6 июня в России, уже традиционно – с 2011 года, отмечается Пушкинский день, быстро ставший одним из любимых праздников россиян. И дело тут уже не столько в любви к самому Поэту, совпадении с началом лета, а скорее в признании себя принадлежностью к Русскому миру, который без Александра Сергеевича Пушкина просто немыслим.
«Мальчик умён и охотник до книжек…» Его не даром, как метко подметил русский писатель и мыслитель Аполлон Григорьев, называют «нашим всё», потому что он хоть и жил в далёкие от нас времена, но прожил типичной жизнью русского человека и стал воплощением всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров. Как многие из нас, он искренне ошибался и заблуждался и так же, поняв и признав это, с не меньшей искренностью и горячностью каялся и старался исправить свою жизнь.
Биография Поэта хорошо известна большинству читателей, но совсем без неё тоже никак нельзя. Итак, напомним, что родился наш национальный гений 6 июня (по новому стилю) в Москве в 1799 году и всю жизнь считал себя, несмотря на очень значительную примесь африканской крови, русским. Происходил он из разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходивших по генеалогической легенде к «мужу честну» Ратше – сподвижнику одного из Киевских князей, живших в XII веке.
Его любовь к России начала проявляться с самых ранних лет буквально через «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Он весьма дорожил своей родословной, посвящая своим неведомым предкам стихи и прозу, видя в них образец истинной «аристократии», древнего рода, честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и потому «гонимого». Не раз он обращался в своём творчестве и к образу своего прадеда по матери Надежды Осиповны — эфиопу Абраму Петровичу Ганнибалу, сначала слуги Петра I, затем его крестника, а позже военного инженера и генерала.
Среди его ближайшей родни также было немало военных, не чуждых творческих занятий и увлечений. Дядя Александра Пушкина Василий Львович и отец Сергей Львович хотя и были людьми сугубо статскими, считались неплохими для своего круга поэтами, издавая сборники стихов, претендовали на звание «светских львов». Имея из многочисленных, умерших во младенчестве братьев и сестёр лишь старшую Ольгу и младшего Льва, маленький Саша сильно привязался к своей няне и кормилице, крепостной крестьянке Арине Родионовне, ставшей для него почти что родной бабушкой, которая была с ним строга. Первой он и обязан привязанностью к русскому народному слову: эпосу, сказкам, былинам, которые впитывал всей своей впечатлительной детской, стремившейся к всему чистому и светлому, душой.
Первые два года его на лето вывозили в родовое псковское имение Михайловское, где находиться прекрасный пушкинский заповедник, а последующие летние месяцы 1805—1810 годов будущий поэт проводил в подмосковном Захарове. Здесь тоже хранят память о Поэте, проводятся Пушкинские праздники и фестивали. Этими детскими воспоминаниями и впечатлениями поэт поделился с нами в цикле своих ранних стихотворений и поэм.
Бабушка Мария Алексеевна писала в письме: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо; редко, когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины…» Как в воду смотрела, угадав мятущийся, непостоянный характер Александра Сергеевича.
От ссылки – до высылки. Шесть следующих лет (1811—1817) Пушкин провёл в Императорском Царскосельском лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Здесь у него впервые появились первые друзья, связь с которыми он сохранил на всю жизнь. Здесь же стали формироваться его взгляды. Надо признаться, вполне в духе тех лет – либеральные и космополитичные. На это повлияли, что он сам признавал, французские поэты и философы XVII—XVIII веков: Вольтер, Руссо, Мольер, с творчеством которых юный Саша познакомился ещё в детстве, тайком читая запрещённые ещё Павловской цензурой книги из библиотеки отца.
Не секрет и то, что среди его приятелей были декабристы – вольнодумцы, участники тайного масонского заговора и государственного переворота. И молодой Пушкин, что он не скрывал, относился к ним с явной симпатией. Свобода без обязательств перед сформировавшимся обществом, которая ставилась во главу угла политически наивной программы декабристов, пленяла молодые, неокрепшие умы, которым казалось, что они живут в страшно закабалённой стране с варварскими законами. Увлечение Западом не оставляли поэта и после окончания лицея.
