I. Есть в Евангелии от Матфея удивительный фрагмент, который, как его ни крути, никак не умещается в нашу повседневную жизнь. Жизнь, как мы думаем, вполне христианскую. Приведу его целиком, несмотря на обширность цитаты:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 25:34).
Этот фрагмент мы для краткости будем называть «о птицах небесных», хотя речь идёт не только о птицах. Наш замечательный религиозный философ Владимир Эрн комментирует эти строки так: «Эти слова так неудобны, что их обыкновенно не то чтобы комментируют (они как-то не поддаются искажениям), а просто замалчивают. Их отчасти стыдятся, конфузятся, в глубине души думая, что ведь это наивно и даже совсем невозможно» (Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. Религиозно-общественная библиотека. Серия 1, № 3. М., 1906). И действительно, они ставят в тупик.
«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» – кто же кроме нас позаботится? Так что ж, голодными и голыми ходить?
«Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» -– конечно, истинно так, Господи, но и одежда ведь необходима. «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них» – так у лилий другая природа, нам же, людям, Ты Сам повелел трудиться в поте лица.
«Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» – да, мы не язычники какие-нибудь, но и нам, ох как нужно имение; иначе не выживешь. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» – ищем, но «это всё» почему-то само не прикладывается, а достается тяжелыми заботами.
«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» – это что же, даже и запасать на черный день нельзя? А у меня дочь выходит замуж, надо свадьбу справить, да и ипотеку купить молодым, а бабушке операцию надо делать платную, а тут новую машину нужно – старая на ладан дышит, да и крыша на даче прохудилась. Как же без кубышки прожить? Объясните!
А действительно, как жить? Тем более, что имение для того и предназначено, чтобы им пользоваться.
II. Впрочем, подобные вопросы снедали умы христиан уже очень давно. Еще в начале III века знаменитый церковный писатель Климент Александрийский в книжке «Может ли богатый спастись?» просто встаёт от подобных вопросов на дыбы. Правда, он соблазняется не от «птиц небесных», а от другого, но в общем-то аналогичного фрагмента – слов Христа богатому юноше «всё, что имеешь, продай и раздай нищим и приходи и следуй за Мною» (Лк. 18:22). Климент пишет: «Продай имение твое. Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чём некоторые слишком поспешно думают, что наличное своё имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути эти терния жизни, заглушающие собой семена Слова» (Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? М., 2000, с.16).
Смысл речения Христа в том, что богатство пленяет душу, отвращая от любви к ближнему. Поэтому от него надо освободиться и идти за Христом. Но нет, не может поверить Климент, что Господь велит всю собственность раздать. Для него это абсурд. А нужно научиться просто «правильно ей пользоваться»: «Богатство есть орудие. Ты можешь правым образом им пользоваться: тогда оно служит твоему оправданию; если же кто не умеет пользоваться им так, как следует, тогда оно становится орудием неправедности... Оттого отрешаться нужно не столько от богатства, сколько душу от страстей освобождать» (там же, с.20).
«Душу от страстей освобождать»… Легко сказать, но трудно сделать. Дело в том, что, как убедительно показывает Златоуст, наличие богатства возгревает пристрастие к нему, а увеличение пристрастия в свою очередь приводит к увеличению богатства. Так что тому, кто хочет разорвать эту губительную связку, необходимо начать как раз с отказа от богатства. Поэтому святые отцы и считают, что наиболее правильное употребление богатства – отдать его бедным, т.е. в точности так, как советует Господь богатому юноше.
Мы не будем далее углубляться в толкование эпизода с богатым юношей. Он породил громадную литературу и вызвал множество самых разнообразных суждений, и автор тоже свою лепту внес (О евангельском эпизоде с богатым юношей – «Удобнее верблюду…»). Ибо наша цель другая – фрагмент «о птицах небесных». Отметим только, что и эпизод с богатым юношей, как видим, далеко не всеми был воспринят буквально – ведь кажется, что уж слишком круто завернул Спаситель – «отдать всё». А что же сказать про «птиц небесных»? Это вообще кажется чем-то совершенно невероятным, несбыточным и просто безответственным – так никто из умных людей не живёт. И, тем не менее, фрагмент настолько ясно и подробно сформулирован, причем именно в виде заповеди, что сомнений в необходимости его выполнения для христиан не остаётся.
III. Святоотеческая мысль предлагает несколько толкований эпизода «о птицах небесных»: что птицы не заботятся о питании; то же делали святые Илия, Моисей, Иоанн Предтеча; поэтому Господь то же предлагает и нам. Он «не сказал, что не должно работать, но что не должно быть малодушным и изнурять себя заботами. Он велел и кормиться, но не заботиться о пище» (Иоанн Златоуст); что если Бог так печётся о лилиях и о птицах, то тем более о людях («Вы не гораздо ли лучше их?»); поэтому нам надо самим не заботиться, а только верить, и тогда Бог даст все нам потребное (многие св. отцы); что Господь желает, чтобы мы «постоянно употребляли бы свои силы и способности на снискание себе Царствия Божия и правды его, ибо в этом состоит цель нашей жизни, а не в том только, чтобы снискивать себе пропитание» (Иоанн Кронштадтский).
