Продолжение статьи «Русские – это этнос, суперэтнос, или «многонациональный народ» России?».
В первой статье мы рассмотрели вопросы о том, что такое этнос и суперэтнос, а также, какие народы вошли в состав Российского суперэтноса, после образования Московского Царства. (Напомним, что Российский суперэтнос к началу XX века – это великороссы, малороссы, белорусы (основное ядро), финно-угорские народы, чуваши, татары, башкиры и большинство сибирских народов и этнических групп.) Теперь поговорим о других народах Российской Империи – СССР.
В XIX веке к России присоединяются Молдавия (Бессарабия), Кавказ и Средняя Азия. Вливаются ли народы этих окраин в Российский суперэтнос? Нет. Кавказ представляет собой суперэтнический перекресток, Молдавия уходит корнями в Восточную Европу, а народы Средней Азии тяготеют к Арабо-мусульманскому суперэтносу, сохраняя свою особость.
Казахи, тувинцы, киргизы и калмыки так же никогда не входили и не входят в Российский суперэтнос – они исторически относились к Степному суперэтносу (с оговорками).
Кроме того, в составе СССР были этносы, которые, в Российский суперэтнос не только не входили, но были отрицательно комплиментарны, т.е. несовместимы с русскими. Это, прежде всего, – прибалты, западные украинцы (униаты) и крымские татары. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство из них во время войны перешли на сторону Гитлера (плюс калмыки, составившие кавалерийский корпус и часть северо-кавказцев).
Кто-то, конечно, может сказать, что не надо ограничивать «емкость» Российского суперэтноса только теми народами, которые прожили с русскими с XVI–XVII века (т. е. на практике разделили с ними их историческую судьбу!), и что следует добавить к ним те народы, которые вошли в состав Российской Империи в результате завоеваний в XIX веке, например, народы Северного Кавказа.
Разумеется, этногенез не стоит на месте, это всегда процесс, и, возможно, когда-нибудь эти народы войдут в Российский суперэтнос. Однако какие народы и, главное, – сколько на это потребуется времени, вам ни один этнолог не скажет.
Суперэтническая, а тем более этническая ассимиляция, даже простое «притирание» народов, – процесс очень длительный и избирательный. Какие-то этносы ей поддаются (при положительной комплиментарности), получая при метисации дополнительный заряд пассионарности в первом-втором поколении. А какие-то этносы «притирке», тем более, ассимиляции не поддаются (при отрицательной комплиментарности). И если смешение все-таки происходит, то получается этническая химера, которая рано или поздно, порождает антисистемы. (О комплиментарности см. на РНЛ статью «О природе национальных конфликтов»).
Самый яркий пример этнической химеризации – Украина! И не только Западная, униатская (с XVI в.), но и остальная. Эта территория с XV века явилась зоной контакта четырех (!) суперэтносов: Российского, Европейского (основной контактер), Османского и Еврейского (евреи – разные, поэтому суперэтнос). Плюс кавказские и степные этнические «дрейфы» с юго-востока.
Сколько на этой благодатной земле соединилось несовместимых этнических элементов – через браки и незаконные связи – одному Богу известно! Но на выходе получилось самое большое в СССР количество антисистемщиков (разрушителей) на душу населения! (Заметим, что если раньше «немарксисту» и «биологисту» Гумилёву нужно было доказывать свою теорию разным умникам, то сейчас уже не нужно метать бисер – стало ясно, кто был прав, а кто «фантазер»!)
Что же касается северо-кавказцев, то пока они в Российский суперэтнос особенно не стремятся и довольствуются почетным званием гражданина России (увы, несколько девальвированного мигрантами, его купившими). Они считают себя аварцами, ингушами, кабардинцами, карачаевцами, чеченцами. И никем больше!
