К проблеме пастырства и наемничества
Тут мне переслали «интересные» рассуждения на тему содержания прихожанами духовенства. Поясню суть конфликта. Некий священник решил, что его прихожане несколько жмутся, и слишком мало дают на содержание храма. Дело в том, что приход этот – сельский, людей туда ходит мало, и действительно средств не хватает. Сам этот священник трудится также в городе, в большом храме, и кормится за счет него. Сельский же приход дохода не приносит. Желая подвигнуть на большую щедрость своих немногочисленных сельских прихожан, он решил прибегнуть к авторитету апостола Павла, а именно, к первому посланию Коринфяном. Цитирую батюшку:
«Несколько слов из Священного Писания на нашу тему! Апостол Павел полностью посвятил 1 Послание к Коринфяном, которые осуждали его и Варнаву, говоря, что что они не имеют права на то, что их содержала Церковь. В этом случае, апостол Павел сравнивает это со служением в Храме в Ветхом Завете и говорит: " Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берет долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Коринфянам 9:13-14)
Ещё в начале 9 главы 1 Послание к Коринфяном Апостол Павел пишет: " Вот моё защищение против осуждающих меня. Или не имеем власти иметь спутнецею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?"
Так как коринфяном казалось, что от них требуется слишком много, когда речь шла о поддержке служителей Евангелия, Апостол Павел задал ещё один риторический вопрос: " Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожинаем у вас телесного?" (1Коринфяном 9:11
Надеюсь никто из вас не сомневается в авторитете святого Апостола Павла!»
Ниже привожу скриншоты из группы в ватсапе этого прихода:
Меня попросили прокомментировать это высказывание батюшки, что я и делаю.
Что на это сказать? Сомнений в авторитете апостола Павла у меня лично нет. Возникли только сомнения в том, что батюшка правильно истолковал слова апостола.
Неправда заключается уже в словах, что этой теме посвящено полностью 1 послание Коринфяном. На самом деле речь на эту тему идет только в 9-й главе (откуда батюшка и цитирует). Но главное даже не это. Главное заключается в том, что даже в этой главе речь не шла о том, что коринфяне не желали содержать апостолов Павла и Варнаву, и что им казалось, будто те требуют от них слишком много. На самом деле апостолы на свое содержание ничего от коринфян не требовали.
Чтобы читатель понял это, процитирую текст апостола несколько полнее:
«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании (Коринфяном 9 ; 11-18)».
Что следует из этого? А то, что апостол Павел говорит коринфяном, что он имел право питаться за их счет, поскольку сеял среди них духовное, но не пользовался этим правом, чтобы не дать повода для соблазна. Также мы знаем, что апостол жил за счет своего рукоделия (изготавливал палатки). Это, я думаю, должен знать вообще любой христианин, тем более священник.
Думаю, имеет смысл пояснить, для чего Апостол заявил о своем бескорыстии, хотя имел право на содержание. На самом деле смысл заключался в том, что Апостол призывал коринфян не вкушать идоложертвенного (хотя идол есть ничто), дабы не подвергать немощных соблазну. И свой отказ от права на содержание он приводил как пример для коринфян.
Для подтверждения этого я процитирую из толкования на это апостольское послание св.Феофана Затворника (который опирался на древних авторитетных экзегетов):
«б) Убеждение воздерживаться от соблазна (1Кор.9)
Доказал Апостол, что неразумное пользование свободою относительно вкушения идоложертвенных соблазнительно для немощных, и потому должно быть избегаемо. Теперь приступает он к убеждению, чтобы так и действовали. Убеждение берет из своего примера. Смотрите, говорит как бы, как я действую: имею право пользоваться содержанием от обращаемых мною верных, но не делаю этого, чтобы не подать повода думать, что веду проповедь из корыстных видов, и тем не отвратить немощных от Евангелия. Сам работаю, терплю голод и нужду, а никого не отягощаю собою. Так поступайте и вы. Видите, что ваш образ действий соблазнителен, измените его. Для вас это не требует никаких жертв; не так как для меня. – На разъяснение этого посвящена девятая глава. Она представляется отступлением, но так смотреть на нее не следует.
