19 ноября 2023 г. в Москве, в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, Патриаршим богослужением завершился Общероссийский миссионерский крестный ход в память 600-летия явления Креста Господня на Сахотском болоте.
Крестный ход по всей России с полноразмерной копией Годеновского Креста, прочертивший на теле страны огромное крестное знамение – от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока, стал поистине историческим событием. Сотни тысяч соотечественников приложились с молитвой ко Кресту Господню, объединившись через бескрайние просторы нашего Отечества в одном духовном порыве. Миллионы людей узнали о такой общеправославной святыне, как небоявленный Годеновский Крест. Дерзновенный, масштабный миссионерский проект благодаря подвижническим трудам его организаторов и команды крестоходцев, а также явной Божией помощи, прошел без сбоев и, что называется, «на высокой ноте».
Беседуем с главным его организатором и идейным вдохновителем – председателем Синодального миссионерского отдела и Православного миссионерского общества имени свт. Иннокентия Московского, наместником московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, епископом Луховицким Евфимием.
– Какова была Ваша первая встреча с Годеновским Крестом?
– Я узнал о Годеновском Кресте еще в начале «нулевых», когда посещал Ярославскую епархию по линии Учебного комитета. Мне рассказал об этой святыне тогдашний правящий архиерей владыка Кирилл – нынешний митрополит Казанский и Татарстанский. Тогда я впервые приложился к этому Кресту, и, если честно, на долгое время забыл об этой святыне. О знаменательных событиях, связанных с его явлением, я тогда еще не знал. Глубже узнал об этом, по большому счету, лишь в этом году, когда стартовала подготовка к Крестному ходу.
– Вы изначально нацелились пройти по всей России именно с Годеновским Крестом?
– Изначально мы договорились с генеральным директором телеканала «Спас» Борисом Корчевниковым, что сделаем общероссийский крестный ход в режиме телемарафона – с регулярными репортажами и выходами в прямой эфир, с тем чтобы вся аудитория «Спаса» могла наблюдать за ним наблюдать. Стали думать, с какой святыней можно было бы организовать такой крестный ход, – поначалу было много дискуссий по этому вопросу, и тут случайно наткнулись на информацию о 600-летии явления Креста Господня на Сахотском болоте. Я среагировал сначала именно на юбилейную дату: с точки зрения массовых мероприятий, это всегда выигрышно. Мы ведь часто сегодня обсуждаем как вести миссию среди широкой аудитории, как находить путь к сердцам людей. Наша задача заключалась в том, чтобы донести до максимального количества людей нужные смыслы. И такие вещи, как дата с двумя нулями, красивая картинка – карта Россия, осеняемая крестным знамением, – всегда имеют большое значение. Это то, что облегчает простому народу восприятие сути проекта. Аудитория у такого правильно поданного миссионерского проекта будет на порядок больше, чем у богословских лекций. В случае с юбилеем явления Годеновского Креста все сошлось в одной точке.
Я ближе познакомился с историей явления Креста, узнал, что вокруг этой истории создана очень интересная историософская концепция, и тогда пришло решение – надо идти с Годеновским Крестом. Сперва, конечно, хотели с оригиналом, но игуменья- хранительница святыни, матушка Евстолия, сразу же нам объяснила, что это исключено, а времени на изготовление копии у нас не было. В общем, возникли некоторые затруднения…
Но во время юбилейных торжеств, которые проходили в Годенове 10-11 июня, владыка Феоктист на всенощном бдении в строящемся храме Софии – Премудрости Божьей мне вдруг говорит: «завтра после Литургии я передаю тебе Крест, который матушка Евстолия решила подарить Православному миссионерскому обществу». Речь шла об уже готовой и освященной полноразмерной копии Годеновского Креста, предназначенной другому «получателю». Для меня это стало полной неожиданностью. Но я сразу понял, что вот это и есть Божие Произволение, и теперь все становится очень серьезно – дороги назад нет.
– Идею крестообразного маршрута Вы сразу придумали?
