О необходимости Поместного Собора

Впечатления о поездке в Кинешму

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
240
Время на чтение 12 минут
Фото: предоставлено автором

Вечером 20 января представители «Русского Собрания» Владимирской области (Александр Сороковиков, Георгий Завьялов, Владимир и Наталья Трусовы) по приглашению настоятеля храма Вознесения Господня протоиерея Петра Влащенко прибыли в город Кинешму Ивановской области. Особенность Вознесенского прихода Кинешмы состоит в том, что здесь не только занимаются благотворительной деятельностью и социальной поддержкой населения, но также проводят культурно-просветительскую работу. С этой целью, в актовом зале Вознесенского прихода, для жителей города регулярно проводят лектории, посвящённые как духовной тематике, так и темам истории, культуры и искусства. Для нас, прибывших из Владимирской области гостей, было приятной неожиданностью встретить здесь московского режиссера Василия Яцкина, который провёл для прихожан храма Вознесения кинолекторий из цикла «Под солнцем».

По окончании лекции, староста храма Ирина Борисова отвела гостей в местный музей, где для них была проведена экскурсия. Здесь мы узнали, что несмотря на упоминание о Кинешме лишь в начале XVI века, когда Великий князь Иоанн III пожаловал город в вотчину князю Федору Бельскому, в древности, до прихода сюда князей Рюриковичей, на этом месте жили мерянские племена.

Очень скоро, находящийся на берегу Волги, в устье реки Кинешемка город, стал крупным торговым, культурным и духовным центром. Само название города финно-угорское, что имеет несколько значений, которые переводятся как – тихая (глубокая) гавань, или же – луг у воды.

В Смутное время кинешемское ополчение, под предводительством воеводы Федора Боборыкина участвовало в сражениях против польско-литовских интервентов. Но, увы, силы были неравны. Поэтому, город был разгромлен отрядами Лисовского, а сам Боборыкин, по одним сведениям был казнен, по другим, пережил Смуту и благополучно скончался в своем имении в 1620 году.

В 1616 году Кинешма становится центром Кинешемского уезда. С 1778 году Кинешма перешла в подчинение к Костроме, являясь по значимости вторым городом в губернии. К концу XVIII века в Кинешме действовало несколько мануфактур, которые стали выпускать текстильную продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. Новой толчок для развития промышленной сферы Кинешмы был связан со строительством в 1871 году железной дороги. Построена она была по настоянию и щедрым финансовым вложениям кинешемских промышленников и купцов. Благодаря железной дороге, во второй половине XIX века были построены химический завод, чугунолитейный завод, деревообрабатывающие предприятия.

Издавна в Кинешме процветали различные ремесла. Также, действовали такие фабрики, как клеёночный завод (пеньковые пожарные рукава, ватерная тесьма), кожевенный завод, мастерская по металлоизделиям, бумагопрядильные фабрики, клеёнчатый и лакировочный завод, полотняная фабрика, крахмальный завод, пиво-медоваренный завод. Именно в Кинешме был построен один из первых заводов по производству электроугольных изделий и ламп накаливания А.И. Бюксенмейстера, который действует и поныне (завод «Электроконтакт»).

К концу XIX века в городе действовали 9 церквей, главными из которых был ансамбль Троице-Успенского собора, с высокой, видной со всех концов города колокольней. Также действовали – богадельня, духовное училище, городское трехклассное училище, двухклассное женское, и приходское училища. Имелась своя Земская больница на 50 человек и две аптеки. К 1913 году в уезде имелось около 90 промышленных предприятий, и… 90 трактиров и ресторанов.

По завершении экскурсии, гостям рассказали, что из Кинешмы вышли и многие знаменитые люди. Например, многие знают, что маршал Советского Союза Александр Василевский окончил до революции духовное училище, но не многим известно, что это училище находилось в Кинешме. Также, в Кинешемском районе родился герой Советского Союза летчик Юрий Горохов, в честь которого названы улицы и поставлены мемориалы.

В Кинешемском районе родился и знаменитый топограф-геодезист Леонид Андреевич Кашин, который участвовал в составлении топографической карты Луны, картографирования Антарктиды, а также шельфа и дна мирового океана. Закончил трудовой путь Леонид Кашин в звании первого заместителя начальника Главного управления геодезии и картографии СССР.