Конечно, всё это, безусловно, правильно, но не исчерпывает этого необычайно глубокого фрагмента. Поэтому пойдём дальше, стараясь отыскать его глубинный смысл. Давайте внимательно посмотрим, что же заповедует Христос своим последователям, христианам, как Он предлагает им жить.
Прежде всего, обратим внимание на слова рассказчика (ап. Луки) в начале Деяний о «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Что значит «о Царствии Божием»? Почему Христос поднял эту тему? Да потому, что конечная цель прихода Христа на Землю – победа над злом, включение Земли в состав Царства Божиего. Но эта победа может прийти только через исторический процесс, изобилующий сражениями с грехом, и поэтому совсем не всё равно, как выстроены войска Христа, каков дух у них внутри и как они организованы социально. Вот и объясняет Спаситель «в продолжение сорока дней», каков идеал, каким образом должно быть организовано христианское общество, чтобы побеждать зло.
А после вознесения Господь посылает своим последователям Духа Святого, чтобы они абсолютно уверились в истинности завещанного им. А что же было завещано? По сути дела – две вещи: евхаристия и коммунистическое устроение общины.
Евхаристия, чтобы поток Божественной любви постоянно омывал общину. А коммунизм, ибо любовь в человеческом обществе может существовать только в рамках коммунизма. Суть коммунизма не в изобилии благ, а в обеспечении условий цветения любви.
Эти две части церковного учения необходимо должны присутствовать в рамках церкви; потеря одной из них грозит сдвинуть церковный светильник.
Но причём здесь фрагмент о птицах небесных? А при том, что Иоанн Златоуст включает в число исполнивших эту заповедь «и те пять тысяч, и три тысячи уверовавших», т.е. членов Иерусалимской общины! И тут мы приближаемся к социальному смыслу фрагмента. К его разгадке очень близко подошел наш знаменитый философ Семён Франк. Он заметил, что тут нигде не сказано «не работай», но сказано «не заботься», и более того подразумевается, что «не заботься о себе». Это означает, что фрагмент запрещает заботиться о себе любимом, и в этом смысле надо быть как птички небесные, но совершенно не запрещает заботиться о других и даже предполагает это. Другими словами, коммунизм и есть реализация фрагмента о «птицах небесных»! И действительно, о ваших нуждах позаботятся любящие вас друзья, живущие в том же коммунистическом обществе. Ибо забота о другом уже не работа, не труд, а любовь. И более того, «не заботьтесь о завтрашнем дне», означает «не копите для себя», ибо община сообща найдет способ помочь уже в завтрашнем дне, и личная милостыня членов общины не замедлит. Ну а если совместные усилия общины всё же не достигнут цели, то тогда необходимо вступает в силу закон справедливости, разрешающий неправды и гасящий обиды.
И особо заметим, что Господь заповедал не частную собственность, не ООО, не рынок, а коммунизм – совершенно другое устроение, противоположное мамонизму. У русского народа хватило сил лишь сделать первый шаг на этом пути – построить советский социализм. И как бы его ни ругали недруги, он явился вершиной исторического пути России.
Итак, подытоживаем: коммунизм и является исполнением социальной заповеди Христа о «птицах небесных». Именно в коммунизме и заключается загадка якобы невозможности этой Христовой заповеди. Но, увы, ее совершенно не могут вместить те христиане, кто ориентируется на частную собственность и деньги. Для них, как для Климента Александрийского, отказ от этих вещей – неисполнимый абсурд.
IV. Христос заповедал, а верные апостолы сразу же после Пятидесятницы стали реализовать заповеданное: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:42-45).
Но не всё пошло гладко. Человек – существо падшее, и неудивительно, что в общине начались нестроения. О двух из них Лука повествует в Деяниях, причем оба связаны с реализацией коммунизма – этой новой для первохристиан формой общежития.
Первое – Анания и Сапфира. Они грубо презрели высочайшее коммунистическое устроение Иерусалимской общины и тайно начали жить по законам этого падшего мира, обманывая и ап. Петра и всю общину. Поэтому и наказание им было очень суровым.
Со вторым нестроением, когда стали умалять права вдовиц Эллинистов, апостолы сумели справиться уже без прещений, введя институт диаконов, в обязанности которых было вменено справедливое распределение ресурсов.
Впрочем, были и многочисленные внешние враги: языческое население, иудеи, государственная власть, осуществлявшая гонения. Ненависть была ужасающей, было очень трудно, но церковь вплоть до начала IV века не оставляла завещанного Христом устроения.
