Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9:24)
Начало и усугубление СВО дает некоторую надежду на выздоровление русского народа, обновление и углубление христианской жизни в национальном измерении. Хотя и малую, потому что позитивные процессы столь слабы и ограничены, а масштаб зла и распада фундаментальных жизненных устоев в России столь громаден, что эти величины кажутся несопоставимыми. Народного же покаяния как не было, так и нет – в лучшем случае, речь про некоторые локальные подвижки. Мы как народ не обрели утраченного Христа!
Есть у нас люди порядочные, патриотичные, трудолюбивые и обладающие прочими положительными характеристиками. Но если вглядеться в насущные угрозы и напасти, то станет ясно, что Россию уже ничто не может спасти, кроме ЧУДА – то есть, действия всемогущества Божия. И тщетны любые попытки «сконструировать» механизм избавления своими силами. Какова степень коррупции и сколько велика измена даже на самом верху в то самое время, как мы находимся в состоянии войны на волоске от фатального поражения? Кто может исторгнуть из океана наркомании, в который погружен наш народ, когда наркотики в виде «закладок» буквально наводнили наши улицы и – хуже того – умы и сердца молодежи? Откуда возьмутся силы и мотивы родить и воспитать новые генерации при нынешнем коэффициенте рождаемости ниже 1,4 и колоссальном миграционном прессе? Как переломить безразличие к своей собственной, а тем более – народной судьбе?
Истинная проблема заключается в том, что наши люди в массе своей не состоят с Богом в личных отношениях, даже если не отрицают Его и не борются с Ним. Само по себе такое состояние подрывает надежды на чудо. Но отчего так происходит, что русский даже добропорядочный человек остается вне церковной жизни и вне личной связи со Христом? Некоторые прямо говорят, что пытались ходить в церковь, но не получается. Другие при разговоре о вере кивают «да, да, все это так» – и останавливаются на этом, ничего всерьез не предпринимая. Третьи (особенно молодежь) вообще не видят божественного измерения окружающего мира, живя жизнью сугубых материалистов.
Получается вроде как парадокс: если Бог присутствует в мире и хочет всем спастись и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4), то почему Он остается невидим для подавляющего большинства людей? Разберем эти причины – правда, к сожалению, неприятные.
1. Если человек/народ бездействует и не ищет Бога, то и не обретает Его. Начнем с безразличия и лени. Мир так устроен, что не имея расположения к какому-либо предмету и соответствующей практики, человек не приобретает познания в этом. Например, нельзя стать астрономом, избегая телескопа и соответствующих изысканий.
Человек плывет по течению, не предпринимает реальных усилий духовно разглядеть, ощутить, взыскать Бога и ожидает, что Господь – если Он вообще есть – сам явит Себя ему (если не сказать больше: сам ДОЛЖЕН явить Себя). И это несмотря на заслуживающие серьезного внимания свидетельства, например, от предков. Бездействие и апатия к богопознанию проявляются в базовых аспектах жизни крещеного человека: он не ходит храм (тем более, регулярно), не чтит праздники; не взывает к Богу о явлении Его себе, не молится; не держит Бога в мыслях, вообще не пытается осмыслить окружающий мир и историю; не читает Писания и святоотеческую, назидательную литературу; не практикует аскетику.
Один досточтимый пастырь советовал людям, не твердым в вере, молиться в себе примерно такими словами, но усердно и настойчиво: «Боже, если Ты есть, то откройся мне!» Кто делает это, кто ВОЗЖЕЛАЛ встретить Бога и усыновиться Ему – много ли таких? А ведь Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12).
Эффект толпы (или иначе: устоявшиеся ныне, вследствие страшных потрясений XX века и ломки русского традиционного уклада, социальные нормы), конечно, способствует самоуспокоению и приглушению бдительности. Человек скорее даже не осознает себя ленящимся, потому что молитве и подвигу в искании Бога он не научен – а это уже в большей степени вопрос невежества.
