В рамках замечательного просветительского проекта Издательского совета Русской Православной Церкви – передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ. Тридцатилетие назад город запомнился мне настолько глубинно-азиатски дрёмотным, что ныне узнавался с трудом. Да, внешне всё, кроме природы, по-прежнему очень небогато, незатейливо, самозамкнуто и самодовольно, азиатски самодостаточно, но это внешне, а вот внутренний тонус города изменился – улицы и дворы не просто заполнились-запрудились старенькими праворукими «японцами» и корейскими внедорожниками, и нововозведённые на местах послевоенных бараков бетонно-стеклянные торговые узлы перекрыли ещё весенне сизые сопки, но даже исторические железнодорожные платформы и автовокзал, крохотный аэропорт замерцали и зазвучали вполне европейски, деловито толкуче, где-то даже по грани с суетностью. Более того, этой, нежданной для помнимой глубинной азиатской нуди, напористой жизнеутверждающей энергией запульсировали даже столь эталонно консервативные собрания прихожан и библиотекарей, встречи и беседы с которыми составляли основу фестиваля. Беседы о главном – о смысле жизни.
Что же это за энергия? Откуда вливается и упруго заполняет свежим брожением она древние меха? Да это энергия СВО. Специальная Военная Операция, которая была столь не замечаема в столице до атаки дронов по Кремлю, Рублёвке и Барвихе, уже давно встряхнула провинции, прокатившись пересекающимися волнами от Главного кавказского хребта до Верхоянского, от дельты Кубани до Обской губы, встряхнула от уныния тысячноверстовой забытости и чесоточного зуда региональных интриг древние и молодые города, лесные и степные сёла – СВО вернула смысл жизни каждому гражданину России. Каждому. Смысл его жизни – как мерило достоинства и чести, критерий истинности, важности его убеждений, принципов построения иерархии ценностей. СВО вернула русскому человеку – без раскладки на славян, тюрок, угров, кавказцев и бурят – вернула его богоданное величие, потому что война сводит, связывает неразрывно смысл жизни и смысл смерти человека. Жизнь и смерть на войне равно-осмысленны как для общества, так и для личности. Равно осмысляемы.
От зари до нынешнего заката материалистическая цивилизация своими величайшими умами – от Будды и Сократа, Аристотеля и Конфуция, и до Маркса и Барри Смита искала некоего идеала человека именно через собственный самозамкнутый смысл его, самочеловека, в объяснимом для этого богоотрицании. Затемнение, затмение Богочеловека человекобогом материалистической философией велось во имя некоего абстрактного «блага», высшей удовлетворенности жизнью, которая сегодня понимается как комфорт. Комфорт в совокупном понятии «Запад».
Мы, наследники – или жертвы (кто как себя позиционирует) – воспитания марксистско-ленинским мировоззрением, приучены к восприятию картины вселенной как поля вечного боя, боя всего со всем: материализма и идеализма, марксизма-ленинизма и буржуазной философии, боя межклассового, межнационального, цивилизационно геополитического и боя с дикостью природой. БГТО и ГТО, ДОСААФ, «Зарница», «Ворошиловский стрелок» – неотъемлемая часть нашей юности, и, как всякая часть нашей памяти о своём малолетстве, окрашена восторженностью. Никто никогда не поставит под сомнение, что Великая Отечественная доказала нужность народной подготовки к сражениям, и тысячи и миллионы известных и безвестных героев фронтов и тылов незыблемо навсегда в наших родовых святцах. Но «пламенные революционеры» как образцы для подражания?! Сейчас-то мы уже опытно знаем, что террористы любых политических окрасок – это всё одно отмороженные ублюдки, не поддающиеся романтизации вне уголовной среды, но как же настойчиво их столько лет встраивали в единый ряд с истинными народными героями, равняя Бакунина и Карбышева, Засулич и Космодемьянскую, Павлика Морозова и Марата Казея.