V. Но вот церковь, став государственной, непосредственно столкнулась с обществом Римской Империи, отличавшимся рабовладением и тотальным мамонизмом. И в результате такого взаимодействия церковь, хотя и сумела покорить Империю, но утеряла завещанное Христом устроение и стала поддерживать господствующий в Византии мамонический социальный строй. И поддерживает его до сих пор. Даже католики, теперь активно ратующие за капитализм, перешли к этой парадигме только в XIII веке в связи с богословием Фомы Аквинского. Причем они (католики) о поддержке капитализма ясно высказались в ряде папских энциклик, начиная от «Рерум новарум» и кончая «Центессмус аннус» (100 лет христианского социального учения. М., 1991). Мы же, православные, хотя и не говорим о поддержке строя мамоны прямо, но фактически пришли к этой парадигме уже где-то в V-VII веках, когда богословы убедились, что народ Римской Империи не получается перевоспитать в духе церкви первых веков. Об изменении имущественной парадигмы в православной церкви автором опубликован на РНЛ ряд статей (Два богословия; Об основах христианской имущественной этики; «Блаженны нищие» и «горе вам богатые»).
Однако в то же время винить людей, живущих при капитализме, что они не исполняют заповеди «о птицах небесных», было бы явной ошибкой. Капитализм вынуждает жить так: с запасами, с какой-никакой финансовой подушкой, хранить деньги в банке и лишь чесать затылок над сказанным Спасителем «не заботьтесь о завтрашнем дне». Что возможно при коммунизме, то исключено при мамонизме. Так что подлинное исполнение заповедей Божиих требует указанного Христом социального строя – коммунизма, за который христианам нужно активно бороться.
VI. Ныне в смысле имущественной парадигмы Российское государство и церковь образуют единство позиций, прямо-таки «симфонию». Российская власть прямиком идет по пути олигархического капитализма, вычищая последние остатки советского социализма, а церковь этот путь полностью поддерживает.
Только смертельные опасности этого пути до сих пор должным образом не прочувствованы. Главное в том, что капитализм, стремление к деньгам, богатству и пошлому комфорту убивает душу русского человека. Мы, как народ, с каждым годом деградируем – меньше веры (и неудивительно – ведь капитализм убивает веру), больше желание мамоны, больше криминала, больше разврата. Жуткая сатанинская культура обступает нас, наших детей и наших внуков. И даже численно русский народ стал быстро сокращаться.
Мы гибнем, и главная причина этого – курс на тотальное преобладание капиталистических отношений, ведущий страну к развалу. Необходим поворот к социализму, который более близок ко Христу, чем капитализм.
Сейчас, в связи с СВО, в стране наблюдается некоторый национальный подъем. Но думается, что изменения носят поверхностный характер. Главные язвы капитализма остаются и усугубляются: власть олигархии, присвоившей себе в собственность все богатства страны; обнищание большинства народа; падение веры, нравственности и культуры; наличие пятой колонны, курсирующей между Россией и Израилем.
Ликвидировать эти чудовищные уродства – так можно сформулировать русскую идею. А если перевести эту формулировку из отрицательной формы в положительную, то получим как раз то, что мы называем православным социализмом.
Вывод простой: если Россия хочет жить по заветам Христа (а я верю, что это так), то другого пути, кроме православного социализма, у нее нет, и поэтому нужно последовательно идти к этой цели, преодолевая сопротивление и явных врагов и скрытых недругов.
Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист
106. Ответ на 97, Сергей: 2 часть
Отказываясь от Православно-социалистического проекта мы, хотим того или нет, обрекаем себя на бытие в матрице Капиталистического проекта (в которой, собственно, сейчас и обитаем). Капиталистический проект как проект поклонения златому тельцу – это антихристианский проект, враждебный ему (что отчетливо видно на примере Западной цивилизации). Однако некоторые из нас с необъяснимым упрямством летят в эту пропасть, не давая себе труда задуматься над возможностью устроения подлинно христианского общества. А над чем же еще задумываться благочестивому христианину, стесняюсь спросить?
105. Ответ на 97, Сергей: 1 часть
«Когда человек только-только приобщается к Церкви, на него чудесным образом спускается благодать Божия, с которой легко и радостно переносить как житейские невзгоды, так и ежедневный молитвенный подвиг. Но очень скоро благодать оставляет неофита, становясь заветной целью и редкой гостьей в душе, плодом кропотливого духовного усердия. Благодать надо заслужить, душе надо стать достойной обителью Святого Духа. И потому последователи Христовы, взыскуя и скорбя об утерянной благодати, медленными шажками, не без остановок и падений поднимаются по лествице Иакова в Царство Небесное.