– Москва, как известно, не сразу строилась. Сперва планировали обойти Россию по периметру. Когда начали изучать этот вариант, выяснилось, что он слишком сложен. Нужно было бы идти по Севморпути, договариваться с целом рядом государственных ведомств, с военными. Кроме всего прочего, такой путь занял бы несравнимо больше времени и потребовал бы гораздо более существенных материальных затрат. Поэтому отчасти по «логистической необходимости» родилась идея идти по стране «крестом». И идти, то есть, ехать просто: одна машина с прицепом для Креста. Брендировать их картой и символикой крестного хода, как опытный телевизионщик предложил Борис Корчевников.
Машина была монастырской, прицеп докупили. Команда, сопровождавшая Крест, состояла из волонтеров, сотрудников нашего отдела и съемочной группы «Спаса».
– Удивляет точность расчета маршрута. Как Вы его так смогли рассчитать, владыка: на компьютере или с Божьей помощью?
– Скорее, второе. Сначала составили предварительный план с учетом средней скорости движения автомобиля. Что касается дат, то отталкивались мы от концовки пути во Владивостоке, приурочив финал к празднованию Дня народного единства и дня памяти Казанской иконы Божией Матери. Завершить объединяющий по своей задаче крестный ход в этот день для нас было принципиально важно.
Конечно, проведение этого крестного хода потребовало большого напряжения сил. Особенно под конец маршрута все происходило на пределе человеческих возможностей. Только представьте – два месяца постоянные, порой тысячекилометровые переезды, минимум сна, еда на ходу. И в каждом городе службы, встречи, общение. Каждый раз все новое: новая епархия, новое духовенство, новый часовой пояс – все менялось, как в калейдоскопе... Кроме того больше двух месяцев сложно удерживать внимание большой телеаудитории – это уже нам подсказали опытные сотрудники телеканала «Спас».
То есть мы вышли на оптимальный вариант. А то, что Крестный ход попадал в городах на большие православные праздники мы рассчитали лишь частично. Остальное Бог управил… Как и то, что во время прохождения всего маршрута не было ни одной серьезной накладки, например, серьезной поломки машины в отсутствие автосервисов где-нибудь в безлюдной бурятской степи, ни одного ДТП или серьезного заболевания члена сопровождающей команды… Даже достаточно неприятная поломка за 30 километров до Владивостока (отвалилась педаль газа) не остановила наше движение – героическая команда смогла дотянуть до конечной точки. В итоге – мы прошли весь намеченный график день в день, даже можно сказать – час в час. И это, безусловно, следует назвать чудом Божиим.
– Погода тоже сопутствовала…
– Можно счесть совпадением, но весь крестный ход в самых разных регионах нас сопровождала сухая, теплая, солнечная погода. Ни дождинки не упало на нас! Что для некоторых мест в это календарное время – удивительная редкость.
– Остались, наверное, города «обиженные» тем, что Крестный ход их миновал…
– Мы никого не хотели обидеть. Просто физически мы не могли бы посетить все – даже крупные города – наше шествие по стране растянулось бы, наверное, на несколько лет… Поскольку крестный ход широко освещался центральными и местными СМИ, все соотечественники могли чувствовать свою причастность к нему как к общему делу. Многие впервые узнали о существовании такой святыни, о ее значении. И многие из них теперь наверняка будут приезжать в Годеново, чтобы поклониться чудесно явленному Кресту Господню. А где-то в епархиях теперь появятся свои копии Годеновского Креста – так, во Владивостоке родилась идея по итогам этого крестного хода установить четыре копии Креста по четырем географическим рубежам России.
А по завершении торжеств в Москве мы практически сразу везем Крест по просьбе митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в Республику Марий Эл. Там сложилась непростая ситуация с язычеством. Думаю, что подобных – уже локальных поездок – еще будет немало.
– Владыка, а сколько Вы сами посетили городов во время этого крестного хода?
