Об уранополитизме и патриотическом пункте «Основ социальной концепции РПЦ»

Об участи погибших воинов

0
87
Время на чтение 17 минут

Источник: Благодатный Огонь

Тема уранополитизма (псевдохристианского учения, противопоставляющего христианство патриотизму) в последние годы вроде бы стала затихать. Уранополиты, очевидно, поняв непопулярность их учения в Русской Православной Церкви, как-то примолкли, и если высказывают свои взгляды, то в основном в узком кругу единомышленников. Однако не так давно один из ярких проповедников этой идеологии иерей Алексий Шляпин заявил о своей антипатриотической позиции довольно открыто, выступив на Епархиальном собрании со своим антипатриотическим вопросом к Святейшему Патриарху Кириллу:

«Вот, мы при написании подобных документов пишем слова Родина и Отечество с большой буквы. А ведь наше Отечество Небесное. Почему мы придаем такое значение земному, если должны вести народ к Небесному? Я не согласен с такой патриотической тенденцией в церковных отношениях. Долг священника вести людей в Царство Небесное, а не патриотизмом заниматься».

Патриарх ему ответил:

«Церковь не может не быть со своим народом, Церковь не может не быть ответственной за судьбу страны. Очень многие бы хотели, чтобы мы в это не вмешивались,  уверяю Вас, очень. Но если мы пойдем по этому пути, мы откажемся от того, что делали такие люди, как Александр Невский, как Димитрий Донской, преподобный Сергий и целый ряд, сонм наших святых, которые были патриотами, защитниками нашего Отечества».

Очень хорошо ответил Патриарх. Однако уранополитическое (антипатриотическое) течение в нашей Церкви существует уже достаточно долго. Тот же иерей Алексий Шляпин со своим антипатриотическим докладом (о котором пойдет речь ниже) на собрании Можайского благочиния выступил уже давно (не позднее 2012 года, когда мною была написана эта статья). Однако никаких выводов на официальном церковном уровне,  к сожалению, не сделано. Надеюсь, что наше священноначалие со временем осознает опасность этого псевдохристианского учения, и оно будет осуждено.

Против заблуждений о. Алексия Шляпина я уже писал, и не раз. Дело в том, что его доклад (опубликованный на сайте «Православный взгляд») явился самым настоящим уранополитическим катехизисом, в котором основные уранополитические аргументы приведены в систему. Доклад этот достаточно большой, и его пункты требуют подробного разбора, что никак не могло поместиться в рамки одной или двух статей. Мною в 2012 году была написана статья «Уранополитизм против патриотизма “Основ социальной концепции РПЦ”». Однако даже в рамках этой темы мною было разобрано не все.

Напомню, о чем тогда сказал о. Алексий Шляпин:

«В церковном сознании РПЦ имеет место навязанный со стороны государства и нации ложный стереотип, будто патриотизм является составляющей Христианства. На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания. В отличие от своего более радикального проявления, национализма, патриотизм – вещь более опасная. Именно в силу своей меньшей радикальности и поддержки со стороны государства. Как медленный и менее заметный яд, отравляющий церковное сознание» (Иерей Алексей Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/).

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (далее – ОСК), принятых на  Архиерейском Соборе 2000 г.,  говорится и о христианском патриотизме:

«II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам».

Иерей Алексий Шляпин (как и прочие уранополиты) с этим соборным документом не согласен. По его мнению, «формулировки ОСК РПЦ несут отпечаток этой болезни (патриотизма), которой РПЦ страдала долгое время» (см. параграф «Болезнь РПЦ»)

В параграфе «Современная ситуация – ОСК РПЦ» он ссылается на слова основоположника уранополитизма, священника Даниила Сысоева:

«Свящ. Даниил Сысоев: “ОСК в этом пункте крайне нетрадиционный документ. Наряду с явным исповеданием уранополитизма там есть странные, и не основанные на Откровении требования к христианам, которые будучи применены буквально должны привести к массовой деканонизации святых (уж трех святителей точно)”».

Это совсем неправда, и я уже об этом писал. В «уранополитических» цитатах всех трех святителей, равно и в цитатах других святых, цитируемых небесными гражданами, нет ничего антипатриотического.

Хочу также заметить, что в одном месте критика о. Алексием Шляпиным патриотического пункта соборного документа (ОСК) справедлива. Он приводит цитату и отвечает на нее:

«“Взявшие меч, мечем погибнут” (Мф. 26. 52), – в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны…» (VIII.3.)

