Общероссийский Крестный ход: миссия исполнена

Глава Миссионерского синодального отдела епископ Луховицкий Евфимий о шествии по России с копией Годеновского Креста

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Проблемы церковной жизни  Основы православной культуры 
0
516
Время на чтение 16 минут
Фото: Глеба Ефремова

19 ноября 2023 г. в Москве, в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, Патриаршим богослужением завершился Общероссийский миссионерский крестный ход в память 600-летия явления Креста Господня на Сахотском болоте.

Крестный ход по всей России с полноразмерной копией Годеновского Креста, прочертивший на теле страны огромное крестное знамение – от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока, стал поистине историческим событием. Сотни тысяч соотечественников приложились с молитвой ко Кресту Господню, объединившись через бескрайние просторы нашего Отечества в одном духовном порыве. Миллионы людей узнали о такой общеправославной святыне, как небоявленный Годеновский Крест. Дерзновенный, масштабный миссионерский проект благодаря подвижническим трудам его организаторов и команды крестоходцев, а также явной Божией помощи, прошел без сбоев и, что называется, «на высокой ноте».

Беседуем с главным его организатором и идейным вдохновителем – председателем Синодального миссионерского отдела и Православного миссионерского общества имени свт. Иннокентия Московского, наместником московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, епископом Луховицким Евфимием.

Какова была Ваша первая встреча с Годеновским Крестом?

– Я узнал о Годеновском Кресте еще в начале «нулевых», когда посещал Ярославскую епархию по линии Учебного комитета. Мне рассказал об этой святыне тогдашний правящий архиерей владыка Кирилл – нынешний митрополит Казанский и Татарстанский. Тогда я впервые приложился к этому Кресту, и, если честно, на долгое время забыл об этой святыне. О знаменательных событиях, связанных с его явлением, я тогда еще не знал. Глубже узнал об этом, по большому счету, лишь в этом году, когда стартовала подготовка к Крестному ходу.

Вы изначально нацелились пройти по всей России именно с Годеновским Крестом?

– Изначально мы договорились с генеральным директором телеканала «Спас» Борисом Корчевниковым, что сделаем общероссийский крестный ход в режиме телемарафона – с регулярными репортажами и выходами в прямой эфир, с тем чтобы вся аудитория «Спаса» могла наблюдать за ним наблюдать. Стали думать, с какой святыней можно было бы организовать такой крестный ход, – поначалу было много дискуссий по этому вопросу, и тут случайно наткнулись на информацию о 600-летии явления Креста Господня на Сахотском болоте. Я среагировал сначала именно на юбилейную дату: с точки зрения массовых мероприятий, это всегда выигрышно. Мы ведь часто сегодня обсуждаем как вести миссию среди широкой аудитории, как находить путь к сердцам людей. Наша задача заключалась в том, чтобы донести до максимального количества людей нужные смыслы. И такие вещи, как дата с двумя нулями, красивая картинка – карта Россия, осеняемая крестным знамением, – всегда имеют большое значение. Это то, что облегчает простому народу восприятие сути проекта. Аудитория у такого правильно поданного миссионерского проекта будет на порядок больше, чем у богословских лекций. В случае с юбилеем явления Годеновского Креста все сошлось в одной точке.

Я ближе познакомился с историей явления Креста, узнал, что вокруг этой истории создана очень интересная историософская концепция, и тогда пришло решение – надо идти с Годеновским Крестом. Сперва, конечно, хотели с оригиналом, но игуменья- хранительница святыни, матушка Евстолия, сразу же нам объяснила, что это исключено, а времени на изготовление копии у нас не было. В общем, возникли некоторые затруднения…

Но во время юбилейных торжеств, которые проходили в Годенове 10-11 июня, владыка Феоктист на всенощном бдении в строящемся храме Софии – Премудрости Божьей мне вдруг говорит: «завтра после Литургии я передаю тебе Крест, который матушка Евстолия решила подарить Православному миссионерскому обществу». Речь шла об уже готовой и освященной полноразмерной копии Годеновского Креста, предназначенной другому «получателю». Для меня это стало полной неожиданностью. Но я сразу понял, что вот это и есть Божие Произволение, и теперь все становится очень серьезно – дороги назад нет.

Идею крестообразного маршрута Вы сразу придумали?

