Война на Украине длится уже много времени. Все очевиднее, что она будет иметь судьбоносное значение для судеб Православия, а значит, и всего мира.
Особенно горько осознавать, что линия фронта проходит по православным землям и сердцам. Так что, вспоминая события недавних лет, связанные с неприкрытыми гонениями на УПЦ МП в «майданной Украине» и послужившие к умножению ее славы, не хочется верить, что Украинская Церковь действительно (то есть, без учета вынужденной реакции на продолжающееся давление) крепнет в идее о своей отделенности от Церкви Русской! Об отделённости сразу во всех измерениях и аспектах – солидарность, перспектива, каноничность, Таинства и т.д. Но если это и так, то необходимо сделать всё от нас зависящее, чтобы эта идея не укоренилась, а ее пагубность прояснилась для наших собратьев.
Один из главных информационных ресурсов, связанных с УПЦ МП, – «Союз православных журналистов». Как здесь осмысляется война? Какая оценка отношений УПЦ МП и РПЦ? Почитав некоторые материалы (в качестве примеров укажем статьи «Как Православие приносится на алтарь «победы»», «Действительно ли Священное Предание говорит о прощении грехов на войне?»), можно констатировать на сегодня следующий подход:
- Поддержка РПЦ войны на Украине – это один из двух главных ударов по Православию, которые диавол нанес руками мира в последнее время (первым было создание ПЦУ);
- Любые попытки оправдать войну и позицию РПЦ несостоятельны в силу одного тезиса – это Россия напала на Украину, а не наоборот, при этом Россия в ходе войны нанесла огромный ущерб Украине и виновна в гибели православных украинцев;
- Авторы СПЖ видят серьезные изъяны Российских государства и Церкви, не позволяющие применять к ним то, что ранее было сказано святыми в поддержку России, подмечают все больше погрешностей в суждениях представителей РПЦ, по их мнению, в некоторых аспектах приближающихся к ереси, например:
-
- признание РПЦ за Россией и за самой собой некоего исключительного статуса в мире, обслуживание РПЦ интересов российского государства;
-
- невосприимчивость России и РПЦ к неизбежной гибели православных украинцев в войне;
-
- оправдание совоинствования с мусульманами в войне на территории Украины;
-
- освобождение от грехов российских воинов, участвующих в войне и т.д.
Необходимо отметить, что полемические материалы на стыке российских и украинских православных ресурсов, включая избранные примеры, к сожалению, зачастую сползают в область казуистики, зацепок за неудачно подобранные слова и т.д., что, в общем-то само-по себе свидетельствует о настрое авторов. Но пусть это никого не смущает, и прежде чем перейти к ответу на вышеописанную позицию СПЖ, стоит еще раз напомнить себе о том тяжелейшем состоянии, в котором пребывает Церковь на Украине и попросить Господа подать всем добронамеренным, всем православным христианам этой святой земли благодати, рассудительности и крепости!
Разумеется, во многих случаях слова приходится оценивать в буквальном смысле и никак иначе. Но построение подходов только на результатах анализа цитат «под лупой» грозит тем, что за деревьями не будет замечен лес. Более того, не стоит забывать: буквализм не по разуму помешал людям разглядеть в Самом Иисусе Христа. Нечто подобное, на наш взгляд, наблюдается и в подходах СПЖ.
Первое, что начинает вопить в сердце, когда сталкиваешься с написанным выше, – это даже не вопрос о духовном чутье и духовной интуиции. Неужели авторы этих тезисов не знают Предания Церкви об апокалиптических судьбах мира, а также о роли Русского Православия и России в них? Неужели они не читали пророческих слов прославленных угодников Божьих Игнатия Брянчанинова и Оптинских старцев, Феофана Полтавского, Иоанна Шанхайского, Серафима Вырицкого, Лаврентия Черниговского и Паисия Святогорца, а также множества иных святых?! Знакомы ли им слова «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия» и их истолкование? Неужели им неизвестно противопоставление России и Запада, которое было одним из главных в трудах свт. Николая (Велимировича) и преп. Иустина (Поповича), блаженной памяти иеромонаха Серафима (Роуза) и других?