«Согласно толкованию свт. Иоанна Златоуста, Господь упрекнул, даже припугнул ап. Петра за извлечение меча. Т.е., Он порицает, а не одобряет попытку извлечения меча. Как же на этом можно строить оправдание извлечения меча (для справедливой войны)? Это прямо противоположный смысл».

Вынужден признать, что, по крайней мере, данное замечание о. Алексия справедливо – в этом месте ОСК действительно допущен явный ляп. Как такое произошло – ума не приложу. Среди авторов ОСК мне известно имя только одного из них – профессора Андрея Зубова. Конечно, «специалист» по патриотизму еще тот, учитывая его последующую антироссийскую позицию после Крымской весны, а также его рассуждения об «ошибке» генерала Власова и «национально мыслящем» гетмане МазепеКроме того, он также впоследствии проявил себя как апологет бандеровщины. Но, с другой стороны, вроде грамотный человек, мог повнимательней отнестись, равно как и другие разработчики. И все же отдельные недоработки вовсе не отменяют ценности этого соборного  документа.

Разбирает (и оспаривает) священник Алексий Шляпин и некоторые цитаты святых, приведенные в этом соборном документе. Так, он пишет:

«Слова прав. Иоанна Кронштадтского “...о любви к земному отечеству: «Люби отечество земное…»” (II.2.) противоречат Слову Божию, Преданию Церкви, не подтверждаются согласием отцов. Это его “частное ошибочное высказывание” в духе времени».

Вообще-то о любви к отечеству есть даже у древних Отцов, но сейчас мне бы хотелось разобрать еще одно несогласие о. Алексия со святыми патриотами. В ОСК приводятся слова равноапостольного Кирилла, и о. Алексий возражает на это:

«“…Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом” (VIII.2.).

Слова св. Кирилла о мученическом статусе воинов, погибших на поле брани, не подтверждаются соборным голосом Церкви. 13-е каноническое правило свт. Василия Великого определяет их роль как достойную, но небезупречную.

 

“Отечество” же в данном случае св. Кириллом имеется в виду не вообще, и не в патриотическом смысле, а как оплот Православной веры в контексте той исторической ситуации».

По поводу Отечества как оплота Православной веры. Если это так, то зачем же было тогда о. Алексию оспаривать слова св. прав. Иоанна Кронштадского? Разве он не считал Россию таковым оплотом? И что значит «не в патриотическом смысле»? В ОСК патриотизм определяется как одна из форм служения к ближнему, а любовь к ближнему заповедана Самим Господом.

Что касается 13-го канонического правила свт. Василия Великого. Его любят приводить всякие «православные» пацифисты, хотя вообще-то сысоевцы – вовсе не пацифисты, а совсем даже наоборот. Но поскольку о. Алексий Шляпин привел этот «пацифистский» аргумент, то следует ответить и на него. Сначала разберем слова 13-го правила святого Василия Великого:

«Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин».

Что мы видим из этих слов? «…может быть, добро было бы советовати…». Тут просто личная рекомендация, не более. Надеюсь, читателю нет нужды объяснять, что сия рекомендация не исполняется и вряд ли исполнялась.

Кроме того, есть еще другое правило. Я имею в виду каноническое послание святого Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, также входящее в «Книгу правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец»:

«Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется».

Слова о том, что погибшие за отечество воины сподобляются мученических венцов, произносились не только равноапостольным Кириллом. В более позднее время в этом же роде высказывались и св. Игнатий (Брянчанинов) и св. Филарет Московский, и другие. Вот что, к примеру, писал св. Игнатий (Брянчанинов):

«В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят её в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых» (Письма cвятителя Игнатия Брянчанинова Н.Н. Муравьёву-Карскому. Письмо 2. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=854).

Эта мысль св. Игнатия вызвала несогласие священника Алексея Шляпина. В своем докладе в пункте «Патриотизм святых» (который, по его утверждению, не подтверждается согласием отцов), в подпункте «Разбор примеров», он приводит, наряду с другими патриотическими цитатами русских святых, и эту мысль св. Игнатия как аргумент патриотов, и отвечает на нее:

«Приносить что-либо (жизнь) в жертву “Отечеству” – это явное язычество, идолослужение. В этом свт. Игнатий явно погрешает и расходится с позицией древних Христиан, которые разрушили в Риме алтарь “Отечества”».

