Не получается верить в Христа – почему?

Мы как народ не обрели утраченного Христа

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Бывший СССР  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация 
0
13
Время на чтение 11 минут
Фото: предоставлено автором

Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9:24)

Начало и усугубление СВО дает некоторую надежду на выздоровление русского народа, обновление и углубление христианской жизни в национальном измерении. Хотя и малую, потому что позитивные процессы столь слабы и ограничены, а масштаб зла и распада фундаментальных жизненных устоев в России столь громаден, что эти величины кажутся несопоставимыми. Народного же покаяния как не было, так и нет – в лучшем случае, речь про некоторые локальные подвижки. Мы как народ не обрели утраченного Христа!

Есть у нас люди порядочные, патриотичные, трудолюбивые и обладающие прочими положительными характеристиками. Но если вглядеться в насущные угрозы и напасти, то станет ясно, что Россию уже ничто не может спасти, кроме ЧУДА – то есть, действия всемогущества Божия. И тщетны любые попытки «сконструировать» механизм избавления своими силами. Какова степень коррупции и сколько велика измена даже на самом верху в то самое время, как мы находимся в состоянии войны на волоске от фатального поражения? Кто может исторгнуть из океана наркомании, в который погружен наш народ, когда наркотики в виде «закладок» буквально наводнили наши улицы и – хуже того – умы и сердца молодежи? Откуда возьмутся силы и мотивы родить и воспитать новые генерации при нынешнем коэффициенте рождаемости ниже 1,4 и колоссальном миграционном прессе? Как переломить безразличие к своей собственной, а тем более – народной судьбе?

Истинная проблема заключается в том, что наши люди в массе своей не состоят с Богом в личных отношениях, даже если не отрицают Его и не борются с Ним. Само по себе такое состояние подрывает надежды на чудо. Но отчего так происходит, что русский даже добропорядочный человек остается вне церковной жизни и вне личной связи со Христом? Некоторые прямо говорят, что пытались ходить в церковь, но не получается. Другие при разговоре о вере кивают «да, да, все это так» – и останавливаются на этом, ничего всерьез не предпринимая. Третьи (особенно молодежь) вообще не видят божественного измерения окружающего мира, живя жизнью сугубых материалистов.

Получается вроде как парадокс: если Бог присутствует в мире и хочет всем спастись и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4), то почему Он остается невидим для подавляющего большинства людей? Разберем эти причины – правда, к сожалению, неприятные.

1. Если человек/народ бездействует и не ищет Бога, то и не обретает Его. Начнем с безразличия и лени. Мир так устроен, что не имея расположения к какому-либо предмету и соответствующей практики, человек не приобретает познания в этом. Например, нельзя стать астрономом, избегая телескопа и соответствующих изысканий.

Человек плывет по течению, не предпринимает реальных усилий духовно разглядеть, ощутить, взыскать Бога и ожидает, что Господь – если Он вообще есть – сам явит Себя ему (если не сказать больше: сам ДОЛЖЕН явить Себя). И это несмотря на заслуживающие серьезного внимания свидетельства, например, от предков. Бездействие и апатия к богопознанию проявляются в базовых аспектах жизни крещеного человека: он не ходит храм (тем более, регулярно), не чтит праздники; не взывает к Богу о явлении Его себе, не молится; не держит Бога в мыслях, вообще не пытается осмыслить окружающий мир и историю; не читает Писания и святоотеческую, назидательную литературу; не практикует аскетику.

Один досточтимый пастырь советовал людям, не твердым в вере, молиться в себе примерно такими словами, но усердно и настойчиво: «Боже, если Ты есть, то откройся мне!» Кто делает это, кто ВОЗЖЕЛАЛ встретить Бога и усыновиться Ему – много ли таких? А ведь Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12).

Эффект толпы (или иначе: устоявшиеся ныне, вследствие страшных потрясений XX века и ломки русского традиционного уклада, социальные нормы), конечно, способствует самоуспокоению и приглушению бдительности. Человек скорее даже не осознает себя ленящимся, потому что молитве и подвигу в искании Бога он не научен – а это уже в большей степени вопрос невежества.

2. Невежество мешает найти верный путь жизни. Господь на протяжении многотысячелетней истории человечества благоволил сообщить о Себе целый корпус знаний, имея попечение о нашем спасении. Также и преуспевшие в вере праведники и угодники Божии, стяжав личный опыт общения с Ним, оставили нам слова назидания.

