Откуда черпал информацию по самым разным темам усреднённый житель СССР? Телевидение, радио, газеты, книги. Причём всё (если не брать ни разу не общераспространённый самиздат) – фильтрованное. Политически и идеологически выверенное, с подводкой научной базы, даже там, где её не может быть в принципе (мура наушного атеизма). Всё сплетено в единую систему государственного образования, воспитания и просвещения – от школьных учебников и художественной литературы, до «Очевидного-невероятного» и репертуара концертов ко Дню милиции. Показывалось, как надо и почему это правильно, а как не надо – или не показывалось, или тут же объяснялось, почему это гнусно и фу таким быть в обществе развитого социализма. Всю широту и разнообразие потребляемой тогда информации отлично передаёт анекдот про «я тебе попереключаю!» Было ли это ограничением и цензурой? Безусловно! Но эффект социализации и профилактики скотского поведения давало, однозначно. Равно как и эффект единого культурного пространства.
Что сейчас, с широким распространением интернета, по источникам? Полная свобода! Узнавай, что хочешь, от кого хочешь! Цензура? Запрещена Конституцией. Фильтры? Какие такие фильтры? Научных нет – раздолье антиваксерам, плоскоземельщикам и «альтернативным историкам», типа Фоменко или ещё каких конспиролухов. Религиозных нет – государство, чуть-чуть щемящее «Свидетелей Иеговы»* и ничего не могущее противопоставить желанию ваххабитов наряжать женщин в паранджу, вовсе никак не возражает против мракобесия оккультистов, магов, кармических «целителей», гадалок и астролухов. Ну разве что кто из них совсем уж до откровенной уголовки оборзеет.
Идеологические фильтры? Ну, пока разве что содомитскую пропаганду прикрыли и за укронацизм карают. А левацкие призывы к государственному перевороту и революции и разжигание теми же «мраксистами» розни на основании имущественного ценза, «классовой принадлежности», отношения к религии – остаются безнаказанными, вплоть до легального существования таких федеральных партий. Практически – полная свобода! Достаточно внимательно посмотреть на ту же ВКшечку, где вполне себе безнаказанно существуют и укронацистские паблики, и ваххабитские, и оккультные, и сектантские, и суицидальные, и извращенческие, вплоть до вовлечения и эксплуатации детей во всех этих направлениях. Причём, жаловаться на всё это «богатство» – без толку. Администрации ВК плевать на запреты государства.
Впрочем, я отвлёкся. Информации, в том числе и взаимоисключающей – пресс. Внешние фильтры на неё – государством (а другого регулятора в правовом гражданском обществе – нет) практически не применяются. Внутренние – совсем не у всех есть. Широта возможных мнений по любому вопросу – просто бесконечная, а любая критика разбивается об супер-мега-интеллектуальное «ну, вы так считаете, а я – по-другому!» Аристотелева логика? Да бросьте! Какая логика может быть у тех, кто утверждает, что любые взаимоисключающие мнения истинны в силу того, что так считают их носители? Это как вещать о традиционной семье толпе подпевающих «За деньги да!»
Но ведь среди всей доступной информации есть и правдивая, попытаются возразить мне. Есть и бесплатные доступные учебные курсы по разным наукам, есть и материалы, воспитывающие т.н. «традиционные ценности», чёткой и однозначной формулировки которых, признанной государством, так и нет до сих пор (что позволяет деятелям школьного образования, от уровня министерства до конкретной школы, старательно от них увиливать, например)!
Да, я согласен – полезное и назидательное есть! Но при выборе между полезным, но требующем усилий, и вредным и развлекательным, куда как чаще выигрывают бугогашечка и порнушечка, чем учебничек и патриотизмик.
Я в очередной раз веду к тому, что в государстве нужны ограничения на распространяемый контент. Нужна государственная цензура. Политическая – запрет на вещание во вред стране. Научная – запрет на распространение лженаучного мракобесия (в области медицины – в первую очередь). Религиозная – есть признаваемые государством традиционные для него религии и их вероучения, и этого достаточно. Оккультизм, магия, неоязычество и прочее сектантство – не то что не нужны, а откровенно вредны.