2. Невежество мешает найти верный путь жизни. Господь на протяжении многотысячелетней истории человечества благоволил сообщить о Себе целый корпус знаний, имея попечение о нашем спасении. Также и преуспевшие в вере праведники и угодники Божии, стяжав личный опыт общения с Ним, оставили нам слова назидания.
Поэтому «самодельная» жизнь, развивающаяся в отрыве от этих бесценных данных, противоречит замыслу Божию о спасении людей. Такая жизнь по собственному разумению несовместима с верой и поклонением Господу. «Вера в душе» – это вера невежественная и гордая, презревшая золото Священных Писаний и Предания, нахально и ложно обнадеженная насчет личных способностей всестороннего познания окружающей реальности, как будто Божественное Откровение может (а то и якобы ДОЛЖНО) быть повторено каждому человеку в отдельности в каких-то личных наитиях.
Напрасно такие люди почитают себя достаточно мудрыми и проницательными, чтобы составить верное представление об устроении мира и о том, как вообще надо жить. Вера существует только в границах Церкви – почитательнице и хранительнице Предания как ключа разумения. Не вникнув же в Предание, человек обрекает себя на самообольщение, заблуждения и губительные предрассудки в вопросах мировосприятия.
Недаром апостол восклицает: но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? (Рим. 10:14).
Еще раз отметим, что большую «службу» в вопросе невежества христиан, конечно, сыграли роковые события XX века, нанеся удар по христианскому просвещению и органичной передаче опыта генераций от старших младшим. Но, с другой стороны, невежество не может существовать и без личной вины человека, самоуверенного и надеющегося более всего на свои силы, свой разум и свою «интуицию». Ведь разве сейчас есть трудности с приобретением христианской литературы? Или в России перевелись духоносные старцы?
3. Достичь Бога можно только с молитвой к Нему об этом. Человек спасается через веру, благодатью, но это не от человека, а Божий дар (Еф. 2:8). Сама вера есть тоже дар Божий – человек не в состоянии приобрести ее напряжением воли и только какими-то усилиями, подобно, например, наработке мышечной массы на спортивных тренировках.
Он может считать, что верующий, но без мольбы к Богу о даре веры все это останется лишь лицедейством и видимостью до поры до времени. Вдохновленные приземленными мотивами (тягой к саморазвитию, «реконструкцией» каких-то старинных типажей, желанием соответствовать чужим ожиданиям, даже патриотизмом и т.п.), порывы быть верующим шатки и кратковременны – подобны разбивающимся о скалы волнам.
Вот, случается у человека некоторый эпизод сближения с Богом. Такое бывает, например, после смерти близкого человека или какой-то впечатляющей встречи, невероятного личного события, а может быть – просто после просмотренного видеоролика. В привычном течении жизни наступает пауза – человек задумывается и, может, даже решается как-то измениться впредь. Приходит раз или два в храм, читает что-то. Но это решение скоро подавляется миром – заботами, греховными привычками, скепсисом близких людей в ответ на попытку поделиться с ними своим духовным вдохновением. Человеку не хватает одного лишь порыва и своих слабых сил, чтобы устоять в вере, если он не вопиет к Богу о собственном просвещении и укреплении.
Какое-то время человек может понуждать себя к христианской жизни, но трудно её внутренне укоренить без горячей молитвы. С другой стороны, заявление о себе как о христианине перед окружающим миром обязательно встретит противодействие и будет испытано на прочность и чистоту, в сегодняшнем же секулярном социуме – с беспощадной силой. Потому прося у Бога дар веры, нужно быть еще и готовым к жестокой борьбе за его сохранение в себе.
4. Для поддержания веры перед лицом агрессивного секулярного мира необходимы мужество и смирение. Человеку может быть стыдно вдруг объявить, показать себя верующим так, как это подобает христианину – то есть, во-первых, всей жизнью своей, но также при необходимости и твердыми словами исповедания Христа.