Поэтому «самодельная» жизнь, развивающаяся в отрыве от этих бесценных данных, противоречит замыслу Божию о спасении людей. Такая жизнь по собственному разумению несовместима с верой и поклонением Господу. «Вера в душе» – это вера невежественная и гордая, презревшая золото Священных Писаний и Предания, нахально и ложно обнадеженная насчет личных способностей всестороннего познания окружающей реальности, как будто Божественное Откровение может (а то и якобы ДОЛЖНО) быть повторено каждому человеку в отдельности в каких-то личных наитиях.

Напрасно такие люди почитают себя достаточно мудрыми и проницательными, чтобы составить верное представление об устроении мира и о том, как вообще надо жить. Вера существует только в границах Церкви – почитательнице и хранительнице Предания как ключа разумения. Не вникнув же в Предание, человек обрекает себя на самообольщение, заблуждения и губительные предрассудки в вопросах мировосприятия.

Недаром апостол восклицает: но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? (Рим. 10:14).

Еще раз отметим, что большую «службу» в вопросе невежества христиан, конечно, сыграли роковые события XX века, нанеся удар по христианскому просвещению и органичной передаче опыта генераций от старших младшим. Но, с другой стороны, невежество не может существовать и без личной вины человека, самоуверенного и надеющегося более всего на свои силы, свой разум и свою «интуицию». Ведь разве сейчас есть трудности с приобретением христианской литературы? Или в России перевелись духоносные старцы?

3. Достичь Бога можно только с молитвой к Нему об этом. Человек спасается через веру, благодатью, но это не от человека, а Божий дар (Еф. 2:8). Сама вера есть тоже дар Божий – человек не в состоянии приобрести ее напряжением воли и только какими-то усилиями, подобно, например, наработке мышечной массы на спортивных тренировках.

Он может считать, что верующий, но без мольбы к Богу о даре веры все это останется лишь лицедейством и видимостью до поры до времени. Вдохновленные приземленными мотивами (тягой к саморазвитию, «реконструкцией» каких-то старинных типажей, желанием соответствовать чужим ожиданиям, даже патриотизмом и т.п.), порывы быть верующим шатки и кратковременны – подобны разбивающимся о скалы волнам.

Вот, случается у человека некоторый эпизод сближения с Богом. Такое бывает, например, после смерти близкого человека или какой-то впечатляющей встречи, невероятного личного события, а может быть – просто после просмотренного видеоролика. В привычном течении жизни наступает пауза – человек задумывается и, может, даже решается как-то измениться впредь. Приходит раз или два в храм, читает что-то. Но это решение скоро подавляется миром – заботами, греховными привычками, скепсисом близких людей в ответ на попытку поделиться с ними своим духовным вдохновением. Человеку не хватает одного лишь порыва и своих слабых сил, чтобы устоять в вере, если он не вопиет к Богу о собственном просвещении и укреплении.

Какое-то время человек может понуждать себя к христианской жизни, но трудно её внутренне укоренить без горячей молитвы. С другой стороны, заявление о себе как о христианине перед окружающим миром обязательно встретит противодействие и будет испытано на прочность и чистоту, в сегодняшнем же секулярном социуме – с беспощадной силой. Потому прося у Бога дар веры, нужно быть еще и готовым к жестокой борьбе за его сохранение в себе.

4. Для поддержания веры перед лицом агрессивного секулярного мира необходимы мужество и смирение. Человеку может быть стыдно вдруг объявить, показать себя верующим так, как это подобает христианину – то есть, во-первых, всей жизнью своей, но также при необходимости и твердыми словами исповедания Христа.

Если кто-то раньше жил не по-христиански, то это значит вдруг признать неверность своей, может быть, долгой прошлой жизни, которая как-то развивалась (как будто) без Бога и могла даже быть отмечена внушительными успехами – например, в бизнесе, творчестве, личном авторитете. Трудно тут сделать решительный выбор и, опираясь лишь на порыв, начать жить наперекор собственному прошлому и своей «второй натуре», наперекор привычному окружению и его запросам. Например, если молодой человек жил как все, проводил свободное время в веселых компаниях, не чуждых ругани, всяческого разврата и прочих искушений, то нетрудно представить сложность его положения, если он в какой-то момент предложит товарищам прекратить сквернословить, выпивать и вместо дискотек ходить в храм. А насколько ему будет тяжело, вспоминая, что он еще и сам часто бывал «заводилой»?! Чтобы перенести такое и отстоять свой жизненный выбор, нужны большая стойкость и готовность к тяготам борьбы – как внутренней, так и внешней.

