Русские – это этнос, суперэтнос или «многонациональный народ» России?

Кому понадобилось записать в русских инородцев и иноземцев

Русская цивилизация 
0
775
Время на чтение 10 минут
Фото: из личного архива автора

В последнее время можно услышать мнение, что русские – это не этнос, а нечто более широкое, даже аморфное, куда можно включить всех тех, кого раньше называли инородцами и иноземцами. Стали привычными такие словосочетания, как русские евреи, русские немцы, русские чеченцы и даже русские армяне.

Попробуем разобраться, кто же такие русские.

Вначале – об этничности. С точки зрения нелиберальной этнологии (теории этногенеза) этническая структура представляет собой следующую, четкую иерархию: субэтнос, этнос, суперэтнос.

Субэтнос – это подразделение этноса. Например, в России до XVII века формируются следующие крупные субэтносы: на юге – казаки, на севере – поморы, в Сибири – сибиряки (челдоны). (Лев Гумилёв относит к субэтносу и старообрядцев, но это вопрос неоднозначный.) Все эти субэтносы отличаются друг от друга и по стереотипу поведения, и по языку, и по быту. Но все они русские.

В Европе та же картина. Например, этнос французов включает в себя бретонцев, бургундцев, гасконцев, нормандцев, провансальцев и другие субэтнические группы. Похожий расклад мы наблюдаем у немцев и др. европейских народов.

Сложность структуры (единство в многообразии!), придаёт этносу прочность и повышает сопротивляемость внешним ударам. При упрощении этнической системы, в финальных фазах этногенеза, различия между субэтносами стираются. Разумеется, все это с поправкой на глобализацию, урбанизацию и пр. безобразия современного мира.

Следующий после субэтноса уровень – этнический.

Гумилёв говорил, что каждый человек, если его спросить, кто он, не задумываясь, скажет: русский, казах, грузин, поляк, итальянец. А потом уже добавит, что он рабочий, бизнесмен или студент. Социальную принадлежность можно сменить, этническую – нельзя. (Исключение составляют люди химерного типа, с размытой идентичностью, например – глобалисты и их пособники.)

В первой своей фундаментальной книге «Этногенез и биосфера земли» Гумилёв даёт следующее определение этноса: «Этнос – коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология, иногда являются определяющими моментами, а иногда – нет. Вынести за скобки мы можем только одно – признание каждой особью: «мы – такие-то, а все прочие – другие».

Таким образом, на первое место Гумилёв ставит признак иррациональный, основанный на ощущении – свой-чужой. Ученый говорил по этому поводу: «Когда мы видим человека, принадлежащего к другому этносу, мы даже не можем определить, почему он не свой. Но мы чувствуем, что он – не свой». Заметим, что пока в Россию не хлынул поток мигрантов, этот феномен не все осознавали.

В последней книге Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь», определение этноса выглядит уже более основательным. Этнос – это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения (ментальности) коллектив людей, существующий как энергетическая система (растрачивающая пассионарность во времени), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (подсознательной симпатии к своим).

Подробнее см. статьи на Русской народной линии: «Почему народы такие разные» (формирование ментальности); «Этнос – система» (отличие этноса от общества); «О природе национальных конфликтов» (положительная и отрицательная комплиментарность).

Для объяснения феномена комплиментарности Гумилев предлагает гипотезу этнического поля. То есть – как отдельный человек обладает своим индивидуальным биополем, так и этнос обладает своим коллективным энергетическим полем. Как и любое другое поле (гравитационное, электромагнитное) этническое поле имеет свою частоту колебаний, свой ритм.

Гумилёв писал: «Когда носители одного ритма сталкиваются с носителями другого, то воспринимают новый ритм как нечто чуждое, в той или иной степени дисгармонирующее с тем ритмом, который присущ им органически. Новый ритм может иногда нравиться, но несходство фиксируется как факт, не имеющий объяснения, но и не вызывающий сомнения». (Если кого-то эта гипотеза не устраивает, то он может предложить свое объяснение данного факта, который отрицать невозможно.)

Этносы могут быть близкими, даже родственными (великороссы, малороссы, белорусы); «соседскими» (русские и башкиры, удмурты, чуваши, буряты); далекими (русские и англичане, французы, таджики, узбеки) и очень далекими (русские и китайцы, японцы, бенгальцы, масаи).