Мы отдаем себе полный отчет в печальном духовном состоянии нынешнего русского общества и изъянах нашего государства – хорошо известно это и украинцам. Из Назарета может ли быть что доброе (Ин. 1: 46)? Но отдают ли себе они отчет в том, что было бы и с Украиной и с миром, если бы Россия пала? Или, может быть, в мире есть еще какая-то государственная сила, обладающая хотя бы признаками суверенитета, способная противостоять смертоносным западным лжеценностям и поддерживающая Православную Церковь?
Далее вызывает вопросы шкала приоритетов. Сам факт того, что 24 февраля российские войска пошли на Запад, а не наоборот, позиционируется как достаточный, чтобы осудить любое одобрение этой войны. Намеренно не будем сейчас поднимать тему того, какие велись военные приготовления и с чьей стороны накануне указанной даты – пусть об этом скажут военные эксперты. Но что же делать с той адской бездной, теми вратами, что распахнулись перед нашими народами и всем человечеством с Запада и которые без сомнения могут и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10: 28)? Какие меры противодействия были бы адекватны этой угрозе? Было ли (и является ли сейчас) достаточным сопротивление западной «культуре», вчера секулярной, сегодня уже антихристианской, а завтра, очевидно, сатанинской, что на Украине, что в России? Или приход России грозит православным украинцам гибелью души, чего в отсутствие этой войны не было бы?
Голос СПЖ, кажется, является голосом гуманизма: только бы не было войны – это хуже всего. Но что такое гуманизм, оторванный от истины, наши народы уже сполна испытали на себе, особенно в предыдущее столетие. Гуманно, канонично ли было Пересвету и Ослябе брать вместе с чётками в руки мечи и поднимать их на воинов Золотой Орды – государства, к которому они и сами принадлежали? Или надлежит осудить церковных иерархов, которые благословляли войска на русско-литовские войны между православными XV-XVI вв., на войну России за Левобережную Украину после Переяславской Рады 1654 г.?
«Поражай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими» – вот путь, который заповедала Церковь, говоря при этом о любви к своим личным врагам. Действительно, есть такие действия, которые содержат в себе отрицательный, греховный элемент вне зависимости от обстоятельств и их нравственных оценок (например, не может быть священником тот, кто убил человека или взял в жёны соблудившую). И сам факт нападения, можно это в принципе допустить, относится к чему-то такому. Разумеется, не может не вызывать горечь убийство единокровных и единоверных украинцев. Но случается так, что жизнь ставит перед трудным выбором, включая вынужденные убийства и войны как реалии падшего, подверженного действию греха мира.
Цель присутствия Церкви в падшем мире – это теосис, обожение людей и его преображение, а цель истинного государства – предотвращение наступления ада на Земле. Говоря о земной власти, апостол Павел говорит: делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13: 3-4). Может ли служить основой для разделения и осуждения Церкви одобрение ею военных действий государства, официальной, объявленной целью которых является борьба за традиционные ценности и против несомненного зла?! Вопрос риторический.
Со стороны Украины начатую войну часто сравнивают с каиновым братоубийством. Таков ли мотив русского народа в этой войне, и такой ли мотив Русской Церкви, которая эту войну одобряет? Каин убил Авеля за то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1 Ин. 3: 12). Как видно, убийство становится каиновым тогда, когда оно совершается из гнусных мотивов. Но в сложившейся ситуации это совершенно не так. Хотелось бы сказать «ровно наоборот», но, к сожалению, это невозможно, поскольку, как уже говорилось выше, плачевное духовное состояние русского народа не вызывает сомнений. Поэтому ограничимся сказанным «это совершенно не так». Да, кому война, а кому мать родна – подмечая действия отдельных дежурных «Иуд» на стороне России украинской стороной ставится вопрос об опасном и вредном само-ассоциировании РПЦ с «плохим» государством, которое во многом и оттолкнуло от себя Украину в предшествующие десятилетия.