– Москва, как известно, не сразу строилась. Сперва планировали обойти Россию по периметру. Когда начали изучать этот вариант, выяснилось, что он слишком сложен. Нужно было бы идти по Севморпути, договариваться с целом рядом государственных ведомств, с военными. Кроме всего прочего, такой путь занял бы несравнимо больше времени и потребовал бы гораздо более существенных материальных затрат. Поэтому отчасти по «логистической необходимости» родилась идея идти по стране «крестом». И идти, то есть, ехать просто: одна машина с прицепом для Креста. Брендировать их картой и символикой крестного хода, как опытный телевизионщик предложил Борис Корчевников.

Машина была монастырской, прицеп докупили. Команда, сопровождавшая Крест, состояла из волонтеров, сотрудников нашего отдела и съемочной группы «Спаса».

Удивляет точность расчета маршрута. Как Вы его так смогли рассчитать, владыка: на компьютере или с Божьей помощью?

– Скорее, второе. Сначала составили предварительный план с учетом средней скорости движения автомобиля. Что касается дат, то отталкивались мы от концовки пути во Владивостоке, приурочив финал к празднованию Дня народного единства и дня памяти Казанской иконы Божией Матери. Завершить объединяющий по своей задаче крестный ход в этот день для нас было принципиально важно.

Конечно, проведение этого крестного хода потребовало большого напряжения сил. Особенно под конец маршрута все происходило на пределе человеческих возможностей. Только представьте – два месяца постоянные, порой тысячекилометровые переезды, минимум сна, еда на ходу. И в каждом городе службы, встречи, общение. Каждый раз все новое: новая епархия, новое духовенство, новый часовой пояс – все менялось, как в калейдоскопе... Кроме того больше двух месяцев сложно удерживать внимание большой телеаудитории – это уже нам подсказали опытные сотрудники телеканала «Спас».

То есть мы вышли на оптимальный вариант. А то, что Крестный ход попадал в городах на большие православные праздники мы рассчитали лишь частично. Остальное Бог управил… Как и то, что во время прохождения всего маршрута не было ни одной серьезной накладки, например, серьезной поломки машины в отсутствие автосервисов где-нибудь в безлюдной бурятской степи, ни одного ДТП или серьезного заболевания члена сопровождающей команды… Даже достаточно неприятная поломка за 30 километров до Владивостока (отвалилась педаль газа) не остановила наше движение – героическая команда смогла дотянуть до конечной точки. В итоге – мы прошли весь намеченный график день в день, даже можно сказать – час в час. И это, безусловно, следует назвать чудом Божиим.

Погода тоже сопутствовала…

– Можно счесть совпадением, но весь крестный ход в самых разных регионах нас сопровождала сухая, теплая, солнечная погода. Ни дождинки не упало на нас! Что для некоторых мест в это календарное время – удивительная редкость.

Остались, наверное, города «обиженные» тем, что Крестный ход их миновал…

– Мы никого не хотели обидеть. Просто физически мы не могли бы посетить все – даже крупные города – наше шествие по стране растянулось бы, наверное, на несколько лет… Поскольку крестный ход широко освещался центральными и местными СМИ, все соотечественники могли чувствовать свою причастность к нему как к общему делу. Многие впервые узнали о существовании такой святыни, о ее значении. И многие из них теперь наверняка будут приезжать в Годеново, чтобы поклониться чудесно явленному Кресту Господню. А где-то в епархиях теперь появятся свои копии Годеновского Креста – так, во Владивостоке родилась идея по итогам этого крестного хода установить четыре копии Креста по четырем географическим рубежам России.

А по завершении торжеств в Москве мы практически сразу везем Крест по просьбе митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в Республику Марий Эл. Там сложилась непростая ситуация с язычеством. Думаю, что подобных – уже локальных поездок – еще будет немало.

Владыка, а сколько Вы сами посетили городов во время этого крестного хода?

– Семнадцать. То есть, примерно две трети из всех городов маршрута. Я был в Мурманске, прошел от Белгорода через Донбасс до Севастополя, затем посетил Минск, Тулу и Казань. Завершающий этап: Красноярск, Иркутск, Чита, Благовещенск, Хабаровск и Владивосток, я тоже полностью прошел с крестным ходом.

Заметили ли Вы какие-то нюансы в отношение вашей крестной миссии в разных регионах?

