Круглый стол проходил 20 сентября 2024 г. в рамках подготовки Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность и суверенитет России в условиях гибридной войны».
Межконфессиональное и межнациональное согласие является не только важнейшей ценностью, но и условием самого бытия такого сложного государственного образования, каковым исторически является Россия. Оно – залог нашей силы, поскольку взаимообогащение и взаимодополнение культур разных народов питает наше успешное развитие. Одновременно, многонациональность и многоконфессиональность может стать и источником нашей слабости. Неслучайно наши противники и исторические конкуренты пытаются для ослабления России разжигать межконфессиональные и межнациональные распри и противоречия.
Гарантом «мирного рядомжительства» (по выражению И.А. Ильина) всегда являлось и является общее для всех народов и религий государство. Поэтому мы поддерживаем усилия главы нашего государства В.В. Путина по укреплению институтов государственности. Мы считаем, что особенно в нынешних исторических условиях роль национальных государств возрастает, а потому идеи пропагандистов глобализма об уменьшении роли государства, о необходимости передачи государственных функций наднациональным структурам и бизнес-корпорациям – в лучшем случае опасными заблуждениями.
Сегодня межнациональное согласие в России закаляется в боях в ходе Специальной военной операции, где бок о бок с оружием в руках защищают суверенитет и безопасность Отечества русские, чеченцы, татары, якуты, башкиры, буряты, осетины, тувинцы, аварцы, представители других больших и малых народностей России. Именно там, на Донбассе, формируется исконное понимание, как быть частью единого российского целого, сохраняя свою национальную и конфессиональную идентичность.
В современных условиях Россия сталкивается с серьёзными историческими вызовами. В условиях, когда наша страна провозгласила себя защитницей традиционных ценностей в противостоянии с поистине сатанинской цивилизацией Запада, нам требуется внутри страны соответствовать этой великой миссии. Между тем, наше законодательство и наша практическая жизнь наполнены не изжитыми советскими заблуждениями и приобретёнными в новейшее время теориями, инструментами и институтами чуждой нам западной цивилизации, которые мы старательно копировали в постсоветское время.
Участники круглого стола считают, что для укрепления межконфессионального и межнационального согласия в России сегодня необходимо:
В области законодательства и государственного строительства:
Необходимо разработать закон о национальной политике, отвечающий современным реалиям, искореняющий заимствованную с Запада пагубную политику мультикультурализма и толерантности, учитывающий многонациональность России и особую роль русского народа в истории и нынешнем существовании России.
Необходимо вернуть, наконец, в паспорт графу национальность, подчеркивающую и оберегающую многонациональное разнообразие России.
Необходимо двигаться по пути преодоления этно-территориального деления государства, той «мины замедленного действия», которую подложили под Россию большевики (по слову Президента РФ В.В. Путина).
Отказываясь от либеральной идеологии, необходимо внести во все законы, в том числе и стать Конституции, где идёт речь о правах и свободах, упоминание о долге и обязанностях каждого гражданина.
Статью 14, п. 1 Конституции РФ, где провозглашается, что «Российская Федерация – светское государство» следовало бы дополнить словами: «не отрицающее религиозного устроения жизни, как отдельных граждан, так и их сообществ».
В области идеологии:
Запрет на государственную идеологию, введённый в «лихие 90-е» как норма Конституции (ст. 13, п.2), пагубно сказывается во внутренней политике и выстраивании отношений с постсоветскими странами. Отсутствие в государстве идеологии приводит к тому, что в преподавании истории и в культурной политике в некоторых национальных образованиях сохраняются рецидивы марксистско-ленинской методологии в отношении нашей истории, когда политика России в Поволжье, на Кавказе и в Средней Азии оценивается как захватническая и эксплуататорская в отношении местного населения, а национальные лидеры, боровшиеся против политики центра расцениваются как герои. Государству нужно последовательно искоренять это архаичное наследие и активно насаждать культ тех национальных лидеров, которые в прошлом сражались бок о бок с русскими и другими народами для укрепления единого государства.
