«Небесные граждане» и российские мусульмане

Ближний – не чужой, даже если он не «свой по вере»

Российская Империя  Первая Мировая Война  Новости Турции 
0
400
Время на чтение 13 минут
Фото: Предоставлено автором

Те, кто поверхностно знаком с учением уранополитизма убиенного иерея Даниила Сысоева, нередко путают его с толстовством. Хотя их и роднит антпатриотизм, но на самом деле уранополитизм является разновидностью шовинизма, только критерием здесь является не национальность, а религиозная принадлежность. По словам о. Даниила: «Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой, – это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие…» [Сысоев Даниил, свящ. Жизнь в памяти смертной].

Последователей этого учения отличает крайняя нетерпимость к своим оппонентам. Проявляют они ее и в отношении мусульман.

В своей статье «Размышления после жуткой истории с дочерьми о.Даниила Сысоева» я приводил слова одно из ближайших учеников о. Даниила – Виктора Куприянчука, руководителя московского отделения Миссионерского движения в честь святого пророка Даниила при Храме апостола Фомы (храме, настоятелем которого и был о. Даниил Сысоев). В Telegram-канале «Уранополитика» он пишет (точнее, он пишет у себя, а «Уранополитика» репостит), вспоминая об убийстве о. Даниила Сысоева: «Теперь можно. Я думаю, что Станиловский причастен к убийству. Слишком странно он задержал о. Даниила. Никогда такого не было. О. Даниил всегда после бесед общался с прихожанами. Исповедовать — никогда. Тем более не понятно — ты не мог завтра исповедоваться? Еще после смерти о. Даниила мы ехали с ним в машине и он рассказывал, что в квартире у Юли появилась икона «поцелуй Иуды». Спрашивал, кто бы мог это сделать? ПС.: Я давно высказывался, что не верю, что мусульмане это сделали. Слишком трусливые. Они даже палестинских детей не хотят защищать. Да и есть факты о том, что через год после «раскрытия» дело на самом деле не было раскрыто».

Что можно заключить из этих слов?

Первое – миссионер-сысоевец не верит, что о. Даниила убили мусульмане (хотя сысоевцы превозносят его именно как мученика за веру, убиенного магометанами).

Второе – почему он не верит? – Потому, что для этого они якобы слишком трусливы. Не хотят защищать палестинских детей, дескать. Немного не понял, что он имел в виду. Может быть, ему не терпится, когда мусульмане Ближнего Востока начнут смертельную войну с Израилем, а вместе с ним и с США, которые стоят за его спиной? Вообще я уже заметил по этому поводу, что не сысоевцам, ничего не сделавшим для защиты дочерей о. Даниила Сысоева, попавшим в страшную беду, упрекать кого-либо. Но сейчас речь не об этом.

Речь у меня о том, допустимо ли в отношении представителей иной веры делать такие заявления, обвиняя их в трусости? На самом деле мусульмане не более трусливы, чем большинство из нас, православных. Не более храбры, и не более трусливы. В большинстве, я думаю, такие же люди. Зачем миссионеру делать такие явно антимиссионерские заявления?

Если кто-то думает, что это один Виктор Куприянчук такой, он ошибается. Такое отношение к оппонентам идёт от его убиенного учителя, хотя и не в такое грубой форме. Так, в главе «Мешает ли национальность отречению от исламских заблуждений?» (из книги «Прогулка протестанта по Православному храму») о. Даниил Сысоев заявляет:

«Второй этап исламизации народов Кавказа связан с военными походами Тамерлана (1385-1403). Согласно сведениям царевича Теймураза, народы Северного Кавказа – кистинцы, дзурдзуки и другие были христианами, и имели грузинскую письменность. После завоевания этих народов, Тамерлан, который завоевал эти народы, запретил все грузинское и поставил им арабских мулл. …среди чеченцев и ингушей с 10 века из Грузии стало распространяться христианство. Но сильного сознания в душах большинства вайнахов оно не произвело, и у большинства из них было, по сути, двоеверие. ...Так что все разговоры об исконном исламе кавказцев – не более чем миф и пропаганда. Нынешние мусульмане Кавказа – поттомки тех трусов, которые отреклись от веры предков под угрозой смерти, а те, кто принимает Православие – не только проявляет мужество, но и совершает возвращение к тому лучшему, что было у его народа. Таким образом традиционной верой для мусульманских народов является вовсе не ислам, а многобожие, или (для лучшей их части) христианство» [Сысоев Даниил, священник. Прогулка протестанта по Православному храму. М., 2003. С. 105; см. также].

