Благодаря Богу и Церкви – Её Синодальному отделу по благотворительности и социальному служению, я уже второй раз за год побывал на Донбассе в качестве добровольца, помогающего местным жителям в ремонте домов (о первой поездке писал здесь). Хотя строитель из меня ещё тот, сама командировка принесла мне, как и в прошлый раз, огромную пользу. Помимо полученных бесценных навыков, усвоенных на донбасских крышах, новых знакомств с близкими по духу людьми, остались впечатления, размышления, которыми и хотел бы поделиться со своими читателями.
Неисполненное обещание. Так я оказался в Волновахе, небольшом городке бывшей Донецкой области, в котором шли серьёзные бои, подробности о которых расскажет всезнающий интернет. Освобожденный в марте 2022 года от ВСУ город серьёзно пострадал, но к моему прибытию в середине сентября 2025 года он выглядел вполне восстановленным с работающими больницами, учебными, воспитательными, образовательными, административными и культурными учреждениями, работающими магазинами, парками и шумным рынком.
В восстановлении города принимали участие два российских региона, ставшими для жителей Волновахи теперь безо всякой лишней агитации братскими: это ХМАО и Челябинская область. В числе построенных их усилиями объектов и Преображенская церковь, которая была почти полностью разрушена. Нынешний белоснежный, светлый и просторный храм воздвигнут на фундаменте прежнего, словно птица Феникс восставшая из пепла. В нём сохранилось несколько икон из прежнего, сгоревшего, в т.ч «Неопалимая Купина»!
Волонтёры каждое воскресение и праздники традиционно регулярно посещают богослужения, а настоятель храма и благочинный местного церковного округа протоиерей Александр Костин частый гость у добровольцев. К его очередному вечернему приезду, мы в специально подготовленном месте разожгли костёр, напекли картошки, заварили чай в котелке. Встреча прошла неформально и разговор получился откровенный и вместе с тем задушевный.
Священник рассказал об истории края, его церковных традициях, поделился своими мыслями о беспокоящих всех событиях, связанных с СВО, и ответил на вопросы. Его взвешенные и меткие замечания достойны того, чтобы пересказать их.
В частности, он выразил твёрдую уверенность, что победить в затянувшемся вооружённом конфликте, в который врагам Православия удалось втянуть, по сути, единый, некогда братский народ, одной силой, невозможно. Ведь война прежде началась в душах и сердцах людей, и уже потом они взялись за оружие. Злорадство, взаимная ненависть, легковерность к слухам и сплетням, эгоизм и шовинизм, равно как и отсутствие глубины веры – вот они корни большой войны, поэтому так важно победить их в себе.
Священник подчеркнул, что, желая зла жителям Украины, мы, прежде всего, убиваем себя. Об этом свидетельствует Евангелие и Сам отказавшийся сойти с креста и отмстить распинавшим Его Спаситель, продолжая молиться о них. Как это понять и принять, ведь всё-таки идёт самая настоящая война, в которую практически втянулась вся Европа, а нам вроде как предлагают по-толстовски подставлять щёки? Отнюдь.
Пока армия России по примеру своих лучших представителей: Святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, непобедимого Александра Суворова выполняет свою тяжёлую, но необходимую, сопряженную с кровью и жертвами работу – уничтожая зло внешнее, народ должен не просто молиться о победе, но и распинаться на кресте своих грехов, ставших косвенной причиной войны. Не все знают печальный факт, что именно Донбасс в единой ещё Украине бил печальные рекорды по абортам, ВИЧ-инфицированным и употреблению алкоголя. Осознание этих грехов, вместе с действенным покаянием в избавлении от этих пороков и страстей, помогло бы, если не избежать войны, то приблизить мир, - уверен батюшка.
Он отметил, что, когда в городе шли тяжёлые бои, а люди сидели по подвалам и погребам, многие молились Богу и давали обет ходить в церковь, если останутся живы и первое время соблюдали обещание. Но вот храм отстроен, но не наполнен, как быть должно. Некоторые из тех, кто не уехал, забыли о своих обещаниях, вернулись к привычной жизни, где Богу нет места. Меньше стало, к сожалению, в храме и военных, хотя в городе их достаточно. Это наводит на печальные мысли в т.ч. о сроках окончания СВО.
С кем же Бог? А одним из примеров такого активного покаяния, самопожертвования о. Александр назвал волонтёрское движение, когда люди из самых разных, в т.ч. отдалённых краёв России и даже мира приезжают в незнакомый им, как правило, ранее Донбасс. Зачем? Чтобы бесплатно потрудиться для неизвестных им ранее людей, которым зачастую просто больше некому помочь. При этом не важна национальность, мировоззрение, политическая позиция пострадавших, или то, чей именно снаряд или мина разворотили им крышу – они, прежде всего, нуждающиеся в помощи несчастные люди!
