3 января в режиме видеоконференции состоялся очередной круглый стол «Деятелям трезвеннического движения посвящается», сообщает наш корреспондент.
В начале форума его ведущий, руководитель Православного Общества Трезвости храма Андрея Первозванного в г. Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин, зачитал стихотворение, которое написал в августе 1912 г. член Александро-Невского общества трезвости Петр Петрович Бельтюков – «Привет вам, радетели блага народного». Оно было обращено к делегатам Съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом (1912 г.), но не теряет актуальности и спустя более 110 лет.

Доктор исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) Дмитрий Игоревич Стогов рассказал о круглых столах, посвященных истории дореволюционного православного трезвеннического движения, состоявшихся в 2025 г.
В январе 2025 г. первое мероприятие было посвящено приему Императором Николаем II представителей обществ трезвости, второе – дореволюционным кружкам трезвой молодежи, третье – роли женщины в организации и развитии трезвеннического движения, четвертое было приурочено к 110-летию Красноярского общества трезвости, пятое мероприятие было посвящено Съезду практических деятелей по борьбе с алкоголизмом (1912 г.), шестое – дореволюционным праздникам трезвости, седьмое – академику Фёдору Григорьевичу Углову, восьмое – истории Красноярского общества трезвости (1899-1919). Кроме того, с 2021 г. систематически проводятся видеоконференции, посвященные деятельности Якутского и Енисейского губернатора, покровителя трезвости И.И. Крафта. Всего проведено уже 9 конференций, посвященных этому государственному и общественному деятелю.
Кроме того, выступающий огласил некоторые планы на 2026 год. По его словам, необходимо проводить работу по сбору и систематизации архивных материалов и материалов периодической печати, в особенности фотоматериалов, для создания документальных фильмов, посвященных дореволюционным обществам трезвости. Также требуется более активное взаимодействие со средствами массовой информации (помимо РНЛ, газет «Трезвение», «Соратник» и «Подспорье», с которыми контакты уже налажены). В общем, подытожил Д.И. Стогов, «жатвы много, а делателей мало» (Лук. 10:2). Впереди – непаханое поле деятельности на ниве трезвенного просвещения.
Представитель инициативной группы УСТ «Трезвый Красноярск» Роман Николаевич Сафронов рассказал о своей работе. Это и распространение трезвеннических материалов в группе в Vk «Я не пью и не курю!», и запись лекций с представителями трезвеннического движения. Докладчик отметил, что в настоящее время среди российских трезвенников существуют три основных подхода к деятельности. Первый олицетворяет собой глава Союза борьбы за народную трезвость В.Г. Жданов, делающий ставку на патриотизм. Второй олицетворяет Виктор Павлович Кривоногов, пропагандист собриологии (науки о трезвости), один из руководителей Международной академии трезвости. По его мнению, акцент в пропаганде трезвости нужно делать на том, что алкоголь есть легализованный наркотик. Третий подход олицетворяет Александр Александрович Зверев, председатель Тюменской городской Общественной Организации Утверждения и Сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень». Зверев в пропаганде делает акцент на том факте, что сегодня в обществе идет социальное программирование, людям извне с определенными целями навязывается ложная модель поведения. Также Р.Н. Сафронов рассказал о слете трезвенников Сибири, который ежегодно проводится в июле в течение четырех дней. Трезвенники все эти дни живут в палатках и проводят свои мероприятия. В общем, подытожил докладчик, работа ведется, и немалая. Но впереди необходимо еще очень много сделать.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работы ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники) Александр Лукьянович Афанасьев подробно рассказал о Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством, который состоялся с 28 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г. По его словам, это был первый в России массовый съезд такого рода, на его участие зарегистрировались более 400 человек. Форум был подготовлен комиссией по борьбе с пьянством, председателем которой был врач М.Н. Нижегородцев. Само проведение съезда стало возможным только после подавления революции 1905-1907 гг. Одним из инициаторов форума был известный адвокат Д.Н. Бородин.
