Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры... но помажь голову твою и умой лицо твое...» (Мф. 6:16 – 21)
Сегодня мы вступаем на поле Великого поста. Часто мы воспринимаем это время только как череду запретов: нельзя то, нельзя это, ограничь себя в еде, в развлечениях, в словах. И потому, глядя со стороны, Пост кажется нам мрачной полосой в жизни, долгой дорогой через пустыню, где нас ждут только усталость и сухость. Неужели Бог хочет погубить нас? Нет. Пост – необходимое условие для движения вперед.
Посмотрите на природу. Сейчас, за окнами, если ещё лежит снег или стоит слякоть, природа словно замерла. Деревья стоят голые, черные. Но мы знаем: это не смерть. Это глубокий, мудрый сон. Это время, когда соки уходят в корни. Дерево не тратит силы на листву, оно копит их внутри, чтобы весной выбросить могучие листья и принести плод. Великий пост – это и есть такая «зима» для нашей души.
В суете дней мы живем «листвой»: мы тратим себя на внешнее, на бесконечную беготню, на информационный шум, на пустые разговоры. Мы похожи на дерево, которое пытается покрыться листвой круглый год, истощая себя.
Пост – это команда «Стоп!». Это время, когда Церковь говорит нам: «Остановись. Убери лишнее. Не трать силы на то, что вянет. Обратись к корню – к своей душе, к Богу».
Пост – это не диета, а переориентация любви. Очень легко свести Пост к меню: не ем мясо, не ем масло. Но если наш желудок постится, а язык продолжает осуждать, раздражаться и сплетничать, то какой прок от такой голодовки? Господь в сегодняшнем чтении предупреждает: «Не будьте унылы, как лицемеры». Лицемеры постятся для людей, чтобы им сказали: «О, какой ты праведный, какой худой и бледный от усердия!»
Истинный пост – это когда мы освобождаем место в своей душе для Бога. Если я не ем пирожное, но при этом у меня освобождается время и деньги, я должен спросить себя: кому я отдам это время? Кому отдам эти деньги? Себе? Или тому, кто нуждается? Пост – это время, когда мы учимся любить не словом, а делом.
Христос говорит нам удивительные слова: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое». Что это значит? Это значит: неси свою внутреннюю работу тихо. Не жалуйся на Пост, не ходи с кислым лицом, не делай из своей усталости трагедию для близких. Наоборот, будь светлее, будь добрее, будь собраннее.
Если ты постишься, а в доме скандалы, то Пост потерян. Если ты постишься, но стал раздражительным, значит, ты не Бога ищешь, а просто хочешь есть. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Пост – оружие, приготовляющее путь молитве; молитва же вводит человека в созерцание Бога. Без сокрушения сердца никакая добродетель не бывает истинной».
Мы живём в мире, который учит нас копить, запасать, страховать себя на сто лет вперед. Но Пост напоминает нам о хрупкости жизни. Мы смертны, и самое главное – это не то, что лежит в наших карманах, а то, что накопилось в нашем сердце.
Пост – это время инвентаризации души. Где сокровище моё? В уютном кресле перед телевизором? В обиде, которую я ношу десять лет? В зависти к соседу? Или в тихой молитве, в прочитанной странице Евангелия, в помощи тому, кто слабее?
Дорогие друзья, Пост – это не тюрьма, куда нас заперли на семь недель. Это трамплин к Пасхе. Это долгий, но светлый путь. Это весна души. Сначала будет грязь и холод (первые недели нам трудно), но если мы пройдем этот путь с умом и сердцем, если мы сбросим с себя груз греха и суеты, то в ночь Пасхи наша душа окажется легкой, чистой и готовой принять Свет Христова Воскресения. Отец Иоанн Крестьянкин как-то сказал: «Свет Христова Воскресения виден только с Креста».
Будем же поститься постом приятным, благостным. Будем поститься не телом только, но и душой. Помогай нам всем Господь!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

