Очень полезно читать и перечитывать Библию. Каждый раз открываешь что-то новое – словно бездонный кладезь мудрости, истории, опыта и, конечно, чего-то высшего, что сразу и не охватить скудным своим умом – но сердце это чувствует, а словами высказать трудно.
Многие страницы оставляют глубокий след. Хочу поделиться одним таким впечатлением.
Как-то давно решил прочесть всю Библию. На это ушёл целый год. Конечно, читал не каждый день, были перерывы. Ведь для чтения такой Книги нужен определённый настрой и время. Специально завёл тетрадь, где делал пометки и выписки. Сразу скажу, что по прочтении всё же остался в душе какой-то сумбур, не сложилась ещё системность. Наверно, нельзя так с налёта «штурмовать» Библию. Нужны и паузы, и размышления, и обязательно толкования святых отцов.
Какое-то время спустя, стал читать второй раз, более внимательно. Хорошо помню, что очень понравился мне отрывок из главы 18 книги Исход – о встрече в пустыне Моисеем своего тестя священника Иофора. Несмотря на то, что Моисей был богоустановленным вождём своего народа, он встретил родственника с большим почтением: «вышел навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его». Высокая избранность Моисея не помешала ему воздать почести Иофору – родственнику, старшему по возрасту и к тому же священнику. В этом проявилось действие трёх древнейших законов: родства, старшинства и священства.
Что же происходило далее между ними? «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим, и объявляю уставы Божии и законы Его».
Казалось бы, что можно возразить на это? Так было, так будет – все в стане Моисеевом привыкли к этому порядку. Однако именно здесь священник возвышает свой голос: как лицо духовное он даёт наставление вождю, лицу правящему. – «Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак, послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя… И послушал Моисей слов тестя своего и сделал всё, что он говорил».
Потрясающая параллель со структурой, в частности, современных воинских подразделений: полк, батальон, рота, взвод, отделение! А какие же качества требовались тогда от человека власти, и какой «механизм отбора» предлагался Моисею?
«Ты же усмотри из всего народа людей способных…». Обратим внимание, что, поставив на первое место такое качество как способности, древний священник советует искать их «из всего народа» – не из приближённых, не из родни, не из богатых. Из всего народа – значит: испытай всех, ищи повсюду. Вот насколько важно подобрать людей достойных.
Неслучайно и личное обращение: «Ты же усмотри». В иные времена для решения важных проблем можно было услышать совсем другие слова: «соберите ареопаг», или «созовите вече», или даже «проведите собрание». Нет, в важном деле необходима ответственность личная, а не обезличенно-коллегиальная.
Какие ещё качества, кроме способностей, упомянуты, которые должны быть присущи людям власти? «Усмотри людей … боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть». Боящиеся Бога – это те, кто имеет в душе страх Божий, а с ним связаны такие важные проявления духовности как жажда богообщения и совесть. Правдивые же служат истине, любят истину, поступают по истине. Эти свойства дополняются ещё одним требованием: «ненавидящие корысть». Священник Иофор хорошо знает о великом искушении властью, о соблазнах «использования служебного положения», поэтому говорит не просто о бескорыстии, а о довольно редком качестве – ненависти к корысти. Просто бескорыстный может равнодушно соседствовать с корыстолюбивым, а от правителя требуется большее.
Завершающие слова поучения знаменательны: «и они понесут с тобою бремя». Таково было представление древних о власти – это бремя, большой и ответственный труд, часто подвижнический и жертвенный. Это не просто роскошные дворцы, золото и прислуга, но прежде всего огромная ответственность жить не для себя, а ради блага народа, исполняя Богом установленные законы.
Однажды на работе по какому-то вопросу зашёл я к начальнику училища. В ходе разговора контр-адмирал посетовал, что не все младшие начальники правильно понимают распределение обязанностей и свою ответственность. А я в ответ посоветовал дать им прочитать именно 18-ю главу книги Исход. Начальник заинтересовался, тут же подошёл к книжному шкафу и достал… Библию! Я даже втайне порадовался: у начальника в кабинете Библия имеется! Когда я ему вслух прочитал этот отрывок – он был в восторге, сделал закладку в книге, положил её на свой стол и сказал, что всем будет это рекомендовать.
И действительно, как-то вскоре я опять был у начальника, там присутствовал ещё один офицер, и по ходу разговора адмирал ему тут же раскрыл Библию: «На, читай и учись, как надо руководить!».
Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»
1.