Рамзан Кадыров говорит: «Я чеченец. И этим уже многое сказано!». И он прав. Суперэтническая принадлежность – она или ощущается или не ощущается! И не надо из суперэтноса, а тем более этноса, делать «резиновую квартиру»! Это слишком тонкая и чувствительная материя, которая «расширению» не поддается! Более того, рано или поздно эта «материя» начинает сопротивляться всяким попыткам лишить ее самого ценного – этнической идентичности, то есть своего «я»! Конечно, это при условии, что в этносе осталась хоть какая-то пассионарность (сопротивляемость!), и он из системной целостности не превратился в жвачное поголовье…
Кто-то может сказать: эти ваши «ощущается-не-ощущается» – вещь ненаучная, а потому неубедительная. Пожалуйста! Если использовать рациональные аргументы, то вопрос о вхождении-невхождении в Российский суперэтнос разрешается просто: надо посмотреть, подвергались ли русские гонениям и притеснениям в данных национальных республиках, в период распада СССР, или нет? Именно гонениям и притеснениям!
В Средней Азии (с Киргизией), в большинстве республик Кавказа, в Молдавии и Туве – гонения и притеснения были! Где-то больше, где-то меньше, но это факт! Причем, в некоторых республиках русских начали притеснять и принуждать к бегству еще до августа 1991 г. Примеров – тысячи! Но, заметим, об этом нынешние власти РФ как-то не любят вспоминать. (См. на РНЛ статью «Об ошибках в советской национальной политике», о массовом переселении русских в период СССР за пределы своего суперэтноса).
В то же время притеснений русских в национальных республиках и автономиях внутри РФ, за исключением Северного Кавказа и Тувы, – не было. В худшем случае все ограничивалось бытовыми конфликтами и трениями на национальной почве, что естественно для любого суперэтноса, поскольку идеальных нац. отношений не бывает. Почему? Потому, что этнос – есть явление иррациональное, находящееся на границе биосферы (т. е. законов природы) и социосферы. Именно поэтому этнос категорически не помещается в рамки «социальных отношений», которые можно до какого-то предела регулировать. (Впрочем, и за социальным неравенством может скрываться неравенство национальное. Например, много ли вы видели русских среди «наших» олигархов?)
Что значит «на границе биосферы»? Это, значит, что у любого этноса кроме заряда пассионарности (большого или малого), генной памяти (кодов) и оригинального этнического поля, отвечающего за совместимость-несовместимость с другими этносам, есть еще «инстинкт своей территории». Который, надо это подчеркнуть, всегда срабатывает при попытке других, часто агрессивных этносов, вытеснить этот народ со своей земли.
Яркий пример – израильский геноцид арабов в Газе и яростное сопротивление евреям отрядов «ХАМАС»! Другой пример – это та «этническая бомба», которая сегодня закладывается врагами народа (пятой колонной) под Москву, Петербург и другие русские города. Почему – бомба? Потому, что при достижении критической массы взрыв неизбежен, надо только поднести спичку. И совершенно бесполезно взывать в этих условиях к «примирению», «интеграции приезжих» и пр., поскольку ничего вы с «инстинктом своей территории» с одной стороны, и агрессивным поведением мигрантов, с другой, не поделаете.
На этом и строится расчет наших противников! С Русским майданом (от «белоленточников» до «навальнистов») и войной на Украине (с пятой колонной в МО и властных структурах) – не получилось, теперь будут разыгрывать «мигрантскую» карту! Это последнее, что у них осталось.
И надо заметить, пятая колонна к этому «розыгрышу» хорошо подготовилась, в том числе теоретически. Пока наши умники фыркали по поводу теории Гумилёва, «либералы» ее очень хорошо изучили! Начиная с «института этнологии» и кончая «специалистами» из властных структур.
Но вернемся к теме Российского суперэтноса. По Гумилёву, самую большую опасность для этнической системы несут в себе «неорганичные контакты» между представителями разных суперэтносов (см. на РНЛ статью об антисистемах). И чем дальше отстоят суперэтносы друг от друга, тем сложнее отношения! Например, русским с китайцами (корейцами, японцами, вьетнамцами) лучше не смешиваться, слишком разные цивилизационные коды (архетипы) и этнические поля (по аналогии с биополем). Единичные связи допустимы, но при массовом смешении получается этническая химера.