Как следует их слов самого же о. Даниила, часть кавказцев была христианской (под влиянием Грузии), но основная всё же – язычники. Т.е. переход от язычества к магометанству (от христианства – меньшей части) о. Даниил назвал трусостью. Допустимы ли такие заявления для миссионера? – Думаю, что нет, даже если они справедливы. Да и справедливы ли они? Может быть, они потому с легкостью отреклись от многобожия (а кто-то – от христианства), что просто не слишком дорожили этим? Сам же сказал о чеченцах и ингушах, что «сильного сознания в душах большинства вайнахов оно [христианство] не произвело, и у большинства из них было, по сути, двоеверие». Причем тут трусость?

Даже если о. Даниил и был бы прав, то такие заявления недопустимы для миссионера, и являются антимиссионерскими по сути. Не думаю, что оскорбление предков должно как-то способствовать православной миссии среди горцев. Более того, здесь даже каким-то расизмом отдаёт.

Есть что-то общее в этих словах о. Даниила о «трусливых» предках кавказцев со словами известной татарской националистки писательницы Фавзии Байрамовой (большой поклонницы гитлеровского, а потом американского прихвостня Гарифа Султанова, между прочим). Когда в 2017 году руководитель московской общины православных татар Динара Бухарова от лица православных татар обратилась к Дональду Трампу с просьбой отменить Закон о порабощённых народах, к коим этот закон причисляет и татар, эта Фавзия Байрамова разразилась гневом в отношении кряшен. Вообще-то этническая принадлежность кряшен для многих из них самих является спорной. Не все кряшены считают себя татарами. Кто-то считает, что они – отдельная национальность. Но Фавзия Байрамова обрушилась именно на кряшен: «...Когда понадобилось выйти в большой свет, некоторые "кряшены" вспомнили о своем татарском происхождении и стали говорить от имени "православных татар". Но такие не достойны звания татар! Такого предательства не простят истинные татары, которые пошли на большие жертвы, горели в огне, тонули в ледяной воде ради сохранения своей веры, религии, независимости и свободной нации…» [Заменят ли кряшены свои иконы на православные шамаили?].

Не то, чтобы идентично, но нечто общее всё же есть. Впрочем, если у Байрамовой – гнев и злоба, то у о. Даниила – скорее просто безответственное заявление. Самое главное – и уранополиты-сысоевцы (разделяющие радикальные взгляды своего учителя) и националисты-сепаратисты мусульманского толка (казалось бы, полные антиподы) способствуют: разжиганию вражды между православными христианами и мусульманами России, что выгодно врагам нашего Отечества.

Весьма характерна также мысль о. Даниила из статьи «Главное в Церкви – Христос», которая вошла в книгу «Гражданин неба»: «Напомню, что, вопреки тиражируемому мифу об опыте мирного сосуществования в России ислама и христианства, в реальной истории война мусульманства и России длится все время начиная с св. Владимира (войны с Волжской Булгарией) и до наших дней (Чечня). Исключением являлся только период татаро-монгольского ига» [Сысоев Даниил, священник. Главное в Церкви – Христос; см. также: «Гражданин неба». М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. С.102]. Хотя сама статья представляет собой полемику с русскими националистами, а не с мусульманами, всё же цитата эта отражает воззрения о. Даниила и его последователей на мусульманский вопрос в России.

Отношения с мусульманами в России действительно складывались непросто. Однако так или иначе мусульмане жили в составе нашей страны и участвовали в строительстве нашего государства и защите от внешних врагов. Волжскую Булгарию о. Даниил привел напрасно – это было отдельное самостоятельное государство, войны с ней по сути ничем не отличаются от войн с другими государствами, в т.ч. не мусульманскими. А в войне в Чечне наши федеральные силы воевали вовсе не с мусульманством на самом деле, а с террористами, прикрывающимися исламом. Это очень хорошо понял Ахмат Кадыров, исламский священнослужитель, выступивший против ваххабизма еще в период «независимоой Ичкерии», а позже перешедший на нашу сторону. Он не мог не понимать, что на него будет объявлена охота. И, в конце концов, после ряда покушений, он был убит террористами. Террористами был также убит и татарский имам Валиулла Якупов, бесстрашный борец с ваххабизмом в Татарстане.

Руководитель подразделения «Ахмат» Апти Алаутдинов, ныне воюющий на СВО, убежденный мусульманин, воевал на стороне федеральных сил во вторую чеченскую кампанию. В первую чеченскую он не воевал, был еще молод и учился в институте, но в той войне погиб его отец, также воевавший за Россию.