Если кто-то раньше жил не по-христиански, то это значит вдруг признать неверность своей, может быть, долгой прошлой жизни, которая как-то развивалась (как будто) без Бога и могла даже быть отмечена внушительными успехами – например, в бизнесе, творчестве, личном авторитете. Трудно тут сделать решительный выбор и, опираясь лишь на порыв, начать жить наперекор собственному прошлому и своей «второй натуре», наперекор привычному окружению и его запросам. Например, если молодой человек жил как все, проводил свободное время в веселых компаниях, не чуждых ругани, всяческого разврата и прочих искушений, то нетрудно представить сложность его положения, если он в какой-то момент предложит товарищам прекратить сквернословить, выпивать и вместо дискотек ходить в храм. А насколько ему будет тяжело, вспоминая, что он еще и сам часто бывал «заводилой»?! Чтобы перенести такое и отстоять свой жизненный выбор, нужны большая стойкость и готовность к тяготам борьбы – как внутренней, так и внешней.
С другой стороны, стать вдруг христианином – значит еще и признать правоту довольно убогих по меркам светского общества, а то и презираемых людей («попов»). Это тоже означает переступить и переломить себя, особенно если человек ранее позволял себе какие-то выпады в адрес Церкви, тем более прилюдно.
Да, путь к Богу и правде Божией орошается потом и кровью. Встать на этот путь – это дело не человеческое, а Божие, дело премудрейшего Божьего Промысла. Часто люди встают на него, лишь ощущая занесенный над своей спиной кнут (раковую болезнь, беды с детьми, пожары или наводнения и прочие катастрофы). И вот эти кнуты все громче свистят надо всей Россией, над многими семьями и над целым народом. Усиливаются плач и вопли, но зарделась ли покаянная заря пробуждения Святой Руси?
И более того: мужество и святое терпение – это еще не конец пути. Концом христианского пути всегда является Крест, и Крест желаемый и вожделенный. Если же конец не таков, то не будет и воскресения.
5. Без принятия личного и коллективного креста невозможно следовать за Христом. Церковь уже сейчас порицаема, стесняема и отторгаема «светским обществом», а предстоит ей гораздо большее. Так было и в земной жизни Спасителя. Так и с отдельно взятыми христианами в их личных судьбах.
Мир поставил на Церкви крест. И ассоциировать себя с ней – это может показаться не просто неверным, но немыслимым и безумным! Ассоциировать себя со скромной и… жалкой группой людей, то ли романтиков, то ли фанатиков, которых сторонятся в престижных кругах и которые не отмечены никакими успехами и достижениями. А также с неприметным Богом, после распятия по прошествии веков словно утопленным в последующей бурной и пестрой человеческой истории. Для того ли тебя родила мама, для того ли ты столько в жизни трудился, чтобы не иметь больше никаких желаний, никаких перспектив, кроме как потратить свое время на все это – стать каким-то презренным «дурачком» и лишиться всего!?
Крест – для иудеев соблазн, для эллинов безумие (1 Кор. 1:23).
Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня – говорит Господь (Мф. 10:38).
Пока у нас не достанет смирения и любви сделать выбор в пользу Креста, мы отгораживаем себя от Бога в пользу мира, прикрываясь теми или иными фиговыми листочками и, стало быть, остаемся вне Его победы. Дело в таком случае не оканчивается отсутствием Бога – место Бога занимает какой-то заменитель с самыми плачевными последствиями (Мф. 12:45). Человек и народ топчется вокруг да около, покуда вместо правды и силы Божией его увлекают идеологии, кумиры, да «светлое будущее». Знакомая картина для русского человека и России, не правда ли?!
6. Отказавшись от борьбы за Господа, человек и народ обрекаются на идолопоклонство. Наблюдая за безумием мира и не находя успокоения в Боге, разум человека и все естество его мечется. Поистине тут наступает апофеоз безумного рационализма, который не может, не способен дать человеку избавление от ужаса пораженного грехом мира, хотя и увлекает на какое-то время различными предметами или идеями. Страшен этот тупик.