С другой стороны, стать вдруг христианином – значит еще и признать правоту довольно убогих по меркам светского общества, а то и презираемых людей («попов»). Это тоже означает переступить и переломить себя, особенно если человек ранее позволял себе какие-то выпады в адрес Церкви, тем более прилюдно.

Да, путь к Богу и правде Божией орошается потом и кровью. Встать на этот путь – это дело не человеческое, а Божие, дело премудрейшего Божьего Промысла. Часто люди встают на него, лишь ощущая занесенный над своей спиной кнут (раковую болезнь, беды с детьми, пожары или наводнения и прочие катастрофы). И вот эти кнуты все громче свистят надо всей Россией, над многими семьями и над целым народом. Усиливаются плач и вопли, но зарделась ли покаянная заря пробуждения Святой Руси?

И более того: мужество и святое терпение – это еще не конец пути. Концом христианского пути всегда является Крест, и Крест желаемый и вожделенный. Если же конец не таков, то не будет и воскресения.

5. Без принятия личного и коллективного креста невозможно следовать за Христом. Церковь уже сейчас порицаема, стесняема и отторгаема «светским обществом», а предстоит ей гораздо большее. Так было и в земной жизни Спасителя. Так и с отдельно взятыми христианами в их личных судьбах.

Мир поставил на Церкви крест. И ассоциировать себя с ней – это может показаться не просто неверным, но немыслимым и безумным! Ассоциировать себя со скромной и… жалкой группой людей, то ли романтиков, то ли фанатиков, которых сторонятся в престижных кругах и которые не отмечены никакими успехами и достижениями. А также с неприметным Богом, после распятия по прошествии веков словно утопленным в последующей бурной и пестрой человеческой истории. Для того ли тебя родила мама, для того ли ты столько в жизни трудился, чтобы не иметь больше никаких желаний, никаких перспектив, кроме как потратить свое время на все это – стать каким-то презренным «дурачком» и лишиться всего!?

Крест – для иудеев соблазн, для эллинов безумие (1 Кор. 1:23).

Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня – говорит Господь (Мф. 10:38).

Пока у нас не достанет смирения и любви сделать выбор в пользу Креста, мы отгораживаем себя от Бога в пользу мира, прикрываясь теми или иными фиговыми листочками и, стало быть, остаемся вне Его победы. Дело в таком случае не оканчивается отсутствием Бога – место Бога занимает какой-то заменитель с самыми плачевными последствиями (Мф. 12:45). Человек и народ топчется вокруг да около, покуда вместо правды и силы Божией его увлекают идеологии, кумиры, да «светлое будущее». Знакомая картина для русского человека и России, не правда ли?!

6. Отказавшись от борьбы за Господа, человек и народ обрекаются на идолопоклонство. Наблюдая за безумием мира и не находя успокоения в Боге, разум человека и все естество его мечется. Поистине тут наступает апофеоз безумного рационализма, который не может, не способен дать человеку избавление от ужаса пораженного грехом мира, хотя и увлекает на какое-то время различными предметами или идеями. Страшен этот тупик.

Человек пробует те или иные суррогаты, доколе не принимает в глубинах своего сердца распятого Христа. Ведь должен быть какой-то благой исход?! Одних эта мучительная и безысходная неприкаянность приводит к пьянству или наркомании, других – к прямому самоубийству, третьих – к колоссальному напряжению усилий ради изменения окружающего мира на свой «правильный» манер. Грандиозные способности и потенциал, заложенные в природу человека, изливаются яркими всполохами, которые могут впечатлять и даже завораживать. Вспомним коммунизм, нацизм и сытые правовые демократии XX века, которые особенно ярко «расцвели» в веке XXI. Все эти громоздкие рукотворные конструкции, конечно, не избавят от греха, напастей и смерти ни самого человека, ни народ, ни Вселенную.

Разве это не есть магизм и идолопоклонство? Решить проблему энтропии, предотвратить личную, национальную или вселенскую катастрофу, устроить рай для себя лично и для всех на земле какими-то надежными, гарантированно работающими средствами – будь то гениальная, выработанная лучшими умами технология, алхимия, жертва идолам или нечто от таковых?! Но только бы без Креста и без преклонения перед Господом. Ужасен будет итог этого пути.