Гумилёв описывает такой «неорганичный», т. е. отрицательный контакт южной ветви кочевого этноса хуннов с китайцами, который закончился для их «химерных» потомков драматично – китайцы всех перерезали. Другой пример: во время «боксерского восстания», проходившего в начале XX в. под лозунгом «бей чертей!», китайцы-националисты устроили облаву и перерезали более двух сотен православных китайцев (около половины всей общины, среди которых были и потомки казаков-албазинцев!) во главе со священником-китайцем.
Здесь у читателя может возникнуть вопрос: если смешиваться с другими этносами нежелательно, то, значит, следует заключать браки только со своими? Отвечаем – нет, не всегда. Во-первых, если смешение происходит с представителями своего суперэтноса, то это в большинстве случаев приводит к положительному результату. Такая метисация дает дополнительную пассионарность и усложняет, т.е. – укрепляет этническую структуру этноса (суперэтноса), а также придает ей пластичность, т. е. повышенную выживаемость в экстремальных условиях (в войнах и др. катаклизмах). Примеров такой положительной метисации у нас в России множество. Это, повторим, и есть наш секретный «этно-реактор»!
Во-вторых, сто процентов отрицательных «попаданий» в этногенезе не бывает. Иногда случается, что некомплиментарный контакт на суперэтническом уровне дает приемлемый результат, без химеры. Однако группа риска здесь существенно больше! Например – российские немцы (с XVII – XIX вв.). Какая-то их часть была ассимилирована русскими, кто-то обрусел, но большинство-то немцев русскими так и не стали! Не на поверхностном, социальном уровне «не стали» (здесь все было нормально – работали на страну), а на глубинном уровне личного и коллективного бессознательного!
Именно поэтому множество советских немцев, оказавшихся в 1941 году на оккупированной территории, сразу же перешло на сторону Гитлера (фольксдойче, подписавшие фолькслист). И поэтому значительная часть поволжских немцев, по агентурным сведениям лета 1941 г., ждала «своих». И поэтому же многие потомки российских немцев после распада СССР в России оставаться не пожелали и дружно поехали в Германию… где их за своих, опять же, не приняли!..
Это и есть этническая химера – ни два, ни полтора! В данном случае – ее мягкий вариант, поскольку, во-первых, советские немцы еще не успели сильно перемешаться, а, во-вторых, с немцами (протестантами-лютеранами) у русских были более терпимые отношения, чем с европейскими католиками, англиканами и кальвинистами (ярко выраженная отрицательная комплиментарность).
Примечание. Что касается жестких вариантов химеры, то она представляет собой сборище практически безнациональных особей с размытой, «шизофреничной» идентичностью. Ее явные признаки – высокий процент диссидентов (антисистемщиков), вышедших из данной группы…
Таким образом, в национальном вопросе любые крайности недопустимы – как в сторону узкого национализма, так и в сторону чрезмерного «интернационализма»! Должен быть этнический баланс.
Суть проблемы «неорганичных контактов» в том, что если в состав этноса (суперэтноса) вливаются уже не одиночки или малые группы иноземцев, которых можно переварить, а большие группы из других суперэтносов, то это ослабляет этническую структуру и, если не разрушает ее сразу, то вместо пластичности, придает ей излишнюю жесткость, т. е. хрупкость! Что при социальных перегрузках – смутах, войнах, кризисах – неизбежно приводит к внутренним разрушительным процессам, в т. ч. в элитах. По аналогии с железом, которое при внешней твердости рассыпается при сильном морозе как стекло!
Например, к началу XX века около половины (!) российских дворянских родов были нерусскими. Кроме преобладавших во властной элите немцев и прочих западноевропейцев, были поляки, кавказцы и др. представители народов, не входящих в Российский суперэтнос! Многие из них были отличными служаками, но своими они в массе своей так и не стали. (Разумеется, исключения были). А для того, чтобы этническая система работала в кризисных условиях без сбоев, нужны свои!
Гумилёв эту тему особо не затрагивает, но приводит такой пример. Когда русская армия в 1812 году отступала, на смену отличному военному специалисту Барклаю де Толли, делавшему все правильно, потребовался Кутузов, который был своим для русских солдат. Солдаты встретили нового главнокомандующего криками «Ура!». Многие перекрестились: «Слава Богу!», «Батюшка! Отец родной! Веди нас!». Настроение в армии сразу же изменилось.