– Где-то приходило в храм чуть больше народу, где-то чуть меньше – это зависело еще от общего количества народонаселения. Массовое скопление людей наблюдалось в Санкт-Петербурге, в Белгороде, в Новосибирске. Могу сказать одно: везде встречали нас очень тепло. Совершенно, особое отношение к Годеновскому Кресту было, конечно, на Донбассе. Люди, живущие в непосредственной близости от театра военных действий, буквально рядом со смертью, подвергаясь ежедневной опасности, и верят, и молятся несколько по-другому…Мы это видели и чувствовали.

Вы ехали по Донбассу на том же автомобиле? Каковы вообще были особенности Крестного хода там?

– Нет, автомобиль с символикой крестного хода из Белгорода сразу пошел объездным путем в Крым – на Донбассе он бы привлекал ненужное внимание дронов-наводчиков. Нам на этом отрезке маршрута сильно помогли наши друзья из правительства ДНР. Дали необходимое сопровождение, максимально обеспечили безопасность нашего движения. Ехали по ночам, та как Крест стоял в храмах допоздна.

В Макеевке я видел в репортаже очередь из людей в храм ко Кресту стояла на улице. Мог быть обстрел…

– Бог миловал. И нас, и тех, кто пришел поклониться Кресту. По рекомендации больше одного дня в городе не задерживались. Режим, получился изматывающий, но так было безопасней. А в Симферополе, куда мы приехали из Бердянска, узнал, что на Запорожском участке фронта во время пребывания Креста вдруг воцарилась полная тишина – от чего там уже отвыкли. В Севастополе же буквально за день до нашего приезда вражеская ракета поразила штаб Черноморского флота – к счастью, потери от этого прилета были минимальными. При этом, как известно, после возникшего в здании штаба пожара чудесным образом уцелела лишь икона святого праведного воина Федора Ушакова. Мы отслужили перед ней молебен.

Этот крестный ход стал, если можно так выразиться, мощным «духовным посевом». Как Вы думаете, взойдут ли – и как именно зерна этой «посевной»?

– В духовной жизни за редким исключением не бывает быстрого зримого эффекта. Зерна всходят годами и десятилетиями. Эта миссионерская акция была предпринята для того, чтобы как-то взбодрить наш народ, напомнить о его духовном предназначении. Главная мысль, которую я часто повторял на проповеди: почему и зачем нам этот Крест был дан вообще?

Это тот крест, который Господь возложил на нашу страну и народ – крест хранения и распространения православной веры. Вот в чем духовная задача русского народа. Если мы идем по этому пути – нам сопутствуют Помощь Божия и Господне благословение. Если от него уклоняемся, то никакие наши военные силы и природные ресурсы нас не спасают – у нас все валится, рушиться, почва уходит из под ног.

Мы же это уже не раз проходили в прошлом столетии! А сейчас опять пришли к тому же. У нас тридцать последних лет проводился либеральный эксперимент, насаждались капиталистические порядки, либеральные «ценности» – ничего не приживается... Народ отторгает эти псевдоценности, чувствует неправду этих капиталистических отношений, культа личного успеха, приоритета материального над духовным. Русский народ самой глубиной народной души своей взыскует Правды Божией. И наш крестный ход – он как раз об этом...

Можете ли Вы сказать что эта миссия удалась – хотя бы по первым впечатлениям?

– Я скажу, что действительность превзошла все наши ожидания. Хотя я и стоял у истоков этого проекта, но старался не загадывать вперед насчет народной реакции на него, не питать иллюзий – как будет, так будет. Но то, с какой верой и надеждой люди по всей стране устремились к Кресту, как искренне радовались нашему приезду стало и для меня, и для Бориса Корчевникова, и для всех организаторов и участников крестного хода большим откровением. После репортажей «Спаса» и новостных выпусков федеральных и региональных СМИ о нем узнали миллионы соотечественников. Такой широкий «посев» не может оказаться бесплодным...

Можно ли говорить и надеяться, что Годеново – с его Небоявленным Крестом, перенесенном шесть веков назад на Русь из Византии, с его строящимся сейчас соборным храмом Софии – Премудрости Божией становится своеобразной «точкой духовной» сборки России?