Человек пробует те или иные суррогаты, доколе не принимает в глубинах своего сердца распятого Христа. Ведь должен быть какой-то благой исход?! Одних эта мучительная и безысходная неприкаянность приводит к пьянству или наркомании, других – к прямому самоубийству, третьих – к колоссальному напряжению усилий ради изменения окружающего мира на свой «правильный» манер. Грандиозные способности и потенциал, заложенные в природу человека, изливаются яркими всполохами, которые могут впечатлять и даже завораживать. Вспомним коммунизм, нацизм и сытые правовые демократии XX века, которые особенно ярко «расцвели» в веке XXI. Все эти громоздкие рукотворные конструкции, конечно, не избавят от греха, напастей и смерти ни самого человека, ни народ, ни Вселенную.
Разве это не есть магизм и идолопоклонство? Решить проблему энтропии, предотвратить личную, национальную или вселенскую катастрофу, устроить рай для себя лично и для всех на земле какими-то надежными, гарантированно работающими средствами – будь то гениальная, выработанная лучшими умами технология, алхимия, жертва идолам или нечто от таковых?! Но только бы без Креста и без преклонения перед Господом. Ужасен будет итог этого пути.
7. Ошибки преодолеваются снисхождением. Мы говорили выше о тех сетях, в которых охватили наш народ, и которые не дают ему снова стать Русью Святой.
Но помимо личных ошибок и промахов каждого простого человека, конечно, есть тут и вина Церкви. Церковь свята, но состоит из кающихся грешников и может допускать ошибки – пастырские, педагогические, проповеднические, катехизические, стратегические и многие другие. Такие ошибки, несомненно, были допущены в 1990-е и 2000-е, иначе почему русский народ пока не преобразился? Неужели возможно такое, что в этом нет вины пастырей?
Это не должно стать камнем преткновения, если мы хотим все-таки достичь означенной цели. Ошибки надо выявлять и устранять, Церковь должна самообновляться, но поскольку в мире нет другой благодатной церкви и спасительной веры, кроме Церкви Христовой и веры Православной, то люди должны найти в себе силы быть снисходительными к своим поставленным Богом пастырям и доверяться им. Собственно, такое отношение является непременным аспектом веры во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, которую исповедует каждый христианин. Или вместо этого мы продолжим искать иные исходы в чем-то ином, воспламеняя в себе недоверие и ненависть к Матери-Церкви?
8. Заключение. Русским народом еще не преодолены препятствия на пути обретения Бога. То самое, что одно только нужно (Лк. 10:42), у нас – увы – и отсутствует. О, если бы это произошло и было выстрадано нами – как бы преобразился каждый человек, Россия, да и весь мир!
Пока мы наблюдаем борьбу не за эту единственную ценность, а скорее лишь за успех, за преодоление проблем и кризисов, за благоденствие, за славу. Успех же без Бога – это всегда «мимо», то есть, «грех».
«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1:5). Господь ждет нашего ответа, не допускает пока полного уничтожения России и посылает многоразличные вразумления – нашествие иноплеменников, разгорающуюся войну, углубляющийся кризис общественных и государственных систем и институтов.
Рассмотрим же свои грехи, узрим свое убожество в отдалении от Бога и припадем ко Христу! Да не пожалеем мы ничего ради этого главного приобретения, от которого зависит все и в этой жизни и в будущей!
Диакон Павел Панов, юрист, православный публицист
39. Ответ на 35, Алекс:
Конечно, Церковь это где: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:19-21)
Молитвы по соглашению незнакомых, чужих друг другу, людей, наверное тоже можно считать в этом смысле Церковью.
Условно.
Потому, что Церковь это еще и Семья. И в первую очередь Семья. Семья, в которой есть своя иерархия, ответственность и послушание, снисходительность и почтение. Где в трудах, искушениях и утешениях возрастает та самая любовь, которая "долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1Кор.13:4-7) - где учатся, вставать после падений и прощать ошибки, где любят не "за что-то", а "вопреки" - где немощи друг друга носят (Гал.6:2).
А какая семья из незнакомых друг другу людей? ... Видели когда-нибудь, как пред исповедью человек поворачивается лицом к людям и просит у них прощения? Когда в своем приходе, где его все знают и наверняка есть повод за что просить прощения - это нормально. А когда перед незнакомыми людьми? Не фарс ли это?