Причем, даже родственные этносы, при сходстве этнических полей, имеют поведенческие и психологические отличия. (Вспомним советские анекдоты про украинцев.) Тем более отличаются по своему поведению далекие друг от друга народы, живущие в разных регионах планеты. Иногда эта непохожесть бывает настолько радикальной, что вызывает шок у представителей иного этноса. Например, одни народы могут поедать насекомых (а иногда и людей!) и справлять нужду прямо на улице, а у других это вызывает отвращение...

Таким образом, главными отличительными признаками этноса являются стереотип поведения, являющийся следствием детского воспитания, т.е. сигнальной наследственности (делай как я!) и ментальность, связанная с генетическими культурными кодами.

Хотя, надо заметить, что Гумилёв в своих книгах прямо не говорит о генетической, врожденной основе этничности. Вероятно, потому, что в советское время за эти вещи могли «пришить идеализм». Ученый говорит о настройке биополя младенца на этническое поле родителей, на их ритм (см. «этническое поле»), и о решающем влиянии на воспитание ребенка сигнальной наследственности. С чем нельзя не согласиться. Однако практика показывает, что вместе с тем значительная часть поведенческой информации и основные черты национального характера закрепляются в этнических архетипах – наследственной памяти – и передаются на генном уровне.

На одной из последних лекций (в 1989 г.), рассказывая о бежавших из Франции протестантах (гугенотах), Гумилёв все-таки затрагивает вопрос о наследственной памяти: «Например, известная фамилия Скалон… – это гугенотская фамилия. Я недавно говорил с одним Скалоном, который у нас защищался… И у него чисто кальвинистский подход. Хотя он сам, будучи географом, представления не имеет о кальвинизме. Традиция как-то через гены передается. И в мелочах, в деталях он сохранил свой психологический настрой, свой психологический рисунок. Это было очень смешно, он удивился, когда я ему это объяснил».

Это, кстати, к вопросу о «русских французах» и не только французах... Например – русский философ И. Ильин, о котором ныне спорят «белые» и «красные». С точки зрения этнологии «белое» мировоззрение Ильина объясняется просто. Его мать – немка, лютеранка, он полукровка в первом поколении. Отсюда его упрощенный, буржуазно-протестантский взгляд на жизнь – узкий национализм (чисто немецкий!), культ силы (!), индивидуализм (!) и восхваление частной собственности. Но главное – злоба на РПЦ во главе со «сталинским» патриархом Алексием I и иллюзии насчет Гитлера. (Об этом ветхозаветном подходе Ильина – «око за око» – написал протодиакон Владимир Василик; см. ст. «Иван Ильин – большие раздоры…»).

Были ли все немцы по матери такими «протестантами»? Нет. Кто-то уродился в русского папу, на ком-то природа отдохнула. В этногенезе сто процентов попаданий не бывает. Но в любом случае «группа риска» среди таких русско-европейских типов была больше. (См. о традиционных русских (коллективистах), модернизированных русских (буржуа) и нерусских русских («либералах») в цикле ст. на РНЛ «О роли народа с истории».)

Из сказанного вытекает, что вопрос о природе этничности – непростой, и требует дальнейшего изучения. Возьмем на себя смелость выстроить следующую иерархию этнической идентичности. На первом месте – гены (этнические архетипы или коды); на втором – сигнальная наследственность (семья); на третьем – настройка биополя ребенка на этнический ритм родителей (не всегда успешная!); на четвертом – вся остальная воспитательная цепочка – школа, общество, СМИ и т.д.

Это к вопросу, почему современные русские воины, попадая на фронт, ведут себя в окопах так же, как вели себя их предки в далеком прошлом. И это после десятилетий либеральной пропаганды, деградации школьного образования, атомизации общества и полураспада семьи!

При этом, абсолютизировать незыблемость архетипов не следует, поскольку в длинном историческом времени (за века!) они тоже размываются и видоизменяется, особенно быстро под воздействием чужой культуры и главное – вследствие частых браков с иноземцами – носителями чуждых архетипов (пример И. Ильина).

Проявляется это не сразу, а по накоплению, и не у всех, а у какой-то части этноса. Например, многие наши дореволюционные дворяне и интеллигенты после 250-ти лет «европеизации мозгов» и физического онемечивания – с Алексея Михайловича и Петра – уже не ощущали себя полноценными русскими (и это, кстати, было проблемой перед 1917 г., о которой сегодня забыли; см. «этнические химеры»). Так же, как и сегодня многие «русские немцы», возвратившиеся в Германию после двухсот лет пребывания их предков в России, уже не ощущают себя стопроцентными немцами.