– Семнадцать. То есть, примерно две трети из всех городов маршрута. Я был в Мурманске, прошел от Белгорода через Донбасс до Севастополя, затем посетил Минск, Тулу и Казань. Завершающий этап: Красноярск, Иркутск, Чита, Благовещенск, Хабаровск и Владивосток, я тоже полностью прошел с крестным ходом.
– Заметили ли Вы какие-то нюансы в отношение вашей крестной миссии в разных регионах?
– Где-то приходило в храм чуть больше народу, где-то чуть меньше – это зависело еще от общего количества народонаселения. Массовое скопление людей наблюдалось в Санкт-Петербурге, в Белгороде, в Новосибирске. Могу сказать одно: везде встречали нас очень тепло. Совершенно, особое отношение к Годеновскому Кресту было, конечно, на Донбассе. Люди, живущие в непосредственной близости от театра военных действий, буквально рядом со смертью, подвергаясь ежедневной опасности, и верят, и молятся несколько по-другому…Мы это видели и чувствовали.
– Вы ехали по Донбассу на том же автомобиле? Каковы вообще были особенности Крестного хода там?
– Нет, автомобиль с символикой крестного хода из Белгорода сразу пошел объездным путем в Крым – на Донбассе он бы привлекал ненужное внимание дронов-наводчиков. Нам на этом отрезке маршрута сильно помогли наши друзья из правительства ДНР. Дали необходимое сопровождение, максимально обеспечили безопасность нашего движения. Ехали по ночам, та как Крест стоял в храмах допоздна.
– В Макеевке я видел в репортаже очередь из людей в храм ко Кресту стояла на улице. Мог быть обстрел…
– Бог миловал. И нас, и тех, кто пришел поклониться Кресту. По рекомендации больше одного дня в городе не задерживались. Режим, получился изматывающий, но так было безопасней. А в Симферополе, куда мы приехали из Бердянска, узнал, что на Запорожском участке фронта во время пребывания Креста вдруг воцарилась полная тишина – от чего там уже отвыкли. В Севастополе же буквально за день до нашего приезда вражеская ракета поразила штаб Черноморского флота – к счастью, потери от этого прилета были минимальными. При этом, как известно, после возникшего в здании штаба пожара чудесным образом уцелела лишь икона святого праведного воина Федора Ушакова. Мы отслужили перед ней молебен.
– Этот крестный ход стал, если можно так выразиться, мощным «духовным посевом». Как Вы думаете, взойдут ли – и как именно зерна этой «посевной»?
– В духовной жизни за редким исключением не бывает быстрого зримого эффекта. Зерна всходят годами и десятилетиями. Эта миссионерская акция была предпринята для того, чтобы как-то взбодрить наш народ, напомнить о его духовном предназначении. Главная мысль, которую я часто повторял на проповеди: почему и зачем нам этот Крест был дан вообще?
Это тот крест, который Господь возложил на нашу страну и народ – крест хранения и распространения православной веры. Вот в чем духовная задача русского народа. Если мы идем по этому пути – нам сопутствуют Помощь Божия и Господне благословение. Если от него уклоняемся, то никакие наши военные силы и природные ресурсы нас не спасают – у нас все валится, рушиться, почва уходит из под ног.
Мы же это уже не раз проходили в прошлом столетии! А сейчас опять пришли к тому же. У нас тридцать последних лет проводился либеральный эксперимент, насаждались капиталистические порядки, либеральные «ценности» – ничего не приживается... Народ отторгает эти псевдоценности, чувствует неправду этих капиталистических отношений, культа личного успеха, приоритета материального над духовным. Русский народ самой глубиной народной души своей взыскует Правды Божией. И наш крестный ход – он как раз об этом...
– Можете ли Вы сказать что эта миссия удалась – хотя бы по первым впечатлениям?
– Я скажу, что действительность превзошла все наши ожидания. Хотя я и стоял у истоков этого проекта, но старался не загадывать вперед насчет народной реакции на него, не питать иллюзий – как будет, так будет. Но то, с какой верой и надеждой люди по всей стране устремились к Кресту, как искренне радовались нашему приезду стало и для меня, и для Бориса Корчевникова, и для всех организаторов и участников крестного хода большим откровением. После репортажей «Спаса» и новостных выпусков федеральных и региональных СМИ о нем узнали миллионы соотечественников. Такой широкий «посев» не может оказаться бесплодным...