Так неужели СВО возвращает современное российское общество в идейно столь неоднозначное советское прошлое? Опять «вперёд в прошлое»? Мы уже рассуждали-разбирались в статье «Смертию смерть поправ» об опасностях идеологической эклектики, которая естественно или искусственно, рано или поздно, но обязательно приводит к поражению.
Понимания выхода на бой «против чего» без знания «за что» для победы – для самопожертвования для победы – недостаточно. Нет, нет и нет! Принципиально нет: Специальная Военная Операция своей главной целью денацификации прямо преемствует войне Отечественной «с фашисткой силой тёмною». Сегодня подвигами и трудами восполняется строй истинно народных героев, а, главное, важнейшее, сущностное: боями СВО защитники Отечества и революционеры-майданщики разделены на одесную и ошуюю. И нам только нужно понимать: это разделение делается не человеческим разумом, а Божьей волей.
Но Священная война как явление Страшного суда – тема отдельная. Поговорим о ней позже.
А вот почему этот смысл СВО первыми ухватили, схватили-схватились за эту явленность Божией воли именно провинциалы? Почему так одухотворились те, кто, опять же, годы и годы придавливался, принижался-уничижался рекламой телесных благ и комфортности, которые в полноте доступны только тем, кто на «западе», кто сам «запад». Успешный, переублажённый, самодовольный столичный «запад» с экранов ТВ и телефонов, на гастрольных площадях, унижал «пипл» – тех, кто не «вы можете себе это позволить», кто не «бери от жизни всё», не «образ – это всё». И вот додавил, доунижал до чемодана с видом на жительство в Израиле.
СВО вернула смысл жизни каждому гражданину России – от Главного кавказского хребта до Верхоянского, от дельты Кубани до Обской губы, каждому – в древних и молодых городах, лесных и степных сёлах. Смысл его жизни – как мерило достоинства и чести, критерий истинности, важности его убеждений, принципов построения иерархии ценностей. СВО вернула русскому человеку его богоданное величие.
Не перестану цитировать Алексея Фёдоровича (монаха Адроника) Лосева: «Жизнь индивидуума есть жертва. Родина требует жертвы. Сама жизнь Родины – это и есть вечная жертва. … В самом понятии и названии "жертва" слышится нечто возвышенное и волнующее, нечто облагораживающее и героическое. Это потому, что рождает нас не просто "бытие", не просто "материя", не просто "действительность" и "жизнь" – это все нечеловечно, надчеловечно, безлично и отвлеченно, – а рождает нас Родина, та мать и та семья, которые уже сами по себе достойны быть, достойны существования, которые уже сами по себе есть нечто великое и светлое, нечто святое. Веления этой Матери Родины непререкаемы. Жертвы для этой Матери Родины неотвратимы. Бессмысленна жертва какой-то безличной и слепой стихии рода. Но это и не есть жертва. Это – просто бессмыслица, ненужная и бестолковая суматоха рождений и смертей, скука и суета вселенской, но в то же время бессмысленной утробы. Жертва же в честь и во славу Матери Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственно только осмысливает жизнь». – Из статьи «Философия Родины и жертвы».
Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России
1.
События 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, известные также как «Крова́вое воскресе́нье», или «Кра́сное воскресе́нье»[6][7] — разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, имевшего целью вручить императору Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах[8]. Шествие было подготовлено легальной организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» во главе со священником Георгием Гапоном.
Всего за 9 января войсками были произведены залпы на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади.
Вопрос о количестве жертв «Кровавого воскресенья» всегда был предметом разногласий. По официальным правительственным данным, опубликованным 10 января, всего 9 января в больницы Петербурга было доставлено 76 убитых и 233 раненых[124]. Впоследствии эта цифра была уточнена: 96 убитых и 333 раненых, из которых в дальнейшем умерло ещё 34 человека, итого 130 убитых и 299 раненых. Эти цифры были приведены в докладе директора Департамента полиции министру внутренних дел.
А это вообще как нужно квалифицировать ? Разогнали быдло ?