Это к вопросу об этнологических экспериментах «Екатерины Великой» и прочих европеизаторов России…

В первых своих работах Гумилёв определяет этнос, как явление природы. То есть этнос – это организм, он может быть молодым или старым, здоровым или больным. В последних работах уточняет: «Этнос – явление, лежащее на грани биосферы и социосферы». Этнос «связывает социальную форму движения материи со всеми природными формами».

При этом Гумилёв подчеркивает значение географического фактора: «этнос – это явление географическое, всегда связанное с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы». Другими словами: «Поведение каждого человека и каждого этноса – просто способ адаптации к своей географической и этнической среде». Отсюда и вытекает неповторимый облик того или иного народа.

Это – важнейшее «антиглобалисткое» положение теории Гумилёва объясняющее, почему массовые миграции из чужих цивилизаций и искусственные перемешивания непохожих и далеких народов, неизбежно приводят не только к ослаблению вмещающего этноса, но и к жестоким национальным конфликтам. И это при том, что большинство людей в них участвующих, отнюдь не являются злодеями и мракобесами! Просто несовместимые природные субъекты всегда отталкиваются. Злодеи же, обычно, выступают как провокаторы.

Делаем вывод. Все вышесказанное свидетельствует о том, что можно сколько угодно записывать в русских выходцев из Европы, Средней Азии, Кавказа и др. этнических общностей, но русскими они от этого не станут. (Подробнее о метисации и вероятности ассимиляции – во второй части.) Даже если кто-то из них от души полюбит русских и обрусеет. Как, например, полюбил русских и обрусел товарищ Сталин, но русским так и не стал. И, заметим, очень хорошо, что не стал! Поскольку пока русские уничтожали друг друга в горячей и холодной Гражданской войне (до 1940-х), да еще в условиях геноцида со стороны антисистем, – нужен был арбитр со стороны, с жестким и «коварным» нерусским менталитетом!

К этому вопросу мы еще вернемся, а пока перейдем на следующий уровень – суперэтнический.

Суперэтнос, напомним, – это группа близких этносов. Крупнейшая после всего человечества единица, которая возникает в одном регионе и проявляет себя как «мозаичная целостность». На сегодняшний день мы можем выделить несколько крупных суперэтносов: Европейский, Китайский, Индийский, Латино-американский, Арабо-мусульманский и Российский. (Есть и более дробное суперэтническое деление, но для нашей темы это не важно.)

Как же формировался Российский суперэтнос? Он начал складываться с XVI века. Его ядром стали русские (великороссы). Первыми входят в состав Российского суперэтноса финно-угорские народы – карелы, вепсы, мордва, и др., а так же чуваши. (Часть финских племен (мурома, мещера) участвует еще в предыдущем, славянском этногенезе (I – XIII (XV) вв.))

В середине XVI в. в состав Московского государства входят татары и башкиры. Первоначально они относятся к Степному суперэтносу, но затем постепенно (к XX веку) вливаются в Российский. Что значит вливаются? Это значит, что если казанский татарин приедет в Москву, он назовет себя татарином, а если приедет в США, то объявит себя русским, хотя и может добавить, что он, собственно, татарин. А что значит – давно влились? Это означает, что карел приехав в Москву, уже назовется русским, хотя и может добавить, что он, собственно, карел. (См. понятие «комплиментарность», объясняющее «физический» феномен совместимости-несовместимости этносов.)

С XVII века в Российский суперэтнос, так же не сразу, но постепенно входят сибирские народы: ханты, манси, буряты, эвенки, якуты и др., в том числе множество малочисленных этнических групп. И со всеми ними русские относительно мирно уживаются. За исключением енисейских кыргызов, чукчей и западно-сибирских татар, с которыми пришлось повоевать, особенно долго (75 лет!) – с кыргызами, которые, в результате, были вытеснены со Среднего Енисея и ушли на юг, оставив после себя небольшой реликт – хакасов.

Сегодня все эти этносы, прожившие бок о бок с русскими с XVI - XVII вв. считаются коренными народами России.

