Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации

Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»

Освободительный поход Русской армии на Украину  Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Коронавирус в России  Новости Украины  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
605
Время на чтение 7 минут
Фото: Из интернет-источников

В России впервые за десять лет зафиксирован рост случаев постановки диагноза «алкогольная зависимость». Такие данные «Ъ» обнаружил в сборнике Росстата «Здравоохранение в России-2023», опубликованном в конце декабря. С 2010 по 2021 год число впервые выявленных пациентов с алкогольной зависимостью сократилось почти в два раза – со 100 тыс. до 53 тыс. человек. Однако в 2022 году врачи выявили 54,2 тыс. таких пациентов. Опрошенные «Ъ» эксперты объясняют откат комплексом причин – пандемией, социально-экономическими потрясениями и «усилением геополитических противостояний».

До 2021 года в России систематически снижался важный медицинский и общественный показатель – число впервые выявленных людей с алкогольной зависимостью и алкогольными психозами (острое состояние, которое сопровождается галлюцинациями, перепадами настроения, нарушениями сна и другими симптомами). По данным Росстата, в 2010 году было взято под диспансерное наблюдение 153,9 тыс. пациентов с установленным впервые диагнозом «алкогольная зависимость» (из них 47,5 тыс. столкнулись с алкогольным психозом). В 2015 году таких пациентов было уже 103,6 тыс. (включая 30 тыс. с психозом), в 2019-м – 70,9 тыс. (из них 16,9 тыс. с психозом), в 2020-м – 54,9 тыс. (14 тыс. c психозом), а в 2021 году – 53,3 тыс. (12,8 тыс. с психозом).

Однако в 2022 году у этого показателя был зафиксирован некоторый рост: под диспансерное наблюдение были впервые взяты 54,2 тыс. человек (из них с алкогольным психозом 12,9 тыс.).

Директор ННЦ наркологии (филиал НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского) Минздрава России Татьяна Клименко ранее указывала, что в течение последних 15 лет в стране были введены различные ограничения на продажу алкоголя – по возрасту покупателей, времени и месту торговли. По мнению Клименко, эти меры «в совокупности с системной информационной политикой по формированию у населения навыков и приверженности здоровому образу жизни и социальной успешности» привели к снижению подушевого потребления алкоголя в два раза. Как результат, по данным Минздрава, за 15 лет смертность от алкогольных отравлений сократилась более чем на 53% – с 15 до 7 случаев на 100 тыс. человек.

Вместе с тем в Минздраве признавали, что в период пандемии коронавируса «был нарушен тренд к снижению потребления алкоголя и непосредственно связанной с алкоголем смертности», поэтому «наблюдалась небольшая негативная динамика». Причиной стал «стресс от пандемии», считают в ведомстве, а также тот факт, что «инфляция опережает повышение акцизов на алкоголь».

Врач-психиатр, нарколог, руководитель наркологической и психиатрической клиники Руслан Исаев подтверждает, что в «доковидный период» было заметно снижение алкоголизации населения.

«Во-первых, это совместный результат работы государства и общества в целом. Я имею в виду государственную политику по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, ограничения на продажу алкоголя и его рекламу, информационную политику по формированию культуры здорового образа жизни, социальной успешности, – комментирует господин Исаев. – Вторая причина – глобальное изменение самого характера зависимости. Современная молодежь перестает пить алкоголь и переходит на нехимические виды зависимости, в частности игроманию. Например, номофобия – зависимость от мобильного телефона или страх остаться без него – сегодня признана одной из наиболее распространенных нехимических зависимостей. Это общемировой тренд, который пришел и в нашу страну».

Руслан Исаев согласен, что «социально-экономические потрясения, усиление геополитических противостояний и санкционного давления» в последние годы «несколько приостановили» положительную динамику сокращения употребления алкоголя. По его словам, заметный рост случаев алкогольных психозов и обращений за наркологической помощью особенно отмечался в начале пандемии.

Завкафедрой психиатрии и медицинской психологии Казанского государственного медуниверситета Владимир Менделевич считает, что данных Росстата недостаточно, чтобы делать вывод об изменении ситуации с алкогольной зависимостью.