Жители Донбасса устали не только от войны, но и от многочисленных обещаний, вранья и обмана, но, когда к ним приходят немногословные, ничего не обещающие и не требующие ничего взамен люди, и начинают латать им крышу, это, поверьте, работает лучше всех всяких ярких плакатов и агиток, убеждающих нас что «мы - один народ и одна страна»! Это – важнейший элемент той самой народной дипломатии, на котором любят зарабатывать очки некоторые политики, и который молча без шума и лишней рекламы взяла на себя Церковь, которую так любят обвинять в самых различных грехах в т.ч. в пассивности.
Признаюсь, одним из моих лучших открытий в этой теме стала семья добровольцев из далёкого Магадана: Альберт и Алена, которые регулярно, несколько раз в год приезжают на Донбасс. Алик, на мой взгляд, один из лучших специалистов по крышам, а его супруга прекрасно справляется на кухне, балуя проголодавшихся, но невзыскательных мужчин кулинарными изысками.
Между прочим, они по крови совсем не русские и тем более не украинцы, но разве это не ярчайший, пример той подлинной, всемирной русскости, о которой писал Ф.М.Достоевский. Отрезвляющий, например, тех, кто любит порассуждать о «России для русских» или покричать на Общемосковском крестном ходе: «Мы – Русские, с нами Бог!», вопреки озвученной просьбе Патриарха воздержаться от этого. Бог, на мой взгляд, с такими как Алик и Алёна, преодолевающим несколько раз в год 7000 километров (в одну сторону), неся при этом немалые затраты... Зачем? Для того чтобы латать крыши тем, кто попал в беду на Донбассе!
По данным пресс-службы Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, более чем за два года свыше 1 500 добровольцев-ремонтников съездили на Донбасс. За это время они отремонтировали почти 400 домов в Мариуполе, Ясиноватой, Авдеевке и Донецке.
Война непременно быстрее завершится, когда людей охватит массовый порыв покаяния, самопожертвования и доброделания. Для тех, кто готов начать с себя, и отправиться на Донбасс на вышеописанных условиях, даю контакт: 8 800 70 70 222. Проезд от Москвы и обратно, проживание и питание – бесплатное, за счёт Церкви.
Хорошей иллюстрацией к пониманию, как работает народная дипломатия, которую буквально «крышует» Церковь, может стать пример с хозяйкой дома, где довелось трудиться мне. Елена, судя по говору, украинка, до начала СВО работала комендантом общежития Волновахского лесо-технического колледжа (ВАЛК), который было буквально в 100 метрах от её дома. Она имела хоть и маленькую, но стабильную зарплату, всё было привычно, понятно и предсказуемо. С началом боевых действий в здании колледжа и общаги – бывшей дворянской усадьбы разместились украинские солдаты и однажды сюда что-то прилетело. От него сохранились только стены, а шиферная крыша дома Елены, 1896 года постройки превратилось в решето.
Нетрудно представить чувства этой женщины. И таких как она, пострадавших от обстрелов, в городе – тысячи. Когда жизнь в городе более-менее наладилась, в первую очередь власти оказывали помощь тем, кто буквально лишился крыши над головой, а у Елены она, хоть и дырявая, но была. Правда, по линии Красного креста ей выделили необходимые стройматериалы: доски и профнастил, на этом вся помощь закончилась. Свободных мужских рук у Елены, как и у многих других, не было. Правда, в городе на каждом столбе полным-полно коммерческих предложений о ремонте домов и крыш, но таких денег у женщины по понятным причинам нет. Тогда знакомые и посоветовали обратиться за помощью в церковь.
И вот однажды ей позвонил координатор волонтёрского проекта РПЦ, а вскоре в гости пожаловали четверо вежливых, малоразговорчивых мужчин, которые без долгих разговоров-уговоров взялись за дело. Каждый день, кроме воскресения, они в 8 утра уже были на месте и весело стучали молотками – работа закипела. Кто-то из соседей завидовал ей, кто-то искал подвоха, но спустя две недели она любовалась своей новой, сверкающей на солнце, крышей и пыталась сунуть отложенные на ремонт крыши деньги бригадиру. Бесполезно! Максимум, на что они согласились – приняли в дар пакеты с яблоками, грушами и виноградом, которые в изобилии росли в её саду. А чуть раньше пришла новость, что открылись двери лесотехнического специализированного колледжа, которому два года назад исполнилось 180 лет! Оно разместилось в отремонтированном здании бывшего Волновахского ПТУ.