На самом деле христиане разрушили вовсе не алтарь «Отечества», а алтарь римской богини Виктории (Победы). Иерей Алексий явно перепутал, как до него перепутал о. Даниил Сысоев (см. мою статью «Уранополиты об «алтаре отечества» и святителях Игнатии Брянчанинове и Амвросии Медиоланском». И слова святителя Игнатия, как и подобные же св. Филарета, «принести в жертву» нужно понимать не буквально, а аллегорически. Упрек о. Алексия в адрес святителя несправедлив.

Да, в истории Церкви был такой эпизод, когда византийский император святой Никифор II Фока добивался того, чтобы Церковь признала святыми всех погибших воинов. Церковь на это не пошла. Наверное, большинство читателей согласится со мною, что гибель в бою вовсе не означает автоматического перевода погибших воинов в ранг святых мучеников. Царство Небесное – это не германо-скандинавская Вальгалла, куда валькирии переносят павших воинов. Святитель Игнатий имел в виду явно не обычную доблесть, а жертвенную любовь, которая должна быть мотивом христолюбивых воинов. И если воин-христианин принял свою смерть ради любви к ближним, к Отечеству, если он имел в сердце Христа, то тогда, наверное, он действительно сподобляется быть причисленным к сонму мучеников. Пусть даже он не будет при этом официально канонизирован.

Хотя примеры официальной канонизации таковых воинов также есть. Это мученик Меркурий Смоленский, погибший в бою с татаро-монголами. К этому же числу можно, наверное, отнести и преподобного Александра Пересвета. Да, он прославлен как преподобный, но погиб-то он именно в бою. И не случайно в службе преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе в стихирах на стиховне обоих иноков-воинов именуют преподобномучениками:

Преподобномученицы Александре и Андрее,/ святии схимницы и ратницы непобедимии,/ воинов православных похвало/ и всех верных укрепление,/ Отечества нашего славо/ и Церкве Русския украшение,/ столпи крепцыи благочестия/ и веры Христовы адаманти твердии./ Молитеся ко Святей Троице/ стране нашей в мире пребывати/ и душам нашим спастися.

 

Слава, глас тойже:

 

Благословенни есте, преподобномученицы Александре и Андрее,/ аще бо и земнородни бысте,/ но ангельскаго достоинства потщастеся достигнути/ и, о телесех нерадевше,/ страдании своими безплотных чести сподобистеся./ Тех молитвами, Христе Боже,/ низпосли нам велию милость.

Что же касается погибших в бою воинов вообще, то даже и те, кто не были столь благочестивы и достойны причисления к сонму мучеников, все же не остаются без награды или хотя бы облегчения своей участи. Здесь уместно привести слова преподобного Макария Оптинскогосказанные в письме во время Крымской войны:

«Многие, положившие живот свой на брани, верно получат оставление грехов и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной» (Преподобный Макарий Оптинский. Письма к монахам. №155 (3 мая 1855 г.) https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/pisma-k-monashestvuyushhim-otdelenie-1-pisma-k-monaham/#0_155).

Т.е. многие увенчаются, а многие – получат оставление грехов.

Возвращаюсь к словам о. Алексия Шляпина, сказанным патриарху Кириллу: «Долг священника вести людей в Царство Небесное, а не патриотизмом заниматься»Путь в Царство Небесное лежит для очень многих (пусть и не для всех) именно через жертвенное служение Отечеству, о чем говорят многие святые. Еще раз повторю то, о чем говорится в ОСК – христианский патриотизм есть одна из форм служения ближнему.

 

 Благодатный Огонь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Хамзатович Давлетшин
Солоневич против Пушкина
Великий поэт, безусловно, был патриотом России, даже в свой первый, «революционный», антимонархический период
07.03.2025
О «патриотическом мотиве» распятия Христа и преследований ранних христиан
Особенности уранополитической экзегезы иерея Алексия Шляпина
17.02.2025
США – «Удерживающий»?
Размышления по прочтении книги «Неизвестный Даниил» (воспоминания о священнике Данииле Сысоеве)
17.12.2024
Все статьи Тимур Хамзатович Давлетшин
Последние комментарии
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.04.2025 23:10
Идти царским путём
Новый комментарий от Zakatov
13.04.2025 21:13
«Модератор» продолжает своё сатанинское дело
Новый комментарий от Калужанин
13.04.2025 20:21
На Страстной седмице форум РНЛ будет закрыт
Новый комментарий от prot
13.04.2025 19:58
Белорусская идеология: плюсы и минусы
Новый комментарий от Александр Волков
13.04.2025 18:20
«Русь, не трусь… воробей, не робей!»
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2025 15:29
«Западники уничтожают школьное образование и воспитание»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
13.04.2025 12:59