Государство должно предпринять меры по изменению образовательной политики в области нашей общей истории в тех соседних странах, откуда к нам направляются сегодня потоки мигрантов. Невнимание российских властей (из-за ложно понимаемой идеи невмешательства во внутренне дела соседних государств) к политике Украины по искажению нашей общей истории уже привело к тяжёлым последствиям, породив ненависть к России со стороны культурно переформатированных ближайших этнически и культурно соседей. Это должно стать для российской власти уроком и мотивом к влиянию на образовательную политику, чтобы у молодёжи в постсоветских республиках не воспитывалось отношение к русским как к захватчикам и эксплуататорам.
Для этого в государстве должен быть выработан документ, содержащий идеологические нормы, и создан институт, который проводил бы осознанную идеологическую политику.
В области миграционной политики:
Сегодня этническая преступность становится полноценной угрозой для безопасности страны. Очевидной причиной разгула этнопреступности стала неконтролируемая миграционная политика, основанная на сомнительном тезисе о пользе миграции, на спекуляциях представителей бизнес-корпораций, получающих сверхприбыли от эксплуатации мигрантов и на продажности чиновников, наживающихся на незаконной легализации мигрантов. Государство сегодня начало принимать меры по ограничению неконтролируемой миграции, эти меры необходимо поддержать и ужесточать, применяя их, в том числе, и к тем, кто сомнительным образом получил российский паспорт, но не стремится к интеграции себя и своих детей в русскую культурную и образовательную среду.
В условиях разгула этнической преступности следует ввести соответственный подпункт в статью УК, посвященную организованной преступности (статья 210). Принадлежность к этнической криминальной группировке, в особенности, если она состоит из неграждан РФ, либо лиц, получивших гражданство недавно и/или коррупционным путем, должна считаться отягчающим вину обстоятельством. Руководство этнической преступной группировкой должно караться особенно жестко, учитывая социально опасный характер данного вида преступления.
Необходимо срочно принять Закон РФ о миграции с ужесточением норм для проживания и работы мигрантов, с введением нормы высылки неграждан за первое серьезное правонарушение без права возвращения в РФ. Работу с трудовыми мигрантами следует организовать по образцу братской Белоруссии, где к въезжающим в страну мигрантам предъявляются чёткие и жёсткие требования. Необходимо ввести квоты на мигрантов на всех предприятиях и организациях. За нарушение этой квоты работодатели должны караться значительными штрафами, а при рецидиве, или попытке злостного скрытия данного факта – вплоть до уголовной ответственности.
Следует ужесточить уголовную ответственность для сотрудников миграционных служб, уличённых в приеме взяток за предоставление Российского гражданства, а равно и граждан, регистрирующих мигрантов в своих квартирах в значительных количествах. В обществе посредством СМИ нужно создавать климат нетерпимости ко взяточничеству и потворству этнической преступности, культивировать идею, что это и позорно, и погибельно для России.
В области языковой политики:
Необходимо приступить к государственному регулированию развития русского языка в целях противодействия его размыванию, что является угрозой существования России.
Следует признать главной угрозой русскому языку утрату словообразования, а, стало быть, принять меры к организации создания и введения в оборот русских слов и терминов. Одновременно необходимо ограничить и упорядочить заимствование иноязычных слов и терминов.
В национальных регионах РФ необходимо вернуть двуязычное указание топонимов, в целях противодействия сепаратизму и для восстановления равенства народов России.
В области образования и просвещения:
Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН) необходимо создать научный центр этногенеза и национальной политики, например, имени уроженца Санкт-Петербурга Л.Н. Гумилева. Целями данного научного центра должны стать разработка долгосрочных исследований и стратегий развития государственной политики в отношении народов, проживающих в Российской Федерации, а так же соотечественников проживающих за рубежом (совместно с Россотрудничеством).