Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9:24)
Начало и усугубление СВО дает некоторую надежду на выздоровление русского народа, обновление и углубление христианской жизни в национальном измерении. Хотя и малую, потому что позитивные процессы столь слабы и ограничены, а масштаб зла и распада фундаментальных жизненных устоев в России столь громаден, что эти величины кажутся несопоставимыми. Народного же покаяния как не было, так и нет – в лучшем случае, речь про некоторые локальные подвижки. Мы как народ не обрели утраченного Христа!
Есть у нас люди порядочные, патриотичные, трудолюбивые и обладающие прочими положительными характеристиками. Но если вглядеться в насущные угрозы и напасти, то станет ясно, что Россию уже ничто не может спасти, кроме ЧУДА – то есть, действия всемогущества Божия. И тщетны любые попытки «сконструировать» механизм избавления своими силами. Какова степень коррупции и сколько велика измена даже на самом верху в то самое время, как мы находимся в состоянии войны на волоске от фатального поражения? Кто может исторгнуть из океана наркомании, в который погружен наш народ, когда наркотики в виде «закладок» буквально наводнили наши улицы и – хуже того – умы и сердца молодежи? Откуда возьмутся силы и мотивы родить и воспитать новые генерации при нынешнем коэффициенте рождаемости ниже 1,4 и колоссальном миграционном прессе? Как переломить безразличие к своей собственной, а тем более – народной судьбе?
Истинная проблема заключается в том, что наши люди в массе своей не состоят с Богом в личных отношениях, даже если не отрицают Его и не борются с Ним. Само по себе такое состояние подрывает надежды на чудо. Но отчего так происходит, что русский даже добропорядочный человек остается вне церковной жизни и вне личной связи со Христом? Некоторые прямо говорят, что пытались ходить в церковь, но не получается. Другие при разговоре о вере кивают «да, да, все это так» – и останавливаются на этом, ничего всерьез не предпринимая. Третьи (особенно молодежь) вообще не видят божественного измерения окружающего мира, живя жизнью сугубых материалистов.
Получается вроде как парадокс: если Бог присутствует в мире и хочет всем спастись и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4), то почему Он остается невидим для подавляющего большинства людей? Разберем эти причины – правда, к сожалению, неприятные.
1. Если человек/народ бездействует и не ищет Бога, то и не обретает Его. Начнем с безразличия и лени. Мир так устроен, что не имея расположения к какому-либо предмету и соответствующей практики, человек не приобретает познания в этом. Например, нельзя стать астрономом, избегая телескопа и соответствующих изысканий.
Человек плывет по течению, не предпринимает реальных усилий духовно разглядеть, ощутить, взыскать Бога и ожидает, что Господь – если Он вообще есть – сам явит Себя ему (если не сказать больше: сам ДОЛЖЕН явить Себя). И это несмотря на заслуживающие серьезного внимания свидетельства, например, от предков. Бездействие и апатия к богопознанию проявляются в базовых аспектах жизни крещеного человека: он не ходит храм (тем более, регулярно), не чтит праздники; не взывает к Богу о явлении Его себе, не молится; не держит Бога в мыслях, вообще не пытается осмыслить окружающий мир и историю; не читает Писания и святоотеческую, назидательную литературу; не практикует аскетику.
Один досточтимый пастырь советовал людям, не твердым в вере, молиться в себе примерно такими словами, но усердно и настойчиво: «Боже, если Ты есть, то откройся мне!» Кто делает это, кто ВОЗЖЕЛАЛ встретить Бога и усыновиться Ему – много ли таких? А ведь Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12).
Эффект толпы (или иначе: устоявшиеся ныне, вследствие страшных потрясений XX века и ломки русского традиционного уклада, социальные нормы), конечно, способствует самоуспокоению и приглушению бдительности. Человек скорее даже не осознает себя ленящимся, потому что молитве и подвигу в искании Бога он не научен – а это уже в большей степени вопрос невежества.
2. Невежество мешает найти верный путь жизни. Господь на протяжении многотысячелетней истории человечества благоволил сообщить о Себе целый корпус знаний, имея попечение о нашем спасении. Также и преуспевшие в вере праведники и угодники Божии, стяжав личный опыт общения с Ним, оставили нам слова назидания.
Поэтому «самодельная» жизнь, развивающаяся в отрыве от этих бесценных данных, противоречит замыслу Божию о спасении людей. Такая жизнь по собственному разумению несовместима с верой и поклонением Господу. «Вера в душе» – это вера невежественная и гордая, презревшая золото Священных Писаний и Предания, нахально и ложно обнадеженная насчет личных способностей всестороннего познания окружающей реальности, как будто Божественное Откровение может (а то и якобы ДОЛЖНО) быть повторено каждому человеку в отдельности в каких-то личных наитиях.
Напрасно такие люди почитают себя достаточно мудрыми и проницательными, чтобы составить верное представление об устроении мира и о том, как вообще надо жить. Вера существует только в границах Церкви – почитательнице и хранительнице Предания как ключа разумения. Не вникнув же в Предание, человек обрекает себя на самообольщение, заблуждения и губительные предрассудки в вопросах мировосприятия.
