В пятницу, 15 декабря, генерал-полковнику казачьих войск, председателю Совета атаманов России, атаману Мещерского войска, бывшему депутату Касимовской городской думы, ветерану боевых действий, постоянному автору и другу «Русской народной линии» Валерию Васильевичу Камшилову исполняется 70 лет.
Мы решили, что никто лучше самого Валерия Васильевича не расскажет о его тернистом, но и промыслительном жизненном пути. И вот в преддверие юбилея корреспондент РНЛ побеседовал с атаманом по телефону. Недавно В.В. Камшилов перенёс две сложные операции. Поэтому наши поздравления юбиляру сегодня должны начинаться и заканчиваться пожеланиями доброго здоровья и многолетия!
Я родился в Москве в рабочем посёлке Кунцево 15 декабря 1953 года. Как любил я говаривать маме: «Сталин скончался 15 марта, а я появился ровно через 9 месяцев – 15 декабря». Так началась моя жизнь.
К сожалению, мама с папой повздорили и разошлись. Так я оказался на малой Родине матери в Касимове Рязанской области в селе Карамышево. До школьного возраста воспитывали меня бабушка и прабабушка. А рос я дворовым мальчишкой.
Село Карамышево, где я жил, было историческим имением русских послов Карамышевых, которых в своё время казаки Ермака убили на Волге, когда те следовали в Персию. За что и попал Ермак в немилость Государя Иоанна Васильевича. А земли самого Ермака были рядом через Оку в десяти километрах от села Карамышево.
Я пошёл в первый класс в 6 лет вместе со своими друзьями «филипком» (есть такой забытый сейчас рассказ Льва Николаевича Толстого «Филипок»). Я очень хотел учиться, поэтому самовольно пошёл в школу, поэтому меня не было в журнале. Сидел я за партой третьим. Так вышло, что сверстники мои вскоре бросили учёбу, ну и я вместе с ними.
Меня крестили в деревне Которово в храме Успения Пресвятой Богородицы в обыкновенном тазу. Много позже я нашёл могилу священника, крестившего меня. Когда я там бываю на Пасху и Рождество, всегда навещаю его могилку, находящуюся за алтарем храма.
Именно бабушка и прабабушка в деревне познакомили меня с храмом и молитвой. До деревни Которово надо было идти 2 километра. Они шли впереди через поля ржи и пшеницы, а мы, малыши, бежали за ними вслед. Помню, как впереди нас мелькали «белые платочки». Мне очень нравилось ходить в храм и причащаться. Так с детства я познал нашу святую Православную Церковь. Иногда бываю в том самом храме. Но батюшка там также болеет, как и я.
Однажды произошёл интересный случай в лесу, о котором тогда даже писали в газетах. Мы поехали с другом за ёлками и заблудились. Целый день мы проблуждали, ели шиповник, вышли на Оку. Благодаря моей бабушке со второго раза нас нашли. Мой товарищ отговаривал меня: «Не откликайся, это волки». Но я его не послушал и откликнулся. И нас нашли…
Кстати, в тех местах, где мы блуждали, бывал будущий архимандрит Кирилл (Павлов) – духовник трёх Патриархов. Поэтому я связываю своё спасение, в том числе и с ним, с его молитвами.
На следующий год я пошёл в первый класс, но уже в Москве.
К сожалению, я так и не видел своего отца, хотя он приезжал к маме. В Москве мы жили с мамой вдвоём, ей было тяжело. Она работала на военном заводе, имела звание Ветеран труда, как участница Великой Отечественной войны (она родилась в 1928 году). Кстати, отца моего в 1944 году призвали на войну. Так что родители мои – боевые.
Живя в Москве, я никогда не прерывал связь с моей любимой деревней – каждое лето я уезжал туда на три месяца, где «занимался трудотерапией». От деревни до Касимова было 7 километров. Я вставал рано утром, мне давали молоко, и я на велосипеде вёз его в Касимов на продажу. У меня как у ребёнка брали не по 28 копеек за литр, а по 32 копейки. После я шёл в столовую, кушал котлету, затем закупал продукты домой: хлеб, сахар, крупы. И на велосипеде «Орлёнок» возвращался в деревню. В обед пололи и окучивали картошку, собирали и сушили шиповник на продажу. И только вечером я с друзьями выходил погулять.