За пропаганду таких взглядов, критику существующего строя, острые политические эпиграммы в адрес самого Александра Первого и его приближённых, которые расходились в списках – вацапа тогда не было – не могли долго оставаться без наказания даже в куда более демократичных странах. В итоге – ссылка. Увы, не единственная. Вместо Соловков или Петропавловской крепости, что ему вполне «светило», Пушкин получает назначение в Кишинёв, в канцелярию наместника Бессарабской области генерала Ивана Инзова, откуда позже переводится в Одессу. Это долгое путешествие в компании семьи героя Отечественной войны генерала Николая Раевского с посещением Кавказа и Крыма, дало много пищи и творческих находок молодому гению. Тогда он написал поэму «Кавказский пленник», замыслил и сделал наброски «Бахчисарайского фонтана» и романа в стихах «Евгений Онегин», написал цикл «южных стихотворений».
К сожалению, в тот же период Пушкин продолжал своё «подпольное» творчество, едко сыпя эпиграммами на солидных государственных мужей, включая могущественного губернаторов Новороссии, графа Михаила Воронцова, провоцируя ссоры и дуэли. Кроме того, тогда же он написал богохульно-игривую поэму «Гаврилиада», которая получила широкое распространение и достигла царских ушей. Как итог, его вновь ожидает ссылка – на сей раз в псковское Михайловское, под надзор отца и полиции!
Жизнь за Царя! Вопреки ожиданиям, два года, проведённые здесь, стали весьма плодотворными для поэта. Здесь он завершает ряд начатых ранее произведений: известных стихотворений, поэму «Цыгане», народную драму «Борис Годунов», фактически заканчивает «Онегина»; возобновляет работу над автобиографическими записками, пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском им создано около ста произведений. К этому же периоду принадлежит известное лирическое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое его знакомой Анне Керн.
Собственно, Михайловское стало и поворотным пунктом в пересмотре взглядов поэта, переосмысления жизни. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года сюда прибывает нарочный от псковского губернатора с повелением убыть в Москву на высочайшую аудиенцию. В сопровождении фельдъегеря он на следующий день отправляется в первопрестольную, где в то время находился Николай I, сменивший брата на троне после известных событий на Сенатской площади. Уже 8 сентября Пушкин доставлен к Императору.
Беседа Николая I с первым поэтом Империи происходила с глазу на глаз и была очень результативной и показательной. Ему по прекращении ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры. Пушкин признал себя виновным в распространении «пагубного духа», свои прежние ошибки и дал подписку «впредь никаких сочинений без рассмотрения и пропуска оных цензурою не выпускать в публику». Отныне сам Царь изволил быть его цензором – так Пушкин стал «государственником», переменив свои прежние сомнительные, вольнолюбивые взгляды на патриотические и лояльные Царю и Отечеству! Наступил самый плодотворный период жизни и творчества Великого Сына России.
В эти годы у Пушкина возникает интерес к истории России, личности Царя-преобразователя Петра I, которого он оценивает очень высоко. Пётр становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». В рамках этого произведения поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию Пушкина, его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы».
Происходят изменения и в личной жизни поэта, он наконец обретает семью, где вполне счастлив. Одна за другой из-под его пера выходят шедевры: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»), «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), наконец дописан «Евгений Онегин», созданы «Домик в Коломне», «История Пугачёва», «Песни западных славян», повесть «Пиковая дама», поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»…
Пробует он себя и в новом для себя амплуа – редактора. Сначала «Литературной газеты», затем журнала «Современник». Несмотря на преследовавшие его в основном финансовые неудачи, Пушкин до последнего оставался занятым издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя».
Страшен после смерти. Потрясение от современных ему холерных бунтов и их последствий; ужасного по своей жестокости восстания поляков, начавшееся с нападения на безоружных солдат в храме, поставившее Россию на грань войны с Европой, ещё больше способствовали формирования патриотических и лояльных Николаю взглядов Пушкина. Сильная, централизованная власть в этих условиях видится ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения того периода, особенно «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина».
Последние два, написанные по случаю взятия русскими войсками Варшавы, и вызвали неоднозначную реакцию в обществе, привыкшем к другому Пушкину. Но поэт и здесь показал себя, прежде всего, верноподданным сыном России, которую он любил безмерно, в чём клялся в письме к своему приятелю – Петру Чаадаеву, где прямо говорит о крайнем своём нежелании менять отечество и иметь другую русскую историю.
Никогда не бывший врагом какого-либо народа, друживший с польским поэтом Адамом Мицкевичем, он тем не менее не хотел смириться с претензиями поляков на присоединение к Польше литовских, украинских и белорусских земель. А ведь за спиной панов стоял, как и сегодня, Запад и, прежде всего, Франция и Англия. Поэт прекрасно знал это и уже тогда гениально предвидел суть движущих им сил.
