Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Приближается 80-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Все слои общества приняли участие в обороне страны от самого страшного врага за всю нашу историю. Весомый вклад в достижение Победы внесли представители Русской Православной Церкви, от Патриархов Сергия и Алексия Первого до провинциальных священно- и церковнослужителей, монашествующих, членов церковных советов, рядовых верующих. Вклад нашей Церкви в Победу был отмечен награждением ее представителей медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и другими, боевыми и трудовыми, орденами и медалями. Церковь, выстоявшая в огненной буре «безбожной пятилетки», приложила все силы для содействия разгрому потомков тевтонских и ливонских супостатов.
Вместе с тем, в странах антигитлеровской коалиции существовали русские эмигрантские приходы, сохранившие дореволюционные традиции благотворительности. Целый ряд духовных и светских руководителей и общественных деятелей первой величины, среди которых Архиепископ карпатороссов Адам (Филипповский), епископ Бруклинский Макарий, священник Роман Самило, генерал Василий Чеславский, полковники Императорской русской армии Толстов, Кувязев, Путря, баронесса Надежда Меллер-Закомельская, инженер В.Н. Ипатьев, композитор С.В. Рахманинов, изобретатели В.К. Зворыкин и И.И. Сикорский, выдающийся учёный, основоположник современной социальной науки П.А. Сорокин – словом и делом помогали страждущей России с лета 1941 года. Православные церковные братства, сохранившие традиции русских братств XVI -XIX столетий, перечислили сотни тысяч долларов на нужды Красной Армии, сирот и беженцев эпохи Великой Отечественной войны.
В отличие от ленд-лиза, который предполагал возмещение расходов на нужды СССР, взносы церковных приходов и комитетов русской эмиграции были безвозмездными.
Правительство СССР поддерживало связь с оборонческими кругами русской эмиграции через Всеславянский комитет, возглавлявшийся генералом Красной Армии А.С. Гундоровым, при активном участии Митрополита Николая (Ярушевича). Сильное впечатление на русскую эмиграцию произвели события 9 мая 1943 года, когда Митрополит Николай выступил на Всеславянском митинге в Колонном зале Дома Союзов, а его речь транслировалась через репродукторы и распространялась фронтовыми газетами.
Епископы, священнослужители, офицеры Императорской армии, помогавшие своему Отечеству в годы войны, удостаивались благодарности Всеславянского комитета и Московской Патриархии, чьим представителем в США был Митрополит Вениамин (Федченков), бывший глава военного духовенства Вооруженных Сил Юга России генерала барона П.Н. Врангеля. К сожалению, Западом в 1946 году была начата «холодная война», а в СССР с 1953 года власти вновь попытались насаждать безбожие, поэтому русские православные патриоты-изгнанники при жизни так и не смогли дождаться справедливой всеобъемлющей оценки своего труда. Сейчас потомки позорно проигравших Вторую міровую войну ненавистников России и Славянства, вместе со старым врагом Святой Руси – безбожным атлантизмом, решили раз и навсегда «решить русский вопрос». Не будет ошибкой сказать, что ненависть Запада мы заслужили и потому, что в нашей стране с 1988 года возрождается Православие. Недовольство этим процессом публично выражали такие крупные деятели атлантизма, как Мадлен Олбрайт и Збигнев Бжезинский, Карл Бильд, Рудольф Биндиг и Даниэль Кон-Бендит.
В этой связи, для укрепления традиционных российских духовно нравственных ценностей, для восстановления исторической справедливости и связи поколений, нам надлежит, наконец, прислушаться к голосам тех, кто, не взирая на трагедию лишения Родины, смело пошёл за теми вождями эмиграции, которые не побоялись выступить в поддержку Советской России и против Гитлера.
Я, кандидат исторических наук Алексей Поповкин, обязуюсь донести до максимально широкого круга соотечественников информацию о тех, кто молитвой и трудом приближал Победу в среде русской эмиграции, не боясь обвинений в «советском шпионстве» и мести настоящих шпионов – агентов Гестапо – в буржуазных изоляционистских кругах США, Великобритании и Латинской Америки. В свою очередь, прошу помощи в этом деле у всех неравнодушных священнослужителей и работников церковно-исторических и светских исторических учреждений, в том числе образовательных.
О своих научных изысканиях и применении их в образовательных целях постараюсь рассказать читателям «Русской народной линии».
Алексей Александрович Поповкин, кандидат исторических наук, г. Лиски, Воронежская область