Мусульмане России, также как и православные, принимали участие в защите нашего Отечества, и в том числе против исламских государств. Например, мусульмане- азербайджанцы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Напомню читателям, что это была освободительная война против турок-мусульман, угнетавших наших православных братьев – балканских славян. На Кавказе в этот период также шли боевые действия, и одной из ярких страниц истории является оборона Баязета. В этой обороне очень большую роль сыграл полковник Исмаил-Хан Нахичеванский. Процитирую отрывки из статьи профессора Рудольфа Николаевича Иванова:

«Цитадель не была подготовлена к осаде… Когда ворота были заперты, вода, идущая к фонтану, сразу же была перекрыта турками, а наспех сделанные запасы из оставшейся в бассейне воды, оказались мизерными. Провизии оставалось не более чем на три дня. Вот в таких условиях началась беспримерная 23-дневная оборона крепости Баязет, длившаяся с 6 по 28 июня и вошедшая в историю как "Баязетское сидение"... В командование гарнизоном без назначения свыше, инициативно вступил полковник Исмаил-Хан Нахичеванский. Он сразу же принял необходимые меры… Прибывший в цитадель очередной парламентер, перебежавший к туркам уже после начала войны, с надменностью заявил Исмаил-Хану, что войска Тергукасова разбиты, ждать помощи неоткуда. Если гарнизон не капитулирует, он будет перевешан. Исмаил-хан ответил, что вначале будет повешен сам парламентер, как изменник. Приказание было немедленно выполнено. В условиях, когда дальнейшая судьба осажденных не была известна, этот поступок полковника в крепости, а затем и командованием, был оценен как проявление большого мужества. Исмаил-Хан смотрел на создавшееся положение глазами реалиста. Впоследствии он разъяснял: "Я, конечно, не отрицал возможности подобного конца, но всегда повторял при этом, что я никогда не соглашусь на сдачу Баязета еще и потому, что я – муссульманин. Я знаю, что именно этому обстоятельству припишут сдачу, если бы на нее побудили даже тысячи других причин"...» [Иванов Р.Н. Оборона Баязета: правда и вымысел].

Во время первой мировой войны Россия воевала не только с Германией и Австрией, но также с Османской империей. Османские священнослужители объявили России и ее союзникам джихад в надежде привлечь на свою сторону мусульман из числа подданных нашей страны и стран Антанты. Однако успеха это не имело. Российские муллы поддержали наше Отечество, а вовсе не единоверных турок.

Из статьи православного автора, кандидата исторических наук, Петра Валентиновича Мультатули «Император Николай II и мусульмане» (в статье этой П. Мультатули полемизирует в том числе с тогда еще здравствующим о. Даниилом Сысоевым):

«11 ноября 1914 года муфтий Султанов заявил, что Турция сделала необдуманный шаг, и сделала его, несомненно, под влиянием Германии, что объявление джихада не вызвано ни интересами Турции, ни религией ислама. Муфтий подчёркивал, что в Российском государстве «мы живём уже много веков и с ним сблизились исторически; в этом нашем отечестве мы живём, пользуясь земными благами и спокойствием; целость нашего отечества, а равно и его мощь, есть источник нашего благополучия и нашего спокойствия… Нам, российским мусульманам, нужно, конечно, беречь своё отечество от врага».

В воззвании таврического муфтия А.М. Карашайского к мусульманам говорилось, что Турция «дерзнула напасть на наше дорогое отечество – Россию, являющуюся священной родиной для всех населяющих её народов, в том числе и для мусульман. Поэтому-то мы, мусульмане, вместе со всеми нашими соотечественниками обязаны стараться всеми силами изгнать врагов нашей родины и, исполняя священный свой долг, избавить её от бед».

Даже в Туркестане, откуда мусульмане не призывались в российскую армию, известный местный теолог мулла М. Бехбуди в своём журнале «Ойна» («Зеркало») в начале 1915 года писал, что участие России в союзе стран, противостоящих другим христианским государствам, к которым присоединилась Турция, нет ничего оскорбляющего и унижающего ислам. «Поэтому нашему туркестанскому туземному населению нужно быть спокойным, сдержанным и вполне лояльным» по отношению к Царю и стране, «иначе… мы обречём себя на неминуемую гибель».