Недаром апостол восклицает: но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? (Рим. 10:14).
Еще раз отметим, что большую «службу» в вопросе невежества христиан, конечно, сыграли роковые события XX века, нанеся удар по христианскому просвещению и органичной передаче опыта генераций от старших младшим. Но, с другой стороны, невежество не может существовать и без личной вины человека, самоуверенного и надеющегося более всего на свои силы, свой разум и свою «интуицию». Ведь разве сейчас есть трудности с приобретением христианской литературы? Или в России перевелись духоносные старцы?
3. Достичь Бога можно только с молитвой к Нему об этом. Человек спасается через веру, благодатью, но это не от человека, а Божий дар (Еф. 2:8). Сама вера есть тоже дар Божий – человек не в состоянии приобрести ее напряжением воли и только какими-то усилиями, подобно, например, наработке мышечной массы на спортивных тренировках.
Он может считать, что верующий, но без мольбы к Богу о даре веры все это останется лишь лицедейством и видимостью до поры до времени. Вдохновленные приземленными мотивами (тягой к саморазвитию, «реконструкцией» каких-то старинных типажей, желанием соответствовать чужим ожиданиям, даже патриотизмом и т.п.), порывы быть верующим шатки и кратковременны – подобны разбивающимся о скалы волнам.
Вот, случается у человека некоторый эпизод сближения с Богом. Такое бывает, например, после смерти близкого человека или какой-то впечатляющей встречи, невероятного личного события, а может быть – просто после просмотренного видеоролика. В привычном течении жизни наступает пауза – человек задумывается и, может, даже решается как-то измениться впредь. Приходит раз или два в храм, читает что-то. Но это решение скоро подавляется миром – заботами, греховными привычками, скепсисом близких людей в ответ на попытку поделиться с ними своим духовным вдохновением. Человеку не хватает одного лишь порыва и своих слабых сил, чтобы устоять в вере, если он не вопиет к Богу о собственном просвещении и укреплении.
Какое-то время человек может понуждать себя к христианской жизни, но трудно её внутренне укоренить без горячей молитвы. С другой стороны, заявление о себе как о христианине перед окружающим миром обязательно встретит противодействие и будет испытано на прочность и чистоту, в сегодняшнем же секулярном социуме – с беспощадной силой. Потому прося у Бога дар веры, нужно быть еще и готовым к жестокой борьбе за его сохранение в себе.
4. Для поддержания веры перед лицом агрессивного секулярного мира необходимы мужество и смирение. Человеку может быть стыдно вдруг объявить, показать себя верующим так, как это подобает христианину – то есть, во-первых, всей жизнью своей, но также при необходимости и твердыми словами исповедания Христа.
Если кто-то раньше жил не по-христиански, то это значит вдруг признать неверность своей, может быть, долгой прошлой жизни, которая как-то развивалась (как будто) без Бога и могла даже быть отмечена внушительными успехами – например, в бизнесе, творчестве, личном авторитете. Трудно тут сделать решительный выбор и, опираясь лишь на порыв, начать жить наперекор собственному прошлому и своей «второй натуре», наперекор привычному окружению и его запросам. Например, если молодой человек жил как все, проводил свободное время в веселых компаниях, не чуждых ругани, всяческого разврата и прочих искушений, то нетрудно представить сложность его положения, если он в какой-то момент предложит товарищам прекратить сквернословить, выпивать и вместо дискотек ходить в храм. А насколько ему будет тяжело, вспоминая, что он еще и сам часто бывал «заводилой»?! Чтобы перенести такое и отстоять свой жизненный выбор, нужны большая стойкость и готовность к тяготам борьбы – как внутренней, так и внешней.
С другой стороны, стать вдруг христианином – значит еще и признать правоту довольно убогих по меркам светского общества, а то и презираемых людей («попов»). Это тоже означает переступить и переломить себя, особенно если человек ранее позволял себе какие-то выпады в адрес Церкви, тем более прилюдно.
Да, путь к Богу и правде Божией орошается потом и кровью. Встать на этот путь – это дело не человеческое, а Божие, дело премудрейшего Божьего Промысла. Часто люди встают на него, лишь ощущая занесенный над своей спиной кнут (раковую болезнь, беды с детьми, пожары или наводнения и прочие катастрофы). И вот эти кнуты все громче свистят надо всей Россией, над многими семьями и над целым народом. Усиливаются плач и вопли, но зарделась ли покаянная заря пробуждения Святой Руси?
И более того: мужество и святое терпение – это еще не конец пути. Концом христианского пути всегда является Крест, и Крест желаемый и вожделенный. Если же конец не таков, то не будет и воскресения.
5. Без принятия личного и коллективного креста невозможно следовать за Христом. Церковь уже сейчас порицаема, стесняема и отторгаема «светским обществом», а предстоит ей гораздо большее. Так было и в земной жизни Спасителя. Так и с отдельно взятыми христианами в их личных судьбах.