Вот слова святого Златоуста об этом: «Выраженного в словах: «аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки», Апостол еще не сделал, а только изъяснил готовность сделать это, если потребует нужда. Посему, дабы кто-нибудь не сказал: ты только хвалишься, показываешь любомудрие на словах и обещаешь, – что легко для меня и для всякого другого, – если же говоришь от души, то покажи на деле, от чего ты отказался, дабы не соблазнить брата, – он находит нужным объяснить это и показать, как он воздерживался даже от позволенного, дабы не соблазнить кого-нибудь, тогда как никакой закон не принуждает его к тому. Не то только удивительно, – хотя и это само по себе удивительно, – что он воздерживался от позволенного, лишь бы не соблазнить, но и то, что воздерживался с великим трудом и среди опасностей. Христос, говорит, заповедал проповедникам Евангелия получать содержание от поучаемых, но я не делал и этого, а решился в случае нужды мучиться голодом и подвергнуться самой тяжкой смерти, только бы ничего не брать от поучаемых. И свидетелями этого представляет их самих, у которых он работал, терпел голод, получал пропитание от других и находился в стеснительном положении, дабы не соблазнить их, хотя они напрасно стали бы соблазняться, потому что это было бы дело законное; так много он щадил их! Если же он сам поступал выше закона, дабы не подать повода к соблазну, и воздерживался от позволительного в назидание других, то чего достойны они, не воздерживаясь от идольских жертв, тогда как многие от того погибают, и притом тогда, как и без соблазна следовало бы воздерживаться, потому что это бесовская трапеза. Вот главное содержание следующих стихов (то есть девятой главы). Но Апостол высказал свою мысль не вдруг, а начал издалека».
Это начатие издалека состоит в том, что, имея дело с учеными, святой Павел счел нужным доказать им всесторонне, что он, как Апостол, точно имел право получать содержание от обращенных им верующих. И образовалось таким образом следующее течение речи: аа) я Апостол (1Кор.9:1–3); бб) как Апостол, мог пользоваться содержанием от верующих (1Кор.9:4–14); вв) но я не пользовался этим правом (1Кор.9:15–18); гг) и не только не пользовался этим, но и от многого другого отказывался в пользу обращаемых (1Кор.9:19–23). – Последние стихи (1Кор.9:24–27) содержат дд) приложение изложенного» (https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/4_1).
Не буду цитировать все толкование, приведу лишь еще один важный отрывок из него:
«1Кор.9:18. Кая убо ми есть мзда? Да благовествуяй без мзды положу благовестие Христово, во еже не творити ми по области моей в благовествовании.
«Что говоришь ты, скажи мне? Если ты благовествуешь, то нет похвалы для тебя; а если преподаешь благовестие безвозмездно, тогда есть? – Следовательно последнее важнее первого? – Отнюдь нет; но в некотором другом отношении последнее имеет преимущество, именно в том, что первое есть заповедь, а последнее дело моего произволения. Ибо что делается сверх заповеди, то заслуживает великой награды; а что по заповеди, то не таково. В этом отношении последнее больше первого, а не по самому существу дела. Ибо что может сравниться с проповеданием? Оно уподобляет (благовестников) Ангелам. И однако, так как оно для них есть обязанность и долг, а безвозмездное проповедание есть дело добровольного усердия, то в этом отношении последнее больше первого» (святой Златоуст).
Мзда за то, что безмездно благовествую. Благовестие Христово, или о Христе, полагаю, – долг свой исполняю; но при этом принадлежащим мне правом не пользуюсь, – не «творю по области моей», по праву, Господом данному и мне, яко Апостолу, «в благовествовании», тому праву, чтобы в благовествовании благовестники от благовестия жили. «Видишь ли, как он везде употребляет слово: «область», дабы показать, что и те, которые берут (содержание), не заслуживают порицания» (святой Златоуст).
Сказанное в этом отделении блаженный Феодорит так применяет к главному предмету главы: я жертвую своим правом, чтоб не помешать Евангелию; поступитесь и вы правом вашего знания и не ешьте идоложертвенного, чтоб не соблазнить брата, за которого Христос умер, и не ввергнуть опять в пагубу того, кого спасла моя проповедь. «Владыка дал мне право, говорит Апостол, от учеников получать необходимое пропитание, а я не пользуюсь сим правом, но тружусь, работая сам, чтобы пожать плод сего труда. О всем этом распространился Апостол, пытаясь и коринфян, которые худо пользовались знанием, небоязненно ели идоложертвенное и тем подавали немощным повод терпеть вред, – заставить отказаться от худого права. Посему-то и показал, что, получив право и от закона, и от Бога всяческих, и видя, что Апостолы пользуются сим правом, и основание оного усматривая в самом естестве дела, ничему этому не внял, имея в виду один только успех проповеди и пользу слышащих».
Думаю, что из этого (пусть и урезанного мною) толкования мысль Апостола раскрывается довольно ясно, и эта мысль — вовсе не о том, о чем поведал прихожанам вышеупомянутый батюшка. Хочется верить, что с его стороны это просто очень серьезная ошибка, а не сознательное введение своих прихожан в заблуждение.