– Безусловно. Меня самого поразили все эти смыслы и связи явления Годеновского Креста и византийского наследия, которое матушка Евстолия сейчас материализует в храме – уменьшенной копии Айя-Софии. Это грандиозное дело, и я не сомневаюсь, что оно будет завершено. К нему уже привлечено внимание значительной части нашего общества, включая первых лиц. Можно с уверенностью сказать, что «Годеновский проект» в целом уже перешел с уровня локального, епархиального на уровень общецерковный. И в этом тоже заключалось значение проведенного нами крестного хода.

Станет ли все это вместе каким-то «духовным толчком», поворотным моментом к долгожданному единению русского народа, возвращению его к своей исторической миссии?

– Мы на это надеемся, с этой целью и проводили крестный ход с Годеновским Крестом. Это мероприятие не для отчета, не для галочки, ставились именно вот такие высокие цели. Мы постарались донести до соотечественников глубокие смыслы чудесного явления Креста Господня в глухом уголке тогдашнего Ростовского княжества, его значение для всех православных.

А удастся ли совершить такой духовный поворот, о котором Вы говорите, зависит уже от всего нашего народа. Этот крестный ход реально на наших глазах сплотил разные силы в нашей стране: церковные, общественные, государственные, журналистские. И они объединились именно вокруг Креста Христова. Осуществить этот проект мы смогли именно вместе: если бы выпало одно звено – вся конструкция рассыпалась бы. Важно, что и гражданские власти на местах оказывали нам содействие. Причем, чем дальше продвигался ход, тем более они считали своим долгом помогать нам в практических вопросах.

Окончание Общероссийского крестного хода во Владивостоке на Казанскую практически совпало с чудесным возвращением чтимого образа Казанской Божией Матери. Бывают ли такие «случайности»?

– Когда я узнал об этом, находясь во Владивостоке, то поначалу, признаюсь, просто не поверил – настолько невероятным показалось это сообщение. Это событие еще заслуживает отдельного осмысления. Но человеку верующему ясно одно: просто так таких совпадений не бывает. Мы видим явный Промысл Божий. Наши святыни собираются воедино – это знак русскому народу.

Какова дальнейшая миссионерская судьба копии Годеновского Креста, подаренного возглавляемому Вами Православному миссионерскому обществу? Он ведь теперь после такого мощного крестного хода стал уже «намоленной» святыней?

– Совершенно верно. И стертые ступни Христа тому свидетельство – мы их, конечно, не будем заново расписывать. Этот Крест станет главной святыней Православного миссионерского общества и будет находиться в свт. Николая Мирликийского на Новой Слободе (храм Синодального миссионерского отдела), поскольку он должен объединить вокруг себя православных миссионеров. Он – серьезный аргумент в спорах о том, как нужно вести сегодня православную миссию, на что делать упор. Некоторые считают, что на работу в интернете, внутри молодежных субкультур. Безусловно, ее нужно вести и здесь, и там. Но главный символ и орудие православной миссии – это именно Крест Господень, «слово крестное», по Апостолу Павлу, а не просто пересказ библейских сюжетов. Это – самый центр, сердце христианского свидетельства. Мы верим во Христа распятого и воскресшего, без распятия нет Воскресения.

Аминь. И огромное спасибо, владыка, Вам и всей вашей команде за настоящий миссионерский подвиг! Как гласит русская пословица: «посей добрым зерном — соберешь хлеб бугром». Будем молиться о добром урожае на ниве Господней!

Беседовал член Союза писателей России Андрей Самохин

Фото Глеба Ефремова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Евфимий (Моисеев)
«Идеология социального традиционализма».
Обсуждение доклада А.В. Щипкова. Часть 2
13.07.2023
Духовное послание святых Кирилла и Мефодия
По прошествии 1160 лет со времени Моравской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Россия вновь ищет ключ к расшифровке их духовного послания
24.05.2023
Все статьи Епископ Евфимий (Моисеев)
Андрей Самохин
Возвращение к корням
О корнесловии
07.11.2024
«Педагогика возвращения к истинной сути вещей»
В Переславской православной гимназии прошёл семинар «Корнесловно-смысловой подход к воспитанию и обучению детей»
28.10.2024
Все статьи Андрей Самохин
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Путь России — собирание народов и земель»
Ответ на статью Андрея Сошенко «Какова ваша позиция, депутат Затулин?»
21.11.2024
«Время и бремя Русского Предстоятеля»: К 78-летию
Святейшего Патриарха Кирилла
21.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
21.11.2024 20:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07