Вот что, например, он уже тогда писал об Америке: «С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нетерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстью к комфорту…». Такой Пушкин перестал устраивать не только некоторых его прежних поклонников либеральных взглядов, но и встревожил Запад, поскольку влияние поэта было весьма сильно и там.
Многие современные учёные пушкинисты вполне уверены, что последняя дуэль поэта была спровоцирована именно Западом и являлась, по сути, заказным убийством. Об этом говорят неоспоримые факты. Убийца Поэта – Жорж Дантес имел высоких покровителей, что позволило ему фактически безнаказанно улизнуть на Запад, несмотря на то, что по законам Российской Империи ему грозило суровое наказание. Здесь он, оказавшись без средств к существованию, вдруг сказочно разбогател, сделав головокружительную политическую карьеру, став сенатором при императоре Наполеоне Третьем – одним из инициаторов Крымской войны с Россией.
Не без оснований говорят и о надетой его убийцей – Дантесом под сюртук специально изготовленной защитной кирасе. Стоит обратить внимание и на факт т.н. усыновления престарелым голландским посланником бароном Геккерном молодого красавца Дантеса, к которому питал отнюдь не платонические чувства. Ироничный Пушкин, будучи противником уже тогда набиравших в Европе популярности однополых связей, всячески высмеивал эту «сладкую парочку».
Одним словом, как писал другой наш гений – Михаил Лермонтов: «Погиб Поэт – невольник Чести, пал оклеветанный молвой…». Увы, и тогда кому-то было выгодно запутать обывателя, пустить его по ложному следу, сделав виновником трагедии самого Пушкина с его дикой, африканской ревностью, которая и нашла в итоге свою пулю. Необходимо вернуть Поэту не только имя защитника чести жены, но и борца за честь Родины! Ведь ненависть, питаемая на Западе к России, перекинулась и на него: сегодня на его по сути колонии Украине – Малороссии, где бывал Пушкин, сносят его памятники и переименовывают, названные в честь него улицы. А еще запрещают язык, на котором он писал свои известные на весь мир произведения. Значит, они боятся его, потому, как хладнокровно застреленный на т.н. дуэли, он продолжает быть страшным для них! Вот поэтому мы и отмечаем этот день как настоящий праздник!
Роман Алексеевич Илющенко, публицист, религиовед, ветеран боевых действий
7. Ответ на 6, Русский Сталинист:
6. О патриотизме Пушкина
5. На 2 комментарий
4. Ответ на 2, Константин В.:
Сказанное напоминает мнения некоторых советских пушкинистов, только вывернутые наизнанку. Разве Пушкин не был патриотом до этого? Был, разумеется. И декабристы, так порицаемые ныне, были патриотами ("Недаром в юноше горит любовь к общественному благу!"). А отношения Пушкина с Николаем I не были идиллическими. Александр Сергеевич хотел "истину царям с улыбкой говорить", как Державин Екатерине и Карамзин Александру. К сожалению, самодержец не принял эту заявку. В частности, в отношении Петра Великого их взгляды, как известно, разошлись.Царебожники все вывернули наизнанку. Оказывается царская Россия была идиллическим местом , где народ жил всласть , а пришли злые большевики и устроили бедлам. Только в СССР каждый 4 Герой Советского Союза был украинец. А теперь украинцы самые злые враги России , устраивают теракты . Так за 30 возродили Православию на Украине . Да и православные храмы в СССР там были , а теперь укрофашисты все закроют. Если царебожники такое за 30 лет сделали с Украиной, то что они будут делать в России.
3. Ответ на 1, Сергей:
Значит, они боятся его.
Да - похоже, что именно так.
Если в России продолжится декоммунизация, то похожая судьба ждёт Маяковского, Шолохова, даже Есенина (поэма о Ленине, 26 бакинских комиссаров, да "Анна Снегина" тоже).
2. Замечание
Сказанное напоминает мнения некоторых советских пушкинистов, только вывернутые наизнанку. Разве Пушкин не был патриотом до этого? Был, разумеется. И декабристы, так порицаемые ныне, были патриотами ("Недаром в юноше горит любовь к общественному благу!"). А отношения Пушкина с Николаем I не были идиллическими. Александр Сергеевич хотел "истину царям с улыбкой говорить", как Державин Екатерине и Карамзин Александру. К сожалению, самодержец не принял эту заявку. В частности, в отношении Петра Великого их взгляды, как известно, разошлись.
1.
Значит, они боятся его.
Да - похоже, что именно так.