– Можно ли говорить и надеяться, что Годеново – с его Небоявленным Крестом, перенесенном шесть веков назад на Русь из Византии, с его строящимся сейчас соборным храмом Софии – Премудрости Божией становится своеобразной «точкой духовной» сборки России?
– Безусловно. Меня самого поразили все эти смыслы и связи явления Годеновского Креста и византийского наследия, которое матушка Евстолия сейчас материализует в храме – уменьшенной копии Айя-Софии. Это грандиозное дело, и я не сомневаюсь, что оно будет завершено. К нему уже привлечено внимание значительной части нашего общества, включая первых лиц. Можно с уверенностью сказать, что «Годеновский проект» в целом уже перешел с уровня локального, епархиального на уровень общецерковный. И в этом тоже заключалось значение проведенного нами крестного хода.
– Станет ли все это вместе каким-то «духовным толчком», поворотным моментом к долгожданному единению русского народа, возвращению его к своей исторической миссии?
– Мы на это надеемся, с этой целью и проводили крестный ход с Годеновским Крестом. Это мероприятие не для отчета, не для галочки, ставились именно вот такие высокие цели. Мы постарались донести до соотечественников глубокие смыслы чудесного явления Креста Господня в глухом уголке тогдашнего Ростовского княжества, его значение для всех православных.
А удастся ли совершить такой духовный поворот, о котором Вы говорите, зависит уже от всего нашего народа. Этот крестный ход реально на наших глазах сплотил разные силы в нашей стране: церковные, общественные, государственные, журналистские. И они объединились именно вокруг Креста Христова. Осуществить этот проект мы смогли именно вместе: если бы выпало одно звено – вся конструкция рассыпалась бы. Важно, что и гражданские власти на местах оказывали нам содействие. Причем, чем дальше продвигался ход, тем более они считали своим долгом помогать нам в практических вопросах.
– Окончание Общероссийского крестного хода во Владивостоке на Казанскую практически совпало с чудесным возвращением чтимого образа Казанской Божией Матери. Бывают ли такие «случайности»?
– Когда я узнал об этом, находясь во Владивостоке, то поначалу, признаюсь, просто не поверил – настолько невероятным показалось это сообщение. Это событие еще заслуживает отдельного осмысления. Но человеку верующему ясно одно: просто так таких совпадений не бывает. Мы видим явный Промысл Божий. Наши святыни собираются воедино – это знак русскому народу.
– Какова дальнейшая миссионерская судьба копии Годеновского Креста, подаренного возглавляемому Вами Православному миссионерскому обществу? Он ведь теперь после такого мощного крестного хода стал уже «намоленной» святыней?
– Совершенно верно. И стертые ступни Христа тому свидетельство – мы их, конечно, не будем заново расписывать. Этот Крест станет главной святыней Православного миссионерского общества и будет находиться в свт. Николая Мирликийского на Новой Слободе (храм Синодального миссионерского отдела), поскольку он должен объединить вокруг себя православных миссионеров. Он – серьезный аргумент в спорах о том, как нужно вести сегодня православную миссию, на что делать упор. Некоторые считают, что на работу в интернете, внутри молодежных субкультур. Безусловно, ее нужно вести и здесь, и там. Но главный символ и орудие православной миссии – это именно Крест Господень, «слово крестное», по Апостолу Павлу, а не просто пересказ библейских сюжетов. Это – самый центр, сердце христианского свидетельства. Мы верим во Христа распятого и воскресшего, без распятия нет Воскресения.
– Аминь. И огромное спасибо, владыка, Вам и всей вашей команде за настоящий миссионерский подвиг! Как гласит русская пословица: «посей добрым зерном — соберешь хлеб бугром». Будем молиться о добром урожае на ниве Господней!
Беседовал член Союза писателей России Андрей Самохин
Фото Глеба Ефремова