивается ко мне, глядит на меня в упор и говорит: «А потом Иоанна крестил Господь, о чем пишет Святой преподобный Иоанн Дамаскин». Я понял, что Владыка знает мои мысли и потом всеми силами души старался не возражать ему даже в мыслях.

Николай Лайша, врач-психотерапевт, пенсионер: Когда Владыка Максим преставился ко Господу, я был на курсах усовершенствования в Минске. Срочно выехав, прибыл, однако когда отпевание уже началось. Подойти к телу покойного Владыки и приложиться к нему я не смог, и потом сильно скорбел об этом. Через некоторое время Владыка Максим благословляет меня во сне и я целую его руку, как делал это многократно, за время десятилетнего общения с ним. Рука Владыки была теплая, что меня сильно удивило и ярко запечатлелось в моей памяти.

Иван Жучков (ныне покойный), со слов жены Светланы Андреевны: Обычно я с большой радостью трудился на разных работах во славу Божию. В декабре 2005 г. во сне Владыка Максим с большой тревогой предупреждал меня о каком-то предстоящем большом испытании, связанном с деньгами. Мы с женой недоумевали, к чему этот сон. А через 4,5 года мы удостоверились в том, что слова Владыки Максима были пророческими. Его предупреждение как знак отеческой заботы о нас, грешных, до сих пор утешает и укрепляет нас.

Николай Лайша

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Настоящая статья является продолжением статьи «Богом избранный и прославленный. К 20-летию праведной кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима» и статьи «Ревнители памяти владыки Максима г. Могилева. Памяти святителя-исповедника Максима Могилевского»

Ревнители памяти владыки Максима города Могилева покорнейше просят знавших его архиереев, священнослужителей и мирян Омской и Тульской митрополий, Минской и Могилевской епархий Белорусского Экзархата, в возрождение которых он внес немалый вклад, присылать свои воспоминания о нашем дорогом архипастыре. Мы будем очень благодарны за любые материалы, документы (копии), фотографии. Адрес электронной почты (новый): kroha-son52@murena.io

Мы просим всех кто удостоился благодатной помощи владыки Максима присылать свои свидетельства о ней по тому же адресу электронной почты или выслать обычным письмом по адресу: 212030 Республика Беларусь г. Могилёв, ул. Первомайская, 77А-1 (главному редактору газеты «Вечерний Могилев»).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Владыка был великим молитвенником. Знаю примеры изменения обращавшихся к нему за помощью в лучшую сторону душевного и телесного здоровья. А сколько он сделал для возрождения Могилевской епархии.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Лайша
Возрождение Могилевской епархии при архиепископе Максиме (Крохе)
25 декабря исполняется 35 лет со дня освящения владыкой Могилевского кафедрального собора Трёх святителей и 96 лет со дня его рождения
24.12.2024
«Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай»
19 мая — 156 лет со дня рождения Святого Царя-мученика Николая II
18.05.2024
Балет «Распутин»
Старая ложь на человека Божия и хула на Святых Царственных мучеников
07.03.2023
Балет «Распутин» — очернение Друга семьи Русского Царя Николая II
Защитим веру православную и Отечество наше
22.02.2023
Памяти святителя-исповедника Максима Могилевского
Помогает он пастве своей  до сих пор
24.12.2022
Все статьи Николай Лайша
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.02.2025 10:57
Божия Матерь остаётся Державной Владычицей нашей Русской земли
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:54
Конец экуменизма
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:34
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:32
ТРАМПлин для Америки и освобождение Новороссии
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:28
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от учитель
05.02.2025 10:05
«Нас заставляют совершить каноническое преступление»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 09:59