По заветам Старца. А завершить свои крайние донбасские воспоминания я хотел бы впечатлениями от нашей поездки в ближайшее воскресение в Свято-Васильевский Успенский монастырь, что в селе Николаевка Волновахского района, основанный одним из самых известных пастырей УПЦ МП Зосимой (Сокуром). Это было в далёком 1986 году.
С тех пор на месте полуразрушенного храма без иконостаса и обгоревшего сарая вместо священнического домика, возникли аж два Успенских монастыря: мужской – Свято-Васильевский и женский Свято-Никольский с несколькими храмами и общим количеством более 200 насельников. Последний храм – Успенский – точная копия Московского кремлёвского собора был освящён Патриархом Кириллом в 2009 году в ходе его последнего пастырского визита на Украину.
С тех прошло не так много времени, но мы были шокированы разрушениям, которыми была подвергнута обитель. Их трудно описать и перечислить. Наибольшее впечатление на меня произвел лежавший на земле расплавленный колокол полностью разрушенного и выгоревшего Свято - Васильевского храма; сбитые снарядами и осколками гранитные кресты могил духовенства; и, по сути, новое кладбище, образованное в 2022-24 гг. из трёх десятков свежих могил насельников монастыря, среди которых преобладают пожилые люди, проживавшие в богадельне, основанной на монастырской территории. У большинства из них просто не выдержало сердце.
Монастырь оказался на линии огня вскоре после начала СВО и подвергался варварскому обстрелу ВСУ вплоть до осени 2024, когда наши войска освободив Угледар, отодвинули линию боевого соприкосновения. Нарочно они то делали или нет, сказать трудно, ведь по словам о. Александра, большинство украинских солдат всё же остаются православными. Смысла проклинать их нет, лучше о них помолиться. Что и делают оставшиеся насельники обители. Как заметил один из них – послушник, представившийся Игорем «если раньше они молились невнимательно и рассеянно, то теперь они узнали настоящую молитву – непрестанную, выстраданную, горячую, к которой их и призывал почивший старец».
Все выжившие насельники (около 40 человек) до сих пор ютятся в одном месте: цокольном этаже Успенского собора, ставшего настоящим ковчегом спасения, где круглосуточно читается Псалтирь, прерываемая Богослужениями. Здесь же люди спят, принимают пищу, можно сказать, живут.
Слава Богу, практически неповрежденной сохранилась часовенка, где покоиться сам старец Зосима. Он так любил Божию Матерь, чтил Её всю жизнь и особенно почитал Успение, что Она взяла его к Себе в этот праздник, во время чтения акафиста, в 2002 году.
О. Зосима был прозорливцем и предвидел все развернувшиеся после его праведной кончины события, поэтому завещая хоронить себя поглубже: «чтоб бандеровцы не выкопали». Чем смущал свое окружение, ведь представить это в начале 2000-х было невозможно. Он оставил духовное завещание, в котором обязал всех верных ему духовных чад твёрдо держаться неразрывного союза с Московской Патриархией, не идти ни на какие компромиссы с самозванцами, предвидя раскол Православия на Украине и готовя к этому верующих.
Среди насельников монастыря бытует мнение, что произошедшее с монастырём – есть месть падших духов и раскольников. «Отыграться на Москве им не по зубам, вот они и бьют по нам, ведь сверкающий купол нового Успенского храма, похожий на кремлёвский, был виден издалека», – считает Игорь.
Они верят, что обитель старца Зосимы будет полностью восстановлена, как предсказал любимый батюшка. Куда важнее восстановить человеческие, обожжённые грехом и войной души, за которые так печалился старец. У нас есть возможность поучаствовать в благом, душеспасительном деле. Это можно сделать, например, переведя деньги на счет 2202 2063 5172 6075 Сбербанка, Людмиле Вадимовне Х. (мирское имя матушки Зосимы), которую благословил на это и.о. наместника монастыря о. Евфимий.
Командировка завершилась неожиданно быстро, оставив глубокий след в памяти и твёрдое желание вернуться на ставший ещё ближе Донбасс!
Роман Алексеевич Илющенко, волонтёр РПЦ, религиовед
Фото автора
Храм Преображения Господня (фото с сайта храма)
На крышах Донбасса
Освободителям города
Памятник Герою ДНР Владимиру Жоге, павшему защищая жителей Волновахи
Вид на Успенский храм снаружи
Могила о.Зосимы
Сбитые кресты
Сгоревший колокол
Схархимандрит Зосима (Сокур). Фото из интернета
У костра с батюшкой
Успенский храм изнутри. Вверху видна пробоина от снаряда