7. Ошибки преодолеваются снисхождением. Мы говорили выше о тех сетях, в которых охватили наш народ, и которые не дают ему снова стать Русью Святой.

Но помимо личных ошибок и промахов каждого простого человека, конечно, есть тут и вина Церкви. Церковь свята, но состоит из кающихся грешников и может допускать ошибки – пастырские, педагогические, проповеднические, катехизические, стратегические и многие другие. Такие ошибки, несомненно, были допущены в 1990-е и 2000-е, иначе почему русский народ пока не преобразился? Неужели возможно такое, что в этом нет вины пастырей?

Это не должно стать камнем преткновения, если мы хотим все-таки достичь означенной цели. Ошибки надо выявлять и устранять, Церковь должна самообновляться, но поскольку в мире нет другой благодатной церкви и спасительной веры, кроме Церкви Христовой и веры Православной, то люди должны найти в себе силы быть снисходительными к своим поставленным Богом пастырям и доверяться им. Собственно, такое отношение является непременным аспектом веры во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, которую исповедует каждый христианин. Или вместо этого мы продолжим искать иные исходы в чем-то ином, воспламеняя в себе недоверие и ненависть к Матери-Церкви?

8. Заключение. Русским народом еще не преодолены препятствия на пути обретения Бога. То самое, что одно только нужно (Лк. 10:42), у нас – увы – и отсутствует. О, если бы это произошло и было выстрадано нами – как бы преобразился каждый человек, Россия, да и весь мир!

Пока мы наблюдаем борьбу не за эту единственную ценность, а скорее лишь за успех, за преодоление проблем и кризисов, за благоденствие, за славу. Успех же без Бога – это всегда «мимо», то есть, «грех».

«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1:5). Господь ждет нашего ответа, не допускает пока полного уничтожения России и посылает многоразличные вразумления – нашествие иноплеменников, разгорающуюся войну, углубляющийся кризис общественных и государственных систем и институтов.

Рассмотрим же свои грехи, узрим свое убожество в отдалении от Бога и припадем ко Христу! Да не пожалеем мы ничего ради этого главного приобретения, от которого зависит все и в этой жизни и в будущей!

Диакон Павел Панов, юрист, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Павел Александрович Панов
Современнику и собрату по обуреваемой Отчизне
Вера и Предание, которые хранятся только в Православной Церкви, – как кирка и лопата, которыми мы можем расчищать завалившие нас камни, пробиваясь к своей цели
26.10.2024
Грешная Россия и Русская Церковь объявили войну самому диаволу
О заблуждениях православных журналистов Украины насчет идущей войны
29.10.2022
О перспективах христианской России
Общественно-политический аспект
10.11.2021
Когда в Церкви растрачивается церковность
Искушение профанацией священного сейчас поистине судьбоносно
15.10.2021
Все статьи Диакон Павел Александрович Панов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Мы уничтожаем уже начавшуюся человеческую жизнь»
В РНИМУ им. Пирогова заявили про 1,8 млн. абортов, проведенных за 2022-й год
06.12.2024
Учитель и ученик
Депутат Госдумы Ф.С.Тумусов предложил на суд читателей своё видение системы воспитания в школе
06.12.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Кощунство будет продолжаться?!
Оказывается, уродливо-издевательский бюст И.В. Сталина никто не может убрать
06.12.2024
«Нам предстоит извлекать из тьмы на свет подобные судьбы»
После отмены крепостного права в России появились деловитые предприниматели, бывшие крепостные
06.12.2024
Сказку о воссоединении Украины с Россией придумали большевики
В 1654 году имел место переход реестрового Войска Запорожского в российское подданство
06.12.2024
День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского
Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова
06.12.2024
Интересные факты о Патриархе Алексии II
Шестнадцать лет назад не стало Предстоятеля Русской Православной Церкви
05.12.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.12.2024 16:53
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от С. Югов
06.12.2024 16:41
В России идёт подготовка к реализации «мирных планов» Трампа?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
06.12.2024 16:32
«Либо уволятся, либо исправятся»
Новый комментарий от Попов Александр
06.12.2024 16:14
Безбожные школы России
Новый комментарий от Человек
06.12.2024 15:44
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Игорь Бондарев
06.12.2024 15:24