Потому известная фраза Николая I (немца, увы!), сказанная им на балу маркизу де Кюстину по поводу присутствующих – поляка, немца, татарина, грузина, финна, крещеного еврея: «А вот все вместе они и есть русские!» – она конечно, красива, но с точки зрения этнологии – это перебор! Без русского большинства вся эта компания «русских», в лучшем случае, – «группа специалистов», а в худшем – «лебедь, рак и щука»! Что, собственно, и показали дальнейшие катастрофические события начала XX века.
Таким образом, накануне войны 1914 г. русские оказались в аппарате управления Российского государства в меньшинстве! Да-да, именно – в национальном меньшинстве!.. Ну как тут не вспомнить известную фразу Николая Первого: «русские дворяне служат государству, а немецкие – нам»! Если применить к правящей элите России начала XX в. термин Н. Лескова, то в итоге получился «Кисель-вроде» (от Нессельроде). В 1917 г. Российская Империя распалась… Русские вернутся в правящую элиту только при Сталине, в 1930-е гг. (Ничего не напоминает?..)
То же самое, даже хуже, произошло в Османской империи, которая распалась насовсем в 1922 г. По Гумилёву, этот распад был напрямую связан с «переусложнением этнической системы» (его термин) из-за большого прилива иностранцев. И это факт! За несколько веков своего имперского строительства турки приняли на службу в армию, на флот, в управленческие структуры множество иноземцев. Плюс – рабыни-наложницы со всего света. В гаремах все это перемешалось… И в фазе надлома – выстрелило!
Примечание. Про российский надлом XIX – XX вв. Гумилёв не писал, но здесь аналогии прямые, поскольку русские с турками – ровесники (толчок XIII в.). Однако турки вышли из надлома раньше нас, поэтому и ударились в национал-патриотизм (неоосманизм) и возвратились к традиционному исламу (феномен Эрдогана). Конечно, «новую Османскую империю» они не вытянут, слишком большие потери, но свое «региональное слово» еще скажут.
И, наконец, следующий после суперэтнического уровня – геополитический. Это уровень больших регионов, основу которых составляют суперэтносы в союзе с адекватными соседями. Данному уровню соответствует Российская евразийская цивилизация, которая сложилась к XIX веку на основе Российской Империи (без инородных Польши, Финляндии и Прибалтики!), и которую сегодня называют Русским миром.
Таким образом, в узком, геополитическом смысле (без религии и культуры) Русский мир – это Российский суперэтнос, плюс стратегические союзники – Казахстан, Средняя Азия и весь Кавказ. Разумеется, союзники не сейчас, а в перспективе – по ходу, и после Большой войны, которая изменит весь мировой расклад и «вправит мозги» националистическим элитам на постсоветском пространстве…
При этом каждому народу в будущем евразийском сообществе – не обязательно едином государстве! – должно быть отведено свое место, при недопущении массовых миграций и перемешивания этносов. Идеал такого Евразийского объединения – это «единство в многообразии»!
И не надо нам никаких «пан-регионов» с восточными европами, турциями и галициями в придачу! Не говоря уже о Японии и Израиле (были и такие предложения от некоторых «политологов»). Хватит уже русским наступать на грабли «неорганичных контактов» с чуждыми суперэтносами! Пробовали много раз, результат – стабильно отрицательный.
Ну а теперь пришло время ответить на вопрос: кто же такие русские?
Если коротко, то расклад здесь простой.
1) В узком смысле, русские – это этнос великороссов, сложившийся в XIV – XV вв. и выделивший из себя субэтносы: поморов, казаков, сибиряков и др.
2) В более широком смысле русскими принято называть триединый народ: великороссов, малороссов и белорусов, составивших основу Российского суперэтноса. (Автор этих строк имеет именно такое: белорусско – русско-сибирское – украинско-слободское происхождение, чем очень доволен).
3) В еще более широком, цивилизационном смысле (перед другими цивилизациями-суперэтносами) русскими (или россиянами) могут называть себя представители тех коренных народов, которые прожили рядом с русскими с XVI–XVII вв. и разделили с ними их историческую судьбу!
