Возможно, нет другого пути, чтобы Христос стал для нас всем, кроме как лишиться всего. И это касается не только масштаба личности, но и общества, и Церкви.
Увы – жизнь все чаще являет неприглядные картины выборов между Христовой истиной и чем-то еще. Дорого ли, например, стоит рост формальной статистики крещений, приходов, просмотров, и так далее в сравнении с чистотой неповрежденного Православного учения? Искушение профанацией священного и «прогиба под изменчивый мир» для Церкви сейчас поистине судьбоносно: после падения коммунизма в войне за Россию победы сменились чередой поражений, которые непременно надо остановить…
Но какими средствами?!
Один из свежих душераздирательных примеров – ситуация с распространением в т.ч. по церковным каналам УМК «Приходская школа “под ключ”» диакона Ильи Кокина, когда вроде бы ради благих целей детско-юношеской катехизации удешевляются, если не подвергаются поруганию драгоценные и священнейшие элементы нашей веры. Хотя, конечно, это не единственный пример.
В самом деле, если, например, наступил век инфографики, то почему бы не преподнести общественности догмат о Святой Троице в форме мультфильма? Если молодежь с головы до пят заражена блудной проказой, то подтолкнуть к пролистыванию Библии, наверное, несложно, если напомнить о каком-нибудь «пикантном» эпизоде в этой Книге. И даже больше: круг участников Таинств может на определённое время расшириться, если снять ограничения на доступ к ним…
Корень проблемы достигает глубины праведности фарисеев, так что исторгнуть проблему можно, только превзойдя эту внешне внушительную праведность, только углубившись под порой громкие штампы «верующего», «крещеного», «титулованного». И пока одни твердят об искусстве делать проповедь доступной для «целевой аудитории», об адаптации критериев церковности, у других из головы не выходит печальный опыт Второго Ватиканского собора, не говоря уже о бесценном опыте жизни в Духе Святом, который и составляет «оружие» Церкви на пути преображения мира. Конечно, мир готов на многие компромиссы с христианами, только бы они не использовали его. Натиск секулярного, отвергнувшегося Христа мира становится столь мощным и неудержимым, что христиане волей-неволей обмирщаются, примеряют на себя чуждые церковному духу жизненные и мировоззренческие стандартны и тонут в море компромиссов.
Но когда человек находит истинное сокровище, он утаивает его, от радости идёт и продает всё, что имеет, и покупает поле, где оно сокрыто (Мф. 13: 44). Наше сокровище – Христос, и найти его мы можем, только продав все, что имеем. В Православном учении эта мысль навсегда отвердела после Паламитских споров, когда Церковь засвидетельствовала возможность и реальность личного богообщения для каждого живущего на Земле человека. Но в тот самый момент она была оспорена по мотиву якобы недосягаемости Бога для человека в плане личного общения, после чего отчаявшиеся в поиске небесного Отца народы Европы стали переориентироваться на миролюбие и человеколюбие, после чего началась знаменитая эпоха Возрождения. Однако строго говоря, отсутствие богообщения превращает христианство в фарс.
Так ли много имеет сейчас гражданин России, русский человек, так ли много имеет Русская Церковь? Совсем нет – после всех поражений предшествующих десятилетий в войне за Россию совсем немного. И потому вдвойне обидно расставаться с этим немногим, когда другие изобилуют. Но, по всей видимости, подвиг нашего народа на пути к воскресению в том и состоит, чтобы принять великие лишения и уничижения, отказаться от внешнего суррогата, чтобы войти в радость Господа своего.
Павел Александрович Панов, юрист, православный публицист