Вот был (есть?) такой священник Владимир Головин, у него эти молитвы по соглашению были поставлены в мировом масштабе и приносили (а может и приносят?) немалый доход. Он создал общину, кандидатов в которую он лично подбирал. Он же и финансировал эту общину. Т.е.люди, приходя к нему отдают ему всё что имеют, а делее - всё! На его содержание, читай - в крепостные. Но ведь это Церковь устроенная наоборот.
Не находите?
Возражая против того, что крайние меры в отношении избирания священства, перемещения священства из одной духовной семьи в другую, вывод мирян за церковную ограду - стали у нас естественным и обычным делом - нормой, не могу поддержать и предлагаемую Вами следующую крайность. Но и не отвергаю. Потому, что это прямое следствие описанной апостасии: "когда большие не хотят думать о маленьких, маленьким приходится жить как смогут".
НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ!
А у меня право на возможность ошибки... Жизнь... Спасибо...
38. Ответ на 37, Агафон:
Итак, плохо сочиненная история (ибо не сочинитель, и не стремлюсь):
Есть в государстве некая (достаточно развитая) отрасль "народного хозяйства", внутри которой есть профсоюз. Первичками его являются трудовые коллективы, затем идут выборные, из представителей первичек - структуры районных отделений, из районных - выборные региональных, из региональных - федерального уровней. Все выборы, в т.ч. и на федеральном уровне, происходят тайным голосованием - чтобы исключить любое давление и "договорняки". Причем глав всех уровней профсоюза, в т.ч. главу профсоюза всей отрасли избирают пожизненно.
Однажды руководители региональных отделений решили, что они могут отменить все выборы, в т.ч. и избрание себя, любимых. Стали единоличным решением назначать глав подотчетных им структур. Кто должен занимать освобождающиеся естественным (и не очень) образом должности их уровня- решали между собой. Выборы главы федерального уровня договорились оставить как было - честными. Как-то незаметно их самих стал назначать и переназначать федеральный глава профсоюза «со товарищи». Вот уже профсоюз этой отрасли уже мало чем отличается от обычного акционерного общества. А что? - все крупные профсоюзы давно так живут. И даже есть глава мирового профсоюза. Вот с кем бы отношения наладить!
И вот однажды, глава федерального уровня погибает при странных обстоятельствах. Глядя на еще дымящуюся пробитую голову предыдущего главы, никто не посмел возразить на предложение будущего изменить правила - голосовать нового главу открытым голосованием. Никто не посмел открыто ни возразить на само изменение, ни возразить в процессе открытого же голосования. Страшно стало. Хочется спросить, а вы, друзья, когда структуру под себя ломали, на шаг вперед не считали? А что после первого, будет второй и третий, не думали? - Кушайте, не обляпайтесь!
А что же первички? Более-менее вменяемые мужики в них давно поняли, что от них только взносы требуются, а остальное фикция. Ну и «проголосовали ногами». У них уже давно, одна надежда на Бога, да на то, что государство вмешается.
37. Ответ на 16, Алекс:
36. Ответ на 28, Алекс:
35. Ответ на 34, Игорь Ал:
Конечно, Церковь это где: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:19-21)
Молитвы по соглашению незнакомых, чужих друг другу, людей, наверное тоже можно считать в этом смысле Церковью.
Условно.
Потому, что Церковь это еще и Семья. И в первую очередь Семья. Семья, в которой есть своя иерархия, ответственность и послушание, снисходительность и почтение. Где в трудах, искушениях и утешениях возрастает та самая любовь, которая "долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1Кор.13:4-7) - где учатся, вставать после падений и прощать ошибки, где любят не "за что-то", а "вопреки" - где немощи друг друга носят (Гал.6:2).
А какая семья из незнакомых друг другу людей? ... Видели когда-нибудь, как пред исповедью человек поворачивается лицом к людям и просит у них прощения? Когда в своем приходе, где его все знают и наверняка есть повод за что просить прощения - это нормально. А когда перед незнакомыми людьми? Не фарс ли это?
