Род человеческий имеет триединую структуру. Эта структура приведена в книге Бытия, где говорится, что потомки Сима, Хама и Иафета (сыновья Ноя) делятся «по племенам их; по языкам их, в землях их; по народам их» (Быт. 10:31).
Украина – государство украинцев. Так записано в её конституции. А существует ли украинская нация или хотя бы украинский этнос или это всё еще русский субэтнос в свой переломный момент? Это вопрос чрезвычайной важности не только для граждан Украины, но и России.
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к истории возникновения Русской Нации.
Русская нация определилась в истории как минимум в IX веке. Вспомним памятник тысячелетию Руси установленный в Великом Новгороде в 1862 году.
Логос Наций создан по образу и подобию человека, т.е. триединым. Также как человек создан по образу и подобию Божиему (подробно см.: Дверницкий Б.Г. Шестоднев о человеке. СПб., 2008). Личность, сущность и жизненность человека соответствуют этносу, племени и культуре Русской Нации.
Чтобы стать нацией: 1) этнос (народ) должен построить государство, объединившее значительную часть народа; 2) племя иметь единую самобытную религию характерную именно для этого племени (индуизм, конфуцианство и пр.); 3) «язык» иметь единый язык и национальную культуру (искусство, словесность, философию).
Значит атеизм, анархия и бескультурье разрушают нацию в целом и человека в частности.
Каждая нация имеет возможность обрести духовный уровень бытия (существования), ибо все нации являются «зваными» Богом, хотя не все нации становятся избранными.
При князе Владимире русские созрели для обретения себя как нации. У них было единое государство. У них была своя культура. Был общий пантеон богов, которых почитали все племена, входившие в Киевскую Русь. Но эти боги не были своими, а были общеславянскими. Не было, промыслительно, единой религиозной структуры, т.е. церкви. И попытка князя Владимира создать такую структуру не удалась. Так князь Владимир созрел для принятия христианства. И дальше Промысл Божий привел к крещению сначала самого князя, а затем и русского народа. Тем самым через великого князя Владимира осуществилось стремление Русского Народа к единству, которое не могло свершиться через языческие верования. Он сам, будучи олицетворением Нации, чувствовал в себе национальную неполноту, которую и преодолел крестившись.
Почему Крещение Руси произошло при князе Владимире? Святыми отцами сказано, что душа человека по природе христианка. Но, то же, можно сказать и про Народы (Нации). Осознание своей христианской души не пришло ко всем Народам одновременно, хотя апостолы были посланы Христом по всему миру, чтобы пробудить и укрепить это осознание. Семена, брошенные ими, могли взойти и через несколько столетий. Почему мы особо почитаем апостола Андрея? Он донёс Благую Весть до берегов Днепра, а по некоторым данным и до Валаама. Эти семена взошли уже зримо при св. Ольге, и в полноте во времена князя Владимира. Князь Святослав не принял крещение, потому что, как сказал он сам: дружина не поймёт меня. А вот уже ко времени князя Владимира семена «проклюнулись» в сердцах и дружины князя. И Крещение Руси состоялось.
Так мы стали не только званными, но и избранными Богом. И соответственно нам были поставлены цели и задачи в Божественном Домостроительстве. Дана роль в Драме Народов, написанной Творцом. И этим мы были вписаны в вечность, в историческую жизнь вплоть до Второго Пришествия Иисуса Христа. И потому все попытки уничтожить русских и Россию безнадёжны, так как идут против Божественного Домостроительства.
После того как мы стали избранным народом, между Богом и русскими людьми установились особые отношения. Это отмечал Н.В.Гоголь. Он писал: «В лирике наших поэтов есть что-то такое, чего нет у поэтов других наций, именно что-то близкое к библейскому… Верховный источник лиризма – Бог», однако приходят к Нему «одни сознательно, другие бессознательно, потому что русская душа вследствие своей русской природы уже слышит это как-то сама собой, неизвестно почему».
После нашего избранничества небесный мир стал ближе к нам, благодатные стихии как бы спустились на Русскую Землю, мы стали ощущать присутствие благодати Божией, разлитой в природе, включая и человека. Это особенно чувствовал Николай Рубцов.
«Когда душе моей сойдёт успокоение
С высоких, после грез,
Немеркнувших небес».
«Светлый покой опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой, простираясь окрест,
Воды объемлет и душу».
«И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое».
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, главный редактор журнала «Русское самосознание»