Что значит – разделили судьбу? Это значит, что данные народы, войдя в Российский суперэтнос, участвовали вместе с русскими в строительстве Российской Империи и защите ее границ. Не пытаясь при этом заниматься политическим (т. е. силовым, а не кухонным!) сепаратизмом, в т. ч. через организацию «партизанских отрядов» и других «групп сопротивления».
И еще это значит, что на территориях проживания этих народов русские не подвергались массовым гонениям и притеснениям на протяжении, как минимум, последних 150–200 лет. Кроме того, данные народы (большая их часть) не стремились эмигрировать из России после открытия границ в конце XX века.
Это основное. Отдельные нюансы и исключения можно обсуждать. Они всегда будут, и немало, поскольку национальный вопрос, в отличие от классового, вещь очень тонкая, сложная и чрезвычайно болезненная.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
7. Оппонентам:
6. Ответ на 5, JG:
В первую очередь надо убрать Кравцова. Поставить национально-ориентированного министра, патриота. Хорошими министрами просвещения могли бы быть, например, Николай Мишустин, Андрей Цыганов, Ольга Четверикова. Это должен быть обязатеьлно православный человек.
5.
4.
Сформулировано хитро. Так, что уже и не поймешь, какая из версий имеется в виду.
А. "Духовная": дети-метисы усваивают паттерны поведения обоих родителей, что способствует выживанию в большем разнообразии условий.
Б. "Материальная": автор верит в физическую основу этноса в генах, соответственно увеличение генетического разнообразия в условиях быстрых перемен среды как-то там улучшает приспособленность популяции.
Все эти способы "улучшения/ухудшения породы" сотни раз уже обсуждались самыми разными авторами противоположных взглядов в сотнях контекстов. Вода и пустая говорильня.
3.
Для историка большая наивность путать консервативный выбор народа в политике с разворотом бытовой жизни к традиции. Ни разу. Турки выбирают Эрдогана, но "модернизация" там продолжается, как и везде в мире. Вообще гумилевика идет совсем в другую сторону, чем эмпирическая социология.
2.
Опять 25. После этого места можно и не читать дальше.
1.
Галиматья и мистификация. Все перечисленное имеет более банальные причины, чем вымышленные "(не)комплиментарность" и "инстинкт территории".
1. Жители крайнего запада России еще в РИ имели больший размер собственности, бОльшую грамотность населения и бОльшую степень индустриализации, чем в среднем по европейской части страны. После присоединения к СССР последовали репрессии и отъем собственности. Немцы по крайней мере на словах выступали восстановителями старых порядков и защитниками частной собственности.
2. С Кавказом и тюрками нацисты работали по особой программе, как именно обрабатывать мозги этой части советского населения разрабатывало специальное ведомство с участием белоэмигрантской элиты нацменов из РИ.
3. С русскими, вообще с основной частью населения захваченных территорий, в основном славянского, специально никто не работал в части пропаганды. План "Ост" был туманным и должен был применяться после "будущей победы" над СССР, то есть предполагал полное прекращение вооруженного сопротивления до Урала. Разворот нацистов в сторону "работы" с русскими случился уже после Сталинграда. Но поздно было. Мы не знаем, сколько было бы власовых, если бы вермахт вел себя иначе на оккупированных территориях. Дело даже не в крупных предателях из элиты. Речь о массе мелких коллаборационистов - в пределах бытового сознания, бытовой жизни, то есть того, где маленький человек вполне субъектен и решает за себя самого. Тут немцы очень сильно просчитались. Роль сыграла человеконенавистническая природа нацизма. Она играла против рациональных решений. Локальные вещи, например рекрутинг жертв коллективизации мог быть успешным, но это перечеркивалось общим отношением немцев к восточноевропейцам, которое их даже не учили скрывать. Вот это, прежде всего прочего.
У Кузнецова в "Бабьем яру" юный герой наблюдает, как киевские дети учат немецкий язык, мирная идиллия. Вместо русского в украинской школе немецкий. Но это напрочь перечеркивалось сценами, запомнившимися советским людям куда более - например, как немцы разминируют поля, заставляя подростков тащить по нему бревно.