Мир поставил на Церкви крест. И ассоциировать себя с ней – это может показаться не просто неверным, но немыслимым и безумным! Ассоциировать себя со скромной и… жалкой группой людей, то ли романтиков, то ли фанатиков, которых сторонятся в престижных кругах и которые не отмечены никакими успехами и достижениями. А также с неприметным Богом, после распятия по прошествии веков словно утопленным в последующей бурной и пестрой человеческой истории. Для того ли тебя родила мама, для того ли ты столько в жизни трудился, чтобы не иметь больше никаких желаний, никаких перспектив, кроме как потратить свое время на все это – стать каким-то презренным «дурачком» и лишиться всего!?
Крест – для иудеев соблазн, для эллинов безумие (1 Кор. 1:23).
Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня – говорит Господь (Мф. 10:38).
Пока у нас не достанет смирения и любви сделать выбор в пользу Креста, мы отгораживаем себя от Бога в пользу мира, прикрываясь теми или иными фиговыми листочками и, стало быть, остаемся вне Его победы. Дело в таком случае не оканчивается отсутствием Бога – место Бога занимает какой-то заменитель с самыми плачевными последствиями (Мф. 12:45). Человек и народ топчется вокруг да около, покуда вместо правды и силы Божией его увлекают идеологии, кумиры, да «светлое будущее». Знакомая картина для русского человека и России, не правда ли?!
6. Отказавшись от борьбы за Господа, человек и народ обрекаются на идолопоклонство. Наблюдая за безумием мира и не находя успокоения в Боге, разум человека и все естество его мечется. Поистине тут наступает апофеоз безумного рационализма, который не может, не способен дать человеку избавление от ужаса пораженного грехом мира, хотя и увлекает на какое-то время различными предметами или идеями. Страшен этот тупик.
Человек пробует те или иные суррогаты, доколе не принимает в глубинах своего сердца распятого Христа. Ведь должен быть какой-то благой исход?! Одних эта мучительная и безысходная неприкаянность приводит к пьянству или наркомании, других – к прямому самоубийству, третьих – к колоссальному напряжению усилий ради изменения окружающего мира на свой «правильный» манер. Грандиозные способности и потенциал, заложенные в природу человека, изливаются яркими всполохами, которые могут впечатлять и даже завораживать. Вспомним коммунизм, нацизм и сытые правовые демократии XX века, которые особенно ярко «расцвели» в веке XXI. Все эти громоздкие рукотворные конструкции, конечно, не избавят от греха, напастей и смерти ни самого человека, ни народ, ни Вселенную.
Разве это не есть магизм и идолопоклонство? Решить проблему энтропии, предотвратить личную, национальную или вселенскую катастрофу, устроить рай для себя лично и для всех на земле какими-то надежными, гарантированно работающими средствами – будь то гениальная, выработанная лучшими умами технология, алхимия, жертва идолам или нечто от таковых?! Но только бы без Креста и без преклонения перед Господом. Ужасен будет итог этого пути.
7. Ошибки преодолеваются снисхождением. Мы говорили выше о тех сетях, в которых охватили наш народ, и которые не дают ему снова стать Русью Святой.
Но помимо личных ошибок и промахов каждого простого человека, конечно, есть тут и вина Церкви. Церковь свята, но состоит из кающихся грешников и может допускать ошибки – пастырские, педагогические, проповеднические, катехизические, стратегические и многие другие. Такие ошибки, несомненно, были допущены в 1990-е и 2000-е, иначе почему русский народ пока не преобразился? Неужели возможно такое, что в этом нет вины пастырей?
Это не должно стать камнем преткновения, если мы хотим все-таки достичь означенной цели. Ошибки надо выявлять и устранять, Церковь должна самообновляться, но поскольку в мире нет другой благодатной церкви и спасительной веры, кроме Церкви Христовой и веры Православной, то люди должны найти в себе силы быть снисходительными к своим поставленным Богом пастырям и доверяться им. Собственно, такое отношение является непременным аспектом веры во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, которую исповедует каждый христианин. Или вместо этого мы продолжим искать иные исходы в чем-то ином, воспламеняя в себе недоверие и ненависть к Матери-Церкви?
8. Заключение. Русским народом еще не преодолены препятствия на пути обретения Бога. То самое, что одно только нужно (Лк. 10:42), у нас – увы – и отсутствует. О, если бы это произошло и было выстрадано нами – как бы преобразился каждый человек, Россия, да и весь мир!
Пока мы наблюдаем борьбу не за эту единственную ценность, а скорее лишь за успех, за преодоление проблем и кризисов, за благоденствие, за славу. Успех же без Бога – это всегда «мимо», то есть, «грех».
«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1:5). Господь ждет нашего ответа, не допускает пока полного уничтожения России и посылает многоразличные вразумления – нашествие иноплеменников, разгорающуюся войну, углубляющийся кризис общественных и государственных систем и институтов.
Рассмотрим же свои грехи, узрим свое убожество в отдалении от Бога и припадем ко Христу! Да не пожалеем мы ничего ради этого главного приобретения, от которого зависит все и в этой жизни и в будущей!
Диакон Павел Панов, юрист, православный публицист