.pdf.jpg)
Отличительными особенностями съезда были его разнородный состав и либеральный, буржуазный настрой организаторов. Это были не воцерковленные люди. Многие из них в молодости участвовали в так называемом «освободительном движении». У них не было того стержня, духа Православия, которое наблюдалось у организаторов последующего съезда, проведенного в августе 1912 г. и о котором уже шла речь. Организаторы съезда 1909-1910 гг. выступали за демократию, против монархического строя. Нижегородцев не стеснялся того факта, что в молодости участвовал в народническом движении и даже высылался из Санкт-Петербурга за свою противоправную деятельность. Если съезд августа 1912 г. предлагал вести работу в рамках существовавшего строя, то съезд 1909-1910 гг. требовал, прежде всего, политических свобод. Такой подход грозил разрушением российской государственности. Фактически организаторы съезда 1909-1910 гг. помогали экстремистам, революционерам, и в этом плане они шли в разрез с политикой П.А. Столыпина, монархиста по убеждениям и борца с революционным экстремизмом. Один из организаторов съезда Д.Н. Бородин, как следует из документа, найденного А.Л. Афанасьевым в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), в 1905 г. распространял социал-демократическую литературу. Так или иначе, на особенности съезда сильно повлияли личные истории его организаторов – их сочувствие революционерам. Вместо того, чтобы сотрудничать с властями, преодолевая косность чиновников и, не разрушая, добиваться реформ, организаторы фактически занялись полуреволюционной пропагандой.

Знак участника съезда. Источник
Еще одна особенность данного съезда состояла в том, что его организаторы, будучи далекими от Православия людьми, активно рассылали приглашения на форум врачам, но отправили всего лишь около сорока приглашений православным священнослужителям. Кроме того, на мероприятии были достаточно широко представлены и инославные, и старообрядцы, и даже сектанты. На съезде также было представлено Главное управление неокладными сборами и казенной продажей питей (входило в структуру Министерства финансов). Министерство ранее выделило на борьбу с шинкарством 10 000 р., но со стороны организаторов съезда 1909-1910 гг. раздались обвинения в адрес чиновников Минфина в потворстве тайной продаже питей (шинкарству, самогоноварению). В итоге организаторы форума очень быстро вступили в конфликт с чиновниками этого ведомства. В общем, борцам за трезвость договориться с властями не удалось, что впоследствии приведет к тому, что, уже после гибели П.А. Столыпина, власти будут отказывать организаторам в проведении подобного форума, но разрешат другой, по своей сути церковный съезд, проведенный в августе 1912 г., который фактически организовывал будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский).
Весьма напористо и агрессивно вела себя на съезде 1909-1910 гг. рабочая группа, в которой преобладали социал-демократы. Они пытались использовать съезд в качестве площадки для ведения революционной пропаганды. Их главный тезис заключался в том, что следует поменять в стране политический строй, и тогда, дескать, все проблемы будут сразу решены, в том числе и проблема народного пьянства.
Особенностью съезда 1909-1910 гг. было и отсутствие на нем ярого борца за трезвость, члена Государственной думы М.Д. Челышева по причине болезни его жены. Зато в работе форума приняли участие масоны. Известно, по крайней мере, о трех масонах, которые активно участвовали в заседаниях съезда. Это известный социолог М.М. Ковалевский, который в свое время вступил в масонскую ложу во Франции. Вернувшись в Россию в ходе революционных событий 1905 г., он организовал две ложи – в Москве и Санкт-Петербурге. Еще один участник съезда 1909-1910 гг., заведующий отделением «Rossica» Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге Александр Исаевич Браудо, был не только масоном, но и сионистом. Еще в мае 1908 года был посвящен в масоны в петербургской ложе «Полярная звезда» член 2-4 Государственных Дум Андрей Иванович Шингарев, который, как и Ковалевский, выступил за трезвость, резко осуждал пьянство, но одновременно настаивал на демократизации общества. И Ковалевский, и Браудо, и Шингарев, в отличие от откровенных революционеров, вели себя осторожно, держали язык за зубами, но, понятное дело, к святоотеческому Православию никакой симпатии не испытывали. Эти деятели пытались потом проникнуть и на съезд, проводившийся в августе 1912 г., но митрополит Владимир (Богоявленский) тогда не благословил их участие. В итоге съезд августа 1912 г., в отличие от предыдущего, был государственническим, его участники выступали за сохранение великой страны.
На съезде 1909-1910 гг. были и православные священники, в том числе из Александро-Невского общества трезвости, но их было немного, около 40 человек. Они были в явном меньшинстве и при голосовании всегда проигрывали. Председатель Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством протопресвитер Николай Александрович Любимов оставил после себя дневник, в котором повествует об этих драматических событиях. На съезде он настаивал на том, чтобы борьба за трезвость велась в лоне Православной Церкви, тогда как антицерковные элементы сопротивлялись, приводили контраргументы, что, дескать, тем самым окажутся обиженными инославные, иудеи и пр. В итоге православные священники, которые не смогли найти общий язык с организаторами мероприятия, покинули зал заседаний. Остались только двое священников, среди них – организатор Первой Российской Сергиевской школы трезвости иеромонах (впоследствии игумен) Павел (Горшков). Руководитель Александро-Невского общества трезвости протоиерей Петр Миртов, наоборот, уехал, обидевшись на организаторов за их отношение к Церкви. Есть даже сведения о том, что он не выдержал обиды и заплакал.