…На фронтах Первой мировой войны геройски сражались представители многих мусульманских народов. Особенно это касается татар, чеченцев и ингушей. Интересно, что в Царской России для чеченцев и ингушей не было обязательной воинской повинности. Но некоторые из них по своему желанию служили в царской армии, став впоследствии прекрасными офицерами и генералами» [Мультатули П.В. Император Николай II и мусульмане].

Вообще по этому поводу можно много написать, я просто постарался привести яркие эпизоды, чтобы показать несправедливость оценок о. Даниила Сысоева и его последователей в отношении мусульман.

В заключение, возвращаясь к приведённым в начале статьи словам о. Даниила о том, что «нехристиане для нас чужие», напомню читателю о притче Христа о милосердном самарянине. Притчу эту все знают, но я процитирую то, что написал по этому поводу св. Иоанн Златоуст. Он приводит ее в своём «Слове о проклятии» и присовокупляет к ней: «Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, то есть самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего; этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым» [Святитель Иоанн Златоуст. Слово о проклятии].

То есть самарянин, по справедливому замечанию святителя Иоанна Златоуста, вовсе не был своим по вере. Но именно он, в отличие от «своих по вере» левита и священника, оказался ближним для пострадавшего от разбойников. Ближний – не чужой, даже если он и не «свой по вере». И для кого-то из нас таковыми милосердными самарянами могут оказаться мусульмане, иудеи, буддисты или даже атеисты. Поэтому одно дело – отношение к исламскому вероучению, для нас, христиан, – неприемлемому, ложному, а другое – отношение к живым людям, придерживающимся его.

Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. не делайте из частного общий вывод

Автор потратил много сил, оспаривая свой собственный тезис. Никто не спорит, что мусульмане стояли и стоят плечом плечом, и это здорово. Бывают и негативные примеры, но не в этом суть. Из единичных (единичного?) мнений автор распространил это на множество людей, которые себя относят к уранополитам. Бывая в их группах, знакомясь с текстами, комментариями я не встречал негативного отношения к мусульманам. Другое дело, что мусульманский патриотизм их не шибко окрыляет (как и христианский, коль скоро они уранополиты) и не даёт закрыть глаза на излишние братания, когда и смешиваются какие-то религиозные вещи. Зачастую уранополиты, как мне кажется, более строги в вере, в канонах и догматах, немножко такие "ультраортодоксы" - как обвинили Школу миссионеров, о. Георгия Максимова, последователей о. Даниила - и потому не готовы из-за патриотизма разделять радостное целование в дёсны, когда например, муфтий преподаёт в духовной семинарии или священник говорит о шлеме Александра Невского с сурой Корана, о том, что как мы поклоняемся в духе и истине, так и мусульмане молодцы (это я своими словами передаю). Такая настороженность, охранительность есть, но это совсем не то же, что превозношение.
РомКа / 17.10.2024, 03:21

1.

Верно.
С. Югов / 12.10.2024, 10:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Хамзатович Давлетшин
США – «Удерживающий»?
Размышления по прочтении книги «Неизвестный Даниил» (воспоминания о священнике Данииле Сысоеве)
17.12.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
Владимир Богомолов и его противостояние неовласовщине
К 100-летию со дня рождения писателя-фронтовика
29.06.2024
Все статьи Тимур Хамзатович Давлетшин
Российская Империя
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Также сегодня мы чтим память павших при обороне Киева от монголо-татарских полчищ
19.12.2024
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
От древнего города Полоцка до Южного Урала
Памяти Якова Петровича Кульнева
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
Все статьи темы
Первая Мировая Война
«Мы были накануне победы»
На Царском вечере, посвящённом Первой Мировой войне
26.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
Австро-Венгрия: «не сегодня и не завтра, но послезавтра»
О статье в венгерской газете «Magyar Hirlap» «В конце концов, русские возродят Австро-Венгерскую монархию»
31.10.2024
Все статьи темы
Новости Турции
Надо спасать христиан Сирии
О ситуации в стране после ухода Асада
10.12.2024
«Трамп пытается под сирийским шлейфом продавить выгодный для США украинский мир»
Украину необходимо дожимать до тех пор, пока американские мирные предложения не окажутся совпадающими с российскими интересами
10.12.2024
Кто кошмарит Сирию. Трамп в ярости от БРИКС:
замена доллара. Россия и биткоин
05.12.2024
Под контролем Турции в Идлибе взрастили наследников ИГИЛ*
Резко обострилась ситуация в Сирии, террористы захватили Алеппо
03.12.2024
«Стамбул» умер, да здравствует «Орешник»!
В открытии второго фронта против России в Сирии виновна «партия похабного мира»
30.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36