Вот был (есть?) такой священник Владимир Головин, у него эти молитвы по соглашению были поставлены в мировом масштабе и приносили (а может и приносят?) немалый доход. Он создал общину, кандидатов в которую он лично подбирал. Он же и финансировал эту общину. Т.е.люди, приходя к нему отдают ему всё что имеют, а делее - всё! На его содержание, читай - в крепостные. Но ведь это Церковь устроенная наоборот.
Не находите?
Возражая против того, что крайние меры в отношении избирания священства, перемещения священства из одной духовной семьи в другую, вывод мирян за церковную ограду - стали у нас естественным и обычным делом - нормой, не могу поддержать и предлагаемую Вами следующую крайность. Но и не отвергаю. Потому, что это прямое следствие описанной апостасии: "когда большие не хотят думать о маленьких, маленьким приходится жить как смогут".
34. Ответ на 33, Алекс:
предложение хорошее.Спасибо, ув. Алекс! Этот комм и был написан с целью озвучить конкретное предложение по молитвенному объединению ВСЕХ, даже не бывающих в храме миллионов верующих в единой, конкретной, а главное посильной и понятной взаимомолитовке друг о друге... В быту!
Хотя бы раз в год... Для начала...
Если не поздно...
"Наше спасение и наша погибель — в ближнем"! "Тяготы друг друга...".
Остальное — не принципиально... Может, когда потом..?
*
Ваши логика, и аргументация очень убедительны... Не только в коммах этой публикации... Спасибо...
33. Ответ на 32, Игорь Ал:
Если под церковным народом понимать 1% храмовых прихожан. как то Вы интересно считаете.
С чего Вы решили, что крещеных 95 млн.? А те наши братья и сестры Русской Православной Церкви, что в ближнем и дальнем зарубежье?
Что за новояз "храмовые прихожане"? Кто это? Те, кто каждую литургию в храме... каждое Воскресенье, кто раз в месяц, тех кто только на Пасху, кто первый-пятый раз в жизни пришли? Кто из них храмовый, а кто нет?
"Многие же будут первые последними, и последние первыми". (Мф.19:30) - это про всех нас.
Кто может соизмерить степень духовности с количеством посещений Храма. Вспомним Марию Египетскую. Или, например, мне много раз доводилось видеть, что люди по 30 лет ходят в Храм и базовых вещей не понимают. Или автор статьи - в сане, а не брезгует Писание править под свое извращенное понимание.
Как Вы посчитали, что в храм ходит 1%?
С таким же успехом можно сказать и 10%, и 70%.
32.
Кому нужны 95 млн немощных, хилых, обречённых грешников..? Лишённых даже минимальной молитвы надежды... Даже не осознающих... Всё строго...
*
У меня всего одно конкретное и чёткое предложение... Возможно ошибочное..:
†
Я предлагаю ВСЕМ (95 млн!) немощным в вере, а может и в надежде внехрамовым верующим, во время встречи Нового Года, под звук Курантов и брызги шампанского хоть раз в год, а может и в жизни, мысленно вспомнить о присутствии Божием и о нашем молитвенном единстве друг с другом и с Богом, и мысленно обратиться ко Господу с одной-единственной Евангельской взаимомолитовкой друг о друге: - "ГОСПОДИ, СПАСИ НАС, грешных, ПОГИБАЕМ"!
Секунды, в любом месте...
Может, услышит?
И всё... Че теряем?!
"Где двое...".
31. Ответ на 30, Алекс:
Таких много. Может не столько сколько хотелось бы, но много. И это уже не те, которых занесло ветром свободы в 90-е. Это те, у которых зерна слов Благой вести прорастают сторицей. И их количество неминуемо переходит в качество.
Слеп тот, кому "стакан наполовину пуст".Безусловно. Так как таких знаю десятки человек лично.
30. Ответ на 29, иерей Илья Мотыка:
Таких много. Может не столько сколько хотелось бы, но много. И это уже не те, которых занесло ветром свободы в 90-е. Это те, у которых зерна слов Благой вести прорастают сторицей. И их количество неминуемо переходит в качество.
Слеп тот, кому "стакан наполовину пуст".