Что же касается рабочей группы, то следует отметить, что еще весной 1907 г. в Лондоне состоялся V съезд РСДРП, на котором был выдвинут тезис о необходимости для революционеров использовать легальные площадки в целях революционной пропаганды. Трезвеннический съезд 1909-1910 гг. и стал подобного рода площадкой. В итоге рабочая группа, не стесняясь, требовала на съезде внести в резолюцию съезда положение о необходимости изменения существовавшего строя. Естественно, если бы подобного рода резолюция была принята, съезд власти сразу бы закрыли. В итоге оргкомитет съезда был вынужден в период с 5 по 6 января 1910 г. переписывать резолюцию и смягчать ее положения. Оргкомитет обладал правом редактировать эти документы. Все закончилось тем, что представители рабочей группы, так и не согласовав документ, тоже покинули зал заседаний, но уже 6 января 1910 г.
В итоге, как отметил А.Л. Афанасьев, съезд принял весьма умеренную по содержанию, но в целом правильную резолюцию – в ней говорилось о необходимости покровительства со стороны властей по отношению к обществам трезвости. Зарубежные гости – немцы, чехи, а также входившие в Российскую Империю на правах автономии финны – поддержали эту резолюцию. Ее текст был опубликован в центральных газетах и журналах и в итоге дошел до широких масс. Благодаря этому съезду трезвенники со всей России зачастую впервые установили связь друг с другом. Но и негативные итоги форума бросаются в глаза. Рабочая группа сыграла роль провокаторов, так как власти впоследствии стали воспринимать и организаторов как неблагонадежных людей, стали запрещать им проведение последующих съездов. Все прошения организаторов о разрешении съездов пускались чиновниками по кругу – градоначальнику, в Синод, другим представителям власти. И никто не решался дать положительную резолюцию. К тому же, как мы видим, фактически радикалы на съезде оскорбили и чиновников, и священников.
Тем временем, подвел итоги А.Л. Афанасьев, ситуация в мире оставалась крайне напряженной. Мир готовился к войне. И нужно было укреплять Россию. Если Великобритания в результате Первой мировой войны стремилась сокрушить как Германию, так и Россию, то цель трезвенников состояла в необходимости укрепления страны.
Дмитрий Игоревич Стогов рассказал в своем докладе о съезде Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников (ВТСХТ), который состоялся в Петрограде с 13 по 20 декабря 1916 г. Его краткие итоги опубликованы в Отчете ВТСХТ за 1916 г., который вышел в свет в начале 1917 г., перед Февральской революцией. Нам известны названия докладов, озвученных на съезде. На нем было много православных священников. Далеко не все докладчики смогли приехать в Петроград по причине наступившего к концу 1916 г. транспортного кризиса, вызванного войной. Практически ничего не известно и о судьбе самих докладов. В резолюции съезда говорилось о важности их публикации, однако, судя по всему, эта работа так и не была выполнена, видимо, по причине революционных событий 1917 г. Слишком мало времени оставалось для созидательной работы! Возможно, в каких-то архивных фондах сохранились хотя бы черновики этих докладов, хорошо было бы их выявить и опубликовать. Например, известно, что 16 декабря 1916 г. был выслушан доклад А.Г. Кривошеева на тему «Раненые воины как средство для распространения идей трезвости». Тема доклада актуальна и сегодня в условиях проведения СВО.
Практически ничего не известно и об экскурсии, которую совершили трезвенники в Сергиеву пустынь, в Сергиевскую школу трезвости к о. Павлу (Горшкову). Наши сведения ограничиваются тем, что делегаты выехали утром 16 декабря 1916 г. на поезде на станцию Сергиево, и что в Сергиевой пустыни они выслушали доклад отца Павла. Также известно, что делегаты съезда поддержали законопроект крестьянских депутатов Государственной Думы И.Т. Евсеева и П.М. Макогона «об утверждении трезвости на вечные времена», который, правда, так и не был в итоге принят.
После докладов участники круглого стола наметили планы на будущее. Решено, во-первых, разработать план проведения круглых столов на 2026 г., а, во-вторых, активнее задействовать трезвенную общественность Красноярска для проведения подобного рода мероприятий, организовывать их в местной библиотеке. Предполагается, что один из ближайших круглых столов будет посвящен практике обетов трезвости на православных приходах. Тема весьма актуальная, так как сегодня далеко не все знают, что это такое и зачем это нужно.
Отметим также, что на ТГ-каналах «Странички трезвости», «Тихий Трибун» и «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта» регулярно публикуется информация по истории православного трезвеннического движения.