Так проходила моя жизнь вплоть до 8 класса.
После школы я поступил в Архитектурно-строительный техникум. И ныне его навещаю – связь не теряю. Закончил техникум почти с отличием и по распределению был направлен на строительство знаменитого «Белого дома» – ныне Дома правительства России. А в 1972 году его строили как Дом правительства РСФСР.
Во время учёбы в техникуме я женился, у меня родился сын, которого мы (жена тоже была учащейся техникума) иногда привозили с собой на занятия. Вот так прошла моя студенческая жизнь.
Все 4 года учёбы я постоянно бывал в строительных отрядах. В первый раз – в 1970 году – я оказался в Приднестровье. А там вспыхнула холера, и мы пешком пытались от неё уйти. Помню посадку людей в поезд. Как в годы войны. Всем дали несколько дней, чтобы могли уехать. Также бывал в Казахстане и в других местах нашей Родины. Так что «моя трудотерапия» никогда не прекращалась.
Семья наша православная. Моя прабабушка Тукмакова Елена Фёдоровна была 1886 года рождения. Мои предки до 6 колена ходили на богослужения в Богоявленский собор в Елохово – главный собор после Храма Христа Спасителя. Я и ныне хожу туда на службы. Сызмальства я в Церкви, по мере возможности исповедуюсь и причащаюсь…
В 1973 году я был призван в ряды советской армии. Отслужив два года, пошёл работать в строительный комплекс Москвы. Ещё в стройотряде я начинал каменщиком, потом работал прорабом, был начальником участка, а потом стал директором предприятия…
А в конце 80-х я стал заниматься восстановлением казачества. Это с той поры моя главная и последняя жизненная стезя.
В 1991 году я был у Белого дома со своими казаками. Мы помнили, как большевики организовали геноцид казачества, поэтому во время ГКЧП я был в первых рядах противников, возглавлял сотню. В 1993 году я тоже был у Белого дома, но тогда в гражданском противостоянии я не принял ничью сторону. С казачьим подразделением мы выносили раненных и убитых.
За период с 1991 по 1993 годы я с казаками уже прошёл несколько «горячих точек». Были мы в Приднестровье и Абхазии. В конце 1992 года поехали (как «ансамбль песни и пляски») в Боснию и Герцеговину. Там, под Сараево, наше казачье подразделение воевало, защищая братьев-сербов. Я бросил свой бизнес и пошёл добровольцем на войну.
В 1993 году как активный лидер казачества я был избран начальником главного штаба Союза казачьих войск России и зарубежья. Это первая тогда единственная международная русская казачья структура. Довелось побывать во многих странах.
В 1994 году я посетил США. Когда бывал за границей, всегда начинал свой путь с отдания памяти предкам, с посещения храмов и кладбищ. Поэтому и в США отправился на кладбище, где были захоронены казаки. Кстати, меня свозили священники из РПЦЗ поклониться праху Антона Ивановича Деникина. В то время и родилась мысль перезахоронить его останки на Родине, что и свершилось. В 2005 году я участвовал в его перезахоронении. Будучи в Харбине, я объехал могилы наших воинов, павших в Русско-японской войне.
В должности начальника главного штаба я подружился со знаменитым русским скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым. Началось с того, что когда мы устанавливали памятник преподобному Сергию Радонежскому, власти … арестовали памятник на год. Воистину, не ведали, что творили. Памятник всё-таки поставили к тысячелетию Крещения Руси.
Мы продолжили дружить с Клыковым, помогали ему устанавливать памятники. Важная веха жизни – первый памятник Императору Николаю Второму в Тайнинском к столетию коронации Государя. Тогда Клыков посоветовал мне пройти крестным ходом из Ипатьевского монастыря, что мы, казаки, и сделали. Помню, как заходили в Троице-Сергиеву лавру с иконой Императора Николая Второго под звон колоколов. А тогда он был канонизирован только РПЦЗ (в 1981 году), РПЦ канонизировала Царскую Семью только в 2000 году.