С вхождением в состав Российской империи в XVII - XVIII вв. малороссов и белорусов Российский суперэтнос складывается окончательно.

Но вот вопрос: входят ли в Российский суперэтнос народы Кавказа и Средней Азии, присоединенные в XIX веке, а так же народы Казахстана, Калмыкии и Тувы?.. Но об этом поговорим во второй части статьи, где мы попытаемся ответить на главный вопрос: кто же такие русские?

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Ответ на 33, Константин В.:

Быстро делается вывод, что они не могут иметь каких-либо отличий от жителей средней полосы


это другая тема уже - про "состав" этнического самосознания
у русских нет противоречий локальных ID с фактом русскости, и тут сильное влияние базовой советской унификации тоже
различия - скорее ландшафтного плана, экологического
Донбасс, Ростов, Кубань более сходны между собой чем несколько соседних северных регионов - с этим трудно спорить. Не только по уровню инсоляции ))

Это не про гены. Хотя бы потому что Донбасс - место массовой миграции в раннесоветское время, а Кубань - все советское и постсоветское. Дон - там тоже несколько исторических источников.

Я до 6 лет жил на Кубани, и вполне осознаю разницу своих ранних воспоминаний с таковыми у русских, родившихся скажем в Смоленске или Горьком. Но это другой план сознания. Он никак не вредит взаимопониманию и общей идентичности. Да, Донбасс - не Киев и не Москва. Чисто позитивистски, без патетики - Москва предложила лучшие условия, более уважительные. Согласные с имеющимся ID. Киев предложил пересоздание ID. То есть - ломку привычного. Но как Вы, ув.Константин заметили, полного тождества ID не может быть, именно потому что в идентичность входят местные экологические реалии. Историческая хата под Краснодаром малость не так устроена, как под Мск. Построенная до глобализации, ессно. Патриоты юга и что небо другого цвета скажут )) Вот про это различие внутри одного ID вполне можно говорить. Но экология - именно что часть идентичности, она стоит в иерархии ценностей ниже базовой безопасности и ощущения общей поддержки и взаимопомощи сограждан.
В.Р. / 29.07.2024, 16:18

35. Ответ на 32, Константин В.:

проект под условным названием "русская буржуазная нация" (см. пост Валерия выше)


Вы, ув.Константин, сравниваете реалии РИ с советскими, но масштабы преобразования разные

и мне не кажется, что вектор РИ был прям идеально этнически-русским

В.Р. / 29.07.2024, 15:18

34. Ответ на 31, Константин В.:

сравнив поведение жителей Средней Азии в 1916 и 1941 годах


РИ ессно не планировала столь радикального преобразования Ср А
худжума и образования точно уж

я кстати не говорю, что Ср Азии нужна была нация по русскому типу сразу
это просто невозможно
даже за 72 года унификации там не вышло, вспомните войну в Таджикистане
вообще сравнивать чью-либо степень унификации с русской, в пределах СССР - трудно
В.Р. / 29.07.2024, 15:15

33. Ответ на 29, Наблюдатель:

Ключевой момент - население, а не территории. Украине отдали русские территории с русским населением, часть которых переформатировали по рецептам Европы и НАТО, а часть подвергли репрессиям. Т.е. там русских фактически отдали в руки врагов.


Антиисторично говорить о НАТО по отношению ко времени, когда его еще не существовало. Российская Империя развалилась без какого-либо участия НАТО, так что многие ее области оказались в руках врагов. Например, поляки, где даже нации не успело сложиться и которые вполне уживались с нами в одном государстве... Теперь об этом и мечтать не приходится. Это историческая трагедия, и метать молнии по адресу отдельных лиц я бы тут не стал.

По вопросу об Украине лично я в целом согласен с доводами того же Спицына, поэтому не хочется повторяться. Вполне допустимо считать, что Сталин мог вернуть Донбасс обратно.


Но речь же не только о Донбассе. Сейчас популярна точка зрения, что украинцы - это русские, переименованные большевиками. Быстро делается вывод, что они не могут иметь каких-либо отличий от жителей средней полосы. Шевченко противопоставляется Пушкину. Опять-таки это недостойно империи.

Константин В. / 29.07.2024, 13:24

32. Ответ на 22, Наблюдатель:

Вы, конечно, в целом верно описали тренд "развития" мира. Но мир еще не рухнул под ноги антихриста только потому, что еще остаются островки национального сопротивления.