К другим знаменитостям относится и микробиолог Ирина Еремеевна Кочнова, благодаря которой были разработаны эффективные методики по лечению туберкулёза. Создаваемые ею вакцины и лекарства Ирина Кочнова часто испытывала на себе, что в конечном итоге сказалось на ее здоровье. По этому причине у неё не было детей.

В Кинешемском уезде Костромской губернии родился и всемирно известный экономист, создатель теории экономических циклов, которые так и называют «Циклы Кондратьева». Знаменательно, что еще в 1905 году, во время учебы в церковно-учительской семинарии Костромской губернии, он познакомился с будущим, и тоже всемирно известным социологом Питиримом Сорокиным, с которым он уже почти не разлучался до самого времени эмиграции Сорокина в США. Последняя встреча Кондратьева с Питиримом Сорокиным состоялась в 1924 году, во время зарубежной командировки. Сорокин тогда читал в Гарвардском университете лекции по социологии и истории революции в России. На предложения друга остаться в Америке, Кондратьев отказался. В 1937 году Н.Д. Кондратьев был репрессирован, и после года нахождения в тюрьме Спасо-Евфимьева монастыря, был расстрелян на полигоне «Коммунарка» Московской области.

На следующий день, 21 января, после окончания Литургии и молебна, участники делегации выступили с культурной программой в актовом зале Вознесенского прихода.

В начале мероприятия, поэт Владимир Трусов из посёлка Боголюбово прочитал несколько стихотворений, среди которых особенно запомнилось слушателям «Ратники – защитники России». И хотя оно было написано в 2018 году, но говорило как бы о сегодняшнем дне.

Ратники – защитники России,
Подвиг ваш святой не оценить!
Кровью за Русь землю оросили.
Оборвалась жизненная нить.

Безутешно плачут ваши вдовы.
Некому в сей жизни им помочь.
Но молитвой мучеников новых
Для России не наступит ночь.

Вырастут и детки ваши вскоре,
Подвиг им осветит жизни путь.
Дай то Бог, чтобы не знали горя.
Каждый помолиться не забудь.

Вы примером стали молодёжи.
Укрепит ваш подвиг дух в войсках.
В трудный час России он поможет:
Все враги разбиты будут в прах!

Ратники – защитники родные,
Не оставьте матушки Руси!
Помолитесь крепче, дорогие,
Чтобы ей во славе расцвести!

Ратники – защитники России,
Подвигом стяжали благодать.
Пусть мольбою вашей даст Бог силы
Русь врагу во веки не отдать!

После поэтического выступления автор этого материала прочитал обзорный доклад о Русской истории, с рабочим названием «Поместный Собор необходим». В настоящем материале доклад представлен в тезисном виде.

Для того чтобы понять причины смут и потрясений, совершавшихся за многовековую историю нашей Родины, надо не бояться, по образному выражению одного из публицистов – «поднырнуть под черную воронку веков и тысячелетий». Именно этот метод позволяет понять, какие причины явились катализаторами тектонических процессы нашей истории.

Пожалуй, первые камешки грядущих лавин были брошены митрополитом Киевским и Виленским (впоследствии – Московским) Киприаном. Могут сказать, что митрополит Киприан прославлен в лике святых, а потому находится вне критики. Разумеется, никто не посягает на сам чин святителя, в который митрополит Киприан был возведён Собором, но, тем не менее, не осуждая его лично, мы можем исследовать ошибки оного.

Ошибок же было немало. Причем, каждая была подобно закладному камню будущих потрясений.

В числе таких ошибок были: принадлежность к партии сторонников унии с католиками – за созыв объединительного Собора, с целью привести католиков к отказу от их заблуждений; введение Тропаря 6-го часа в Эпиклесисе литургии, в соответствии с установившейся в Константинополе богослужебной практикой; введение Иерусалимского богослужебного устава, вместо бытовавшего на Руси Студийского устава; требование перевода Новолетия с марта на сентябрь; осуждение практики богатых монастырей.

Есть основания полагать, что именно эти, брошенные митрополитом Киприаном «камешки», и привели впоследствии к сокрушительным лавинам.