«Мы имеем статистику только по наркологическим диспансерам, а это вопрос, обратился человек за помощью или нет. В последние годы возрастает количество людей, которые обращаются анонимно в негосударственные учреждения и не попадают в статистику, – комментирует Менделевич. – Кроме того, под наблюдение государства берутся не только пациенты с зависимостью, но и люди с так называемым пагубным употреблением. Если зависимость можно подтвердить на основании медицинских исследований, то пагубное потребление алкоголя с вредными последствиями – это "социальный диагноз". Человека поймали пьяным за рулем, отправили на экспертизу, выявили алкоголь и поставили на учет – а зависимости нет. Поэтому цифры растут или уменьшаются, исходя из такого "социального заказа"».

По словам Менделевича, профессиональному сообществу важнее знать статистику об алкогольных психозах – ведь они возникают только у тех людей, которые дошли до тяжелой стадии зависимости. По наблюдениям Менделевича, в последние годы количество алкогольных психозов «резко увеличивается».

Печальные данные Росстата проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» полковник милиции в отставке, благочинный Приозерского округа, член Координационного совета по противодействию наркомании и алкоголизму при Синодальном отделе по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, член Общественной группы Российской Федерации по защите граждан от наркотической, алкогольной и табачной угрозы, руководитель сети реабилитационных центров Выборгской епархии протоиерей Сергий Бельков:

Я соглашусь с мнением экспертов, объясняющих увеличение числа алкоголезависимых комплексом причин – пандемией, социально-экономическими потрясениями и усилением геополитических противостояний.

В конце 2023 года произошло обострение ситуации на Ближнем Востоке. В целом события в мире не могут не влиять на психику человека.

Конечно, пандемия повлияла на алкоголизацию населения: люди были в изоляции, нагнетался страх, поэтому некоторые пытались снять напряжение с помощью алкоголя.

А ныне ведь ничего не изменилось – заболевание как было, так и продолжается. Как правило, врачи не ставят диагноз Ковид-19, а по факту люди понимают, что болеют этим вирусом. Теперь говорят о новых штаммах. И люди с менее уравновешенной психикой страдают от волнений и тревожности.

В то же время в обществе заметно неудовлетворение ситуацией в зоне Специальной военной операции. В феврале 2022 года мы были преисполнены светлыми ожиданиями, что спецоперация завершится в кратчайшие сроки.

Новостные ленты пестрят заголовками в духе «здесь продавили, победили», «одерживаем верх», «Украине недолго осталось» и так далее. А по факту в глобальном плане ничего не меняется. Конечно, шаг за шагом ситуация улучшается, но незаметными темпами для обывателя. К сожалению, над людьми довлеет неопределённость, тем более от общественности порой скрывают трудности и проблемы СВО. Говорят о героических поступках и локальных победах, что прекрасно, но обыватель не видит значимых результатов Спецоперации. Они есть, но их не доносят до простых людей.

Поэтому появляется недоверие к государственным СМИ. В этой ситуации кто-то начинает поиски альтернативной информации. Внутреннее напряжение и неудовлетворённость убивают психику. Человек может сам не понимать, в чём заключается его неудовлетворённость. Он прочитал новости, а потом вес эти известия внутри человека «работают», разрушая его. В городе проживания может быть спокойно, но люди же читают новости, что Воронеж и Белгород бомбят, гибнут люди – женщины, дети и старики. То тут, то там пишут о диверсиях, взрывах и убийствах. А кто-то не может отправиться в отпуск, в тот же Крым.

Идёт истощение. Когда мы говорим «война на истощение», то мы не должны подразумевать только экономику, военные ресурсы, а прежде всего, истощается нервная система.

У кого-то погибли родные и близкие, были ранены и стали инвалидами, а у кого-то родственники сражаются на передовой. В зоне СВО приблизительно 600 тысяч воинов. А разве у них нет родственников, друзей и коллег? Разве они не волнуются за своих ребят? Полмиллиона людей находится в зоне риска, а ещё большее количество людей с ними связано родственными и дружескими связями. Все волнуются, поэтому идёт истощение психики. Понятно, что кто-то из них решает проблемы с помощью алкоголя. Отсюда и всплеск алкоголизации.

А ведь раненые воины возвращаются домой с инвалидностью, да ещё с какой – порой без рук или ног. И как быть? Родителям, супруге, детям предстоит принять человека в его непростом состоянии. Да и самому воину нужно принять самого себя. Конечно, после реабилитации он может прийти в себя, а как быть его окружению? Разве они не испытывают тревогу и напряжение?