То, что Вы пишете, напоминает известное высказывание Леонтьева, что русскому государству полезны его "пока еще своеобычные окраины". Я с этим совершенно согласен! Но ведь контекст этого высказывания состоит в том, что в XIX веке русское государство и в особенности интеллигенция несли на окраины, увы, не имперские начала, а проект под условным названием "русская буржуазная нация" (см. пост Валерия выше)...
Константин В. / 29.07.2024, 13:11

31. Ответ на 28, В.Р.:

Как раз тот случай, когда из деревенско-этнического решили слепить новую нацию, хотя не-деревенский, а модерновый вариант широкой русской нации уже вырисовывался в РИ.


Вы совершенно правы. Капитализм после 1861 года = переформатирование империи в национальное государство. И это было бы гораздо опаснее, чем любые крайности "этнического" (а крайностей и не будет, если хакасскую культуру будет поддерживать государство).

За пределами нации остались бы миллионы тех, кого на бюрократическом языке РИ называли бы "инородцами" и "туземцами". И жажду "деколонизации" посеять было бы куда проще. Наш ответ - дружба народов СССР. Ее реальность можно видеть, сравнив поведение жителей Средней Азии в 1916 и 1941 годах.

Константин В. / 29.07.2024, 13:08

30. Ответ на 29, Наблюдатель:

Если же, например, Казахстан будет и дальше дрейфовать в сторону Запада, то Сталину вспомнят и это.


Ясно. Многое еще впереди...

Почему бы тогда не "припомнить" русским митрополитам начала XIV века тот факт, что кафедру перенесли из Киева во Владимир и дальше в Москву?

Константин В. / 29.07.2024, 13:04

29. Ответ на 25, Константин В.: пока нет, но могут быть

Почему к Сталину нет претензий, что он вывел Среднюю Азию из РСФСР?

Ключевой момент - население, а не территории. Украине отдали русские территории с русским населением, часть которых переформатировали по рецептам Европы и НАТО, а часть подвергли репрессиям. Т.е. там русских фактически отдали в руки врагов.

А в Средней Азии русских было значительно меньше, но главное, что Средняя Азия не стала враждебной России. Если же, например, Казахстан будет и дальше дрейфовать в сторону Запада, то Сталину вспомнят и это. И ребром встанет вопрос о северных территориях Казахстана, на которых действительно проживает много русских.
Наблюдатель / 29.07.2024, 11:37

28. Ответ на 21, Наблюдатель:

Украине отдали русские земли и население.


Как раз тот случай, когда из деревенско-этнического решили слепить новую нацию, хотя не-деревенский, а модерновый вариант широкой русской нации уже вырисовывался в РИ. Но большевики пошли по этно-пути. Как если бы работали не с русскими, а с народами Кавказа или Ср.Азии. Большую культуру принесли в жертву вышиванкам-бандурам. Что интересно, ревнители "этнического" в упор не видят, что проблема в нем самом и есть. Современный либерал таков же: обычно большим нациям отсылки к этническому запрещены, но там где это политически выгодно (Украина) - "это очень важно для деколонизации украинского сознания", "как противовес имперскому можно потерпеть и правых националистов" итп. Короче, одним можно, другим нельзя.
В.Р. / 29.07.2024, 09:50

27. Ответ на 23, В.Р.:

А... прошу прощения, спутал хакасов с тувинцами (всегда их путаю). Хакасы - да, ассимилируют. А вот тувинцы нет.
Наблюдатель / 29.07.2024, 08:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Первые русские секты: капитоны, хлысты
Из истории антисистем в России
26.10.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Русские и нерусские. Инстинкт своей территории
Почему опасно делать из этноса «резиновую квартиру»
02.08.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Русская цивилизация
«Элиты ожидаемо отстают от исторических прорывов»
Олигархический класс, построенный по западной модели, исторически обречен
08.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Октябрьская революция была «мертвой водой», но окропить Россию «живой водой» – всё еще нерешенная задача
08.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия – идейный центр незападного мира
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 18:02
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
08.11.2024 17:33
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
08.11.2024 16:33
Искушение Императора
Новый комментарий от Очевидец
08.11.2024 15:29
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от влдмр
08.11.2024 15:29
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от учитель
08.11.2024 15:23
Хватит ныть!
Новый комментарий от Человек
08.11.2024 15:04