Например, осуждение практики богатых монастырей, привело в начале XVI века к непримиримому спору между «стяжателями» и «нестяжателями». Стремление к объединительному собору с католиками привело к Ферраро-Флорентийской унии. Совершенно неуместный во время Литургии Тропарь 6-го часа, греки уже давно отвергли, и его читают, пожалуй, только в Русской Православной Церкви. Внедренный силовыми методами Иерусалимский устав привел к разделениям уже не в среде монашества, но внутри самой Русской Церкви. Это разделение с особой силой проявилось в годы церковных реформ. И происходило оно, как в простом народе, так и в рядах высшей аристократии. Перевод же Новолетия с благословлённого Библией марта на сентябрь, привел к тому, что вся Православная Церковь празднует его ныне одновременно с католиками и иудеями.

…Отсюда, неудивительно, что запущенный на рубеже XIV-XV веков механизм отступления неизбежно привёл к Смутному времени. Преодолеть же Смуту удалось не благодаря методикам и советам извне, но благодаря следованию русским национальным традициям. После же освобождения Москвы от поляков, Земско-Поместный собор 1613 года послужил делу восстановления Русского государства. Но, к сожалению, осмысление приведших к Смуте причин, было неполным. Более того, через некоторых представителей кремлевской знати, в Соборный Обет на верность Дому Романовых была внедрена Клятва личной верности. Та самая Клятва, как о том говорили историки С.А. Белокуров, И.Д. Беляев, С.Ф. Платонов, которой являлась основополагающей в Соборном Обете 1598 года, на верность Династии Годуновых.

Практика подобного рода Клятв появилась очень давно. В Европе она стала утверждаться с XII века. Сначала в рыцарских орденах – таких как тамплиеры и альбигойцы, затем в церковной иерархии, а также, начиная с ордена иезуитов, и в монашеских орденах. Исток же подобного рода Клятв личной верности, исходит из практики деспотий Ближнего и Дальнего Востока, а практика родословных Обетов на верность потомкам царя – «из рода в род», исходит из традиции шиитского ислама, бытовавшей в Омейядском, Арабском и Фатимидском халифатах.

Отсюда, есть основания полагать, что внедрение такого рода клятв в Соборные Обеты 1598 и 1613 годов совершался людьми, посвящёнными в суть вопроса. Людьми, которым надо было изменить направление цивилизационного развития России. Почему им удалось внедрить в тело Русской цивилизации многочисленные «кощеевы иглы», ответ может быть таким – главной причиной побед наших врагов, в вопросах как государственного развития, так и церковного строительства, являлось отсутствие в России национальных школ и академий. Отсутствие же национальных богословских школ привело в середине XVII века, с одной стороны – к обрядоверию, с другой – к распространению сект мистического толка (см: «Розыск о Брынской вере» свт. Димитрия Ростовского), в-третьих – к церковному либерализму и филокатолическим тенденциям в среде высшей аристократии. Поэтому, неудивительно что вся вторая половина XVII века прошла под знаменем усиления противоречий между старообрядческим законничеством в простом народе и саддукейским либерализмом в кругах высшей аристократии. Достигшая крайних форм поляризация, она приняла характер антисистемы.

Есть основания полагать, что революционные реформы Петра, совершившие жестокий слом прежнего уклада жизни, были попущены Богом не случайно. Ибо, как писал в своих книгах Лев Гумилев – антисистема может быть уничтожена только силовым путем. В связи с чем, здесь можно провести аналогии с октябрем 1917 года. Если говорить о России второй половины XVII века, то цивилизационный слом был обусловлен тремя причинами. Первая – Русская цивилизация пошла по тупиковому пути развития. Вторая – парадигма построения Нового Константинополя была воспринята не с духовной (Катехон – Удерживающий), а с политической точки зрения. Третья – катализированные церковным расколом антисистемные процессы привели к опасной поляризации общества. По всей очевидности, другой возможности по замирению России, как совершить внешнюю политическую экспансию (сначала голландско-английскую, а затем германскую), у Господа просто не было.

Уже в годы царствования Анны Иоанновны, английско-голландская партия стала вытесняться выходцами из немецких государств. Между ними возникло серьезное противостояние, которое закончилось победой последних. Для России это было скорее благом, чем злом. Потому что, опираясь на специалистов и вельмож, воспитанных на традициях Священной Римской империи, Екатерина Вторая и смогла поставить Римское право в основании законодательства России. Революционные реформы Петра, выполнив свою роль – разрушение антисистемной поляризации между народом и аристократией, с установлением Западного формата управления, ушли в прошлое. Со времени Екатерины Второй началось системное, основанное на Римском праве (Катехон – Удерживающего) государственное строительство. Благодаря чему Россия и получила, в конечном итоге, во многом благословенный XIX век.