Надо ли все эти вредные штуки скрывать? Нет. Надо заниматься просветительской работой – почему именно они вредны, в чём их опасность, как её избежать самому и что делать, если близкий вляпался.
Будет ли это «ограничением свобод»? Возможно. Но нынешняя ситуация схожа с той, когда доброе зерно сеют в заросли сорняков в надежде, что они пробьются и победят душащие их тернии и волчцы. Я выступаю за то, чтобы сеять на окультуренной земле. А буде прорастут сорняки – выдернуть их и бросить в огонь. В противном случае ни о какой общности и сохранении идентичности речи идти не может – общество будет только дальше расслаиваться на 100 500 мнений, все из которых «правильные».
Юрий Рагозин, сотрудник информационно-консультационного центра по вопросам сектантства
*По решению Верховного суда РФ от 20 апреля 2017 года религиозная организации признана экстремистской и запрещена в России.
Впервые опубликовано на сайте храма св. благоверного Великого князя Александра Невского в Новосибирске
9. Ответ на 7, Константин В.:
Верно. Страшно вообразить цензурный нож в руках хирургов школы Ильина.Не слыхал о такой.
8.
Как часть запрета на русофобию.
7. Ответ на 4, учитель:
Верно. Страшно вообразить цензурный нож в руках хирургов школы Ильина.
6. "Какие такие фильтры? Научных нет – раздолье антиваксерам, плоскоземельщикам..."
5. Позиция Президента
На вопрос, как сегодня в России организуется воспитание в молодёжи исторических традиций? (встреча в Вьетнаме 20 июня с выпускниками Советских и Российских вузов), Путин ответил (привожу тезисно):
Первое. Ограничить доступ к огромному потоку информации невозможно. Поэтому надо быть более убедительными на информационном поле…. нужно делать это талантливо, не кондово…, изящно, по-современному.
Второе – формы, которые сложились в Советском Союзе, нужно сохранять, только наполнять их нужным, интересным содержанием – контентом современным. Мы создали «Движение первых» для молодых ребят, детей. Вооружённые Силы развивают свою платформу, связанную с подготовкой кадров для себя, с патриотическим воспитанием. Есть и другие направления.
Самое главное – всё идёт от семьи, поэтому задача государства – настроить общество та-ким образом, чтобы оно само и изнутри организовывало этот процесс воспитания. Если этого не добиться, то на формально-административном уровне это сделать почти невозможно.
Выводы отсюда следующие:
1) Так как «Ограничить доступ к огромному потоку информации невозможно», то цензуры в России не будет.
2) «формы, которые сложились в Советском Союзе, нужно сохранять, только наполнять их нужным, интересным содержанием – контентом современным», то есть Советскую нрав-ственность убрать, и заменить «контентом современным».
3) «задача государства – настроить общество таким образом, чтобы оно само и изнутри организовывало этот процесс воспитания» - получается по принципу «спасение утопаю-щих – дело рук самих утопающих».
4. Ответ на 3, С. Югов:
Гиппократ.
Вполне справедливо нет неограниченной свободы использовать фармакологию и хирургию.
С какой стати должна быть неограниченная свобода слова?
В том числе и запрет на антисоветчину.
3.
Гиппократ.
Вполне справедливо нет неограниченной свободы использовать фармакологию и хирургию.
С какой стати должна быть неограниченная свобода слова?
2. Ответ на 1, С. Югов:
Я нечто вроде певчей птицы.
Поэта мир — весь божий свет:
А русской музе тракту нет,
Везде заставы и границы.
И птице волю дал Творец
Свободно петь на каждой ветке;
Я ж, верноподданный певец,
Свищу, как твой ручной скворец,
Народный гимн в цензурной клетке.
П. В. Шумахер, 1880
1.