Так не может ли история с апостольскими общинами быть точно такой же милостью новообращенному человечеству, чтобы оно, имея заветный образ благодатного общежития в памяти, упорно и последовательно воплощало его в жизнь? И как неофиту не дано в одночасье превратиться в святого, так и социуму не дано перескочить из царства Закона в царство Любви».
Как человеку надо подвижничать, имея идеал праведной жизни, чтобы стяжать Царство Небесное, так и обществу, имея идеал в лице апостольской общины, следует изрядно потрудиться над своим устроением, а не пускать всё на самотек (а точнее, не отдавать в лапы дьявола).
И эта практика, вместе с теорией (пониманием греховности человека) согласуется в том, что сие просто невозможно. Кто так решил? И если чего-то не было – это вовсе не означает, что это «чего-то» невозможно. Каких-то 200 лет назад, летать человеку было «невозможно».
При социализме человек как был греховен, так им и останется. Мы лишь снимаем самый внешний грех – общественный. Но он страшен именно тем, что штампует грешников, поклоняющихся мамоне, а не Богу, в промышленных количествах.
104. Ответ на 102, Сергей:
103. классовая борьба перекинулась уже и в школы
102. Ответ на 101, Ладога:
101. Ответ на 98, Сергей:
Агитировали и еще как - когда ходили неутомимо по миру, благовествуя и создавая новые общины.
Нынешним же типахристианам настолько страшна община, что они и сами не хотят жить как христиане, и внешних агитируют за свободный рынок.
100.
99. Ответ на 93, Агафон:
Давай, Агафон, разберём, что ты наговорил.
Это Абрамович и Сорос хотят построить коммунизм в России?
Вообще-то, на Западе исповедание истины в том, что хороший коммунист - мёртвый коммунист.
Сейчас, как известно любому, главная страшилка о России на Западе в том, что русские готовят СССР.2.
А вот фашизм на Западе возрождают. Но тут сразу видно, какие странные коммуняки - фашизм почему-то на Западе не взяли, хотя его достоинства нахваливали "лучшие русские мыслители", а вот коммунизм оказался востребованным.
Короче, Агафон мелет что-то про антихриста, при том, что дружно вместе с Чубайсом, Абрамовичем, Соросом, бандерофашистами и просто фашистами - все слуги антихриста - ненавидит коммунистов так, что с тоской вспоминает гитлеровский приказ самого начала войны уничтожать коммунистов и комиссаров. Которые, между прочим, и смогли привести советский народ к Победе. Но Агафон вместе с Западом, который коммунистов не навидит, вместе с укронациками-декоммунизаирами.
И ещё - если у коммунизма "еврейские корни", то это лишь проливает на него благодатный свет христианства, имеющего так ненавистные разнообразным агафонам еврейские корни.
98. Ответ на 92, Полтораки:
Но я с Ладогой говорил о другом - именно о привычном, вековом укладе жителей Иудеи. Христиане в своей общине создали другой порядок, но они не агитировали "внешних" отказаться от их уклада.
Кроме-того, мы устали повторять, что социализм вообще не предполагает полной отмены частной собственности. Андрей, я не адепт (и не противник) частной собственности. Я категорический противник рукотворных великих потрясений - даже если они "за всё хорошее".
Нравится жить бюргером и единоличником – ну и живите. Хотите пекарню, автосервис или свечной заводик – патент в руки. Только не мешайте желающим жить в общине общиной, где цена денег ничтожна, а цена сердечной взаимопомощи бесценна.
При значительном количестве представителей обоих вариантов - как это сочеталось бы в единой экономике? У Вас проработано?
Если будет порицаться эгоизм и потребительский образ жизни, а прославляться взаимопомощь и скромность Что мешает делать это в любом государстве?
Разве в наше время и в нашем государстве среди христиан - не так?
97. Ответ на 91, Полтораки:
Если мы хотим сохранить Россию не только как единое государство, но и как христианское государство, мы должны «промасштабировать» опыт апостольских общин на Россию.
Чтобы мы жили как близкие родственники в семье. Разве есть в семье деление на бедных и богатых? А если этого нет в семье, почему мы ее не пытаемся «промасштабировать» на все общество?
Андрей, да мы все за всё хорошее и против всего плохого! Но неужели не виден простой факт - этого масштабирования в истории не было нигде и никогда. Просто - не было. Ни при апостолах, ни при свт. Златоусте, ни... вообще никогда. И эта практика, вместе с теорией (пониманием греховности человека) согласуется в том, что сие просто невозможно.
И готовность несмотря на всё вышесказанное поставить эксперимент на "6-й части суши" со 140 млн. людей - этого я не могу ни понять, ни принять. Хотя я и не рассматриваю это в практическом плане - я уверен, что этого эксперимента не будет в обозримом будущем - но меня поражает именно такая готовность к социальным экспериментам.