К сожалению, духовные причины потрясений в России так и остались не изжитыми, по причине чего «творцы катаклизмов» продолжали свою разрушительную работу. Для окончательной своей победы им нужна была смута в церковной среде, нужна была, хотя бы и измышленная ересь. Такой «ересью» стало движение монахов-имяславцев. Частный спор между монахами был раздут в мировой катаклизм. После введения войск (!) на Афон и насильственного выселения монахов, произошел сдвиг той невидимой лавины, которая приобрела зримые очертания, в виде войны, революции, крушения Самодержавия, и гибели Русской цивилизации. И лишь только теперь, по прошествии более чем ста лет, становится очевидным, что похуление Имени Божьего со стороны официальной церковной власти и стало тем катализатором, который обеспечил победу революционной антисистемы, во время февральских и октябрьских событий 1917 года.

Именно это похуление и стало той «кощеевой иглой», благодаря чему супротивные силы стали совершать одну победу за другой. А потому, если смотреть на этот вопрос с метаисторической точки зрения, похуление Слова и привело в наши дни к победе Цифры. И, остановить это победное шествие цивилизации антихриста, для людей стало невозможным делом. Огненные письмена «Откровения» Иоанна Богослова обрели плоть и кровь. Как пророчески сказал по этому поводу поэт: «Ложь воплотилася в булат, каким-то Божьим попущеньем». Причина такого воплощения – отсутствие духовной победы, совершаемой в точных канонических определениях, разработанных соборным разумом Церкви, в отношении мирового зла. А потому, до тех пор, пока в отношении этих, периодически вонзаемых в тело Русской цивилизации «кощеевых игл» не будут даны определения Соборов, с анафематствованием накопившихся за сотни лет отступлений, до той поры Русская цивилизация и не восстанет во всей полноте и силе. Именно для того, чтобы это восстание случилось, нам и необходим Поместный Собор.

После доклада Владимир Трусов прочитал еще несколько своих стихотворений. Два стихотворения были им положены на музыку, которые он и исполнил вместе со своей женой Натальей. Последнее же стихотворение было посвящено поездке в Кинешму:

В Кинешму град ехали три брата,
Чая воскресения Руси.
Ведь Россия-матушка распята:
«Господи, Россию воскреси!»

В Кинешму град ехали три брата
И поэта верная жена.
Всю дорогу шли у нас дебаты:
«Будет ли Россия спасена?»

Если соберётся воедино
Русский православный наш народ,
Будет Русь тогда непобедима,
С точки невозврата повернёт.

Засияют купола и храмы
Русской первозданной чистоты.
На земле родной не будет срама,
Зависти, разврата, клеветы.

Веруй, каждый русский соборянин;
Одолеем смуту на Руси.
Вместе мы: москвич и киевлянин.
«Господи, Россию воскреси!»

В Кинешму град ехали три брата,
Русских встретить чаяли они.
Не впустую сил были затраты;
В душах русских есть ещё огни.

В результате встречи той соборной
Принято: Россию не сдавать
И мольбой единой, всенародной
Светлый час победы приближать!

После окончания мероприятия, гости из Владимирской области посетили Троице-Успенский кафедральный собор, в котором находится частица мощей свт. Василия Кинешемского.

Сороковиков Александр Степанович, православный писатель, гор. Покров, Владимирская область

Фото предоставлены автором

Вознесенская церковь

Докладчик Александр Сороковиков

Слушатели лекции

Владимир и Наталья Трусовы

Троице-Успенский собор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Степанович Сороковиков
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
Пути возрождения Самодержавной монархии в России
В Нижнем Новгороде прошла монархическая конференция
13.11.2024
Сотериология Крестного хода
Размышления о завершившемся Великом Русском Пути
20.08.2024
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
Все статьи Александр Степанович Сороковиков
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Не забудем
Памяти Николая Алексеевича Деткова
18.12.2024
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Пора осознать тот факт, что Россия – вымирающая страна
18.12.2024
Если России не будет – на Земле будет ад
В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси
18.12.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
О либерализме
Наши новые либералы («либероиды») суть избранники тёмной свободы
18.12.2024
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
«Вопрос Президенту № 2»
Может так сложиться, что «вопрос № 3» уже задавать и не придётся…
17.12.2024
Славный город Чебоксары
Впечатления и размышления о поездке в Чувашию на научно-просветительский форум
16.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36