Первоначально памятник Николаю Второму хотели поставить в другом месте – на Боровицком горке у Кремля, там, где сейчас стоит памятник Крестителю Руси Равноапостольному Владимиру. Огорчились, не получив разрешения. Но теперь я понимаю, что это был Промысл Божий, чтобы сохранилось место для памятника князю Владимиру.
Мы с казаками принимали активное участие в проекте Вячеслава Михайловича Клыкова по установке по всей великой России, странам СНГ и зарубежом Столпов Земли Русской. Мы установили более двухсот памятников и памятных крестов приблизительно в 60-ти регионах. Мы устанавливали поклонные кресты на въездах в города Украины, чтобы Господь оберегал.
Такая была бурная жизнедеятельность в 90-е годы прошлого века и в начале нынешнего. Постоянно в самолётах, поездах, машинах. Только в Хабаровске я был тогда десять раз.
Будучи в США и Канаде, я встречался с тогдашним Перовиерархом митрополитом Виталием (Устиновым). Мы подолгу долго с ним беседовали, один раз около пяти часов. Он был яростным противником Московского Патриархата, но я старался его переубедить. Надеюсь, что наши тогдашние беседы внесли свою лепту в воссоединение Русской Православной Церкви с Зарубежной Церковью.
Для этого исторического события В.М. Клыков создал памятник «Воссоединение», посвящённый Патриарху Алексию II и первоиерарху РПЦЗ митрополиту Лавру. Памятник установили на территории монастыря Коренная пустынь в Курской области. А его копию в США в монастыре в Джорданвилле, где я, кстати, тоже был…
Мы хотели установить в городе Касимов (ранее Городец Мещерский) памятник Великому князю Юрию Долгорукому, который считается основателем города. Но сделать это не удалось.
А вот памятник святому благоверному Великому князю Александру Невскому поставили. В конце минувшего года Касимовский историко-культурный музей-заповедник получил ответ на свой запрос от директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА) В.А. Аракчеева. Музейщики попросили дать пояснение по поводу двух вопросов, вызывающих до сих пор споры. Можно ли считать датой основания города Касимова 1152 год или всё-таки 1015 год, когда, как предполагается, жители были крещены святым князем-страстотерпцем Глебом Владимировичем? Есть ли основания считать местом кончины святого благоверного князя Александра Невского Городец Мещерский, а не Городец на Волге? И ответ эксперта был положительным.
Кстати, к столетнему юбилею архимандрита Кирилла (Павлова) на здании Касимовского техникума, где он учился, мы открыли памятную доску. Сейчас рассматриваем проект памятника подвижнику православия...
Что еще интересного поведать? Я совершил две экспедиции со знаменитым путешественником Валентином Ефремовым на край Отечества – Мыс Дежнёва. А в 2023 году мы осуществили проект путешествия на Чукотку по пути прп. Германа Аляскинского, уроженца Рязанской земли.
Казак должен быть монархистом. Поэтому многое в моей деятельности было связано с идеей монархии. С В.М. Клыковым мы провели четыре Земских собора. В 1996 году по моему предложению прошёл Первый собор в Новочеркасске – столице казачества. Затем были – Невский собор в Санкт-Петербурге, Крымский в Севастополе и на родине Клыкова – Курский. Я был и остаюсь сторонником монархии, всегда ратую за возрождение монархии. Это – единственный легитимный орган в России. Кстати, монархия по духу у нас всегда была – что в советское время, что теперь.
Я благодарен Богу, что я в своё время подружился с Вячеславом Михайловичем Клыковым. Я чту его память, бываю на его могиле в день кончины моего друга. Мы регулярно устраиваем вечера памяти в день его рождения.
В заключение хочу отметить, что совместно с В.М. Клыковым в своё время мы установили поклонный крест на стыке границ трёх областей: России (Брянская область), Белоруссии (Гомельская область) и Украины (Черниговская область). Я свято верю, что триединый русский славянский народ ещё объединится. Несмотря на нынешние наши неурядицы и войну. Это было одной из главных наших целей. Остаётся и теперь. А еще я мечтаю об объединении русского казачества – реестрового и общественного – в единый русский казачий кулак. На благо нашей Матушки-России!