Предположим, что родственники живут в Воронеже, а мы в Петербурге. Например, я узнаю, что разрушена квартира моей родственницы после вражеского обстрела. Я живу в недосягаемости, но ракета попала и в меня – я ведь не могу не переживать за своих родных и близких в прифронтовой зоне.

Выстроенная система, направленная на трезвость населения, работала, но надо делать различие между мирным временем и военным. Мы постоянно живём в стрессе – каждый день погибают люди в СВО, города бомбят. Помимо всего прочего – болезни, проблемы мигрантов.

В последнее время обострился миграционный вопрос. Толпы мигрантов устраивают погромы, убивают, грабят. Но ведь такого не было ещё два года тому назад, а сегодня есть. Потому что мигрантов стало слишком много – критическая масса начинает перевешивать, ведь много наших мужчин ушли сражаться за Родину.

Некоторые мигранты говорят, что «ваши мужики погибнут в СВО, а мы здесь станем хозяевами».

Кто защитит бедную женщину с детьми, у которой муж сражается или уже погиб? Разве это не провоцирует психическое истощение? Конечно, провоцирует и в совокупности приводит к истощению.

Мы с огромными усилиями добились сокращения алкоголизации, а теперь идёт откат назад. А в 2024 году может быть будет ещё хуже. Выход один: победа в Специальной военной операции и стабилизация российского общества. Конечно, после Победы мы столкнёмся с другими трудностями, с покалеченными судьбами. Но если государство примет превентивные меры и правильно подготовится к мирному времени, что и сейчас уже происходит, то мы преодолеем проблему алкоголизации с минимальными потерями. Нужно об этом думать уже сейчас.

А победа в СВО даст уверенность в завтрашнем дне, а самое главное – наступит ясность. Мы говорим о мире, но мир возникает в душе человека тогда, когда есть стабильность. Подорожание продуктов негативно влияет, но когда есть относительная стабильность в обществе и уверенность в завтрашнем дне, тогда и люди живут трезво и дети рождаются.

А когда человек не знает, что будет завтра, то тогда он прибегает к антидепрессанту. Ведь алкоголь – это антидепрессант. И какое-то время алкоголь действует как антидепрессант, но очень быстро это заканчивается и получается наоборот – вгоняет людей в депрессию.

Мы молимся о Победе, помогаем фронту. Нам нужна Победа!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Хотелось бы верить. Но, что-то подсказывает, что будут пить ещё больше. В том числе, прибавится солдат, вернувшихся с фронта, которым придётся как-то заглушать страшные последствия войны.
Сергей В. / 19.01.2024, 06:55

1.

Нам, разумеется, нужна Победа. Рано или поздно она придёт. Только вот этот тезис, что Победа в СВО даст уверенность в завтрашнем дне, а самое главное – наступит ясность. - для меня сомнительный. Потому что при теперешней система образования, которая не дала минимума необходимых знаний и воспитания уже не одному поколению, исправлять положение дел придётся долгие годы. Если это вообще возможно.

Человек / 17.01.2024, 12:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Бельков
Народ чувствует себя в безопасности
О причинах возросшего доверия к полиции
10.11.2023
Помогут ли «трезвый октябрь» и «сухой январь» в борьбе с алкоголизмом?
Самая надёжная профилактика – церковный образ жизни
11.01.2023
Нужны ли России медвытрезвители?
Глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о необходимости расширять их сеть в регионах
16.11.2022
«Правильный образ жизни – трезвость ума и души»
О мерах профилактики алкоголизации населения
10.09.2022
Запреты в некоторых случаях нужны, но это — полумера
О предложении якутских депутатов усилить запретительные меры по борьбе против алкоголизма
14.05.2022
Все статьи Протоиерей Сергий Бельков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
«Америке нужна и важна прибалтийская провокация»
США, провоцируя конфликт в Прибалтике, пытаются разменять Эстонию и Латвию на Калининградскую область
26.04.2024
Все статьи темы
Коронавирус
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Антиутопии становятся явью?
На поверку «инклюзивный капитализм» оказывается «капитализмом слежки»
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
«Если и война нас не изменит, то дело „швах“»
Беседа помощника главреда РНЛ с помощницей главреда наиболее читаемого в Сербии журнала «Печат»
03.02.2024
The Guardian: пять страхов современной Европы
Исход грядущих выборов определит противостояние антимигрантов против экологистов
23.01.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Враги человечества готовят нам новый смертельный вирус
Основная повестка Всемирного экономического форума в Давосе – грядущая пандемия
15.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59