И тут обвинители РПЦ встают на те же грабли, что и критики той поддержки, которую оказала Русская Церковь советской власти в смертельной схватке Великой Отечественной. СССР образца 1941 г. был несравненно дальше от идеала православного государства, чем РФ образца 2022 г., то было государство-гонитель. Но когда речь встала о риске гибели всей восточнославянской цивилизации, всего святого и всякой государственности в принципе, в одном котле и одним махом, Церковь единодушно и без сомнений подставила государству плечо. Разве не так сейчас обстоят дела перед лицом распоясавшегося, обезумившего Запада?!
В целом же вопрос о допустимой глубине церковно-государственного сотрудничества как такового является дискуссионным. Но если обвинять РПЦ в «погружении в государство», то придётся делать это и в отношении святителей эпохи Константина Великого и его наследников, когда подобная связь с государством установилась и развилась. И уж кому, как не Русской Церкви знать цену, которую приходится платить за связь с государством, которое становится на неправедный путь (о чём и сам СПЖ пишет). Таков исторический путь Православия и Русского – в особенности.
Кто не против вас, тот за вас (Мк. 9: 40). Так что если мотиватором участия в войне для мусульман является борьба с сатанизмом, содомией, нацизмом, то нет ничего постыдного встать с ними в один строй. Каковы же мотиваторы у тех ляхов, которые ринулись в этой войне помогать украинским сынам?
Невзирая на подлые затейки некоторых сильных мира сего, мы должны констатировать: грешная Россия и Русская Церковь объявили войну самому диаволу, а не Украине. Каждый грешный крещеный человек знает, чего стоит этот плевок с Востока на Запад в сторону дьявола, если не сходит с начатого пути. К величайшему сожалению, Украина во всех смыслах оказалась с Западной стороны. Да посетит же нас Восток свыше!
Павел Александрович Панов, юрист, православный публицист
2.
1. Уловка сатаны.
Сегодняшняя война между Россией и Западом ведется против сатаны, с обоих сторон. Но еще сатана (антиномия ценностей) не осознается в полной мере. Однако, теряется из виду другое: то, каков статус Запада и статус России в каноне мира, вообще. То есть в каноне по Предначертанию, в котором нет никакого зла, априори. А статус таков, что Россия занимает место первой правды канона, а Запад - второе месть правды, вторую правду. Правда едина как дух, но в духе четко разделены мысль и чувство, однако сам дух приводит их к единству себя посредством обнаружения смысла. Не только ума, но и смысла вещи, то есть чувства.
Однако, как мысль - не чувство и чувство - не мысль, так Россия не Запад и Запад не Россия. Их может объединить только единый дух, посредством единства смысла мысли, и смысла вещи. Смысл вещи не может быть от ума, но - подчиняется уму и занимает свое место среди вещей мира так, что вещи в своей гармонии несут благодать. Благодать чувств подчиненных смыслу ума, понимающего Предначертание. Последнее - действие России, благодать чувств вещи на своем месте - цель Запада.
Но мы идем к этому с разных сторон. Подход в данной войне друг к другу - против сатаны - идет с разных сторон жизни, вообще, с разных сторон бытия. Россия идет со стороны воли к разуму, Запад идет со стороны гармонии культуры, со стороны покоя и чистоты вещей на своем месте. При этом и сам смысл запутан (распутывается) и сама гармония красоты находится в блуде (Запад признает этот блуд признанием закона). Но Запад ищет законное средство освобождение мира красотой, поэтому узаконивает блуд и всякую другую нечесть, дабы подчинить ее закону, и законом утверждать красоту вещей. А Россия идет к этому же, но через разум, через волю к смыслу. Отрицая возможность быть греху и злу, как Богом не данные. Они идут к этому через закон, мы идем к этому через волю к смыслу, через смысл закона, в котором отсутствует грех, как не законный.
Наш общий подход противоречив друг другу, но только потому, что данная война идет против сатаны, причем и со стороны России, и со стороны Запада. Отчасти мы одновременно и запутаны в этой войне, и одновременно - распутываясь - воюем против сатаны. Цель этой войны - узнать России и Западу друг друга как христиан, узнать друг друга в лицо. Но наше лицо искажено оскалом сатаны, и это мешает признать нам друг друга. Мы просто в лицо не узнаем друг друга, глядя в упор друг на друга.
Но - должны узнать. После Первой и Второй мировых войн... должны узнать!